Взаимосвязь инфляции и безработицы




Из кейнсианской модели следует, что инфляция и безработица не могут появиться и существовать одновре­менно. Инфляция имеет место лишь в условиях полной занятости как плата за ее достижение, за быстрое развитие экономики. Такая модель достаточно верно описывала про­цессы, происходившие в периоды спадов и подъемов деловой активности вплоть до 60-х годов. Одновременное по­явление инфляции и безработицы по­требовали новых объяснений.

Эмпирические исследования английского экономиста О.Филлипса показали, что существу­ет стабильная и предсказуемая обратная зависимость: рост безработицы сверх 2,5 - 3% приводит к резкому замедлению роста цен и заработной платы. Отсюда следовал вывод: уменьшение безработицы сопровождается повышением цен и заработной платы. Эта зависимость для разных стран в обобщенном виде была выражена в "кривых Филлипса". В дальнейшем американские экономисты П.Самуэльсон и Р.Солоу модифицировали эту кривую, заменив ставки за­работной платы на темпы роста товарных цен (рис.12.). В таком виде "кривую Филлипса" стали использовать для разработки экономической политики, прежде всего для оп­ределения условий, при которых возможны высокий уровень занятости, производства и определенная стабильность цен.

Сложились два типа объяснений причин такой зависимости:

1) этому способствует возникновение узких мест на рынке труда по мере приближения экономики к состоянию полной занятости;

2) являясь монополистами, профсоюзы и крупный бизнес используют свое положение для роста заработной платы и цен по мере приближения экономики к полной занятости. То есть низкая безработица вызывает тенден­цию к более высокой инфляции. И наоборот, высокая безработица вынуждает работающих по найму соглашаться на меньшую заработную плату, что вызывает замедление роста цен.

Фактическая динамика показателей инфляции и без­работицы с конца 60-х годов во многих странах стала представлять с такой зависимостью резкий контраст: инфляция и безрабо­тица растут одновременно. Возникло явление стагфляции, когда одновременно присутствуют и большая безработица (стагнация), и высокая инфляция. Столь необычное явление лучше понять, если исходить из того, что кривая совокупного предложения является восходящей (или имеет такой отрезок) или допустить возможность левостороннего смещения кривой совокупного предложения.

Графическая интерпретация второй ситуации представлена на рис.13.

 
 

Левосторонний сдвиг кривой совокупного предложения (уменьшение совокупного предложения) привел к одновременному росту цен с Р0 до Р1 и сокращению объема произведенной продукции с Y0 до Y1. То есть, повлек за собой рост инфляции и рост безработицы.

Рис.13.Совокупное предложение и стагфляция

 

Большин­ство экономистов полагает, что альтернативность инфля­ции и безработицы существует лишь в условиях ползучей инфляции, с постоянным темпом роста цен и в кратко­срочном плане. В долгосрочном периоде такая устойчивая зависимость не проявляется

 

5. Антиинфляционное регулирование экономики.

Негативные экономические и социальные послед­ствия инфляции вынуждают правительства разных стран бороться с нею. Однако современная рыночная экономика инфляционна по своему характеру (бюджетный дефицит, монополии, инфляционные ожидания населения и пред­приятий и т.д.), поэтому устранить все факторы инфляции и, следовательно, ликвидировать ее невозможно.

Различают два подхода к управлению экономикой в условиях инфляции. Первый состоит в адаптационной по­литике, суть которой заключается в следующем: все субъек­ты рыночной экономики учитывают потери от инфляции прежде всего через учет потерь от снижения покупательной способности денег. Домохозяйства адаптируются через по­иск дополнительных источников дохода, перестройку се­мейного бюджета в сторону наиболее эластичных товаров и услуг, материализацию денег в другие ценности, увеличе­ние потребляемой части располагаемого дохода и уменьше­ние сбережений и т.д. Фирмы адаптируются путем увели­чения цен на товары и услуги, сворачивания производства и переориентации его на посредническую деятельность, реа­лизации только краткосрочных инвестиционных проектов, увеличения заработной платы своим работникам и т.д. Ком­плекс адаптационных мероприятий государства включает индексирование заработной платы, т.е. приспособление ее к эффекту инфляции; индексирование процентной став­ки и др.

Второй подход заключается в проведении активной инфляционной политики, которая ограничивает и регули­рует инфляционный процесс.

Различные теоретические школы в соответствии со своим пониманием инфляции рекомендуют и различные методы борьбы с ней. На основе кейнсианства сформиро­вались два направления антиинфляционной политики: деф­ляционная политика и политика цен и доходов.

Дефляционная политика воздействует на платежный спрос и, следовательно, направлена против инфляции спроса. В ее основе лежит активная фискальная политика — маневрирование государственными расходами и налогами. Подробно эта проблема рассматривается в теме "Финансо­вая система и финансовая политика государства".

Политика цен и доходов, главная задача которой сво­дится к ограничению заработной платы, направлена про­тив инфляции издержек. Средствами ее проведения явля­ются установление пределов роста заработной платы и цен, их временное замораживание. Такую политику проводили правительства многих стран. В краткосрочном плане она дала положительные результаты, но в долгосрочном плане — оказалась неэффективной, так как означает администра­тивную, а не рыночную стратегию борьбы с инфляцией. Сдерживание цен оплачивалось снижением производитель­ности труда и жизненного уровня населения.

Монетаристы в борьбе с инфляцией на первый план выдвигают денежно-кредитную политику, направленную на регулирование денежной массы, введение жестких ли­митов на ее прирост.

Поскольку современная инфляция многофакторна, Целесообразно сочетание различных подходов, о чем сви­детельствует опыт антиинфляционной политики в разных странах. Он включает широкий набор монетарных, бюд­жетных, налоговых мероприятий, политику доходов, про­граммы стабилизации вплоть до проведения денежных ре­форм. Целесообразно также разграничение антиинфляционной стратегии и тактики. Первая носит долговременный характер и включает меры по устранению причин инфля­ции, демонтаж ее механизмов: гашение инфляционных ожиданий; регулирование денежного обращения; сокраще­ние бюджетного дефицита; сведение к минимуму воздей­ствия внешних инфляционных факторов на национальную экономику; борьбу с монополизмом и др. Эти меры долж­ны подкрепляться и другими: стимулированием НТП и структурной перестройкой; ориентацией инвестиционных потоков на сектора экономики, обеспечивающие потреби­тельский рынок; демилитаризацией и конверсией военной экономики.

Антиинфляционная тактика носит кратковременный характер и направлена на снижение темпов инфляции. Ее методы носят чрезвычайный характер. Антиинфляционная тактика предполагает два варианта мер: наращивание пред­ложения без соответствующего роста спроса и ограничение спроса без соответствующего падения предложения. В рам­ках первого варианта мер можно отметить приватизацию государственной собственности, массированный импорт потребительских товаров, частичную реализацию страте­гических запасов и т.д. Цель второго варианта — повысить норму сбережений, уменьшить уровень их ликвидности, повысив процент по вкладам, особенно срочным, заморо­зить вклады до востребования; повысить доходность госу­дарственных облигаций; провести денежную реформу кон-фискационного типа.

Особую сложность представляет борьба со стагфля­цией, так как меры по борьбе с инфляцией ведут к росту безработицы, и наоборот. Вырваться из стагфляции чисто рыночными методами невозможно.

В связи с антиифляционной политикой остро стоит проблема издержек борьбы с инфляцией. По некоторым подсчетам, снижение инфляции на 1% повышает безрабо­тицу выше естественного уровня на 2%. Следовательно, по закону Оукена, реальный ВНП (ВВП) уменьшается на 5% по сравнению с потенциальным.

Тема 6. Государственный бюджет и финансовая политика государства.

1. Государственный бюджет и бюджетная политика.

2. Налоги и налоговая система.

3. Фискальная политика государства и механизм ее воздействия на экономику.

1. Государственный бюджет и бюджетная политика.

Финансовая система страны — это совокупность фи­нансовых отношений и регулирующих их институтов. Фи­нансовые отношения как важнейшая составная часть эко­номических отношений представляют собою систему отно­шений по поводу образования, распределения и использо­вания финансовых ресурсов. Они возникают между государством, с одной стороны, юридическими и другими лицами — с другой; физическими и юридическими лицами; юридическими лицами, отдельными государствами.

В связи с этим в финансовой системе выделяют три взаимосвязанных подсистемы: финансы государства; фи­нансы хозяйствующих субъектов; финансы населения. Объектом нашего рассмотрения являются только финансы государства, прежде всего государственный бюджет, поскольку он играет решающую роль в макроэко­номическом регулировании экономики.

Финансы государства (государственные финансы) — это денежные фонды государства, а также совокупность форм и методов их образования и использования. Их на­значение — финансовое обеспечение функций, присущих государству. Элементами государственных финансов явля­ются бюджетная система, внебюджетные фонды, валют­ные резервы и т.д.

Бюджетная система страны представляет собой сово­купность бюджетов различных уровней. Ее структура зави­сит от государственного устройства и административно-территориального деления страны. В странах с федеративным устройством бюджетная система является трехуровне­вой: бюджет центрального правительства (федеральный бюджет); республиканские, областные, краевые бюджеты, бюджеты земель, штатов, провинций и т.д.; местные бюджеты. В странах с унитарным устройством бюджетная система двухуровневая: бюджеты центрального правитель­ства; местные бюджеты.

Между бюджетами различных уровней существуют довольно сложные отношения, связанные с разделом ис­точников бюджетных доходов, финансированием местных бюджетов со стороны центрального правительства.

К бюджету примыкают внебюджетные фонды, кото­рые находятся в распоряжении центральных или местных органов власти. Они создаются за счет специальных нало­гов, займов и имеют целевое назначение: строительство дорог, подготовка и переподготовка кадров, социальное страхование и т.д. Их примером в России могут служить Пенсионный фонд, Дорожный фонд, Фонд занятости.

 

Поскольку финансовая система государства вос­производит все процессы по производству и распределе­нию ВНП, поэтому политика государства по отношению к ней является одним из важнейших регуляторов развития национальной экономики. Такая политика называется фи­нансовой и представляет собой совокупность мероприятий государства по мобилизации, распределению финансовых ресурсов, их использованию на развитие национальной экономики (на основе финансового законодательства). Она складывается из двух взаимосвязанных направлений дея­тельности государства: в области налогообложения и регу­лирования структуры государственных расходов с целью воздействия на экономику (фискальная политика) и в об­ласти балансирования государственных доходов и расхо­дов, регулирования бюджетных дефицитов (бюджетная по­литика).

Конкретное содержание этих направлений зависит от экономического состояния страны.

Государственный бюджет является центральным зве­ном финансовой системы страны. С одной стороны, он отражает состояние экономики, с другой — является мощ­ным инструментом воздействия на экономическое развитие.

Государственный бюджет представляет собой цент­рализованный денежный фонд, которым располагает госу­дарство для выполнения присущих ему функций. В бюд­жете находит отражение структура доходов и расходов го­сударства. Можно сказать, что бюджет — это годовой план доходов и расходов государства, который утверждает­ся в законодательном порядке.

Проект бюджета ежегодно обсуждается и принимает­ся законодательным органом страны. По завершении фи­нансового года исполнительная власть отчитывается о своей деятельности. Государственный бюджет всегда представляет собой компромисс, который отражает соотношение сил основных групп носителей различных социально-экономи­ческих интересов в стране.

Расходные статьи бюджета показывают направления использования бюджетных средств. Они подразделяются на расходы по государственному управлению; военные рас­ходы (не только прямые, но и косвенные, к числу которых относятся выплаты процентов по военным долгам, пенсии и пособия инвалидам войн, ветеранам и т.д.); расходы на социально-экономические цели, среди которых все более значимое место занимают расходы на создание социальной инфраструктуры, в первую очередь на образование и здра­воохранение; финансирование народного хозяйства (расхо­ды, связанные с созданием благоприятных условий для функционирования производственных секторов экономи­ки и др.).

Расширение функций государства сопровождается и увеличением его расходов, причем темпами, превышаю­щими темпы роста ВНП. Это означает огосударствление процессов производства и распределения ВНП.

Доходы государственного бюджета формируются за счет налогов, взимаемых различными уровнями власти, сборов, пошлин; поступлений из внебюджетных фондов (платежи и взносы); государственных займов; доходов от внешнеэкономической деятельности и т.д.

Идеальное исполнение государственного бюджета — это полное покрытие расходов доходами и образование остатка средств, т.е. превышение доходов над расходами, называемое профицитом. Этот остаток правительство мо­жет использовать при непредвиденных обстоятельствах, для долгосрочных выплат, может перенести его в бюджет следующего года и т.д.

Однако на практике во всех развитых странах имеет место значительное превышение расходов над доходами. Следствием этого становится бюджетный дефицит, имею­щий тенденцию к росту и приобретающий хронический характер. В основе хронической дефицитности государ­ственного бюджета много причин. К их числу можно отне­сти: расширение экономических и социальных функций государства, что влечет за собою увеличение расходов;

текущее колебание хозяйственной конъюнктуры.

Дефицит, который возникает в результате проведе­ния стимулирующей фискальной политики, называется активным, а бюджетный дефицит, вызванный сокращени­ем государственных доходов в результате падения экономи­ческой активности, — пассивным.

Оценивается бюджетный дефицит как в абсолютных размерах, так и в процентах (долях) к ВНП (ВВП).

Бюджетный дефицит является, с одной стороны, следствием глубокой несбалансированности в экономике, а с другой — сам становится причиной серьезных потрясе­ний в сфере денежного обращения. Вот почему регулиро­вание бюджетных дефицитов стало одним из важнейших направлений финансовой политики государства. Размер бюджетного дефицита должен устанавливаться в пределах возможностей государства покрыть его или профинансиро­вать. Итак, бюджетная политика — это политика баланси­рования доходов и расходов бюджета; это программа фи­нансовых мероприятий, которые включают контроль за размером бюджетного дефицита, поиск источников его финансирования.

Существуют различные способы финансирования бюджетного дефицита, которые оказывают различное воз­действие на состояние денежного обращения и экономики в целом.

В большинстве развитых стран со времен перехода от золотого обращения к бумажно-денежному накоплен значительный опыт покрытия бюджетных дефицитов путем дополнительной денежной эмиссии. К такому способу ча­сто прибегали в критических ситуациях во времена войн, длительных кризисов. Его последствия известны — подры­вается устойчивость денежного обращения. Поэтому в на­стоящее время правительства развитых стран избегают нео­правданной эмиссии денег. Основным способом покрытия бюджетного дефицита стало государственное заимствова­ние финансовых ресурсов путем выпуска и размещения ценных бумаг. Они могут размещаться в центральном бан­ке. Учитывая их, центральный банк выпускает в обраще­ние дополнительную массу платежных средств. Это так называемая "кредитная эмиссия". Инфляция в этом слу­чае также неизбежна, хотя протекает она, как правило, в более цивилизованных формах.

Государственные ценные бумаги могут размещаться в частном секторе экономики. Таким образом привлекаются временно свободные денежные средства населения, банков, страховых и промышленных компаний и т.д. На пер­вый взгляд, такой способ покрытия бюджетного дефицита не является инфляционным, так как дополнительных пла­тежных средств не возникает, денежные ресурсы перерас­пределяются от частных владельцев к государству. Однако для того чтобы заинтересовать частных владельцев, ценные бумаги размещаются под достаточно высокие проценты. Их выплата, как и погашение самого долга, становятся одной из главных расходных статей бюджета. Таким обра­зом, государственные заимствования в частном секторе с целью покрытия бюджетного дефицита способствуют даль­нейшему увеличению бюджетных расходов и бюджетного дефицита.

Кроме того, когда правительство выходит на рынок ссудных капиталов в качестве заемщика, это оказывает значительное влияние на соотношение спроса и предложе­ния денежных ресурсов. С одной стороны, отвлекаются ре­сурсы, которые могли бы стать частными инвестициями, в результате чего спрос частных инвесторов удовлетворяет­ся неполностью. С другой стороны, происходит значи­тельное повышение процентных ставок, что также ухудшает общие условия инвестирования. Такие последствия госу­дарственного заимствования с целью покрытия бюджетно­го дефицита получили в экономической теории название эффекта вытеснения частного спроса на кредитные ресурсы государством. Этот эффект не исчезнет до тех пор, пока не восстановится равновесие государственного бюджета. Одна­ко он существенно ослабляется, если государственные займы размещаются не внутри страны, а за рубежом.

К средствам финансирования бюджетного дефицита относят также доход от чеканки монеты (эмиссионный доход), прибыль от продажи золота, поступления от приватизации.

Как правило, из текущих бюджетных доходов не уда­ется полностью выплачивать проценты и в срок погашать государственные займы. Задолженность правительства на­капливается и превращается в государственный долг. Та­ким образом, государственный долг — это сумма накопленных за определенный период времени бюджетных дефицитов за вычетом имевшихся положительных сальдо бюджета.

Очевидно, что бюджетный дефицит и государствен­ный долг тесно связаны между собою, так как, во-пер­вых, государственный займ является важнейшим источни­ком покрытия бюджетного дефицита; во-вторых, опреде­лить, насколько опасен тот или иной размер бюджетного дефицита, невозможно без анализа величины государствен­ного долга. С другой стороны, для оценки величины госу­дарственного долга необходимо исследование роста бюд­жетного дефицита. Государственный долг, как и бюджет­ный дефицит, исчисляется в абсолютных величинах и про­центах к ВНП (ВВП).

Различают внутренний и внешний государственный долг. Внутренний долг — это долг государства своему населению, а внешний долг — это долг иностранным госу­дарствам, организациям, частным лицам.

Нарастание внутреннего долга менее опасно для на­циональной экономики по сравнению с ростом внешнего долга. Если погашение первого приводит к перераспреде­лению доходов внутри страны, то погашение внешнего долга сопровождается "утечкой" товаров и услуг, валюты. Существуют некоторые пороговые значения измере­ния долгового бремени, превысив которые страна может оказаться в долговой "петле". Такими пределами считаются:

отношение долга к ВВП свыше 80%; превышение суммой долга размеров экспорта более чем в 2 раза; отношение стоимо­сти обслуживания внешнего долга к экспорту свыше 15—20%.

В настоящее время сформировался довольно слож­ный механизм управления внутренним и внешним долга­ми. Он включает мероприятия по привлечению новых зай­мов (определение размеров и сроков их выпуска, процен­тов по обязательствам, способов их размещения); их ис­пользованию; определению источников, сроков и спосо­бов погашения долгов. Так, можно выделить три способа возможного использования привлекаемых внешних ресурсов: финансирование инвестиционных проектов и развитие эко­номики; бюджетное использование; смешанное бюджетно-финансовое размещение. Погашение внешнего долга произ­водится из трех основных источников: бюджета; новых за­имствований; золотовалютных резервов, собственности.

В российской практике существенную роль в обслу­живании внешней задолженности играют новые заимство­вания. Золотовалютные резервы направлялись на погашение задолженности только в период долгового кризиса в 1991—1992 гг. А широко применяемый в международной практике метод конвертации задолженности в акции пред­приятий в нашей стране практически не применялся.

В условиях крупных бюджетных дефицитов прави­тельства стремятся отсрочить погашение внешних займов. С этой целью применяется практика реструктуризации внешнего долга — превращение краткосрочных обяза­тельств государства в средне- и долгосрочные обязатель­ства с согласия кредиторов. При этом могут использо­ваться различные методы: обмен краткосрочных обяза­тельств на средне- и долгосрочные бумаги; выкуп крат­косрочных обязательств за счет выпуска нового долго­срочного займа под более высокий процент и др. Такие мероприятия облегчают финансовое положение государ­ства лишь на время и в конечном счете ведут к дальней­шему росту общей суммы задолженности.

2. Налоги и налоговая система.

Важнейшее место среди источников поступлений в государственный бюджет занимают налоги. На их долю приходится 90% всех поступлений в бюджеты промышленно развитых стран.

Налоги — сложная и многофункциональная катего­рия. В процессе своего развития они прошли путь от простейших натуральных податей до целостной налоговой системы. В целом утвердилось определение налогов (сбо­ров, пошлин и других платежей) как обязательных взносов в бюджет соответствующего уровня или внебюджетный фонд, которые осуществляют налогоплательщики в соот­ветствии с законодательством. Совокупность взимаемых в государстве налогов (сборов, пошлин и других платежей), форм и методов их построения, организаций, контролирую­щих этот процесс, образуют налоговую систему. Она имеет такую же структуру, как и бюджетная система страны.

Основополагающие принципы налогообложения, желательные в любой экономической системе, сформули­рованы еще А.Смитом, а на их основе сложились две основные концепции налогообложения. Первая связана принципом выгоды от получения благ. Согласно ей раз­ные люди должны облагаться налогами по-разному, пропорционально той выгоде, которую они могут ожидать от деятельности государства. Вторая основана на концепции платежеспособности, согласно которой тяжесть налогов должна быть поставлена в зависимость от дохода и уровня благосостояния.

В практике налогообложения рыночных государств используется одновременно оба подхода. Если какие-то услуги обеспечиваются органами местной или центральной власти специально в интересах определенных групп, то применяется первый принцип. Эксплуатация дорог местно­го значения обычно оплачивается местными жителями и т.п.

Итак, налоговая система включает разнообразные налоги, каждый из которых ориентирован на решение кон­кретных задач. Все налоги можно разбить на две большие группы: прямые и косвенные налоги, различающиеся по объектам налогообложения, механизму расчетов и взима­ния, по роли в формировании доходов бюджета.

Прямые налоги взимаются с конкретного физическо­го и юридического лица. Это налоги на доходы и имуще­ство: подоходный налог с граждан и налог на прибыль корпорации (фирм); на социальное страхование и фонд заработной платы и рабочую силу; на собственность, вклю­чая землю и другую недвижимость; налоги на перевод прибыли и капиталов за рубеж и др.

Косвенные налоги — это налоги на товары и услуги, они включаются в цену товара, и их оплачивает покупатель этих товаров и услуг (независимо от уровня дохода). Косвенные налоги подразделяются на три группы: акцизы, фискальные монополии, таможенные пошлины. Важней­шее место среди них занимают акцизы, которыми в зави­симости от особенностей той или иной страны облагаются различные товары массового спроса, услуги транспорта, связи, коммунальные услуги и т.д. Акцизы подразделяют­ся на специфические, которые устанавливаются на отдель­ные потребительские группы (как правило, неэластичного ценового спроса) и универсальные, которые устанавлива­ются на все товары, поступающие в оборот. К последним относят налог с продаж, налог на добавленную стоимость. В последнем случае налогом облагается не вся выручка от реализации данного товара, а только стоимость, добавлен­ная на данном этапе производственной деятельности. В последнее время универсальные акцизы рассматриваются как самостоятельный вид косвенных налогов.

Фискальной монополией облагаются те товары, про­изводство или сбыт которых монополизированы государ­ством. В зависимости от специфики той или иной страны это могут быть табачные изделия, винно-водочные напит­ки, соль и т.д. Особенность акцизов и фискальных моно­полий заключается в том, что их размеры не связаны с издержками производства товаров и услуг, они устанавли­ваются в зависимости от целей налогообложения и потреб­ностей доходной части бюджета.

Таможенные пошлины как вид косвенного налога представляют собой денежный сбор с товаров, имуще­ства, ценностей, перевозимых через государственную гра­ницу. Они подразделяются на вывозные, ввозные, тран­зитные пошлины. Наиболее важную роль играют пошли­ны, взимаемые при импорте иностранных товаров. С их помощью государство может эффективно ограничивать импорт каких-либо товаров, защищая свой внутренний рынок от иностранной конкуренции.

Очевидно, что косвенные налоги выражают фис­кальные интересы государства, но их разумное примене­ние может положительно воздействовать на процессы це­нообразования, структуру потребления.

В зарубежной практике налогообложения косвен­ные налоги всегда считались предпочтительнее прямых в силу преимуществ и для налогоплательщика, и для госу­дарства. Для налогоплательщика они предпочтительнее чисто психологически — облагаются налогом расходы, а не доходы. Для государства использование косвенных на­логов предпочтительнее потому, что от них труднее укло­ниться; с ними связано меньше экономических наруше­ний; они повышают заинтересованность в росте доходов.

В то же время рост косвенных налогов имеет и недостатки, наиболее важными среди которых являются: их инфляционный и регрессивный характер; сокращение потребления каких-либо товаров с высокой ценовой элас­тичностью спроса и соответственно поступлений в бюджет; сокращение чистой прибыли у фирм при высокой эластич­ности предложения, что вызывает сокращение инвестиций.

В зависимости от использования налоги делятся на общие и специфические. Общие налоги используются на финансирование текущих и капитальных расходов государственного и местных бюджетов без закрепления за каким-либо определенным видом расходов. Специфические налоги имеют целевое назначение, например, отчисление в дорожные фонды, на социальное страхование и др.

Нормой налогообложения является налоговая став­ка, или размер налога на единицу объекта налога (доход, стоимость товара, имущество, добавленная стоимость и т.д.). Различают пропорциональные, прогрессивные, регрессив­ные, твердые налоговые ставки.

Пропорциональная налоговая ставка означает установ­ление одинакового процента к объекту налога независимо от его величины. По этим ставкам взимается большинство прямых и косвенных налогов.

Прогрессивные ставки предполагают возрастание ве­личины ставки по мере роста доходов. Таким образом налогоплательщик уплачивает в виде налога не только боль­шую абсолютную сумму дохода, но и его большую долю. Прогрессивными ставками облагаются, как правило, ин­дивидуальные доходы.

Регрессивные ставки предполагают снижение величи­ны ставки по мере роста дохода. Таким образом, в виде налога изымается все меньшая доля дохода по мере его увеличения. В практике налогообложения встречаются также твердые ставки, которые устанавливаются в абсо­лютной сумме на единицу обложения (например, на авто­мобиль, тонну нефти) независимо от ее цены.

Если налоговая система является двухуровневой, то налоги подразделяются на две группы: налоги центральных и налоги местных органов власти. Если налоговая система трехуровневая, то налоги делятся на три группы. Напри­мер, в Российской Федерации различают налоги: феде­ральные; республик, краев, областей в составе Федера­ции; местные.

Соотношение рассмотренных групп налогов в значи­тельной степени зависит от роли региональных и местных органов власти в социально-экономических процессах, но общая долгосрочная тенденция такова: все большая доля со­вокупных налоговых поступлений направляется в бюджета центрального правительства в ущерб местным бюджетам.

Определение налогов выдвигает фискальную функ­цию — устойчивое формирование доходов бюджетов всех уровней — в качестве главной. Однако за последние 15— 20 лет значение и роль налогов вышли далеко за пределы этой функции. Заметное развитие получили социальная и регулирующая функции, о чем свидетельствует увеличе­ние доли налоговых изъятии в объеме ВНП (ВВП). В развитых странах она варьирует от 36—38 до 50% ВВП.

Социальная функция налогов состоит в том, чтобы сгладить неравенство в доходах отдельных социальных групп и тем самым способствовать социальной стабильности в обществе. Инструментами реализации этой функции явля­ются: система прогрессивного налогообложения личных до­ходов и доходов корпораций; социальные взносы; предо­ставление налоговых льгот многодетным семьям, пересе­ленцам из-за границы на свою историческую родину, сту­дентам и лицам, повышающим свою квалификацию. Со­циальную и одновременно регулирующую направленность имеют: льготы мелким и средним предпринимателям, впер­вые начинающим бизнес, фермерам; скидки с личных доходов и прибылей, направляемых на жилищное строительство, покупку, реконструкцию садового домика, дачи, загородного дома; освобождение от налога части прибыли, перечисляемой в пенсионный фонд фирмы и др.

Регулирующая функция налогов заключается в том, чтобы создать общие и селективные стимулы у хозяйствую­щих субъектов к действиям, соответствующим целям госу­дарственного регулирования экономики. Она реализуется с помощью изменения системы налогообложения, опреде­ления налоговых ставок и их дифференциации, предостав­ления или отмены налоговых льгот, скидок, отсрочки пла­тежа налога и т.д.

Снижение ставок налогов в краткосрочном периоде может обернуться потерями государственного бюджета. Однако в долгосрочной перспективе поступления увеличи­ваются за счет расширения базы налогообложения. Сни­жение налогов на прибыль корпораций вызывает рост объе­мов сбережений и инвестиций, что обеспечивает рост эко­номики. Уменьшение подоходного налога стимулирует за­нятость населения.

Обоснование зависимости между уровнем налоговых ставок на прибыль, заработную плату и объемами государ­ственных доходов принадлежит американскому экономис­ту А.Лафферу. Кривая, иллюстрирующая эту зависимость, называется кривой Лаффера (рис. 14). На рисунке t — средний уровень налоговых ставок в процентах, Y— сред­негодовой долгосрочный показатель объема государствен­ных доходов.

Если допустить, что уровень налогообложения равен нулю, то государство лишится соответствующих доходов. Когда же оно намеревается отобрать всю прибыль, эконо­мический процесс также останавливается и бюджет остает­ся без доходов. Предположим, что реально существующие налоговые ставки находятся на отметке tB, поток налого­вых поступлений измеряется величиной Y B. Снижение на­логовых ставок, например до уровня tA, может вызвать временное сокращение доходов бюджета, но в долгосроч­ной перспективе обернется ростом доходов государства (Y A ) вследствие роста сбережений, инвестиций, занятости и соответственно доходов, подлежащих налогообложению.

Эту возможность увеличения налоговых поступлений при снижении налоговых ставок назвали эффектом Лаффера. Выявилось существование оптимального уровня нало­гообложения (tA), позволяющего обеспечить максимум на­логовых поступлений (YA).

Не вдаваясь в подробный критический анализ этой теории, отметим следующее: эффект Лаффера проявляется лишь в случае нормального действия свободных рыночных механизмов; помимо налоговых ставок на инвестиции вли­яет множество факторов, важное место среди которы х за­нимают особенности цикла, соотношение спроса на про­дукцию компаний, динамика их прибыли и др. Это в конечном счете подтвердили и налоговые реформы. Но несмотря на это, налоги заняли видное место среди прочих инструментов государственного регулирования экономики.

3. Фискальная политика государства и механизм ее воздействия на экономику.

важным инструмен­том государственного регулирования экономики является Фискальная политика, которая предполагает использование возможностей правительства взимать налоги и расходовать средства государственного бюджета.

С помощью изменения приоритетов в расходах мож­но осуществлять глубокие структурные преобразования эко­номики, сглаживать диспропорции в региональном разви­тии, гасить колебания экономического цикла и т.д.

Современная фискальная политика складывается из автоматической и дискреционной политики. Автоматическая фискальная по­литика, или политика встроенных стабилизаторов, — это экономический механизм, который автоматически реаги­рует на изменения экономической конъюнктуры, без при­нятия специального решения со стороны государства. К встроенным стабилизаторам относятся: прогрессивная сис­тема налогообложения; система пособий по безработице и различные социальные выплаты; программы по поддержа­нию малоимущих, многодетных; поддержки фермерства. В периоды экономического спада они препятствуют резко­му сокращению совокупного спроса, а в периоды подъема экономики и сокращения безработицы — сдерживают его.

Автоматические стабилизаторы определяют первую "линию обороны", которой еще недостаточно для поддер­жания полной стабильности. Она дополняется дискреци­онной фискальной политикой.

Под дискреционной фискальной политикой понимает­ся сознательное регулирование налогообложения и госу­дарственных расходов с целью воздействия на реальный объем национального производства, занятость, инфляцию и экономический рост. Теоретической основой этой поли­тики является кейнсианство и экономика предложения, различие между которыми состоит в следующем. Кейнсианская теория полагает, что для достижения высоких тем­пов экономи



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-04-20 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: