Чтобы выстроить цепочку пращуров, нужно понимать порядок назначения клира в 16-18 веках.




Посвящаю моей бабушке

Осиповой (Мальцевой) Александре Александровне

Р о д о с л о в и е. Часть 1. Книга 5-1

Сиземские - пращуры

Г.

Домодедовский район Московской обл.

 

 

Моей прапрабабушкой была Александра Ираклионовна Сиземская, дочь дьячка. Я уже несколько лет веду поиск предков церковно- священнослужителей Сиземских. Это род для меня очень ин­тересен. Он обширен, много священников, есть врачи, учителя, офицеры Императорской армии. Фамилия «Сиземский », как я выяснил, появилась в начале 18-го века.

Поиск предков Сиземских я веду по трём линиям. Это - «Ильичи - Алексеичи », наши прямые предки, «Ивановичи - Никитичи » и «Филипычи ». Ещё одна линия - «Дмитричи » не раскрывается позднее начала 19 века. Связь этих линий долгое время оставалась не понятной. Ли­нии предков «Алексеичей » с «Никитичами » и «Филипычами » у меня не пересекались, но я продолжал «собирать» всех представителей Сиземских. Я ис­кал общего предка, объе­диняющего линии. И нашёл его в исповедных ведо­мостях Во­ло­годского уезда середины 18 века. В этой книге подвожу итоги поисков. Мне помогал вологодский писатель, историк и краевед Дмитрий Александрович Пшеницын.

 

 

Сиземские - пращуры


Без всяких сомнений, пращуры Сиземские происходят из старинного села Сизма или из Сиземской волости, известной с 15 века. Об этом говорит топонимическая фамилия. Весьма вероятно, она полу­чена пращурами в духовных семинарии или учи­лище.

 

Село Сизма было вотчиной Кирилло-Бело­зер­ского монастыря. Современное напи­сание - Сизьма. Все пращуры принадлежали к ду­хов­ному сословию. Изначально, думаю, они были крестьянами, послушниками Кириллова -Белозёрского монастыря.


Мне известны две церкви села Сизьма, где служили Сиземские - предки и пращуры.

Первая - Николаевская церковь в Большой Сизьме упоми­нается с 1460г. Следующая де­ревянная церковь была построена в 1678г. Последняя каменная церковь по­строена в 1870г. Эта церковь сохранилась и возрождена.

 

 

 


 

Вторая - Богородицкая (Богородицерождественская) церковь в Малой Сизьме или Сиземском погосте, сейчас - д. Со­ловарка, из­вестна с 15 века. Последняя каменная была построена в 1780г. Церковь не сохрани­лась.

 

 

 

Возможно, также была Спасская (Спасорождественская) или Рождества Христова Малосиземская церковь. На это указывает историк - краевед Дмитрий Пшеницын. Следов такой церкви не осталось, и в «Церковно-историче­ский атлас Вологодской области», составленный Н.М.Македонской, она не помещена. Мо­жет быть, и была Спасская церковь, а разру­ши­лась или сгорела она ещё в 19-20 веках.

Село Сизма сильно пострадало от погромов, учинённых поляками в 1612г. Оно было разграблено, храмы разрушены, священно- церковнослужители и крестьяне, жители Сизмы, - замучены и убиты. Исторические источники свидетельствуют, что жители Сизмы были сожжены в дере­вян­ной церкви. Село возродилось, и новые храмы в Большой и Ма­лой Сизме строили по­сле набегов польских шаек.

 

Чтобы выстроить цепочку пращуров, нужно понимать порядок назначения клира в 16-18 веках.

Привожу выдержки из книги историка Башнина Н.В. «Постановления и назначения в Во­логодской епархии в 1674 - 1675 годах».

«…В постановлениях Стоглавого Собора 1551 г. изложены требования нравственного ха­рактера, предъявляемые к кандидатам в священный сан - они должны быть «беспорочны, ненапрасно не гневливы, не пияницы, не убийцы, не скверностяжательны, страннолюбцы и боголюбцы, целомудрены, праведны, воздръжательны от всякого зла и от упиваниа, добре сведуща истинный закон…»

Оговариваются также формальные требования к ставлен­никам: «… в попы ставити 30 лет, а в диа­коны – 25 лет. А грамоте бы умели, чтобы могли церковь Божию содержати и детей своих духовных, православных христиан, управити могли по священным правилом…»

«…При­ходское духовенство избиралось приходской общиной. Прихожане составляли мирской приговор об избрании за своими руками и представляли избранного к архиерею для испы­тания и посвящения». Выбор кандидата проводился всей общиной. При избрании в первую очередь учитывались личные качества кандидата…»

В одной из челобитных находим характеристику церковного дьячка Федора Яковлева сына Попова, которого просили поставить во иереи: «…Он человек доброй, в грамоте умеет и смирен, и церковному правилу искусен, и от божественных книг сказателен, и не пьяница, и не зернщик, и не тать, и не разбойник, и не душегубец, и креста на суде не целовывал, и во крестьянех и в боярском дворе в холопях не бывал, и в стрельцах, и в казаках, и в солда­тях не бывал же, и женат первым браком по закону на девице с венчанием, а лет тритцеть и боле…»

В челобитных повторяются аргументы в пользу скорейшего поставления: «…у нас Божия церкви стоит без пения, и боли помирают без святаго причащения, роже­ницы без молитв и младенцы без крещения…»

На решение архиерея челобитчики пытались влиять, сообщая о кандидате, который был неугоден большинству прихожан, дискредитирующие сведения.

Челобитная архиепископу Вологодскому и Белозерскому Симону прихожан церкви Рождества Пресвятой Богородицы с просьбой о служении в храме священника Антипы Иосифова (Ранее 21 июня 1675 г).

«…Государю Преосвященному Симону, архиепископу Вологоцкому и Белоозер­скому, бьют челом Белозерского уезду Кирилова монастыря вотчины Запогосныя волости церкви Рождества Пресвятыя Богородицы и Рождества Иисуса Христа…В прошлом, госу­дарь, во 182-м году маия в 26 день у нашия Божии церкви Рождества Богородицы свяще­ник Андрей Аверкиив судом Божиим помер. И у нас Божия церкви стоит без пения, и боли помирают без святаго причащения, роженицы без молитв и младенцы без крещения. Уми­лостивися, государь Преосвященный Симон, архиепископ Вологоцкий и Белоозер­ский, пожалуй нас, прихоцких крестьянец, благослови к нашей Божией церкви служить свя­щенника Антипу Иосифова и к нам жить. Нам он к Божии церкви годен, и во всем сми­рен, и всем нам, прихоцким крестьяном, люб. А преже сего, государь, дед ево Григо­рей Гаврилов, и отец, и брат ево служили у нас в попех и померли ныне. Он нам, свя­щеник Антипа Иосифов, к Божии церквы служить годен и всем нам люб. Великий свя­титель, государь, смилуйся пожалуй..».

Не все избранные лица получили благословение на поставление от архиепископа.

Приведённые выдержки отражают как правовые аспекты избрания на церковные должности, так и различные обстоятельства и бытовые ситуации, сопутство­вавшие поставлению в 1675 г. Житейски всё объясняется довольно просто. Назначение клира и притча из членов общины или по наследованию места, освобождает приходскую общину от необходимости выделять землю, покосы и строить новые дома для клира, притча.

На основе требований Стоглавого собора 1551г, анализа ревизских сказок 1834г и исповедных ведомостей за 1724, 1745, 1760 и 1810гг делаю предположения и выводы по пращурам.

ГАВО. Ф.496. Оп.19. Исповедные ведомости церкви Рождества Богородицы, что на Сизме за 1724 и 1725гг. Выписки Дмитрия Пшеницына.

«…Вологодского уезду Тошенской трети церкви Рождества Пресвятыя Богородицы, что в вотчине Кириллова монастыря села Сизмы…»

 

«…Роспись Вологодской епархии Вологодского уезду церкви Рождества Богородицы, что на Сизме священника Аврама Прохорова о обретающихся при оной церкви в приходе ни­жеявленных чинов людем с изъявлением против коегождо имени о бытии их в святую че­тырехдесятницу у исповеди и святого причастия и кто исповедался токмо а не причас­тился в 1745 году…». Аврам (Аврамий) записан, как податель ведомости. Аврама в ведомости нет, так как он по обычной практике исповедовался в другой церкви.


1. вышеозначенной церкви дьячек №1 двора Андрей Прохоров 53 года
Жена ево Акилина Петрова 48
Дети их: Петр 15 Федор 12.

 

2. тояж церкви пономарь Илия Аврамов 23.
Родные ево братья Дмитрий 17 Иван 8. Сестра Ульяна Аврамова 11.
у Илии жена Марья Иванова 21

 

3. вдова Акилина Титова 43
ее дети: Иван 8, Акилина, 15 Пелагея 11.

 

ГАВО. Ф.496. Оп.19. Исповедные ведомости Вологодского уезда. Бого­родицерож­дественской, что на Сизме, церкви священника Дмитрия Аврамова за 1760г. Выписка Дмитрия Пшеницына.

1. дьячек Пётр Андреев 31 (172)9, жена ево Наталья Афанасьева 29 (173)1 сын их Филипп 3 (1757).

 

2. пономарь тояж церкви Илия Аврамов 38 (1722). Дети их Дмитрий 11 (1749), Евдокия 3 (1757).

 

3. тояж церкви умершего попа Авраама сын Иван 24 (1722), жена ево Феодосия Андреева 35 (1735). Родные ево племянники Иван 11 (1749), Михаил 9 (175)1, Евдокия 10 (1750), Ефим Дмитриевы 3 (1757).

 

4. тояж церкви дьячек Андрей Прохоров 71 (1689), жена ево Акилина Петрова 61 (1699), их дочь Агафия 16 (1744).

 

5. церкви Николая Чудотворца, что на Большой Сизме, дьячек Федор Иванов 85 (1675).

Пономарь Иван Петров 31 (1729).

 

 

ГАВО. Ф. 496. Оп. 19. Д. 263. Исповедные ведомости Вологодского уезда за 1810 год. Выписка Дмитрия Пшеницына.

1. церкви Николая Чудотворца, что на Большой Сизме священник Пётр Сиземский 40. Жена ево Варвара Семёнова 39, её сестра Дарья Семёнова 22.

 

2. церкви Рождества Богородицы, что на Малой Сизме, священника Василья Дмит­риева с причётниками…на 1810г пономарь Никифор Алексеев (фамилия Сиземский в доку­менте не ука­зана, но его все дети далее носят фамилию Сиземские) 37. Жена ево Ирина Ивановна 37, дети их Агафия 15, Николай 14, Сергей 12, Агрипена 9, Алексей 6, Афана­сий 3, Иван 2, Марфа полугода.

 

 

ГАВО. Ф.496. Оп.1. Дело 6746. Списки священников г.Вологды, Вологодского, Тотемского и Никольского уездов 1813 (1818) г. Выписка Светланы Лопатиной.

... Вологодского уезда
79. Николаевской на Большой Сизьме Петр Сиземский с 1791 г.
80. Богородской на Малой Сизьме Василий Сиземский с 1788 г.


ГАВО. Ф. 496. Оп. 3. Д. 271. Ревизская скаска за 1834 год Вологда и Вологодский уезд. В ыписка Дмитрия Пшеницына.

 

Ревизская скаска 1834 года февраля 19 дня Вологодской губернии и епар­хии и уезда одноприходной Владимирской церкви, что у бывшей пороховой башни.

Духовные

Дьячек Лев Никитин Сиземский перемещен во дьячка в 1824 году, 30 лет в 1834г. Жена Марья Иванова 30. Дети их: Николай 9, Иван 6, Дмитрий 3.

 

Ревизская скаска 1834 года генваря дня Вологодской губернии и епархии и уезда одноприходной Николаевской церкви что на Большой Сизме.

Духовные

1. Священник Петр Иоаннов Сиземский 46-64. Жена Петра - Варвара Семенова 63.

 

2. Диакон Никита Иванов Селиванов 41 вдов, выбыл в 18.. году в Глушицкий монастырь в число братства. Дети его: Лев 12[1], выбыл в 1824 г к Вологодской градской Владимирской церкви во дьячка, Николай 8, выбыл в 1833 г во священника в Сольвычегодский уезд к Христорождественской Вешкурской церкви.

 

3. Дьячек Михаил Иванов Суслов 60, умер в 1828г.

 

4. Диакон Иоанн Алексеев Преображенский – в 1824г к сей церкви произведен – 30 лет (1834г). У диакона жена Сосипатра Петрова 26, его ж дочери: Серафима 5, Марья 2.

 

5. Дьячек Василий Васильев Сиземский – в 1818 г определен – 34 г в 1834 году по реви­зии. Жена Василия Марфа Семенова 27. Дети их: Филадельф 9, Магистриан 6, дочери: К але­рия 4, Наталья 1.

 

Заштатные:

1. Умершего пономаря Ивана Иванова дети: Василий 24 – выбыл в 1816г в священ­ника в Кадниковский уезд к Ильинской Грибцовской церкви, Михаил 8 – выбыл в 1826г к Троицкой церкви что на Малышеве в пономаря.

2. Умершего диакона Алексея Никитина сын Иван Сиземский 14 лет в 1834 г.

3. Умершего диакона Алексея Никитина Сиземского жена Дарья Федорова 35, дочери ее: Марья 12, Пиама 9.

 

Ревизская скаска 1834 года февраля 3 дня Вологодской губернии и епар­хии и уезда одноприходной Рождественской Богородской церкви, что на Сизме Малой.

Священик Василий Димитриев Сиземский 49 (по ревизии 1816г), умер в 1835 году, У него сын Василий Сиземский 14 лет – определен в 1817г к Вологодского уезда Николаевской церкви что на Большой Сизме во дьячка. Возраст указан по предыдущей ревизии, т.е. 1816 года. Лев был перемещен к Владимирской градской церкви и получил фамилию вместо Селиванов – Сиземский,

Архивные источники по церкви Рождества Богородицы в волости Масляне ( Вологодский гоударственный историко-археологический и художественный музей за-поведник. ф. 1. оп. 1. № 57. Описание свитков. Вып 7. с 60).


1. 1683 г., декабря 5. – Мирской выбор и излюб на Ивана Иванова священником храмов Рождества Богородицы и Зачатия Иоанна Предтечи в с. Сизма Оночистской воости. «К сему излюбу николской поп Артемей Авксентьев вместо рождественских прихожан по их челобитью руку приложил» [31].

2. 1683 г. – Челобитная священника Ивана Иванова архимандриту Кирилло-Белозерского монастыря Тимофею, келарю Александру и братии о его поставлении в Оночистский при-ход [31]

3. 1685 г., февраля. – Челобитная архиепископу Гавриилу дьячка Василия, получившего благословение на священство к той церкви, о допущении его к исповеди [32].

 

Вполне возможно, упомянутые поп Иван Иванов и дьячек Василий являются пращурами. Поп Иван Иванов, вероятно, - отец попа Прохора.

 

Выводы:

1. В представленных выписках архивных документов видны два рода Сиземских.


1-й род Андрея Прохорова. Прохор (до 1669)-- Андрей (1689)-- Пётр (1729)-- Филипп (1757)-- Никита (до 1780).


2-й род Авраама Прохорова. Прохор (1669)-- Аврам (1690)-- сыновья его Илия (1722), Дмитрий (1728), Иван (1736)-- Алексей (1743), Дмитрий(1749), Василий(1767), Пётр(1770), Никита(1775). От Илии -- Алексея пошли Си­земские: Никифор, Николай, Ираклион. От Ивана--Никиты пошли Сиземские: Васильевичи, Львовичи, Фила­дельфы, Всеволод, Лев.

 

Связь пращура Алексея (до 1743), отца Ни­кифора (1763) - родоначальников "моих Си­земских " - с Илиёй Аврамовым. Отцом Алексея мог быть Илия (1722) или Дмит­рий (1726) Аврамовы. Других «канди­датов» в отцы с учётом традиции наследования клиром церковных «должностей», строго соблю­давшейся в 18, начале 19 веков, не про­сматривается. Считаю, что наша линия - от внука Ав­раама, Алексея Иль­ина (документально отчество пока не под­тверждено).


2. Есть общий предок у двух родоначальников Сиземских попа Аврама и дьячка Андрея, у двух родов Селивановых(?) - Сиземских. Этот предок - Прохор родился до 1660 при Бо­горо­дицкой Мало­си­земской церкви. При ней он и служил. Фамилии Сиземский ещё не было. Скорее всего, Прохор был попом. Именно так в 17 веке называли свя­щенников.

 

3. Отец Прохора - поп (священник) Иван Иванов (родился до 1640г) Богородицкой Си­земской церкви.


Прослеживаю пять линий, ведущие от Прохора в 20-21века:

1) Никиты Филиппова (до 1780 -?), диакона Большесиземской церкви, сына Филиппа Пет­рова.
2) Никиты Иоаннова (1775 -?), диакона Большесиземской церкви, сына Ивана Аврамова.
3) Алексея Ильина (до 1743 -?), пономаря Малосиземской церкви, сына Илии Аврамова.
4) Дмитрия Ильина (1740 -?), сына Илии Аврамова, пономаря Малосиземской церкви.

5) Василия Дмитриева (1767-?), священника Большесиземской церкви.

 

Первоначальная фами­лия в линии Никиты Иоаннова была - Селиванов. Не исклю­чаю, что и в других линиях Аврама была фамилия Селиванов.


4. Роспись по поколениям

 

I поколение

Родоначальник - Иван (до 1620 -?). При Богородицкой Сиземской церкви.

 

II поколение

Поп Богородицкой (Мало)Сиземской церкви Иван Иванов (до 1640 -?.)


III поколение.

Поп(?) Малосиземской церкви Прохор (Иванов) (до 1660 -?).


IV поколение.

Сыновья Прохора:

дьячек Малосиземской церкви Андрей (до 1689 -?),

поп Малосиземской церкви Аврам (до 1690 - до 1760).

V поколение.

Внуки Прохора:
дьячек Малосиземской церкви Пётр Андреев (1729 -?),

пономарь Малосиземской церкви Илия Аврамов (1722 -?),

священник Малосиземской церкви Дмитрий Аврамов (1728 -?),
Иван Аврамов (1736 -?).

 

VI поколение.
Филипп Петров (1757 -?),
диакон Большесиземской церкви Никита Иоаннов (1775 -?),

священник Николаевской Большесиземской церкви Пётр Иоаннов (1770 -?),
пономарь Малосиземской церкви Алексей Ильин (до 1743 -?).

VII поколение.
диакон Большесиземской церкви Никита Филиппов (до 1780 -?),
дьячек Сиземский Лев Никитин (1804 -?),

священник Христорождественской Вешкурской церкви Сольвычегодского уезда Сизем­ский Николай Никитин (1800 -?).

пономарь Малосиземской церкви Никифор Алексеев (1763 -?).
священник Большесиземской церкви Сиземский Василий Дмитриев (1767-1835).

дьячек Большесиземской церкви Василий Васильев (1800 -?).

 

В исповедных ведомостях 1745 и 1760гг Алексей Ильин не показан. Скорее всего, по­тому, что Алексею в 1745г ещё мало лет для исповеди, а в 1760г он учится в духовном училище и находится не в Сизме.

 

 

4. 17-й век - возможные кандидаты в пращуры

 

В Российском государственном архиве древних актов (Великий Устюг) хранится «Пе­реписная книга по Белозёрскому уезду С. - Пб губернии, 1710г » (РГАДА Ф1209, Оп 1, Д12759, л1-). На л1. читаем:

«…Белоозеро …Надпорожного стану. В Кирилловом монастыре Белозерского уезда…в том монастыре…

служебные и ризовые монахи: Сергий Сиземской, Иона Сизем­ской, Георгий Сиземской, Исидор Сиземской, Ио­аникий Сиземской;

меньшие больницы монахи: Савватий Сиземской, Макарий Сизем­ской

Арон - Алексей Сиземской, родился в 1692г, крестьянин с.Сизма, 1730г пострижен, 1735г расстрижен …» (Д.1775, л.21 об - л.22; Д.2498, л.7).

Монашеское имя начинается с той же буквы, что и мир­ское.

«…монастырские власти время от времени добивались перевода иеромонахов из других монастырей. Так переведён в 1754г иеромонах Иерофей (Сиземский)…ferapontovo.ru…».

В Переписной книге имеются сведения, что многие монахи Кириллова монастыря рас­стригались и возвра­щались в мирскую жизнь. Среди них могут быть наши пращуры.
У монахов Кирилло-Белозёрского монастыря встречаю также фамилии - Сизмин, Сизе­мец. В монастыре сохраняется большой некрополь купцов Сизминых. Очевидно, делали существенные вклады - пожертвования монастырю.


По совету вологодского историка Дмитрия Пшеницына я нашёл и про­смотрел в сети "... Две Переписные (записные) книги церквей и причта Белозерского уезда за 1693г...". В них есть запись о церквях на Сизме (Думаю, идёт речь о реке Сизма) - Бого­родицкой и Рождества Христова (Спасская.) https://www.booksite.ru/fulltext/belo/zerje/4.htm. Дмитрий предполагает, что в ней может идти речь о предках-пращурах Сиземских.


В первоисточнике:

»…(л. 1.) Книга великого господина преосвященного Симона, архиепископа Вологодц­каго и Белозерского, записная церквам, и попам, и их поповым детем, и сколко у которой церкви в приходе дворов [3]…

2. Церков Рождества Христова, другая Пресвятые Богородици Рождества в Белозерском уезде, на Сизме, в Запогостье. Служат попы Тимофей Петров да сын иво, поп Лазарь Ти­мофеив; детей у Тимофея 2 сына, (л. 9) Фома да Семен; грамоте оба учены. А у Лазаря 1 сын Федор; грамоте учен же. В приходе, по их скаске, 74 д. [О порядке листов рукописи см. в ее описании (с. 115)] (се)...»

 

Здесь перечислены духовные лица династии, идущей от попа Петра.


Известно, что в 17 веке причт избирался мирянами и утверждался потом митрополитом. Об этом, в частности пишет историк Башнин Н.В. "Постановления и назначения в Воло­годской епархии...stdmitza.ru/text/3612461/html". И семья попа Петра служила, передавая места в этих двух церквях по "наследству".

 

Роспись династии Петра по поколениям


I поколение.

Поп(?) Пётр, Рождества Христова (или Спасская) церковь (родился до 1600?).

 

II поколение.

Поп Тимофей Петров,Рождества Христова (или Спасская) церковь (1630?), в 1693г слу­жил.


III поколение.

Поп Лазарь Тимофеев, Богородицкая церковь (1655?), в 1693г служил,

Фома Тимофеев (1665?), грамоте учён,
Семён Тимофеев (1660?), грамоте учён.


IV поколение.

Фёдор Лазарев (1675?), грамоте учён.

 

Есть ли основания полагать, что найденные ранее по "исповедным ведомостям 1745г" поп Аврам Прохоров, Богородицкой Малосиземской церкви и дьячек Андрей Прохоров, Богородицкой Малосиземской церкви принадлежат той же династии (попа Петра) духов­ных лиц?

Места службы в те времена, как правило, и даже - строго, передавались "по наследова­нию" от отца - сыну или зятю. Поэтому для утвер­дительного ответа надо убедиться в том, что лица дина­стий Петра и Прохора служили в одних и тех же церквях. Хотя, и служащие в различных храмах, могли быть родственни­ками. Ведь все они жили на огра­ниченном пространстве - Сиземской земле, Сиземской во­лости.

 


5. Разбираюсь с историей Сизьмы, её церквей и окрестностей


Хочу определиться с династиями Петра и Прохора в привязке к местности и храмами, в которых служили они и их потомки.


Местность в границах Сиземской волости располагалась на разделе Белозёрских и Во­логодских земель.

До 10 века здесь преобладало финно-угорское население. Край вокруг Белого озера - Белозёрье занимало чудское племя " весь ". Это - земля и современных вепсов. Финно-угры занимались охотой, рыболовством и подсечным земледелием. С начала славянской колонизации финно-угорское население перемещалось на водоразделы для уменьшения конкуренции со славянами.

Крестьянская колонизация шла по водно-волоковым системам, по рекам и озёрам - есте­ственным путям сообщения.

В 14 веке финно-угорское (коми-зыряне) население было крещено. Некоторые зыряне перемешивались с русским населе­нием, другие перемещались на северо-восток. Не ис­ключаю, что Сиземские имели финно-угорское происхождение.


В грамоте 1162г упомянута волость Кириллова монастыря Сезьма "...Кириллова мона­стыря волость Сезьма в Чаромском ключе, а в ней погост, а в погосте 2 церкви...". В 15 веке - это земли Ростовского княжества.


Читаем в статье историков Грязнова А.Л., Черкасовой М.С. "О формировании межуезд­ных границ на Русском Севере в 15-16 веках: Белозёрье - Вологда - Устюг", сборник ма­териалов международной конференции 2012г.

"...Огромный вотчинный комплекс Кириллова монастыря формируется с середины 15 века на основе пожалованных пустошей и пожен великих княгинь Софьи Витовны, Марии Ярославны и великого князя Василия 2-го. Ими охватывались обе стороны речек Берез­ницы, Верх-Вологодицы, Сизмы и Масляны, маркировавшие Белозёрско-Вологодский ру­беж. Возможно, здесь существовал волоковый путь через левые притоки Шексны в её среднем течении на верховья Сухоны. Хотя ни письменные источники, ни топонимика, ни археологические материалы не дают конкретных подтверждений существования волоков между Сизмой и Вологдой, Углой, Тошней. Сформировалась даже сиземская дорога.
В общей жалованной грамоте 1556г в виде включённого акта приводится разъезжая грамота Ивана Злобина 1554/55гг, в которой в районе Сизмы были разграничены земли Кириллова монастыря с землями Масленской волости и владениями владыки Ростов­ского..."


В актах 15 века ростовских архиепископов содержатся сведения о наличии церквей в Сизме и соседних сёлах:

 

с. Сизма Большая - святого Николая Чудотворца. Сизма Малая не упоминается;
с. Чаромское - Илии пророка;
с. Ирма - Бориса и Глеба;
с. Чуровское - Рождества Пресвятой Богородицы.

Есть сведения, что в 15-16вв в деревне Соловарка, погосте Сизма Малая, было две церкви.

Из актов 16 века: …В Чуровской волости, (ныне Череповецкий уезд), Кириллова мона­стыря вотчина - три погоста: в Чаромском ключе Ильинский - на реке Сизме, в За(по)гостье на реке Чуровке - Рождества Пречистой Богородицы и в Коленце на реке Шексне - преп. Кирилла Чудотворца, без пенья. В вотчине 37 деревень, кроме погостов, в них 79 крестьянских дворов с 90 человеками и 59 дворов бобыльских с 59 человеками да два двора вдовьих…

 

К 17 веку сложились села, деревни, погосты, которые сохранились до нашего времени или оставили исторический след.

 

В начале 18 века в Сизме приходскими остаются прежние известные храмы, а кладби­щенские церкви строят на соседнем холме Воронце. У его подножия со стороны Козья - ручья располагается кладбище. Что случилось с церквями на Воронце неизвестно, лето­писные источники об этом умалчивают.


В 19 веке выделяется село Сизма Большая при ручье Козьем, а в ней 32 двора и погост Сизма Малая при реке Сизма, 3 двора. Названо село по реке Сизма.

Сиземские церкви.

Династия от попа Прохора идёт из с. Сизма.


Казённое село Сизма Большая входило во 2-й стан Вологодского уезда. В селе - Боль­шесиземская церковь Николая Чудотворца или Николаевская. В писцовой книге Кирилло-Белозерского монастыря за 1460г записано "...Кириллова монастыря волость Сизма...в по­госте Козьем церковь Николая Чудотворца, клецки, да двор монастырский...да 3 двора...". Дата последней постройки Николаевской церкви - 1867-1873г.


Сельцо Малая Сизма или Сиземский погост во 2-м стане Вологодского уезда. Рядом были деревни Починок и Соловарка. Здесь была Малосиземская Рождества Пресвятой Бо­городицы или Богородиц­кая церковь. В современной д. Соловарке сохранились руины большого каменного храма и известный по летописям 1678г святой колодец великомуче­ника Георгия Победоносца.


Дмитрий Пшеницын написал мне, что церковь Рождества Христова и церковь Спасская - одна и та же. Просто разные, но идентичные, названия. С этим я согласен, но в Сизме, по моим сведениям, не было церкви Рожде­ства Христова. Тогда, получается, Спасская цер­ковь находится не в с.Сизьме, а в с. Запого­стье Сиземской волости. Об этом и записано в "Переписной книге...1693г".


В Сизьме Спасскую церковь я не нахожу. И по Церковно-историческому атласу Н.Маке­донской в с.Сизьма такой нет. Но не исключено, что всё же была Спасская цер­ковь, но разрушена ещё в 18-19 веках. Взамен и могла быть построена другая - Богоро­дицкая Ма­лосизем­ская церковь.

 

 

7. Церкви в Запогостье

Ищу Спасскую церковь в Сиземской волости и ближайшей к ней местности.

Вернёмся к династии от попа Петра, которая идёт из с. Запогостье Сиземской волости.

Эта во­лость, монастырская вотчина Кирилло-Белозерского монастыря, на рубеже 16-17 веков была обширной.

Историк Копанев А.И. в книге "История землевладения Белозерского края в 15-16вв " пишет "...обширная вотчина Кириллова монастыря - Чаромские деревни, центром которой являлось село Чаромское. Чаромские деревни тянутся узкой полосой от деревни Запого­стье вверх по Шексне, несколько отходя от реки на восток...". Село Сизма находится в прямой видимости от Чаромы. Местность особенная, ведь Чуровские Бугры - водораз­дел Беломорского и Каспийского водных бассейнов.


В дозорной книге 1615 г среди сёл и погостов Кириллова монастыря указано "...В Запо­гостье на речке Чуровке - церковь Рождества Богородицы и церковь Рождества Христова (в 15 веке её ещё не было) с трапезою...".

В извлечениях, составленных Е.Е.Замысловским из переписных книг 1678г, указыва­ется "...в Сиземской волости, в Запогостье - вотчине Кирилловского монастыря - погост, а на погосте церкви: Рождества Христова и Рождества Пресвятой Богородицы. Также на по­госте есть келья, а в келье живёт просвирня...".

 

Каменная Христорождественская Запогостская церковь основана в 1802г и относи­лась к Новгородской епархии. Сейчас водохранилище подмыло фундамент, и храм разру­шился.

Сиземские приходы

Историки Грязнов А.Л., Черкасова М.С. пишут:
"...В местности Сизма, также расположенной на Белозёрско - Вологодском рубеже, по пе­реписной книге 1601г было шесть приходов.


В Белозёрской половине:

Ильинский "в Чаромской",

Кирилловский "на Коленце",

Богородице - Рождественский "в Запогостье".

Локализация этих приходов показана в Церковно-историческом атласе ч.1, с 110, ч.2. с. 92, 3-26, 8-26, 10-26. Сейчас они относятся к Шекснинскому району.


В Вологодской половине:

Николо - Трёхсвятительский (собственно в с Сизма),

Богородице - Рождественский на притоке Шексны, Сизме в (деревне) "Оночисти" (это Сизма Малая),

"Егорья Великого" в с. Усове (Церковно-исторический атлас ч.2. с 92-№7-26, 98-№ 48-8). Усовским назывался соответствующий ключ в вытных книгах Кириллово-Белозерского монастыря 1559г.

Вологодскую половину следует отнести к волости Масляне, названной по одноимённой речке Масляной, притоке реки Вологда..."


В начале 20 в, как указано в Церковно-историческом атласе Н.Македонской, в Сизме было 2 прихода:

Николаевская Большесиземская церковь. Сизьма. Сиземский приход Вологодского уезда - приходская;
Богородицкая Малосиземская церковь. Соловарка. Сиземский приход Вологодского уезда - приходская.

 

 

Выводы

Наш род Сиземских идёт от попа Богородицкой Малосиземской церкви Ивана Иванова и его сына Прохора (до 1660г) по линии попа Аврама (1690) - пономаря Илии Аврамова (1722) - пономаря Алексея Ильина (1743).

 

Первоначальная фамилия рода, возможно, была Селивановы.

 

Связь с попом Спасской Запогостской церкви Петром (1600) мне кажется маловероят­ной.


 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-06-11 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: