Способ траверзного расстояния заключается в том, что, взяв первый пеленг на ориентир под каким-либо определенным курсовым углом q1 (рис.1), а затем на траверзе ориентира, можно рассчитать траверзное расстояние до него.
рис.1
Из прямоугольного треугольника NАМ, в котором NМ — пройденное судном расстояние за время между измерениями первого и второго пеленгов SЛ, найдем:
D = SЛ tg q1
Чтобы нанести на карту место судна, достаточно от ориентира проложить рассчитанное расстояние D по линии второго (траверзного) пеленга (точка М).
Для упрощения вычислений следует подобрать курсовые углы так, чтобы траверзное расстояние получилось без дополнительных расчетов.
Выбранные для пеленгования курсовые углы пересчитывают в компасные пеленги и затем, установив пеленгатор на рассчитанный пеленг, ожидают прихода ориентира на нить предметной мишени. В момент прихода ориентира записывают время и отсчет лага.
После измерения второго пеленга исправляют его поправкой компаса в истинный и прокладывают на карте. По разности отсчетов лага, замеченных в моменты взятия пеленгов, рассчитывают пройденное расстояние между пеленгами SЛ и откладывают его от ориентира по линии траверзного пеленга.
рис.2 a, b
Способ двойного угла при ориентире, как и первый способ, дает возможность определить расстояниедо ориентира в момент измерения второго пеленга. Если взять первый пеленг ориентира под каким-то курсовым углом q1 (рис.2-a), а второй при удвоенном его значении, то треугольник NАМ, образованный линиями пеленгов и пройденным по курсу расстоянием SЛ, будет равнобедренным. Следовательно, расстояние до ориентира в момент взятия второго пеленга D равно в этом случае пройденному судном расстоянию за время между моментами взятия пеленгов.
При практическом выполнении способа измеряют первый пеленг ориентира и замечают момент по часам и отсчет лага. После этого находят курсовой уголмежду компасным пеленгом и курсом и заранее рассчитывают отсчет второго пеленга. Дождавшись, когда отсчет пеленга с приходом ориентира на нить предметной мишени станет равен рассчитанному, вновь замечают момент по часам и второй отсчет лага. Затем, проложив линию исправленного поправкой компаса второго пеленга, откладывают на ней расстояние D = SЛ, рассчитанное по разности отсчетов лага или по времени между моментами взятия пеленгов. Полученная точка и будет счислимо-обсервованным местом судна.
Способ прямого угла при ориентире заключается в вычислении расстояния D по линии второго пеленга в момент, когда он изменился на 90° относительно первого. Из рис.2-b видно, что для прямоугольного треугольника NAM, составленного линиями пеленгов и пройденным за время между пеленгами расстоянием Sл
D = SЛ sin q1
Достаточно отложить от ориентира по линии второго исправленного пеленга половину расстояния, пройденного судном за время между моментами взятия первого и второго пеленгов и таким образом получить счислимо-обсервованное место судна.
Способ разновременных пеленгов двух ориентиров включает в себя отдельные элементы способа крюйс-пеленга и применяется тогда, когда вскоре после скрытия за пределы видимости одного ориентира открывается второй. Практически это выполняется следующим образом.
1. Незадолго до скрытия измеряют пеленг первого ориентира А (рис. 3), записывают время и отсчет лага, а исправленным пеленгом делают короткую засечку на линии истинного курса. После открытия второго ориентира В измеряют его пеленг и записывают Т2 и ОЛ2. Исправленный поправкой компаса второй пеленг прокладывают на карте, после чего рассчитывают пройденное судном расстояние за время между взятием пеленгов SЛ и вмещают его по линии курса от точки N. Через полученную точку Т2 проводят короткий отрезок прямой, параллельной первому пеленгу, до пересечения с линией второго пеленга. В точке пересечения получают счислимо-обсервованное место.
Рис.3