детского дома – школы «Надежда» п.Излучинск




Развитие орфографической интуиции в обучении младших школьников.

Палайчук Н.И. -учитель начальных классов

детского дома – школы «Надежда» п.Излучинск

Орфографическая грамотность – эта задача была, есть и будет одной из главных в обучении русскому языку. Это составная часть нашей общей языковой культуры и поэтому основы грамотного письма закладываются уже в начальной школе. Доказано, что сведения о русском языке, в особенности орфографические правила, словарные слова, изученные в раннем возрасте, воспринимаются в течение всей жизни человека как непреложная истина, как аксиома, не подвергаемая сомнению. В дальнейшем эти усвоенные сведения ощущаются человеком как врождённая грамотность, т.е. человек пишет правильно, не задумываясь, не вспоминая каждый раз изученные в детстве орфограммы, руководствуясь одним подсознанием.

Однако из практики видно, что ученик знает правила, приводит примеры, а при письме допускает большое количество ошибок. Значит, усвоить и даже осмыслить правила – это ещё не значит избавиться от проблем с орфографией.

Эта проблема остаётся актуальной и для нашей школы. Основной контингент нашей школы – это воспитанники детского дома. К нам поступают дети с разными исходными данными. Как правило, это дети с низким интеллектуальным потенциалом, с отставанием в развитии. Преобладает непроизвольное внимание и память. А ведь известно, чтобы что-то запомнить, нужна установка на запоминание, т.е. обучение словарным словам по традиционной методике осуществляется с опорой на произвольное внимание, поэтому она оказалась такой неэффективной при обучении детей со сниженным интеллектом. Стали искать методы обучения орфографии, которые основывались бы на непроизвольном запоминании. Ведь общеизвестно, что многие люди не делают ошибок в словах, которых они не помнят, не знают, специально не изучали их написание. Всё дело в том, что у некоторых людей легко осуществляется доступ к информации, лежащей на подсознательном уровне: в подсознании человек способен хранить зрительный образ каждого слова, которое видел хотя бы один раз в жизни. В этом случае мы говорим об орфографической интуиции, в основе которой лежит непроизвольное внимание и память. Орфографическая интуиция, как и любое свойство человеческой психики, вещь развиваемая. Значит, развивая орфографическую интуицию, можно обучать письму без ошибок.

Анализ результатов работ по русскому языку показал, что обучение написанию словарных слов по традиционной методике, когда слово записывается в словарик, а ребятам предлагается его запомнить, результатов не даёт. Попытки разнообразить процесс изучения словарных слов ничего не изменили. На заседании методического объединения мы решили искать способы и приёмы изучения словарных слов, которые бы учитывали психофизиологические особенности наших учащихся.

Развитие орфографической интуиции как метод обучения младших школьников был предложен ещё в 19 веке выдающимся методистом Д.И.Тихомировым. В своей работе «Чему и как учить на уроках родного языка в начальной школе» он разработал эффективную методику обучения орфографии без правил. За этот труд в 1888 году Тихомиров Д.И. был награждён Петербургским Комитетом грамотности Большой золотой медалью. Как и большинство педагогов того времени, он считал, что изучить все правила невозможно: если собрать все правила только по глаголу, то их более двухсот. Кроме того, Тихомиров Д.И. был убеждён, что теоретическое изучение языка в раннем возрасте вредит мышлению ребёнка, и отдавал предпочтение развитию орфографической интуиции. В основу своего метода он положил особенность человека усваивать информацию непроизвольно, на подсознательном уровне.

Тихомиров разработал ряд методических приёмов по развитию орфографического чутья. К таким приёмам он отнёс орфографическое чтение и показ написания слов. Суть этого метода состоит в том, что учитель произвольно отбирает 10 непроверяемых слов, пишет их крупным шрифтом (высота букв 4 см), красным цветом помечает «опасные» буквы. В начале урока карточки поочерёдно показываются классу в течение 5 – 10 минут. Установка на запоминание не ставится. Учащиеся читают слова по слогам, потом бегло. Читаются слова орфографически, т.е. так, как пишутся, без соблюдения орфоэпических правил. Через неделю эти слова включаются в словарные диктанты. Одним из главных условий, способствующим успешному запоминанию является систематичность.

В 3 классе нашего образовательного учреждения был проведён эксперимент. Ученикам были предложены слова: беседа, богатство, дежурный, директор, впереди, деревня, железо, издалека, космонавт, комбайн, растение. Через неделю учащиеся писали словарный диктант. Работу выполняли 14 учеников, 6 из них не сделали ни одной ошибки, в 4 работах было по 3 ошибки, в 2 работах по 4 ошибки, ещё в 2 работах было допущено по 2 ошибки. Мы провели сравнительный анализ работ этих же учеников после работы со словами по традиционной методике. Они ни одной работы не написали без ошибок. В 3 работах было по 1 ошибке, в 6 работах по 6 ошибок, в 2 работах по 4 ошибки, в 3 работах по 3 ошибки.

Сравнительные данные говорят о том, что, работая по методике, разработанной Тихомировым, можно достигать положительных результатов. К концу года учащиеся могут правильно писать даже те слова, которые им не показывали, причём это слова с неизученными и непроверяемыми написаниями. Можно предложить, что это ребята с более глубоким уровнем орфографической интуиции. Они способны переносить имеющийся орфографический опыт на слова, которые до сих пор были вне границ этого опыта.

Во всяком случае, это ещё требует всестороннего изучения. Работу по развитию орфографической интуиции следует продолжать и в старших классах. Идея Тихомирова – обучать орфографии без правил или хотя бы их свести к разумному минимуму, очень актуальна и в наше время. Большинство орфографических правил нуждаются в унификации, многие из них не согласуются с фонетикой современного русского языка. Учащимся трудно понять, почему, например, после исконно твёрдых ж, ш, ц в корне пишется буква и, а в суффиксе и окончании – ы (жизнь, шина, цирк – сестрицын, страницы). Многие написания вообще восходят ещё к индоевропейскому языку-основе. Тихомиров Д.И.одним из первых указал на необходимость упростить и сократить систему орфографических правил и основную роль в обучении орфографии отвёл развитию орфографической интуиции как методу, основанному на учёте психофизиологических особенностей человека и данный метод в нашей практике даёт положительные результаты.

 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2018-01-08 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: