Тема. Бюджетирование (основные термины, классификация бюджетов, порядок разработки).
Бюджетирование – информационная система внутрифирменного корпоративного управления с помощью определенных финансовых инструментов, называемых бюджетами.
Бюджет – количественный план в денежном выражении, подготовленный и принятый для определенного периода, показывающий планируемую величину дохода, которая должна быть достигнута и расходов, которые должны быть понижены в течении этого периода, а также капитал, который необходимо привлечь для достижения данной цели (Определение Американского института дипломированных бухгалтеров и специалистов по управленческому учету). Бюджет представляет собой директивный план будущих операций и используется для планирования, учета, контроля и оценки эффективности деятельности организации.
Сущность бюджетирования – разработка взаимосвязанных планов производственно-финансовой деятельности предприятия и его подразделений исходя из текущих и стратегических целей, контроля за выполнением этих планов, использовании корректирующих воздействий на отклонения от параметров их исполнения.
Методы бюджетирования – при бюджетном планировании широко используются прогностические и статистические методы, бюджетный метод; при бюджетном контроле учет и анализе – методы финансового и управленческого учета затрат, метод стандарт-коста и нормативный метод, математические методы экономического анализа. Бюджетный метод является совокупностью специфических методик бюджетного планирования, позволяющих смоделировать деятельность предприятия через особый экономический инструмент – бюджеты.
Бюджет можно представить как финансовый документ, созданный до того, как предполагаемые действия будут выполняться. Бюджеты отражают цели и задачи каждого подразделения, каждого центра ответственности и всего предприятия в целом. Он не имеет формализованной стандартной формы, ее выбирает разработчик.
Цифры в бюджетах не должны быть слишком жесткими и не оправданно заниженными. Они должны быть реалистичными, достижимыми и по возможности документально обоснованными. Информация в бюджете должна быть максимально точной, определенной и значимой для ее пользователя. В этом документе могут содержаться данные о доходах и расходах, которые могут быть не всегда сбалансированными. При разработке бюджета используют не только стоимостные, но и натуральные показатели. Бюджет должен иметь способность к изменениям, которая придает ему гибкость и позволяет приспособиться к неожиданно возникающим обстоятельствам.
Эффективный бюджет должен обладать следующими свойствами:
-предоставлять возможность прогнозирования
-иметь четко определенную систему движения информации, распределения полномочий и ответственности за ее формирование
-содержать подробную, точную и своевременную информацию
-предоставлять возможность сравнения
-быть приемлемым для всех заинтересованных лиц.
Бюджеты группируются по следующим классификационным признакам:
-по степени обобщения информации
-по периодичности предоставления
-по способу планирования
-по механизму использования.
По степени обобщения информации – бюджеты подразделяются на генеральный и частные.
Гернеральный (общий, мастер -бюджет)– охватывает основную деятельность предприятия. Цель генерального бюджета – объединить и суммировать бюджеты структурных подразделений, для который составляются частные бюджеты (бюджет продаж, производственный бюджет и т.д.). В результате составления генерального бюджета создается: прогнозный баланс. В начале отчетного периода генеральный бюджет представляет собой заданный стандарт результатов деятельности, а в конце его – измеритель, позволяющий сравнивать полученные результаты с запланированными. Генеральный бюджет включает операционный и финансовый.
Операционный бюджет – часть главного бюджета, которая детализирует через частные бюджеты статьи доходов и расходов и представляется в виде прогноза прибылей и убытков.
Финансовый бюджет - часть главного бюджета, который прогнозирует денежные потоки.
По степени периодичности предоставления – бюджеты подразделяются на краткосрочные, среднесрочные и долгосрочные.
Краткосрочные – до 1 года, среднесрочный – 2-3 года, долгосрочный – более 3-х лет.
По способу планирования – дискретные и скользящие.
Дискретный – разрабатывается на годовой основе с разбивкой по кварталам, месяцам, но может использовать и метод непрерывного планирования, формировать – скользящие бюджеты, когда к текущему периоду добавляется новый, охватывающий данные прошедших периодов и интегрирующий возникающие изменения.
По механизму использования выделяются статический и гибкие бюджеты.
Статический – бюджет рассчитанный на конкретный уровень деловой активности. Он наиболее эффективен для случаев стабильной деятельности внутризаводских служб либо в тех подразделениях, работа которых напрямую не связана с продажами, производством или другой деятельностью, зависящей от объема (отделы административного управления). Недостатком статического бюджета является ограниченная гибкость, так как он предназначен для одного уровня деловой активности и поэтому плохо подходит для контроля затрат при изменении этой активности.
Гибкий – бюджет, который составляется не для конкретного уровня деловой активности, а для некоторого диапазона. Им предусматривается несколько альтернативных вариантов объема продаж или другой деятельности и соответственно определенные уровни затрат. Он наиболее приемлем для ситуаций, связанных с разнообразной деятельностью и непредвиденными изменениями. При планировании он помогает выбрать оптимальный объем продаж и производства, при анализе – оценить их фактические результаты.
В теории и на практике составления бюджетов различают подходы: «сверху вниз», «снизу вверх» и комбинированный.
При подходе сверху вниз бюджет составляется одним из подразделений организации, чаще всего плановым отделом, затем доводится до остальных подразделений и принимается к исполнению. При бюджетировании снизу вверх составление бюджетов осуществляется менеджерами подразделений в соответствии с целями организации. В дальнейшем индивидуальные бюджеты объединяются в общий бюджет, анализируется, корректируются и утверждаются на всех уровнях управления. Далее доводится до работников нижнего уровня.
Процесс составления бюджета называется бюджетным циклом, который состоит из этапов:
-планирование, с участием руководителей всех центров ответственности, деятельности организации в целом, а также ее структурных подразделений
-определение показателей, которые будут использоваться при оценке этой деятельности
-обсуждение возможных изменений в планах, связанных с новой ситуацией
-корректировка планов, с учетом предложенных поправок.
Этапы составления бюджета.
1.Бюджет реализации (план продаж) – показывает объем продаж по видам продуктов в натуральных и стоимостных показателях на протяжении бюджетного периода. Его подготовка – самый ответственный момент в процедуре планирования. Любое искажение показателей в плане продаж скажется на всех последующих планах. При его подготовке д.б. учтены две группы факторов:
-внутренние - определяют ограничения связанные с самим предприятием, например – возможности проектирования новых продуктов – предприятие не может разработать продукт, который требуется покупателю; уровень технологии – предприятие не имеет необходимого оборудования; уровень производственных мощностей – предприятие не способно производить продукт в необходимом количестве и в необходимые сроки; отсутствие необходимых материалов или средств для их приобретения).
-внешние – отражают состояние внешней среды (уровень спроса на производимую продукцию и степень его сезонных колебаний; элластичность спроса (зависимость спроса от уровня цен); платежеспособность покупателей; сложившаяся доля предприятия на данном рынке; общая экономическая ситуация в стране.
Сравнительно редко возникает ситуация, когда к началу планового периода предприятие уже подписало договоры и сформировало пакет заказов (в этом случае для подготовки плана продаж достаточно перенести в него данные из договоров). Подобная ситуация возможна при подготовке плана на ближайший месяц, реже — на ближайший квартал. При формировании годового плана придется план продаж прогнозировать.
При прогнозировании продаж используются фактические данные прошлых периодов. Далее на их основе строится прогноз будущих продаж. Для этого используются две группы инструментов:
• математические методы (средних квадратов,, трендовыи анализ);
• экспертная оценка (когда прогнозирование ведется на основе опыта и интуиции менеджеров).
При использовании любого из вариантов необходимо принять во внимание все рассмотренные выше факторы внешней среды.
Бюджет продаж
Наименование изделия | Количество на реализацию | Цена реализации (руб.) | Планируемый доход (тыс.руб.) |
Итого: |
На основе данных, сформированных в плане продаж, формируется план производства.
План производства определяет виды и количество продукции, которые должны быть выпущены в предстоящем бюджетном (плановом) периоде)
Наименование продукта | НЗП на начало периода | Выпуск готовой продукции | НЗП на конец периода |
Продукт 1 | |||
Продукт 2 | |||
Продукт п |
Кроме количества готовой продукции, которая должна быть выпущена, план производства должен отражать информацию о производственных заделах — незавершенном производстве — на начало и конец периода.
При расчете количества готовой.продукции, которая должна быть произведена в течение бюджетного периода, следует учитывать существующие запасы готовой продукциинаначало периода и желаемую величину запасов на конец периода (так называемые переходящие запасы).
Для того чтобы при проведении расчетов учесть наличие переходящих запасов, следует воспользоваться балансовым уравнением.
Запасы наначало периода | + | Поступление запасов в течение псриодг | = | Выбытие запасов в течение периода | + | Запасы на конец периода |
Применительно к планупроизводства балансовое уравнение примет следующий вид:
Выпуск готовой продукции | = | Количество реализуемой продукции | + | Запас готовой продукции на конец периода | - | Запас готовой продукции на начало периода |
С учетом запасов незавершенного производства определяется количество продукции, которая должна быть запущена в производство в течение периода:
Запуск продукции | = | Выпуск готовой продукции | + | НЗП на конец периода | - | НЗП на начало периода |
На основе количественных данных о выпуске продукции составляется группа планов, отражающая потребности в необходимых для этого ресурсах.
Бюджет прямых материальных затрат содержит информацию о затратах в предстоящем бюджетном периоде сырья, материалов, комплектующих в натуральном и стоимостном выражении по видам продуктов и в целом по предприятию
Наименование ма- териала | Потребность по видам продуктов, ед. | Потребность всего, ед. | Учетная цена, руб. | Стоимость, руб. | |||
продукт 1 | продукт 2 | … | продукт п | ||||
Материал 1 | |||||||
Материал 2 | |||||||
Материал п | , |
При расчете потребности в заготовлении материальных ресурсов должны быть учтены переходящие запасы, то есть для проведения расчетов используется рассмотренное выше балансовое уравнение:
Количество заготавливаемых материальных ресурсов | = | Производственная потребность в материальных ресурсах | + | Запасы материальных ресурсов на конец периода | - | Запасы материальных ресурсов на начало периода |
Бюджет прямых затрат на оплату труда отражает потребность в основном производственном персонале и затраты на оплату его труда в предстоящем периоде
Категория персонала | Потребность по видам продуктов, нормо-час. | Потребность всего, нормо-час, | Часовая.ставка, руб. | Всего По сдельной, оплате, руб. | Прочие выпла- ты | Всего на оплату труда, руб. | ||
продукт 1 | … | продукт п | руб. | |||||
1-я | ||||||||
2-я | ||||||||
п | - |
План потребности в мощностях отражает необходимый для выполнения плана производства фонд рабочего времени оборудования и затраты, связанные с использованием оборудования в предстоящем периоде
Вид оборудования | Потребность по видам продуктов, машино-час. | Потребность всего, машино-час. | Стоимость машино-часа, руб. | Стоимость всего, руб. | |||
продукт 1 | продукт 2 | ... | продукт п | ||||
Оборудование 1 | |||||||
Оборудование 2 | |||||||
Оборудование п | -- |
Бюджет общепроизводственных затрат отражает затраты на содержание производственной инфраструктуры, необходимой для выполнения производственного плана.
Статьи затрат | Сумма |
Статья 1 | |
Статья 2 | |
Статья п | |
Всего |
Статьями плана (сметы) общепроизводственных затрат могут быть:
-оплата труда работников, обслуживающих оборудование, машины, механизмы и транспортные средства;
-амортизация производственного оборудования, машин, механизмов и транспортных средств;
-ремонт основных средств цехового назначения; внутризаводское перемещение грузов и материалов;
-содержание аппарата управления цеха;
-содержание прочего цехового персонала;
-амортизация зданий, сооружений, инвентаря цехового назначения;
-другие статьи затрат общецехового назначения.
Бюджет цеховой (производственной) себестоимости содержит информацию о себестоимости видов продукции и затратах на производственную программу в предстоящем бюджетном периоде
Статьи затрат | Затраты по видам продуктов,-руб. | Всего | |||||
продукт 1 | продукт 2 | продукт п | |||||
на единицу | на выпуск | на единицу | на выпуск | на единицу | на выпуск | ||
Прямые затраты на материалы | |||||||
Прямые затраты на оплату труда | |||||||
Прямые затраты на оборудование | |||||||
Общепроизводственные затраты | |||||||
Всего производственная себестоимость | ' |
Бюджет общехозяйственных затрат отражает затраты на содержание в предстоящем бюджетном периоде обеспечивающей инфраструктуры по предприятию в целом
Статьи затрат | Сумма, руб. | |
Статья 1 | ||
Статья 2 | ||
Статья п | ||
Всего |
Статьями затрат плана (сметы) общехозяйственных затрат могут быть:
—- заработная плата аппарата управления предприятием;
— командировки и перемещения;
— содержание пожарной, военизированной и сторожевой охраны;
— амортизация основных средстви их содержание;
— охрана труда;
— подготовка кадров;
— организованный набор рабочей силы;
— налоги, сборы и отчисления;
— непроизводительные затраты и др.
Бюджет коммерческих затрат отражает затраты, связанныесосбытом продукции в предстоящем бюджетном периоде.
Поскольку часть статей коммерческих затрат может носить прямой характер по отношению к видам продукции, а часть— косвенный, желательно при составлении плана коммерческих затрат разделить.затраты на две названные группы.
Статьи затрат | Затраты по видам продуктов, руб. | Всего | |||||
продукт 1 | продукт 2 | продукт п | |||||
на единицу | на выпуск | на единицу | на выпуск | на единицу | на выпуск | ||
Прямые затраты на сбыт: | |||||||
Транспортные расходы | |||||||
Оплата комиссионных | |||||||
Косвенные затраты на сбыт: | |||||||
Затраты на содержание отдела сбыта | |||||||
Услуги по предоставлению маркетинговой информации | |||||||
Всего |
Бюджет доходов и расходов (план прибылей и убытков) отражает структуру и величину доходов и расходов предприятия в целом, отдельных центров ответственности (или направлений деятельности) предприятия и планируемый к получению финансовый результат в предстоящем бюджетном периоде.
«Доходная» часть данного бюджета формируется на основании содержащейся в плане продаж информации о размере выручки от реализации. «Расходная» —на основании бюджета цеховой (производственной) себестоимости, плана общехозяйственных затрат, плана коммерческих затрат.
Статьи доходов и расходов | Сумма | |
Доходы по основной деятельности: | ||
Доходы по направлению 1 | ||
Доходы по направлению 2 | ||
…….. | ||
Доходы по направлению п | ||
Прочие доходы | ||
Всего доходов | ||
Расходы по основной деятельности: | ||
Расходы по направлению 1 | ||
Расходы по направлению 2 | ||
Расходы по направлению п | ||
Общехозяйственные расходы | ||
Коммерческие расходы | ||
Прочие расходы | ||
Всего расходов | ||
Результат | ' |
Бюджет инвестиций (план капитальных затрат ) отражает инвестиции, которые предприятию необходимо осуществить в предстоящем бюджетном периоде с указанием их размера и направления использования.
Наименование проекта | Направление инвестиций | Всего | ||
приобретение оборудования | работы, выполняемые собственными силами | услуги сторонних организаций | ||
Проект 1 | ||||
Проект 2 | ||||
Проект п | ||||
Всего |
Бюджет движения денежных средств (план денежных потоков) отражает прогнозируемое поступление и выбытие денежных средств и других платежных инструментов в результате хозяйственной деятельности предприятия в предстоящем бюджетном периоде. По сути — это план движений денежных средств по расчетному счету и кассе.
Бюджет движения денежных средствпризван обеспечить безусловную сбалансированность поступлений и использования денежных средств. Если в бюджете доходов и расходов в некоторые промежутки времени расходы могут превышать доходы, то в бюджете движения денежных средств в каждом периоде конечное сальдо должно быть положительным.
При подготовке бюджета движения денежных средств используется информация из рассмотренных выше бюджетов. Например, из плана продаж берется информация о суммах поступления денежных средств от реализации продукции. Из бюджета прямых материальных затрат — информация о суммах выплат, связанных с заготовлением материалов. Из бюджета прямых затрат на оплату труда — информация о суммах выплат по заработной плате и социальным отчислениям.
Источники поступлений и направления выплат | Сумма | ||
Сальдо на начало периода | |||
Поступления, | |||
в том числе: | |||
выручка от реализации по основной деятельности:. | |||
погашение дебиторской задолженности | |||
по текущей реализации | |||
полученные авансы | |||
выручка от прочей реализации | |||
бюджетное и целевое финансирование | |||
кредиты и займы | |||
дивиденды и проценты к получению | |||
штрафы и пени к получению • | |||
Выплаты, | |||
в том числе: | |||
по текущей деятельности | |||
оплата материалов и энергии.. | |||
услуги со стороны | |||
оплата труда | |||
по капитальным вложениям.., | |||
приобретение машин и оборудования | |||
услуги со стороны | |||
расчеты с бюджетом., | |||
выплаты по –кредитам и займам | |||
Результат периода,. | |||
Конечное сальдо | |||
Отчет о движении денежных средств входит в состав годовой бухгалтерской
отчетности организации, рекомендуется в этой связи для целей анализа обеспечить сопоставимость и единый формат плана (бюджета) и отчета о движении денежных средств.
Прогнозный баланс (расчетный баланс) представляет собой планируемый баланс предприятия на конец предстоящего бюджетного периода. Иными словами, прогнозный баланс есть планируемое соотношение активов и пассивов предприятия, которое складывается в соответствии со структурой активов и пассивов на начало бюджетного периода и изменением в ходе реализации других планов.
Прогнозный баланс есть итоговый план, венчающий собой процедуру планирования.