Собственный анализ работы по предложенной схеме.




Введение.

На анализ мной взята кандидатская диссертация А.Н.Шикиной на тему «Стилевые формы творческого самосознания в культуре Романтизма (на материале творчества Р.Шумана).

Задача контрольной работы – проанализировать научный аппарат и логику рассматриваемого исследования.

Собственный анализ работы по предложенной схеме.

1. Проблема исследования сформулирована довольно ясно. Это культурологическое осмысление романтического стиля как отражение духа эпохи и творческого самосознания духовной личности. По мнению автора, изучение и исследование этой проблемы является наиболее перспективным.

2. Довольно четко виден и вопрос, на который отвечает автор в кандидатской диссертации. Автор отвечает на вопрос: «Каким образом романтическое самосознание отразилось на творческом почерке композитора Р. Шумана». Понятен и ответ на этот вопрос.

3.Научная новизна результатов сформулирована ясно. Здесь впервые исследуется вопрос о роли художественного самосознания в процессе формирования стиля в культуре романтизма.

4. Проблема является практически значимой и актуальной. Дело в том, что творчество Шумана, как и многих других композиторов эпохи романтизма, изучается студентами музыкальных ССУЗов и ВУЗов. Данная кандидатская диссертация призвана как бы обогатить научные знания по творчеству данного композитора, и новые выводы, сделанные в ходе данного исследования, могут быть использованы, например, на занятиях по музыкальной литературе и другим теоретическим дисциплинам. На основе этого могут быть созданы также и учебные пособия для студентов.

5. Гипотеза исследования: романтическое самосознание выполняет формо- и смыслообразующую функцию в процессе развития стиля в первой половине XIX века.

Основания для данной гипотезы исследования довольно ясны, и есть веские основания для того, на которых автор данную гипотезу сформулировал. Если рассуждать в узком смысле, то тематика и образы, применяемые в музыке эпохи романтизма, не могут не отразиться на музыкальной форме, в том числе и на форме уже имеющихся примерах музыкальной формы, на гармонии. Действительно, в эпоху Романтизма появлялись новые авторские гармонии у различных композиторов. Например, такие гармонии введены Шопеном, Вагнером, Чайковским и другими композиторами. Музыкальные формы тоже претерпевают некоторые изменения, например, форма рондо уже имеет возможность более свободной последовательности элементов.

6. Логика методов исследования здесь отражена чётко и достаточно. Так, например, герменевтический метод, примененный в работе – это толкование нотных текстов. Обосновать необходимость применения такого метода легко – выявить выразительные или изобразительные свойства и средства мелодии, гармонии и особенностей фактуры, а также музыкальный образ, который в этом тексте закодирован.

Историко-генетический метод – этот метод применяется для того, чтобы проследить связь Шумана с эпохой Романтизма, а также черты сходства с другими композиторами данной эпохи.

Здесь ярко обосновано применение музыковедческого метода. Он нужен для того, чтобы отразить черты Романтизма в творчестве Р.Шумана, какие моменты в его произведениях являются продолжением традиций Романтизма, а какие являются характерными чертами Шумана.

7. Сами методы описаны тоже достаточно. Например, культурно исторический метод в данной работе предполагает осмысление таких феноменов культуры, как художественное сознание, стиль и романтизм. На основании культурно-исторического метода исследуется типология художественного сознания эпохи романтизма, выявляются культурфилософские аспекты романтического стиля.

8. Да, результаты исследования сформулированы. Их можно найти после каждой главы в разделе «Выводы», в автореферате и в заключении данной работы.

9. Интерпретация исследований является корректной, то есть полное соответствие задачам исследования, умелое оперирование терминами и в то же время понятный и доступный язык.

10. Проблема, заявленная в начале работы – это культурологическое осмысление романтического стиля как отражения духа эпохи и творческого самосознания художественной личности.

Так, в ходе решения данной проблемы, автор пришел к выводу, что художественная ценность данной эпохи – это внутренний мир самого художника, то есть творческой самосознание художественной личности, ее чувства, эмоции, переживания, ее субъективный образ мира. Разумеется, это все учитывается при написании музыкальных произведений, когда формируется мелодия, ее ритмические и интервальные структуры, фактура, гармония, осуществляется выбор жанра и формы самим композитором. Так при выборе жанров для самостоятельных произведений, а также для частей циклов композиторы более охотно выбирают лирические жанры. Так в мелодии, например, появляется большая гибкость и протяжность, в инструментальных произведениях в мелодию проникают вокальные черты. Во всем вышесказанном мы видим отражение духа романтизма, отражение самосознания людей, живших в ту эпоху, в романтическом стиле.

В эпоху романтизма в людском сознании надолго укоренилось уважение к неповторимости и уникальности личности, в том числе и творческой, и поэтому это тоже не могло не найти отражение и в музыке данной эпохи. И композиторы, как уже было сказано в данной работе, выражали свою неповторимость через внедрение собственных, авторских гармоний. Это еще одно отражение духа эпохи романтизма в романтическом стиле.

Многообразие и противоречивость мира тоже было характерно в ту эпоху. Этот факт выражался в неоднозначности образов героев. Например, литературных. Встречаются такие примеры, когда человек уродлив и отвратителен внешне, но в душе добр и отзывчив (квазимодо из «Собора Парижской Богоматери» В. Гюго).

В музыкальном искусстве полярность мира отражалась в неоднозначности музыкальных форм. Это, например, совмещение одночастности и цикличности. Такое встречается в си-минорной сонате Ф. Листа. Одна единственная часть содержит в себе и признаки трехчастного сонатного цикла. И конечно главное изобретение Листа – это одночастная симфоническая поэма. Все это - тоже примеры отражения реальности в художественном творчестве.

Люди эпохи романтизма определяли человека как личность, ищущую идеал, счастье. В романтическом стиле это отражается в выборе самого героя. В связи с этим есть герои-путники, скитальцы (например, в творчестве Шуберта).

Эти примеры. Которые названы немного выше, дают все основания утверждать, что формулировка результатов исследования вполне позволяет воспользоваться ими для решения заявленной в начале работы проблемы.

Заключение.

Плюсы данной работы – это:

· Грамотное и уместное использование научных терминов, что делает язык этой работы более понятными доступным.

· Очень убедительный и показательный пример творческой личности эпохи Романтизма, на которой очень удобно изучать эпоху (Р. Шуман).

· Приведены очень яркие и уникальные образцы произведений Шумана, что дает возможность раскрытия форм, которые применял композитор, и его творческого почерка.

Минусы этой работы:

·

 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-06-21 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: