Техника для земляных работ
21.01.17.
2.2. Одноковшовые
Полноповоротные экскаваторы
о второй половине 90-х годов более 75% поставок на российский рынок импортных одноковшовых полноповоротных экскаваторов пришлось на машины Komatsu, Caterpillar, Volvo, Hitachi, JCB, Liebherr, Case и Fiat-Hitachi. Оставшуюся часть составили машины О&К, Daewoo, Hyundai, KATO, Kobelco, Mitsubishi, а также украинские экскаваторы, технически мало отличающиеся от отечественных.
Общее представление о номенклатуре, размерных группах и модельных рядах перечисленных компаний дает таблица. В нее включены все группы, в том числе и большеразмерные «прямые лопаты» с ковшами вместимостью до 35 м3, применяемые в карьерах и на вскрышных работах. В дальнейшем ограничимся рассмотрением машин строительного размера массой от 7 до 45 тонн.
Несмотря на разнообразие марок и моделей, все современные экскаваторы обладают большим числом одинаковых или весьма сходных признаков. Прежде всего, отметим, что число гусеничных моделей намного больше, чем пневмоколесных. Это отражает соотношение между объемами земляных работ в характерно городских и прочих условиях. Известно, что пневмоколесные машины более эффективны в случаях, когда объемы земляных работ невелики и рассредоточены, а опорной поверхностью служит твердое покрытие, что характерно для городов. Гусеничные же экскаваторы требуют больших затрат времени и средств на перебазировку и более приспособлены к работе на грунтовой поверхности.
Колесные машины — это, как правило, варианты гусеничных прототипов, смонтированные на пневмоколесном шасси. Их вес не превышает 25 тонн из-за дорожных ограничений нагрузки на ось. Особое внимание все производители уделяют малому радиусу вращения противовеса, подчеркивая способность «колесников» работать, не создавая помех транспортному потоку и вплотную к сооружениям и насаждениям.
Для записи в конспект:
Общими для подавляющего большинства полноповоротных строительных экскаваторов являются использование рабочего оборудования «обратная лопата» с гидроприводом в качестве основного, широкий набор сменных ковшей, гидромолотов, фрез, буров, разрушающего инструмента, ножниц, 2...5 вариантов рукоятей разной длины, моноблочные и двухзвенные стрелы, гидростатический привод хода и механизма вращения поворотной платформы.
Большое внимание уделяется условиям работы, оператора.
1. Подавляющее большинство производителей полагают, что для современного экскаватора обязательны:
Защита кабины конструкциями ROPS (система защиты оператора при опрокидывании машины) и FOPS (система защиты оператора от падающих сверху предметов)
1.2 Продуманная организация рабочего пространства оператора, эргономичное размещение органов управления и контроля, стремление увеличить внутренний объем кабины и обеспечить наилучший обзор рабочей зоны
Подрессоренное и регулируемое сиденье анатомического профиля
1.4 Удобные и безопасные ступеньки и поручни, обеспечивающие быстрый вход в кабину и выход из нее
1.5 Надежные звуко -, вибро - и теплоизоляция в сочетании с хорошими вентиляцией, кондиционированием и отоплением
1.6 Джойстиковое управление основными агрегатами экскаватора, минимизация числа органов управления
Автоматизированная система контроля мощности с функциями самодиагностики
1.8 Программируемые системы подготовки к запуску и обеспечение работоспособности экскаватора при низкой температуре (предпусковые подогреватели)
2. Повышение эффективности ЭО:
Совершенствование геометрии стрелы и рукояти,
благодаря чему увеличивается рабочая зона экскаватора
2.2 Повышение цикловой производительности за счет увеличения скорости рабочих операций и усилия копания
2.3 Автоматическое программирование режима работы двигателя и увеличение числа задаваемых режимов для снижения утомляемости оператора, повышения топливной экономичности и долговечности двигателя
2.4 Увеличение силы тяги и автоматизация силовой трансмиссии для улучшения проходимости и сокращения времени перехода из режима максимальной транспортной скорости в режим максимальной тяговой мощности и обратно
2.5 Дублирование тормозных систем и применение более эффективных закрытых многодисковых маслопогруженных тормозов с улучшенным охлаждением для повышения безопасности при работе и транспортном перемещении