Урок Железы внутренней секреции.




Методические особенности использования авторских технологий на уроках биологии. Разработайте урок на примере любой технологии.

«педагогическая технология (от греч. tеchne – искусство, ремесло, наука, хитрость, ловкость и lo￾gos – наука, понятие).

Педагогическая технология – системная совокупность и порядок функционирования всех личностных, инструмен- тальных и методологических средств, используемых для до- стижения педагогических целей (М.В. Кларин).

Педагогическая технология – совокупность психолого- педагогических установок, определяющих специальный на- бор и компоновку форм, методов, способов, приемов, воспитательных средств (Б.Т. Лихачев)..

Структура педагогической технологии состоит из трех частей: концептуальной основы, содержательной части (общие и конкретные цели, содержание учебного материала), технологического процесса (диагностика учебного процесса, организация, методы, формы, деятельность учителя, деятельность учащихся и т. д.).

 

Существует ряд подходов к классификациям педагогических технологий. В настоящее время в обучении биологии целесообразно вычленить три основные группы современных технологий.

1. Личностно ориентированные технологии (модульное об- учение, обучение крупными блоками, здоровьесберегающие технологии, технология педагогической мастерской построе- ния знаний, индивидуально-ориентированная система обуче- ния, гуманно-личностная технология Ш.А. Амонашвили, пе- дагогика сотрудничества, способ диалектического обучения, система Е.Н. Ильина и др.).

2. Технологии на основе активизации и интенсификации деятельности учащихся (игровая деятельность, проблемное обучение, интенсификация обучения на основе схемных и знаковых моделей учебного материала В.Ф. Шаталова и др.).

3. Технологии на основе эффективности управления и ор- ганизации учебного процесса (уровневая дифференциация, индивидуализация обучения, программированное обучение, проектное обучение, коллективный способ обучения А.Г. Ривина, В.К. Дьяченко, групповые способы обучения, мультиме- дийные технологии и др.).

 

В педагогике существует большое количество авторов занимающихся разработкой педагогических технологий: Амоношвили Ш.А., Беспалько В.П., Селевко Г.К., Шаталов В.Ф., Щуркова Н.Е., Якиманская И.С. и др.

Методика Шаталова.

Его система направлена на гармоническое развитие личности ученика, на формирование у школьников постоянного интереса к учению, обеспечивает прочные, глубокие знания, делает радостным труд учителя и обучение школьников.

Основное содержание и структуру системы представляет комплекс звеньев.

Первое звено - предупреждения конфликтности во взаимоотношениях учеников, и особенно учителя и ученика. Вот ее элементы:

1. ученик, заканчивающий свой ответ у доски, обязан терпеливо молчать, пока класс исправляет и дополняет содержание его ответа, т.к. в это время страстным защитником этого ученика становится сам учитель;

2. ученика, который не сразу начал свой ответ, и класс, и учитель ожидают терпеливо и в полной тишине;

3. опоздание ученика на урок никто на самом уроке не разбирает и не делает по этому поводу никаких замечаний.

Второе звено представляет собой комплекс методических приемов и форм повторения учебного материала. По Шаталову, учитель новый учебный год начинает с повторения пройденного в прошлые годы материала.

Третье звено состоит из серии приемов проведения уроков-практикумов, лабораторных работ, упражнений, решений задач и т.п. Эта часть системы имеет четко выраженную практическую направленность. Она имеет гораздо наибольший удельный вес, чем при обычном традиционном обучении биологии. В результате доминирования практической части высвобождается значительная доля учебного времени благодаря более быстрому и экономному изучению теории крупными блоками.

Четвертое звено представлено приемами и формами организации учебного самоуправления класса. Шаталов и его последователи Смело доверяют школьникам определенную часть тех знаний, методических действий, которые по традиции раньше для них были запретными: проверка и оценка знаний по несложному, посильному для них учебному материалу, взаимопроверка и взаимооценка письменных работ, вводный этап урока и т.д. Для этого классы целесообразно разделять на звенья самоуправления, в которых звеньевые сами организуют и проводят консультативную помощь ученикам своего звена, отсутствующим на прошлом уроке, или слабо усвоившим учебный материал.

Пятое звено включает комплекс правил и требований к оценке знаний учащихся на основе принципа открытых перспектив. По системе же Шаталова проверка, оценка и учет знаний вместо журнала проводится при помощи ведомостей открытого учета знаний. Двойка не ставится вообще, вместо нее в ведомости остается пустая клетка ("дырка"). Ученик может, получив консультацию, изучив материал, сдать его на положительную оценку.

Шестое звено включает комплекс приемов и способов использования опорных конспектов.

С методико-педагогической точки зрения Шаталовский опорный конспект, или лист опорных сигналов, представляет собой построенное по строгим правилам и принципам наглядное средство обучения, в котором сжато и кратко изображены основные узлы, вехи учебного материала. Элементарной частью (фрагментом) опорного конспекта является опорный сигнал, представляющий собой определенную часть содержания и объема изучаемого учебного материала. Опорные сигналы, будучи элементарными составными опорного конспекта, разрабатываются, подбираются и создаются с учетом принципов, которых насчитывается больше 20. Это наглядность, структурность, асимметричность блоков, разнообразие опорных сигналов, графическая и цветовая дифференциация (красным цветом обозначается основное, самое главное, определяющее; зеленым - менее существенное), практическая направленность, экономичность, запоминаемость к др.

Значимость заключается и проявляется в том, что каждый ученик, как бы он ни освоил новый учебный материал, Применение же опорных конспектов, конечно, при условии, если они выполняются и осмысливаются самим учеником, позволяет без особых затруднений преодолеть обе эти трудности.

Вторая идея ценности опорного конспекта кроется в том, что при традиционной классической методике проведения урока учитель обычно методом объяснения, рассказа преподносит учащимся новый материал, затем, задавая учащимся вопросы, закрепляет его и в конце урока, нередко, что очень плохо, после звонка дает домашнее задание. Таким образом, до проверки и оценки знаний нового материала на следующем уроке ученик успевает не более двух-трех раз соприкоснуться с новым материалом. Школьная практика, специальные исследования показали, что этого совершенно недостаточно. Можно ли увеличить количество соприкосновений (повторений) нового материала так, чтобы не потерять время, которого обычно и так недостает, и не менее важно, чтобы не надоесть ученикам одним и тем же материалом в результате многократного и одинакового его повторения.

Благодаря урокам по Шаталову столь существенный недостаток можно устранить так:

1) Первое преподнесение ученикам нового учебного материала учитель осуществляет методом подробного рассказа, лекции или беседы с обязательным применением обычных средств наглядности, т.к. опорного конспекта здесь еще нет. На это затрачивается 25-30 минут.

2) В качестве обобщения, выделения сути содержания нового материала учитель вторично, но теперь в сжатом виде преподносит новый материал уже по опорному плакату (увеличенной копии опорного конспекта). На это учитель затрачивает не более 5-6 минут.

3) После сжатого, краткого объяснения учитель проводит пробный опрос нескольких (2-3) учеников по опорному плакату без оценивания.

4) Раздача учащимся копий опорных конспектов и их краткий разбор.

Домашнее задание предусматривает:

5) Раскрашивание опорного конспекта и параллельное осмысливание его содержания.

6) Чтение нового материала учебника и составление творческого конспекта. Их за период учебы составляется по 7 штук по каждому разделу, а всего по предмету - 28.

7) Запоминание опорного конспекта.

Второй урок - проверка и оценка нового учебного материала.

8) Письменное воспроизведение опорного конспекта в специальных тетрадях или альбомах. В это же время проводятся также тихий и магнитофонный опросы.

9) Завершается изучение блока, включающего учебный материал нескольких (2-3) уроков, устными ответами учащихся у доски по опорному плакату.

Таким образом, содержание материала проходит через сознание ученика не три, а девять раз, причем в разных формах. При этом слабо подготовленных учеников проверять и оценивать следует не сразу, а лишь после того, когда и сам ученик, и учитель уже уверены в положительном ответе.

Так, на двух уроках по системе Шаталова можно проработать материал 3-4 уроков.

На втором уроке, акцентирующем внимание учащихся на закрепление нового материала, учащиеся письменно воспроизводят в течение 12-15 минут опорные конспекты. Затем 2-3 "ассистента" (ученика-помощника) собирают и передают учителю раскрытые тетради для опорных конспектов на проверку. Поставленные учителем оценки 2-3 ученика-"учетчика" проставляют в настенную учетную ведомость, вывешенную в кабинете биологии. Для проведения объемной проверки и оценки опорных конспектов учителю целесообразно подключить учащихся старших классов.

Основные особенности методики проведения уроков:

– теоретический материал изучается крупными блоками;

– на уроках используются опорные конспекты;

– предусматривается система разнообразных учебно-тренировочных работ;

– проверка и оценка знаний осуществляются учителем и самими учащимися с помощью различных форм индивидуального, фронтального и группового опроса;

– творческой атмосфере процесса обучения способствует проведение уроков “открытой мысли”, деловых и ролевых игр, составление специальных творческих опорных конспектов.

Рекомендации по составлению таких конспектов выдаются каждому ученику в начале учебного года и наклеиваются на первую страницу тетради с опорными конспектами.

В результате использования метода Шаталова тема “Кожа” (8 класс) изучена на двух уроках (вместо трех по программе пономаревой), основной материал усваивается школьниками в классе, интенсивное повторение и закрепление его приводит к прочности знаний.

При изучении темы «Кожа» На дом школьникам задается самостоятельное составление творческого опорного конспекта по теме “Гигиена кожи и закаливание организма”. Рекомендации по составлению таких конспектов выдаются каждому ученику в начале учебного года и наклеиваются на первую страницу тетради с опорными конспектами. Вот эти рекомендации.

1. Вдумайтесь в название темы конспекта, вспомните материал, изученный на уроках по этой теме.
2. Изучите текст соответствующих параграфов учебника, прочитайте дополнительную литературу по этому вопросу, выделите основные понятия, термины.
3. Составьте план конспекта.
4. Продумайте символику опорных сигналов.
5. Приступая к графическому изображению опорных сигналов, не забывайте о логике изложения материала.
6. Не злоупотребляйте фактическим материалом, иначе конспект получится громоздким и трудным для понимания.
7. Для составления конспекта используйте сначала простой карандаш, и только убедившись, что достигли цели, приступайте к его раскрашиванию. Помните о смысловой нагрузке цвета.
8. Подготовьте устный рассказ по составленному конспекту.

Урок Железы внутренней секреции.

Цель: систематизация предметных знаний, универсальных учебных действий (решение предметных задач) по теме «Железы внутренней секреции». Планируемые результаты образования:

Планируемые результаты.

Предметные:

– научиться характеризовать процессы, составляющие жизненный цикл клетки, фазы митотического деления;

- учиться понимать биологические термины: жизненный цикл клетки, интерфаза, митоз, редупликация, хроматиды, веретено деления, центромеры, размножение;

- умение использовать приобретённые знания для объяснения процессов роста

 

Метапредметные:

1.Познавательные:

– научиться ориентироваться в учебнике, находить и использовать нужную информацию (смысловое чтение);

- учиться строить высказывания;

- перерабатывать, систематизировать информацию и предъявлять ее различными способами;

-умение анализировать,делать выводы,строить логически обоснованные рассуждения;

-выделять главное, обобщать.

 

2.Коммуникативные:

- учиться слушать и понимать речь другого человека

- учиться самостоятельно организовывать учебное взаимодействие при работе в паре, группе, находить общее решение;

- учиться ставить вопросы, выражать свои мысли;

- планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками-умение излагать своё мнение;

- понимать позицию другого;

-осознанно использовать речевые средства;

-корректировать своё мнение;

-уметь работать индивидуально.

3.Регулятивные:

- учиться самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему, определять цель учебной деятельности (формулировка вопроса урока);

- учиться осуществлять самоконтроль.

- учиться планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей; осуществлять контроль.

-учиться работать по плану,выдвигать версии; -

- контролировать и оценивать результаты своей и чужой деятельности, адекватно формулировать в устной и письменной форме

- вносить необходимую коррекцию в процесс деятельности;

-уметь соотносить ранее изученное с новой темой

Познавательные:

- выдвигать гипотезы, их обоснование

- учатся находить в учебниках достоверную информацию;

- строить логически обоснованные рассуждения;

- учатся анализировать, сравнивать, обобщать делать выводы.

 

Личностные:

- осознавать единство и целостность мира, и многообразие взглядов

- постепенно выстраивать собственное целостное мировоззрение;

- личностное самоопределение и смыслообразование.

Это комбинированный урок с повторением по творческим опорным конспектам и изучением новой темы.

Оборудование урока: 1. классная доска; 2. проектор и экран; 3. наглядные материалы: o слайды; o модели: «Головной мозг в продольном разрезе с гипофизом», «Гортань человека», объемная модель – «Почка», «Поджелудочная железа». 4. раздаточный материал: o рабочий лист каждому ученику (см. Приложение №1); o лист ватмана на группу o маркеры, клей, ножницы o бланк с заданием к мини проекту и дополнительной информацией(см. Приложение №2)

Методы обучения, используемые на уроке: с ловесный (рассказ, беседа, объяснение)

Методические приемы: запись на доске, заполнение таблицы, постановка проблемы, беседы, работа по учебнику.

Ход урока

 

Этапы урока, формы и методы контроля Деятельность учителя Деятельность учащихся Формируемые УУД
1.Организацион ный момент (1 мин.). Устный, беседа в группе     Приветствие учителя, проверка готовности, настрой на работу. Личностные: самоопределение. Регулятивные: Умение осуществлять самоконтроль Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками  
2. Этап проверки домашнего задания(6-7 мин.). Устный. Индивидуальный опрос, работа в группах   В начале урока учащиеся раскрывают тетради с домашним заданием – творческим конспектом по теме “Гигиена кожи и закаливание организма”, а учитель вместе с ассистентами быстро просматривает их и отбирает лучшие. Каждому выставляется оценка. Лучшие по исполнению и логике изложения материала конспекты демонстрируются классу через проектор, и авторы раскрывают их содержание.     Самостоятельно выполняют тестовые задания, - участвуют в беседе - находят ошибки, корректируют знания. Познавательные: - перерабатывать, систематизировать информацию и предъявлять ее различными способами -умение анализировать,делать выводы,строить логически обоснованные рассуждения; -выделять главное, обобщать. Регулятивные: -умение работать по плану,выдвигать версии; - контролировать и оценивать результаты своей и чужой деятельности, адекватно формулировать в устной и письменной форме - вносить необходимую коррекцию в процесс деятельности. Коммуникативные: -умение излагать своё мнение; - понимать позицию другого; -осознанно использовать речевые средства; -корректировать своё мнение. Личностные:-осознавать целостность мира и многообразие взглядов.
3.Этап актуализации субъектного опыта учащихся(15мин.). Устный, беседа в группе Актуализация: - Человек может жить без желудка, желчного пузыря, с одним лёгким, одной почкой, с половиной печени, но он умрёт, если удалить маленькую железу – гипофиз, которая весит всего 0,5 г. Всего желёз внутренней секреции около 10, их общая масса – 100 г. - Железы внутренней секреции вырабатывают гормоны в ничтожно малых количествах, например, в сутки человеку требуется 0, 000003 г витамина В, а гормона адреналина – в 1000 раз меньше (15 г хватит на всех людей земного шара) Гормоны очень активны, они сильно изменяют рост и развитие всего организма, регулируют обмен веществ; нехватка или избыток гормонов вызывают болезненные изменения массы и пропорций частей тела (известны случаи, когда масса тела достигала 500- 600 кг) - Почему же железы внутренней секреции называют маленькими органами большого значения? Сообщение темы урока. С помощью глаголов, записанных на доске, учащимся предлагается составить 2 учебные задачи, которые нужно будет решить в ходе урока (узнать, познакомиться, выявить, научиться, раскрыть и др.) Составьте план изучения определенной эндокринной     -Активно слушают Отвечают на проблемный вопрос Формулируют задачи – вопросы, на которые хотели бы получить ответ в ходе урока. Записывают их на рабочих листах. Составляют и записывают план   Регулятивные: -выдвигать версии, проблему в деятельности; -работать по плану, сверяясь с целью; -оценивать степень и способы достижения цели. Познавательные: - выдвигать гипотезы, их обоснование; - строить логически обоснованные рассуждения; - учатся анализировать, сравнивать, обобщать делать выводы. . Коммуникативные: - умение излагать своё мнение, создавать устные; Личностные: - смыслообразование и личностное самоопределение.    
4. Этап изучения нов мат(3-4 мин.). Устный, коллективная работа, индивидуальный опрос       Деление учащихся на 4 группы. Каждая группа получает задание: используя имеющиеся картинки, маркеры, клей, ножницы, листы ватмана, дополнительный материал составить мини-проект по заданному плану и защитить его у доски. Изучить текст раздела 2. Заполнить таблицу в рабочем листе 3. Подготовить аргументированный рассказ по плану: 1. Где находится данная железа в теле человека? 2. Какой гормон выделяет? 3. Признаки гипофункции. 4. Признаки гиперфункции Каждая группа учащихся выполняет работу по презентации одной эндокринной железы. 1 группа – гипофиз 2 группа – щитовидная железа. Пользуясь учебнико и информационными листами (Приложение 1) подготовьте небольшое сообщение. Изучают информацию по определенной железе по учебнику и дополнительному материалу. Из предложенного материала создают групповой проект и защищают его у доски. Фиксируют информацию в тетради Познавательные - учатся находить и использовать нужную информацию. - учатся строить высказывания; - учатся анализировать, сравнивать, обобщать, устанавливать причинно-следственные связи. Коммуникативные: - учатся слушать и понимать речь другого человека. - учатся выражать свои мысли. Регулятивные: - учатся осуществлять взаимоконтроль и коррекцию. Личностные: - осознают единство и целостность мира, - формирование личностного и жизненного самоопределения.
5.Этап закрепления     В заключение на экран проецируется опорный конспект. Закрепляя материал, учитель повторяет его содержание.     Регулятивные: - контроль, оценка, выделение и осознание того, что уже усвоено, умение слушать.
7.Этап информации о домашнем задании. (2 мин.) уметь восстанавливать письменно опорный конспект.   Личностные: - формирование личностного самоопределения   Регулятивные: - ставят самостоятельно учебную задачу на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено, и того, что ещё не известно; - мобилизуют свои силы к волевому усилию, т.е. к выбору преодоления препятствий.
8.Этап подведения итогов учебного занятия (2 мин). Даёт качественную оценку работы класса и отдельных уч-ся. Фиксируют выводы Личностные: - формирование личностного самоопределения.

 

Выступления учащихся (сопровождается слайдовой презентацией), заполнение таблицы: «Роль гормонов в обменных процессах».

Железы Гормоны Воздействие на организм
Норма гиперфункция гипофункция
Гипофиз Ростовые Регулируют рост В молодом возрасте – гигантизм, у взрослых – акромегалия Задерживают рост – карликовость
Щитовидная Тироксин Регулирует обмен веществ. Базедова болезнь (повышается обмен веществ, возбудимость нервной системы, развитие зоба) Микседема (понижается обмен веществ, возбудимость нервной системы, появляется отечность). В молодом возрасте – карликовость и кретинизм
Надпочечники Адреналин Ускоряет работу сердца, сужает кровеносные сосуды, тормозит пищеварение, расщепляет гликоген Учащенное сердцебиение, повышение кровяного давления, особенно при испуге, страхе, гневе Количество регулируется нервной системой, поэтому его недостатка не бывает
Поджелудочная железа Инсулин Регулирует содержание глюкозы в крови, синтез гликогена Шок, судороги, потеря сознания Сахарный диабет, повышается уровень глюкозы в крови, сахар в моче
Половые железы: семенники; яичники Андрогены Эстрогены Влияют на развитие половых признаков, на подготовку и функционирование репродуктивной системы и обменные процессы

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-10-12 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: