Развитие зрительного восприятия цвета




ВВЕДЕНИЕ

Исходя из принципа взаимодействия двух основных факторов развития личности – биологического и социального, следует выделить зрительный дефект как биологическое неблагополучие ребёнка. Недостаточность зрения предопределяет процесс взаимодействия ребёнка с социальной средой. Отражение действительности посредством зрительного анализатора является сложным процессом, в котором взаимодействуют сенсорные и двигательные компоненты зрительной системы. С помощью зрения опознаются не только предметы, но и основные признаки предметов: форма, величина, световые и цветовые характеристики. Устанавливаются пространственные отношения между предметами, процессами и явлениями.

Нарушения зрительной системы наносят огромный ущерб формированию психических процессов и двигательной сферы ребёнка. Дети данной категории, как правило, имеют не только проблемы с нарушением зрения, но и различные отклонения в психофизическом развитии.

При обследовании детей, поступающих в специализированные группы, выясняется, что у большинства детей имеются нарушения осанки, ослаблены познавательные процессы (восприятие, воображение, наглядно-образное мышление), ограничено овладение социальным опытом. Исходя из этого занятия строятся дифференцированно, соответственно возрасту детей, составу нарушенных функций, особенностям восприятия учебного материала. И наряду с общими задачами ставятся специальные (коррекционные). В младшей группе коррекционные задачи включают в себя: накопление знаний и формирование приёмов чётких представлений об эталонах (цвете, форме, величине, пространственном расположении); обогащение словаря и развитие образной речи на основе предметной соотнесённости слова.

Коррекцию нарушений зрительного восприятия и вторичных отклонений в развитии (вербализм знаний об окружающем мире, трудности овладения основными движениями и ориентировкой в пространстве, речевые расстройства и другие) у детей с патологией зрения невозможно осуществлять только на общеобразовательных занятиях.

Дети с нарушением зрительной системы нуждаются в специальной коррекционной помощи тифлопедагога.

При организации и планировании коррекционной работы тифлопедагог руководствуется следующими нормативными документами, регулирующими образовательное содержание:

Ÿ Программы для специальных (коррекционных) образовательных учреждений IV вида (для детей с нарушением зрения). Программы детского сада. Коррекционная работа в детском саду (под ред. Л. И. Плаксиной);

Ÿ От рождения до школы. Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования (под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой).

Основная цель коррекционной программы – подготовка детей к восприятию того материала, который преподносится на общеобразовательных занятиях, к самостоятельному участию в других видах деятельности (в игре, в элементарном труде, в лечении зрения на аппаратах). В рамках общеразвивающего обучения решаются следующие коррекционные задачи:

– формирование у детей представлений о своих зрительных возможностях и умений пользоваться нарушенным зрением;

– комплексный психолого-педагогический подход к диагностике и коррекционной помощи детям с нарушением зрения;

– дифференцированный подход к детям в зависимости от состояния их зрения и способов ориентации в познании окружающего мира, включая применение специальных форм и методов работы с детьми, наглядных пособий, тифлотехники, методики индивидуально-подгруппового обучения;

– система работы по развитию зрительного восприятия, ориентировки в пространстве и социально-бытовой адаптации и самореализации детей с нарушением зрения;

– обеспечение оптимальных условий при выполнении заданий (дозированная зрительная нагрузка, хорошая освещенность рабочего места, размещение пособий и т. д.).

Для достижений целей программы большое значение имеют забота о здоровье, эмоциональном благополучии и всестороннем развитии ребенка с нарушением зрения.

Сенсорное и физическое воспитание являются основой коррекционной работы, поэтому дидактические и подвижные игры планируются чаще, чем в обычных группах. Эффективным средством коррекционной работы является прогулка, в течение которой должны проводиться дидактические и подвижные игры на развитие глазомера, точности движений, ориентировки в пространстве.

Коррекцию нарушений зрительного восприятия и вторичных отклонений в развитии (вербализм знаний об окружающем мире, трудности овладения основными движениями и ориентировкой в пространстве, речевые расстройства и другие) у детей с патологией зрения невозможно осуществлять только на общеобразовательных занятиях.

Основными направлениями коррекционной работы являются:

1. Тифлопедагогическое обследование детей.

2. Проведение специальных коррекционных занятий с детьми.

3. Работа с родителями детей, посещающих дошкольное учреждение.

Тифлопедагогическое обследование детей начинается с изучения документации (записей, сделанных специалистами ПМПК, общей медицинской и офтальмологической карт). Из этих документов тифлопедагог получает сведения о психологическом развитии ребенка, его соматическом состоянии, имеющихся заболеваниях, диагнозе и степени тяжести зрительной патологии. Это позволит ему составить предварительное пред-ставление о ребенке, подготовиться к общению с ним и его родителями. Готовность ребенка к обучению, индивидуальные особенности его познавательной деятельности, возможности коррекции и компенсации зрительной недостаточности тифлопедагог определяет в процессе обследования. Большое значение имеет при этом выявление умений ребенка пользоваться своим нарушенным или остаточным (у слепых) зрением и уровень развития сохранных анализаторов.

Программа коррекционной работы состоит из следующих разделов:

Ÿ развитие зрительного восприятия;

Ÿ ориентировка в пространстве;

Ÿ социально-бытовая ориентировка.

Каждый раздел направлен на раннюю коррекцию и компенсацию вторичных отклонений в развитии детей с нарушением зрения.

Количество занятий в неделю в младшей группе:

Социально-бытовая ориентировка – 1;

Развитие зрительного восприятия – 2;

Ориентировка в пространстве – 2.

В средней группе коррекционные задачи включают в себя: формирование приёмов целенаправленного восприятия; обучения на полисенсорной основе с использованием сохранных анализаторов узнавать и выделять предметы среди других, определять их свойства и назначение:

– по существенным признакам;

– на основе овладения приёмом сравнивания; обучение приёмам группировки на подражание; обучение переносу знаний и понятий в самостоятельную практическую деятельность.

Количество занятий в неделю в средней группе:

Социально-бытовая ориентировка – 1;

Развитие зрительного восприятия – 2;

Ориентировка в пространстве – 2.

Коррекционная работа в старшей группе планируется в четкой логической последовательности с постепенным усложнением коррекционных задач.

Количество занятий в неделю в старшей группе:

Социально-бытовая ориентировка – 2;

Развитие зрительного восприятия – 2;

Ориентировка в пространстве –1.

Коррекционная работа с детьми подготовительной группы требует огромного внимания к учету развития индивидуализма, состояния здоровья каждого ребенка, определения «зоны ближайшего развития», практической реализации взаимодействия между коррекционно-педагогическим и лечебным процессами.

Снижение состояния здоровья ребенка, связанное с нарушением зрения, предполагает форму работы с ним, как индивидуально, так и в дифференцированных группах, учитывая, что вся коррекционная работа организуется с учетом медицинских предписаний. Суть индивидуального подхода предполагает гибкое использование педагогом форм и методов воспитательного взаимодействия с целью достижения оптимальных результатов учебно-воспитательного процесса по отношению к каждому ребенку.

Индивидуальная деятельность с ребенком предусматривает создание всех необходимых условий для того, чтобы обучение не замыкалось, не задерживалось на уже сформированном интеллектуальном уровне, а вызывало те интеллектуальные свойства, которые еще отсутствуют, но для их развития имеются необходимые предпосылки, тогда оно пробуждает и вызывает к жизни целый ряд функций, находящихся в стадии созревания, лежащих в «зоне ближайшего развития».

Количество занятий в неделю в подготовительной группе:

Социально-бытовая ориентировка – 2;

Развитие зрительного восприятия – 2;

Ориентировка в пространстве –1.

Предлагаемое тематическое планирование следует рассматривать как примерное. Учителя-дефектологи, воспитатели дошкольного образовательного учреждения вправе по своему усмотрению частично или полностью менять темы или названия тем, содержание работы. Одной теме следует уделять не менее одной недели (а иногда и более), оптимальный период – 2–3 недели. Тема должна быть отражена в подборе материалов, находящихся в кабинете, группе и уголках развития. Тематический принцип построения образовательного процесса позволяет легко учитывать специфику дошкольного учреждения.

 

Пояснительная записка

Раздел по развитию зрительного восприятия предусматривает развитие зрительной реакции на предметы окружающего мира, определение их формы, цвета, величины предметов и формирование действия с предметами, воспитание интереса к окружающему миру.

Раздел состоит из трех составляющих:

1. Развитие зрительного восприятия цвета предметов.

2. Развитие зрительного восприятия формы предметов.

3. Развитие зрительного восприятия величины предметов.

Формирование у детей зрительных способов обследования предметов начинается поэтапно.

На первом этапе проводится обследование: какими способами осязательного восприятия пользуется ребенок, каков уровень развития мелкой моторики, умение совершать точные движения пальцами правой и левой руки. В процессе обследования уточняется: какой из анализаторов является у ребенка ведущим, в какой мере он использует одновременно осязание и остаточное зрение и т. д. Эти данные помогают определить объем и средства дифференцированного подхода к обучению, составить план коррекционной работы на весь срок обучения.

Планирование коррекционной работы по развитию зрительного восприятия направлено на решение следующих задач:

– различать и называть форму геометрических фигур (круг, квадрат, треугольник, овал);

– соотносить их форму с формой плоскостных изображений и объемных геометрических тел (шар, куб, конус и т. д.);

– соотносить, находить их форму в реальных объемах предметов в окружающем мире;

– различать и называть основные цвета (красный, желтый, зеленый, синий, коричневый, черный);

– соотносить сенсорные эталоны цвета с цветом реальных предметов;

– находить предметы определенного цвета в большом пространстве;

– различать, называть и сравнивать предметы по цвету с изображением на картинке;

– последовательно выделять основной признак – цвет;

– соотносить изображения на картинке с реальным объектом по цветному силуэтному и контурному изображению;

– различать и сравнивать величину предметов (большой – маленький);

– зрительно сравнивать величину предметов путем наложения, приложения;

– находить большие и маленькие предметы (игрушки, мебель, одежда и т. п.);

– выбирать из группы предметов самый большой и самый маленький;

– группировать предметы по величине;

– соотносить разнородные предметы, осуществляя выбор заданной величины.

Коррекционную работу по развитию зрительного восприятия необходимо проводить, строго соблюдая правила:

– должна быть хорошая освещенность рабочего места. Освещённость подбирается индивидуально в соответствии с особенностями реактивности зрительной системы (снижение чувствительности к свету в надпороговом диапазоне или её повышение – светобоязнь);

– поза ребенка во время занятий не должна оказывать негативного влияния на его осанку;

– оптимальное расстояние от глаз до наглядного материала на столе 20–30 см.

Для нарушенного зрения характерна низкая функциональная устойчивость различения объектов; поэтому педагог не должен допускать зрительного утомления.

Определенные требования предъявляются к наглядному материалу: применение более крупной фронтальной (до 15–20 см) и дифференцированной индивидуальной (1–5 см) наглядности; использование фонов, улучшающих зрительное восприятие при демонстрации объектов; преобладание пособий красного, оранжевого, желтого, зеленого цветов, способствующих растормаживанию колбочкового аппарата глаз, подставок, позволяющих рассмотреть объект в вертикальном положении.

Демонстрируя на занятиях наглядный материал, необходимо учитывать не только его доступность возрасту, но и уместность работы с ним в данный момент. При этом можно уменьшить сложность материала, если дети его не усваивают. Материал должен быть крупный, хорошо видимый по цвету, контуру, силуэту, должен соответствовать естественным размерам, то есть машина должна быть меньше дома, помидор – меньше кочана капусты и т. д. На коврографе (фланелеграфе) следует размещать предметы размером от 10 до 15 см в количестве не более 8–10 шт., а объекты размером 20–25 см от 3 до 5 шт. одновременно. Размещать объекты нужно так, чтобы они не сливались в единую линию или пятно, а хорошо выделялись по отдельности.

Условиями для полного и точного восприятия демонстрируемого объекта являются:

– выбор адекватного фона;

– выбор определенного цвета: цвет в сочетании с другим и на расстоянии может меняться (красный рядом с желтым часто видится как оранжевый, синий – фиолетовым, фиолетовый с коричневым – черным, красный – бордовым);

– постоянное использование указки для показа;

– ребенок при показе объекта должен находиться у доски (коврографа, фланелеграфа) со стороны открытого глаза (заклеен правый глаз – слева, заклеен левый глаз – справа);

– педагог находится у доски (коврографа) справа, обязательно лицом к детям;

– некоторые объекты на рассматриваемой картине (картинках) даются с чётким контуром (обвести чёрным цветом по контуру).

Образцы для показа должны быть в 2–2,5 раза больше детских работ, мелкие детали показываются дополнительно в крупном размере. Для слабовидящих детей листы для рисования используют в 2 раза меньшего размера, чем для остальных (1/2 альбомного листа). Для рисования используют как общую, так и индивидуальную натуру, а также дополнительную для 2–3 слабовидящих детей.

При рассматривании объекта (картины) детей рекомендуется рассадить таким образом:

– в 2–3 ряда соблюдая право-левостороннюю окклюзию глаз;

– полукругом (не широким);

– «каре»;

– параллельно: справа и слева от педагога (воспитателя) по одному ряду детей.

Во всех указанных положениях соблюдаются окклюзия глаз, острота зрения, вид косоглазия (расходящееся). Детей с очень низкой остротой зрения (ниже –0,4) следует сажать за первый стол так, чтобы освещение падало слева и сверху. Материал демонстрации предъявляется не далее 1 м от глаз. Необходим дополнительный индивидуальный показ предмета. Наиболее благоприятен показ предмета на черно-белом фоне, или зеленом (успокаивающем), коричневом (спокойном, контрастном) или оранжевом (стимулирующем). Следует сочетать предмет и фон по цвету, чтобы можно было лучше его рассмотреть во всех деталях. Предметы должны быть крупными, яркими по цвету, точными по форме и деталям.

 

Развитие зрительного восприятия цвета

Номер занятия Программное содержание Материалы, оборудование, дидактические пособия Виды и формы работы
       
Сентябрь
1–2 Тема: «Играем с цветом». Задачи: – формировать зрительную реакцию на предметы окружа-ющего мира, различать и называть основные цвета (красный, желтый, зеленый); – уметь дифференцировать предметы по основному признаку – цвет; – уметь правильно закрашивать контуры и силуэты фломастером, кистью; – развивать мелкую моторику рук (держать правильно фло- мастер, кисть; вести по бумаге, доске; рисовать линии разной длины, ширины и в разных направлениях; наносить штрихи, мазки, изображая образы предметов и явления окружаю- Демонстрационный материал: цветные дорожки (красная, желтая, зеленая) размер 20 × 50 (на полу); натуральные овощи, фрукты (помидор, огурец, яблоко, груша); муляжи овощей, фруктов. Раздаточный материал: фломастеры, кисти, краски, стаканчик с водой, лист бумаги с контурным, силуэтным изображением овощей, фруктов, цветные силуэты. Для детей со сходящимся косоглазием подставки (с контрастным фоном) Задание 1. «Определи цвет». Вопросы педагога: – Покажите красную дорожку. Какого цвета дорожка? – Покажите желтую дорожку. Какого цвета дорожка? – Покажите зеленую дорожку. Какого цвета дорожка? Задание 2. «Разложи овощи на дорожку». (Какого цвета овощи, такого цвета и дорожка.) Практическое задание 1. Закрасить фломастером (краской) контура яблока; нанести мазки на контур груши желтой краской; закрасить зеленой краской контура огурца. Вопросы педагога: – Какого цвета яблоко? – Какой краской (фломастером) ты закрасишь яблоко? – Какого цвета груша? – Какой краской ты будешь наносить мазки по кон- туру? – Какого цвета огурец? – Какой краской ты закрасишь огурец?

Продолжение табл.

       
  щей действительности; украшать мазками, полосками, кольцами силуэты, контуры)   Практическое задание 2. Выполнить аппликацию из цветной бумаги с исполь-зованием силуэтов овощей и фруктов
Октябрь
3–4 Тема: «Красный, желтый, зеленый, синий». Задачи: – формировать умение видеть и использовать выразительность цвета в рисунке; – развивать умение различать и подбирать цвет, соответству-ющий изображенным предметам; – уметь называть основные цвета (красный, желтый, зеленый, синий) Демонстрационный материал: Коврограф. Цветные дорожки (красная, желтая, зеленая, синяя). Раздаточный материал: фломастеры, краски акварельные, стаканы с водой, листы бумаги на каждого ребенка с изображением домашних животных и дорожек: Кошка – красная дорожка, собака – желтая дорожка; корова – зеленая дорожка, лошадь – синяя дорожка. На коврографе – цветные картинки этих же животных, под каждым из них цветные дорожки. Цветные картинки детенышей Задание по определению цвета. Рассмотреть цветные дорожки, назвать их цвет. Игра «Кто на какой дорожке сидит». Игра «Найди маме её детёныша». Вспомнить названия домашних животных и их детё-нышей. Найти изображения этих животных. Каждому животному определить своего цвета дорожку, затем на этот же цвет положить карточку с изображением детёныша. Вопросы педагога: – Какого цвета дорожка? – Как зовут детёныша кошки (козы, коровы)? – На какую дорожку ты посадил детёныша (на красную, синюю)? Практическая работа на листе: 1. Выбрать фломастеры такого же цвета, как дорожки у животных. 2. Провести прямые линии по дорожкам (красной дорожке – красная линия… и т. д.). 3. Назвать цвет каждой линии. (Аналогично выполнить работу красками, только называть цвет краски.)

Продолжение табл.

       
Ноябрь
5–6 Тема: «Красный, желтый, зеленый, синий, коричневый». Задачи: – уметь различать и называть основные цвета (красный, желтый, зеленый, синий, коричневый); – уметь соотносить сенсорные эталоны с цветом реальных предметов; – уметь локализовывать красный цвет из красных, зеленых, синих; зеленый из желтых, синих, красных; синий цвет из красных, желтых, зеленых; коричневый цвет из всех основных цветов; – развивать мелкую моторику рук Демонстрационный материал: 2 набора предметов (шарики, куби- ки – красные, желтые, зеленые, синие, коричневые), цветные коробочки, медведь коричневого цвета; большая коробка, в ней смешаны разного цвета шарики, кубики; коробка с шариками – красными, зелеными, синими; коробка с зелеными, желтыми, синими кубиками; коробка с синими, красными, желтыми, зелеными, коричневыми шариками, кубиками. Раздаточный материал: фломастеры или акварельные краски, кисть, стакан с водой, лист с нарисованными кубиками, шарами. Кубики закрашены акварельными красками – красной, желтой, зеленой, синей, коричневой. Подставки для детей со сходящимся косоглазием Дидактическая игра «Помоги медведю» (разложить в коробки предметы – шары, кубики). Вопросы педагога: – Какого цвета шары? – Какого цвета кубики? – Какого цвета коробки? – Какого цвета медведь? – Найдите коробку такого же цвета, как и медведь. – Какого цвета коробка? (Коричневая.) Задание «Подарок медведю». – Выберите из коробки красные шарики. Какого цвета шарики? – Выберите из коробки зеленые кубики. Какого цвета кубики? – Выберите из коробки коричневые кубики. Какого цвета кубики? – Подарите кубики медведю. Какого цвета медведь? Какого цвета кубики вы подарили медведю? Практическое задание. Нанести краской мазки на круги такого же цвета, как кубики

Продолжение табл.

       
Декабрь
7–8 Тема: «Красный, желтый, зеленый, синий, коричневый, черный». Задачи: – уметь различать и называть основные цвета (красный, желтый, зеленый, синий, коричневый, черный); – закреплять умение соотносить сенсорные эталоны с цветом реальных предметов; – уметь локализовывать черный цвет из всех основных цветов Демонстрационный материал: цветные дорожки (красная, желтая, зеленая, синяя, коричневая, черная); цветные предметы (кубики, шарики). Раздаточный материал: лист бумаги с нарисованными кругами (в каждом ряду круги закрашены – красный, желтый, синий, коричневый, черный цвет), фишки такого же цвета. Лист бумаги с нарисованной елкой, вырезанные из бумаги (картона) разного цвета шары Задание 1. «Назови цвет дорожек». Задание 2. «Покажи кубики и шарики по одному с называнием их цвета». Задание 3. «Найди предмет (шарик, кубик) такого же цвета, как дорожка, и положи его на дорожку». – Назовите цвет дорожки. – Назовите цвет кубика (шарика). – Накройте фишками круги такого же цвета, как на образце. Практическое задание. Выполнить аппликацию «Украсим елку цветными шарами». Вопросы педагога: – Какого цвета елка? – Какого цвета шары? – Покажите красный (синий, зелёный) шар
Январь
9–10 Тема: «Соотнесение цвета с реальным объектом». Задачи: – закреплять умение соотносить цвета с реальными объектами; Раздаточный материал: цветные карточки размером 5 × 10 – красные, желтые, зеленые, синие, коричневые, черные; акварельные краски, кисть, стакан с водой, лист Задание «Поиск предметов». Педагог. Найдите в кабинете (группе) игрушку такого же цвета, как карточка. Вопросы: – Какого цвета карточка?

Продолжение табл.

       
  – упражнять в выборе цвета для закрашивания силуэтов; – развивать мелкую моторику рук бумаги с изображением контуров игрушек. Игрушки: мяч, кукла с бантом, лошадь коричневого цвета. Игрушки размещены на столе на рас-стоянии 20–30 см от глаз. Силуэты, контуры игрушек (медведь, пирамидки, машины и т. д.) – Какого цвета игрушка? (Со всеми цветами.) Практическое задание «Рассмотрим игрушки». Вопросы: – Что это? Какого цвета мяч? (Одна сторона синяя, друга красная.) Какого цвета у куклы бант? (Желтый.) Какого цвета лошадь? (Коричневая.) – Подберите краску для мяча. Какого цвета краска? Нанесите штрихи на изображение мяча. Какого цвета мяч? Подберите краску для банта. Какого цвета краска? Нанеси штрихи на бант. Какого цвета бант? – Подберите краску для лошади. Нанесите штрихи на лошадь. Какого цвета лошадь? Закрашивание контура, силуэтов игрушек. (Медведь – коричневой краской, пирамидка – красный, желтый, зеленый, синий; машина: кабина красной, кузов зеленой, колеса черной)
Февраль
11–12 Тема: «Определение цвета в предметах, иллюстрациях, окружающей обстановке». Задачи: – закреплять умение зрительно определять и называть цвет предметов; Демонстрационный материал: посуда: чашки, блюдца основных цветов (реальные предметы). Раздаточный материал: цветные силуэты посуды; контурные изображения посуды (кастрюля, чашка, чайник и т. д.) на листе бумаги; Задание 1. «Назови посуду». Рассмотреть на картинке посуду и назвать ее. Вопрос: – Какого цвета посуда? Задание 2. «Цвет посуды». Педагог. Поставьте на стол посуду такого цвета, который я назову. Какого цвета посуда?

Продолжение табл.

       
  – закреплять умение локализо-вывать предметы заданного цвета; – упражнять в применении цвета в практической деятельности цветные круги, клей, салфетки, кисть для клея (или карандаш клеевой). Подставка для детей со сходящимся косоглазием Задание 3. «Силуэты посуды». Педагог. Рассмотрите силуэты и подберите к чашкам блюдца. Назовите их цвет. Практическое задание. Наклеить цветные круги на контурные изображения посуды
Март
13–14 Тема: «Веселые птички». Задачи: – закреплять умение различать, называть и сравнивать птиц в цвете, последовательно выделять цвет; – уметь группировать цветные силуэты; – упражнять в применении цвета в практической деятельности; – уметь правильно распределять части птицы на листе бумаги Демонстрационный материал: картинки с изображением птиц (петух, курица, цыпленок, воробей, сорока, ворона). Раздаточный материал: – силуэты птиц в цвете; – вырезанные из цветной бумаги части тела птиц (голова, тело, клюв, крылья); – клей, салфетки, кисти для клея (клеевой карандаш), лист белой бумаги. Подставки для детей со сходящимся косоглазием Задание 1. «Назови цвет петуха» Рассмотреть картинку с изображением петуха. Вопросы педагога: – Какого цвета у петуха гребешок, борода? – Какого цвета хвост? Задание 2. «Кто это?» Назвать птицу на картинке. Вопросы: – Какого цвета курица, цыпленок? – Какого цвета воробей (сорока, ворона)? Задание 3. «Сравни птиц по цвету». Задание 4. «Найди птиц, одинаковых по цвету». Задание 5. «Выбери силуэты». (Назвать цвет силуэтов.) Практическое задание. Аппликация «Птичка»

Продолжение табл.

       
Апрель
15–16 Тема: «Отгадай цвет». Задачи: – формировать умение видеть и называть цвет движущихся объектов; – развивать глазодвигательные функции; – упражнять в умении применять цвет в практической деятельности; – уметь правильно распределять заготовки частей транспорта на листе бумаги, развивать глазомер, мелкую моторику рук Демонстрационный материал: игрушки: машины (красная, синяя, желтая, зеленая); кубики и мячи такого же цвета; ворота (дуга). Раздаточный материал: лист бумаги, геометрические фигуры, вырезанные из цветной бумаги (квадрат – красного цвета – кабина; прямоугольник – зеленого цвета – кузов; круги – черного цвета – колеса), клей, кисть, салфетки. Подставки для детей со сходящимся косоглазием Дидактические игры: 1. «Быстрые машины». (Машины движутся по одной.) Педагог. Проследите за движением машины. Какого цвета движется машина? 2. «Машины с грузом». Проследить взглядом за грузом. Вопросы: – Какого цвета груз? – Какого цвета машина? 3. «Прокати мяч в ворота» (по одному мячу разного цвета). Проследите за движением мяча. Какого цвета мяч? Практическое задание. Выложить из геометрических фигур машину. Выполнить аппликацию машины. Вопросы: – Какого цвета кабина? – Какого цвета кузов? – Какого цвета колеса?
Май
17–18 Тема: «Цветные поляны». Демонстрационный материал: вырезанные из цветного картона (красного, синего, желтого, зеленого, Дидактические игры: 1. «Собери лепестки» (красного цвета). Выложить из них цветок.

Окончание табл.

       
  Задачи: – закреплять знания основных цветов, соотносить разнородные предметы по цвету; – уметь осуществлять выбор заданного сенсорного эталона; – развивать глазодвигательные функции глаз, мелкую моторику рук, зрительное внимание; – воспитывать доброжела- тельность, любовь к близким и родным коричневого, черного цвета – по 4 каждого цвета); цветы на магнитах такого же цвета, бабочки на магнитах такого же цвета; удочки с металлическим наконечником. Белое поле с разноцветными круга-ми (красный, синий, желтый, зеленый, коричневый, черный). Раздаточный материал: фломастеры, листы с контурами цветов. Подставки для детей со сходящимся косоглазием (Такие же манипуляции с лепестками другого цвета.) Дети выполняют работу на полу. 2. «Поле с разноцветными кругами». Вопросы: – Что вы видите? – Назовите, какого цвета круги. 3. «Посади цветы на поле» (с помощью удочки). Дети выполняют работу на столе. 4. «Посади на цветок бабочку» (с помощью удочки). Бабочка такого же цвета, как цветок. Вопросы: – Какого цвета бабочка? – Какого цвета цветок? 5. «Проследи за полетом бабочки» (взгляд направлять справа, влево). Какого цвета бабочка? Практическое задание. Каждый выбирает фломастер, который понравился, и рисует на цветке линии разной длины. Вопросы: – Какого цвета ты выбрал фломастер? – Какие линии ты нарисовал? – Какого цвета? – Кому бы ты хотел подарить этот цветок?

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2018-01-08 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: