ПРОЕКТ
Примерная ПРОГРАММа УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
ЗУБОТЕХНИЧЕСКОЕ МАТЕРИАЛОВЕДЕНИЕ С КУРСОМ ОХРАНЫТРУДА И ТЕХНИКИ БЕЗОПАСНОСТИ
2011 г.
Примерная программа учебной дисциплины разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта (далее – ФГОС) по специальности среднего профессионального образования (далее СПО) 060203 Стоматология ортопедическая.
Организация-разработчик:
Государственное образовательное учреждение среднего профессионального образования Комитета по здравоохранению Администрации Волгоградской области «Медицинский колледж № 2, Волгоград»
Разработчик:
И.С. Троян - заместитель директора по учебной работе
ГОУ СПО «Медицинский колледж № 2, Волгоград»,
врач-стоматолог-ортопед высшей категории,
преподаватель высшей категории,
отличник здравоохранения, к.м.н.
СОДЕРЖАНИЕ
стр. | |
1. ПАСПОРТ ПРИМЕРНОЙ ПРОГРАММЫУЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ | |
2. СТРУКТУРА и ПРИМЕРНОЕ содержание УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ | |
3. условия реализации примерной программы учебной дисциплины | |
4. Контроль и оценка результатов Освоения учебной дисциплины |
Паспорт примерной ПРОГРАММЫ
УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
«ЗУБОТЕХНИЧЕСКОЕ МАТЕРИАЛОВЕДЕНИЕ С КУРСОМ ОХРАНЫТРУДА И ТЕХНИКИ БЕЗОПАСНОСТИ»
Область применения программы
Примерная программа учебной дисциплины является частью примерной основной профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС по специальности СПО 060203 Стоматология ортопедическая.
Примерная программа учебной дисциплины «Зуботехническое материаловедение с курсом охраны труда и техники безопасности» может быть использованав дополнительном профессиональном образовании при разработке программ повышения квалификации и переподготовки зубных техников.
1.2. Место дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы:
Дисциплина «Зуботехническое материаловедение с курсом охраны труда и техники безопасности» входит в состав профессионального цикла дисциплин.
Цели и задачи дисциплины – требования к результатам освоения
дисциплины:
В результате освоения дисциплины обучающийся должен уметь:
· использовать знания о составе, свойствах и назначении зуботехнических материалов при изготовлении зубных протезов, ортодонтических и челюстно-лицевых аппаратов с учетом соблюдения правил техники безопасности и требований охраны труда.
В результате освоения дисциплины обучающийся должен знать:
· историю развития производства зубных протезов;
· классификацию и свойства конструкционных и вспомогательных материалов, применяемых в производстве зубных протезов;
· влияние конструкционных материалов на ткани полости рта и организм человека в целом;
· требования, предъявляемые к конструкционным и вспомогательным материалам;
· организацию производства в зуботехнической лаборатории;
· правила эксплуатации оборудования в зуботехнических лабораториях;
· правила работы с конструкционными и вспомогательными зуботехническими материалами;
· технику безопасности при работе с химически активными, легковоспламеняющимися и взрывоопасными средствами;
· средства индивидуальной и коллективной защиты от источников вредного действия на организм в зуботехнической лаборатории;
· правила инфекционной безопасности.
Рекомендуемое количество часов на освоение примерной программы
дисциплины:
максимальной учебной нагрузки обучающегося 60 часов, в том числе:
обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося 40 часов;
самостоятельной работы обучающегося 20 часов.
СТРУКТУРА И ПРИМЕРНОЕ СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
Объем учебной дисциплины и виды учебной работы
Вид учебной работы | Объем часов |
Максимальная учебная нагрузка (всего) | |
Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего) | |
Самостоятельная работа обучающегося (всего) | |
в том числе: | |
Подготовка рефератов | |
Составление кроссвордов | |
Заполнение сравнительных таблиц | |
Решение ситуационных задач | |
Составление глоссария | |
Итоговая аттестация в форме экзамена |
2.2. Примерный тематический план и содержание учебной дисциплины «Зуботехническое материаловедение с курсом охраны труда и техники безопасности»
Наименование разделов и тем | Содержание учебного материала, лабораторные и практические работы, самостоятельная работа обучающихся, курсовая работа (проект)(если предусмотрены) | Объем часов | Уровень освоения | |||
Раздел 1. Введение. Основные виды и свойства стоматологических материалов. | ||||||
Тема 1.1. Введение. Основные виды и свойства стоматологических материалов. | Содержание учебного материала | |||||
История развития зуботехнического материаловедения. | ||||||
Основные свойства зуботехнических материалов: физические, механические, технологические, химические, биологические. | ||||||
Самостоятельная работа обучающихся Реферат «История развития зуботехнического материаловедения». Составление глоссария | ||||||
Раздел 2. Охрана труда и техника безопасности. | ||||||
Тема 2.1. Средства индивидуальной и коллективной защиты от источников вредного действия на организм. Правила антисептической обработки слепков. Вентиляция. | Содержание учебного материала | |||||
Средства индивидуальной и коллективной защиты от источников вредного действия на организм. Правила антисептической обработки слепков. Вентиляция. | ||||||
Техника безопасности при работе в специальных помещениях: литейной, паечной, полировочной, полимеризационной, гипсовочной. | ||||||
Охрана труда при работе в зуботехнической лаборатории, во вспомогательных помещениях. Средства индивидуальной и коллективной защиты от источников вредного действия на организм. Профилактика инфекции, антисептическая обработка слепков. Вентиляция и ее значение. Значение вакцинации и сроки ее проведения. Личная гигиена. | ||||||
Мероприятия по дезинфекции слепков, моделей и рабочего места зубного техника. | ||||||
Самостоятельная работа обучающихся Написание рефератов «Профилактика инфекции, антисептическая обработка слепков», «Вентиляция, ее виды». Составление глоссария | ||||||
Раздел 3. Зуботехническое материаловедение. | ||||||
Тема 3.1. Материал для оттисков (слепков) и моделей. | Содержание учебного материала | |||||
Оттискные (слепочные) материалы, назначение, требования, предъявляемые к ним. Классификация слепочных масс. | ||||||
Материалы для моделей, состав, свойства, применение. | ||||||
Самостоятельная работа обучающихся Составление кроссвордов. Подготовка докладов. Заполнение сравнительных таблиц. Решение ситуационных задач. | ||||||
Тема 3.2. Моделировочные материалы. | Содержание учебного материала | |||||
Моделировочные материалы. Общие сведения о моделировочных материалах. Требования, предъявляемые к моделировочным материалам, их свойства. | ||||||
Воски и восковые смеси, применяемые в зуботехническом производстве. | ||||||
Самостоятельная работа обучающихся Подготовка рефератов Составление кроссвордов Решение ситуационных задач | ||||||
Тема 3.3. Стоматологические пластмассы. | Содержание учебного материала | |||||
I. Пластмассы, применяемые в з/т производстве. | ||||||
II. Классификация стоматологических пластмасс. | ||||||
III. Способы получения пластмассы. | ||||||
Пластмассы, применяемые в стоматологии. Пластмассы: базисные, самотвердеющие, эластичные, для изготовления искусственных зубов и облицовки мостовидных протезов. IV. Требования, предъявляемые к пластмассам. | ||||||
V. Физические, механические, технологические свойства пластмасс. | ||||||
VI. Изготовление зубных протезов из пластмассы методами горячей, холодной полимеризации, методом литья. | ||||||
Компрессионное и литьевое прессование пластмассы. | ||||||
Самостоятельная работа обучающихся Подготовка рефератов Составление кроссвордов Решение ситуационных задач | ||||||
Тема 3.4. Металлы и сплавы. | Содержание учебного материала | |||||
Общие сведения о металлах, их свойствах, кристаллическое строение. Виды сплавов: механическая смесь, твердый раствор, химическое соединение. | ||||||
Благородные металлы и сплавы. | ||||||
Нержавеющая сталь. Кобальтохромовые сплавы. | ||||||
Припои для стали и золота. Вспомогательные металлы. | ||||||
Металлы, применяемые в стоматологии. | ||||||
Самостоятельная работа обучающихся Подготовка рефератов Составление кроссвордов Решение ситуационных задач | ||||||
Тема 3.5. Материалы для керамических и металлокерамических протезов, применяемых в зуботехническом производстве. | Содержание учебного материала | |||||
Материалы для керамических и металлокерамических зубных протезов. | ||||||
Стоматологические керамические массы. Сырье для керамических масс, их получение. Свойства керамических масс. | ||||||
Самостоятельная работа обучающихся Подготовка рефератов Составление кроссвордов Решение ситуационных задач | ||||||
Тема 3.6. Искусственные зубы. | Содержание учебного материала | |||||
Виды искусственных зубов. Свойства искусственных зубов. | ||||||
Сырье для изготовления искусственных зубов. | ||||||
Самостоятельная работа обучающихся Подготовка рефератов Составление кроссвордов Решение ситуационных задач | ||||||
Тема 3.7. Вспомогательные материалы. | Содержание учебного материала | |||||
Вспомогательные материалы, применяемые при изготовлении зубных протезов. Классификация. | ||||||
Формовочные материалы, их классификация, применение. Значение компонентов, входящих в состав формовочных масс. Компенсационное расширение формовочных масс. | ||||||
Изолирующие материалы, их состав, свойства, применение. | ||||||
Изоляционные лаки. Состав. Свойства. Назначение. Применение. | ||||||
Маскирующие лаки. Состав. Свойства. Назначение. Применение. | ||||||
Кислоты, применяемые в з/т производстве и их смеси. Отбелы. Состав. Свойства. Назначение. Применение. Составление отбелов. | ||||||
Бензин, его марки, свойства. Заправка бензином бочка паяльного аппарата. Первая медицинская помощь при ожогах. Техника безопасности при работе с кислотами, щелочами, бензином. | ||||||
Абразивные материалы, их классификация, сравнительная характеристика. Состав. Свойства. Назначение. Применение. Связующие вещества. | ||||||
Самостоятельная работа обучающихся Подготовка рефератов Составление кроссвордов Решение ситуационных задач | ||||||
Тема 3.8. Новейшие достижения в зуботехническом материаловедении. | Содержание учебного материала | |||||
Новейшие достижения в зуботехническом материаловедении. Новейшие материалы различного назначения. Состав, свойства, применение. | ||||||
Самостоятельная работа обучающихся Подготовка рефератов | ||||||
Значение вакцинации и сроки ее проведения. | ||||||
Личная гигиена. | ||||||
Всего: | ||||||
Для характеристики уровня освоения учебного материала используются следующие обозначения:
1– ознакомительный (узнавание ранее изученных объектов, свойств) 2 – репродуктивный (выполнение деятельности по образцу, инструкции или под руководством) 3 – продуктивный (планирование и самостоятельное выполнение деятельности, решение проблемных задач)