По степени периодичности предоставления – бюджеты подразделяются на краткосрочные, среднесрочные и долгосрочные.




Тема. Бюджетирование (основные термины, классификация бюджетов, порядок разработки).

 

Бюджетирование – информационная система внутрифирменного корпоративного управления с помощью определенных финансовых инструментов, называемых бюджетами.

Бюджет – количественный план в денежном выражении, подготовленный и принятый для определенного периода, показывающий планируемую величину дохода, которая должна быть достигнута и расходов, которые должны быть понижены в течении этого периода, а также капитал, который необходимо привлечь для достижения данной цели (Определение Американского института дипломированных бухгалтеров и специалистов по управленческому учету). Бюджет представляет собой директивный план будущих операций и используется для планирования, учета, контроля и оценки эффективности деятельности организации.

Сущность бюджетирования – разработка взаимосвязанных планов производственно-финансовой деятельности предприятия и его подразделений исходя из текущих и стратегических целей, контроля за выполнением этих планов, использовании корректирующих воздействий на отклонения от параметров их исполнения.

Методы бюджетирования – при бюджетном планировании широко используются прогностические и статистические методы, бюджетный метод; при бюджетном контроле учет и анализе – методы финансового и управленческого учета затрат, метод стандарт-коста и нормативный метод, математические методы экономического анализа. Бюджетный метод является совокупностью специфических методик бюджетного планирования, позволяющих смоделировать деятельность предприятия через особый экономический инструмент – бюджеты.

Бюджет можно представить как финансовый документ, созданный до того, как предполагаемые действия будут выполняться. Бюджеты отражают цели и задачи каждого подразделения, каждого центра ответственности и всего предприятия в целом. Он не имеет формализованной стандартной формы, ее выбирает разработчик.

Цифры в бюджетах не должны быть слишком жесткими и не оправданно заниженными. Они должны быть реалистичными, достижимыми и по возможности документально обоснованными. Информация в бюджете должна быть максимально точной, определенной и значимой для ее пользователя. В этом документе могут содержаться данные о доходах и расходах, которые могут быть не всегда сбалансированными. При разработке бюджета используют не только стоимостные, но и натуральные показатели. Бюджет должен иметь способность к изменениям, которая придает ему гибкость и позволяет приспособиться к неожиданно возникающим обстоятельствам.

Эффективный бюджет должен обладать следующими свойствами:

-предоставлять возможность прогнозирования

-иметь четко определенную систему движения информации, распределения полномочий и ответственности за ее формирование

-содержать подробную, точную и своевременную информацию

-предоставлять возможность сравнения

-быть приемлемым для всех заинтересованных лиц.

Бюджеты группируются по следующим классификационным признакам:

-по степени обобщения информации

-по периодичности предоставления

-по способу планирования

-по механизму использования.

По степени обобщения информации – бюджеты подразделяются на генеральный и частные.

Гернеральный (общий, мастер -бюджет)– охватывает основную деятельность предприятия. Цель генерального бюджета – объединить и суммировать бюджеты структурных подразделений, для который составляются частные бюджеты (бюджет продаж, производственный бюджет и т.д.). В результате составления генерального бюджета создается: прогнозный баланс. В начале отчетного периода генеральный бюджет представляет собой заданный стандарт результатов деятельности, а в конце его – измеритель, позволяющий сравнивать полученные результаты с запланированными. Генеральный бюджет включает операционный и финансовый.

Операционный бюджет – часть главного бюджета, которая детализирует через частные бюджеты статьи доходов и расходов и представляется в виде прогноза прибылей и убытков.

Финансовый бюджет - часть главного бюджета, который прогнозирует денежные потоки.

По степени периодичности предоставления – бюджеты подразделяются на краткосрочные, среднесрочные и долгосрочные.

Краткосрочные – до 1 года, среднесрочный – 2-3 года, долгосрочный – более 3-х лет.

По способу планирования – дискретные и скользящие.

Дискретный – разрабатывается на годовой основе с разбивкой по кварталам, месяцам, но может использовать и метод непрерывного планирования, формировать – скользящие бюджеты, когда к текущему периоду добавляется новый, охватывающий данные прошедших периодов и интегрирующий возникающие изменения.

По механизму использования выделяются статический и гибкие бюджеты.

Статический – бюджет рассчитанный на конкретный уровень деловой активности. Он наиболее эффективен для случаев стабильной деятельности внутризаводских служб либо в тех подразделениях, работа которых напрямую не связана с продажами, производством или другой деятельностью, зависящей от объема (отделы административного управления). Недостатком статического бюджета является ограниченная гибкость, так как он предназначен для одного уровня деловой активности и поэтому плохо подходит для контроля затрат при изменении этой активности.

Гибкий – бюджет, который составляется не для конкретного уровня деловой активности, а для некоторого диапазона. Им предусматривается несколько альтернативных вариантов объема продаж или другой деятельности и соответственно определенные уровни затрат. Он наиболее приемлем для ситуаций, связанных с разнообразной деятельностью и непредвиденными изменениями. При планировании он помогает выбрать оптимальный объем продаж и производства, при анализе – оценить их фактические результаты.

В теории и на практике составления бюджетов различают подходы: «сверху вниз», «снизу вверх» и комбинированный.

При подходе сверху вниз бюджет составляется одним из подразделений организации, чаще всего плановым отделом, затем доводится до остальных подразделений и принимается к исполнению. При бюджетировании снизу вверх составление бюджетов осуществляется менеджерами подразделений в соответствии с целями организации. В дальнейшем индивидуальные бюджеты объединяются в общий бюджет, анализируется, корректируются и утверждаются на всех уровнях управления. Далее доводится до работников нижнего уровня.

Процесс составления бюджета называется бюджетным циклом, который состоит из этапов:

-планирование, с участием руководителей всех центров ответственности, деятельности организации в целом, а также ее структурных подразделений

-определение показателей, которые будут использоваться при оценке этой деятельности

-обсуждение возможных изменений в планах, связанных с новой ситуацией

-корректировка планов, с учетом предложенных поправок.

Этапы составления бюджета.

1.Бюджет реализации (план продаж) – показывает объем продаж по видам продуктов в натуральных и стоимостных показателях на протяжении бюджетного периода. Его подготовка – самый ответственный момент в процедуре планирования. Любое искажение показателей в плане продаж скажется на всех последующих планах. При его подготовке д.б. учтены две группы факторов:

-внутренние - определяют ограничения связанные с самим предприятием, например – возможности проектирования новых продуктов – предприятие не может разработать продукт, который требуется покупателю; уровень технологии – предприятие не имеет необходимого оборудования; уровень производственных мощностей – предприятие не способно производить продукт в необходимом количестве и в необходимые сроки; отсутствие необходимых материалов или средств для их приобретения).

-внешние – отражают состояние внешней среды (уровень спроса на производимую продукцию и степень его сезонных колебаний; элластичность спроса (зависимость спроса от уровня цен); платежеспособность покупателей; сложившаяся доля предприятия на данном рынке; общая экономическая ситуация в стране.

 

Сравнительно редко возникает ситуация, когда к началу пла­нового периода предприятие уже подписало договоры и сфор­мировало пакет заказов (в этом случае для подготовки плана продаж достаточно перенести в него данные из договоров). Подобная ситуация возможна при подготовке плана на ближай­ший месяц, реже — на ближайший квартал. При формирова­нии годового плана придется план продаж прогнозировать.

При прогнозировании продаж используются фактические данные прошлых периодов. Далее на их основе строится про­гноз будущих продаж. Для этого используются две группы инструментов:

• математические методы (средних квадратов,, трендовыи анализ);

• экспертная оценка (когда прогнозирование ведется на ос­нове опыта и интуиции менеджеров).

При использовании любого из вариантов необходимо при­нять во внимание все рассмотренные выше факторы внешней среды.

Бюджет продаж

Наименование изделия Количество на реализацию Цена реализации (руб.) Планируемый доход (тыс.руб.)
       
       
Итого:      

 

На основе данных, сформированных в плане продаж, фор­мируется план производства.

План производства определяет виды и количество продук­ции, которые должны быть выпущены в предстоящем бюджет­ном (плановом) периоде)

Наименование продукта   НЗП на начало периода   Выпуск гото­вой продукции   НЗП на конец периода  
Продукт 1              
Продукт 2              
               
Продукт п              

Кроме количества готовой продукции, которая должна быть выпущена, план производства должен отражать инфор­мацию о производственных заделах — незавершенном произ­водстве — на начало и конец периода.

При расчете количества готовой.продукции, которая дол­жна быть произведена в течение бюджетного периода, следу­ет учитывать существующие запасы готовой продукциинаначало периода и желаемую величину запасов на конец пери­ода (так называемые переходящие запасы).

Для того чтобы при проведении расчетов учесть наличие переходящих запасов, следует воспользоваться балансовым уравнением.

Запасы наначало периода   +   Поступление запасов в те­чение псриодг   =   Выбытие запа­сов в течение периода   + Запасы на конец периода  

Применительно к планупроизводства балансовое уравне­ние примет следующий вид:

Выпуск готовой продукции   =   Количество реализуемой продукции   +   Запас готовой продукции на конец периода   -   Запас готовой продукции на начало периода  

С учетом запасов незавершенного производства определя­ется количество продукции, которая должна быть запущена в производство в течение периода:

Запуск продукции   =   Выпуск готовой продукции   +   НЗП на конец периода   -   НЗП на начало периода  

На основе количественных данных о выпуске продукции составляется группа планов, отражающая потребности в не­обходимых для этого ресурсах.

Бюджет прямых материальных затрат содержит информа­цию о затратах в предстоящем бюджетном периоде сырья, материалов, комплектующих в натуральном и стоимостном выражении по видам продуктов и в целом по предприятию

Наимено­вание ма- териала   Потребность по видам продуктов, ед.   Потреб­ность всего, ед.   Учетная цена, руб.   Стои­мость, руб.  
продукт 1   продукт 2   …   продукт п  
Материал 1                              
Материал 2                              
                               
Материал п                   ,          

При расчете потребности в заготовлении материальных ресурсов должны быть учтены переходящие запасы, то есть для проведения расчетов используется рассмотренное выше балан­совое уравнение:

Количество заготавли­ваемых ма­териальных ресурсов   =   Производ­ственная потреб­ность в ма­териальных ресурсах   +   Запасы материаль­ных ресур­сов на конец периода   -   Запасы ма­териаль­ных ресур­сов на начало пе­риода  

Бюджет прямых затрат на оплату труда отражает потреб­ность в основном производственном персонале и затраты на оплату его труда в предстоящем периоде

Кате­гория пер­сонала   Потребность по ви­дам продуктов, нормо-час.   Потре­бность всего, нормо-час,   Часо­вая.став­ка, руб.   Всего По сдель­ной, опла­те, руб.   Про­чие выпла- ты Всего на опла­ту труда, руб.  
продукт 1   …   продукт п   руб.  
1-я                                  
2-я                                  
                                   
п               -                  

План потребности в мощностях отражает необходимый для выполнения плана производства фонд рабочего времени обо­рудования и затраты, связанные с использованием оборудова­ния в предстоящем периоде

Вид обору­дования   Потребность по видам продуктов, машино-час.   Потреб­ность всего, маши­но-час.   Стои­мость маши­но-часа, руб.   Стои­мость всего, руб.  
продукт 1   продукт 2   ...   продукт п  
Оборудование 1                              
Оборудование 2                              
                               
Оборудование п                   --          

Бюджет общепроизводственных затрат отражает затраты на содержание производственной инфраструктуры, необходимой для выполнения производственного плана.

Статьи затрат   Сумма  
Статья 1      
Статья 2      
       
Статья п      
Всего      

Статьями плана (сметы) общепроизводственных затрат могут быть:

-оплата труда работников, обслуживающих оборудова­ние, машины, механизмы и транспортные средства;

-амортизация производственного оборудования, машин, механизмов и транспортных средств;

-ремонт основных средств цехового назначения; внутри­заводское перемещение грузов и материалов;

-содержание аппарата управления цеха;

-содержание прочего цехового персонала;

-амортизация зданий, сооружений, инвентаря цехового назначения;

-другие статьи затрат общецехового назначения.

Бюджет цеховой (производственной) себестоимости содер­жит информацию о себестоимости видов продукции и затра­тах на производственную программу в предстоящем бюджет­ном периоде

Статьи затрат   Затраты по видам продуктов,-руб.   Всего  
продукт 1   продукт 2   продукт п  
на еди­ницу   на вы­пуск   на еди­ницу   на вы­пуск   на еди­ницу   на вы­пуск  
Прямые затраты на материалы                            
Прямые затраты на оплату труда                              
Прямые затраты на оборудование                              
Общепроизвод­ственные затраты                              
Всего производ­ственная себе­стоимость                       '      

Бюджет общехозяйственных затрат отражает затраты на со­держание в предстоящем бюджетном периоде обеспечивающей инфраструктуры по предприятию в целом

Статьи затрат   Сумма, руб.      
Статья 1          
Статья 2          
           
Статья п          
Всего          

Статьями затрат плана (сметы) общехозяйственных затрат могут быть:

—- заработная плата аппарата управления предприятием;

— командировки и перемещения;

— содержание пожарной, военизированной и сторожевой охраны;

— амортизация основных средстви их содержание;

— охрана труда;

— подготовка кадров;

— организованный набор рабочей силы;

— налоги, сборы и отчисления;

— непроизводительные затраты и др.

Бюджет коммерческих затрат отражает затраты, связанныесосбытом продукции в предстоящем бюджетном периоде.

Поскольку часть статей коммерческих затрат может но­сить прямой характер по отношению к видам продукции, а часть— косвенный, желательно при составлении плана ком­мерческих затрат разделить.затраты на две названные груп­пы.

Статьи затрат   Затраты по видам продуктов, руб.   Всего  
    продукт 1   продукт 2   продукт п  
    на еди­ницу   на вы­пуск   на еди­ницу   на вы­пуск   на еди­ницу   на вы­пуск  
Прямые затра­ты на сбыт:                              
Транспортные расходы                              
Оплата комис­сионных                              
                               
Косвенные за­траты на сбыт:                              
Затраты на со­держание отде­ла сбыта                              
Услуги по пре­доставлению маркетинговой информации                              
                               
   
Всего                              

Бюджет доходов и расходов (план прибылей и убытков) от­ражает структуру и величину доходов и расходов предпри­ятия в целом, отдельных центров ответственности (или направ­лений деятельности) предприятия и планируемый к получению финансовый результат в предстоящем бюджетном периоде.

«Доходная» часть данного бюджета формируется на основании содержащейся в плане продаж информации о размере выручки от реализации. «Расходная» —на основании бюдже­та цеховой (производственной) себестоимости, плана общехозяйственных затрат, плана коммерческих затрат.

Статьи доходов и расходов       Сумма
Доходы по основной деятельности:        
Доходы по направлению 1        
Доходы по направлению 2        
……..          
Доходы по направлению п          
Прочие доходы        
Всего доходов          
Расходы по основной деятельности:          
Расходы по направлению 1          
Расходы по направлению 2        
           
Расходы по направлению п          
Общехозяйственные расходы          
Коммерческие расходы          
Прочие расходы        
Всего расходов          
         
Результат   '      

Бюджет инвестиций (план капитальных затрат ) отража­ет инвестиции, которые предприятию необходимо осуществить в предстоящем бюджетном периоде с указанием их размера и направления использования.

   
Наименование проекта   Направление инвестиций   Всего  
приобретение оборудования   работы, выполняе­мые собст­венными силами   услуги сто­ронних организа­ций  
Проект 1                  
Проект 2                  
                   
Проект п                  
Всего                  

Бюджет движения денежных средств (план денежных потоков) отражает прогнозируемое поступление и выбытие денеж­ных средств и других платежных инструментов в результате хозяйственной деятельности предприятия в предстоящем бюд­жетном периоде. По сути — это план движений денежных средств по расчетному счету и кассе.

Бюджет движения денежных средствпризван обеспечить безусловную сбалансированность поступлений и использования денежных средств. Если в бюджете доходов и расходов в некоторые промежутки времени расходы могут превышать доходы, то в бюджете движения денежных средств в каждом периоде конечное сальдо должно быть положительным.

При подготовке бюджета движения денежных средств ис­пользуется информация из рассмотренных выше бюджетов. Например, из плана продаж берется информация о суммах по­ступления денежных средств от реализации продукции. Из бюд­жета прямых материальных затрат информация о суммах выплат, связанных с заготовлением материалов. Из бюджета прямых затрат на оплату труда — информация о суммах вып­лат по заработной плате и социальным отчислениям.

Источники поступлений и направления выплат   Сумма  
Сальдо на начало периода  
Поступления,  
в том числе:  
выручка от реализации по основной деятельности:.  
погашение дебиторской задолженности  
по текущей реализации  
полученные авансы  
выручка от прочей реализации  
бюджетное и целевое финансирование  
кредиты и займы  
     
     
дивиденды и проценты к получению    
штрафы и пени к получению •    
Выплаты,    
в том числе:    
по текущей деятельности    
оплата материалов и энергии..    
услуги со стороны    
оплата труда    
по капитальным вложениям..,    
приобретение машин и оборудования  
услуги со стороны        
расчеты с бюджетом.,    
выплаты по –кредитам и займам    
Результат периода,.  
Конечное сальдо    
       

Отчет о движении денежных средств входит в состав годовой бухгалтерской

отчетности организации, рекомендуется в этой связи для целей анализа обеспечить сопоставимость и единый формат плана (бюджета) и отчета о движении денежных средств.

Прогнозный баланс (расчетный баланс) представляет собой планируемый баланс предприятия на конец предстоящего бюджетного периода. Иными словами, прогнозный баланс есть планируемое соотношение активов и пассивов предприя­тия, которое складывается в соответствии со структурой активов и пассивов на начало бюджетного периода и изменени­ем в ходе реализации других планов.

Прогнозный баланс есть итоговый план, венчающий собой процедуру планирования.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-06-21 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: