ФГБУ ВПО
«РОССИЙСКАЯ АКАДЕМИЯ НАРОДНОГО ХОЗЯЙСТВА
И ГОСУДАРСТВЕННОЙ СЛУЖБЫ»
(ВОЛГОГРАДСКИЙ ФИЛИАЛ)
КАФЕДРА ЭКОНОМИКИ И ФИНАНСОВ
Поликарпова Т. И.
МАРКОЭКОНОМИКА
Учебно-методический комплекс для студентов по направлению подготовки 800100 «Экономика»
(степень «бакалавр»)
Рассмотрено и утверждено на заседании кафедры Протокол № 1 от «30» августа 2011 Подпись Заведующего кафедрой ___________________________________ |
Волгоград - 2011
СОДЕРЖАНИЕ
Наименование раздела | С. | |
Раздел 1. Рабочая программа учебной дисциплины «Макроэкономика» | ||
1.1. | Требования государственного образовательного стандарта и дидактические единицы по учебной дисциплине……………………………………………… | |
1.2.. | Цели и задачи учебной дисциплины………………………………………….. | |
1.3. | Требования к уровню освоения дисциплины…………………………………. | |
1.4. | Тематический план учебной дисциплины…………………………………….. | |
1.5. | Учебно-методическое обеспечение учебной дисциплины………………… | |
Раздел 2. Методические рекомендации по изучению учебной дисциплины……. | ||
2.1. | Рекомендации по использованию материалов учебно-методического комплекса и по изучению отдельных тем курса…………………………… | |
2.2. | Рекомендации по работе с литературой ………………………………………. | |
2.3. | Разъяснения по работе с тестовой системой курса………………………… | |
2.4. | Советы по подготовке к экзамену (зачету)…………………………… | |
Раздел 3. Материалы тестовой системы или практикум по решению задач по темам лекций……………………………………………………………………………. | ||
Раздел 4. Словарь основных терминов (глоссарий)……………………………….. | ||
Раздел 5. Методические указания для выполнения курсовых работ |
РАЗДЕЛ 1. РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
Требования государственного образовательного стандарта и дидактические единицы по учебной дисциплине
Дидактические единицы по учебной дисциплине
1. Общественное воспроизводство (национальная экономика в целом)
2. Макроэкономическое равновесие
3. Макроэкономические проблемы
4. Макроэкономическая политика в открытой экономике
Обязательный минимум содержания учебной дисциплины
Общественное воспроизводство, резидентные и нерезидентные институциональные единицы; макроэкономические показатели; валовой внутренний продукт (производство, распределение и потребление), личный располагаемый доход, конечное потребление, модели потребления, сбережения, инвестиции (валовые и чистые); национальное богатство, отраслевая и секторальная структуры национальной экономики, межотраслевой баланс; теневая экономика; равновесие совокупного спроса и совокупного предложения (модель AD-AS), мультипликатор автономных расходов; адаптивные и рациональные ожидания, гистерезис; денежное обращение (М. Фридман), сеньораж, количественная теория денег, классическая дихотомия; государственный бюджет, его дефицит и профицит, пропорциональный налог, прямые и косвенные налоги, чистые налоги; закрытая и открытая экономика, фиксированный и плавающий курсы валюты, паритет покупательной способности; макроэкономическое равновесие и реальная процентная ставка (модель IS-LM): сравнительный анализ эффективности инструментов макроэкономической политики государства; стабилизационная политика, технологические уклады и «длинные волны»; теории экономического роста и экономического цикла, «золотое правило накопления».
Цели и задачи преподавания макроэкономики
Курс «Экономическая теория: макроэкономика» является базовой дисциплиной, изучение которой знакомит студентов с широким кругом экономических понятий, принципов, закономерностей, составляющих основу современного экономического мышления, и закладывающих фундамент для последующего изучения конкретных экономических дисциплин.
В настоящее время изучение данного курса приобретает особую актуальность, поскольку он строится на требованиях рыночной экономики, учитывает специфику российской действительности. К числу наиболее актуальных проблем данного курса относятся проблемы общего экономического равновесия, провалы рынка и необходимость активного включения государства в экономическую жизнь; обоснование основных направлений экономической политики современного государства; циклическое развитие экономики; решение проблем экономического роста; функционирование открытой экономики. Основные проблемы современной политики являются чисто экономическими и не могут быть поняты без знаний экономической теории.
Особое место данного курса в профессиональной подготовке обусловлено тем, что он выступает методологической основой изучения отраслевых экономических дисциплин (экономика фирмы, финансы, бухгалтерский учет и др.).
Изучение курса «Экономическая теория: макроэкономика» требует наличия у студентов высокого уровня общего развития, интеллекта, культуры. Необходимо хорошее знание курсов «Основы экономической теории» и «Микроэкономики».
Учебно-методический комплекс построен в соответствии с требованиями ГОС ВПО для студентов высших учебных заведений, обучающихся по направлению «Экономика», получающих степень бакалавра.
Целью преподаваниякурса «Экономическая теория: макроэкономика» является формирование у студентов современного экономического мышления, навыков анализа сложных явлений и процессов в рамках национальной экономики и на уровне мирового хозяйства, способности принимать стратегические экономические решения в практической деятельности с учетом текущей экономической ситуации и современной экономической политики государства.
Для достижения этой цели экономическая теория должна решать следующие задачи:
вооружить обучающихся знаниями, накопленными мировой экономической наукой о законах функционирования рыночной экономики, об основных методах экономического анализа, о принципах принятия оптимальных хозяйственных решений на разных уровнях (на микро - индивид, домохозяйство, фирма и макроуровне - страна, регион, отрасль н/х) и прогнозирования последствий их реализации, о роли государства в функционировании и регулировании рыночной экономики;
научить применять полученные знания, методы экономического анализа и научную экономическую терминологию (понятийный аппарат) в практической деятельности.