Выбор и формулирование темы контрольной работы




ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ВЫПОЛНЕНИЯ контрольной РАБОТЫ

В педагогике давно стало устоявшимся мнение, что для эффективного обучения, управления необходимо знать и уметь использовать индивидуально-типологические особенности учащихся. Но вместе с тем будущий специалист-педагог должен освоить не только теоретическую базу закономерностей функционирования психики, но и уметь продиагностировать, протестировать уровень того или иного феномена.

Оставаясь дисциплиной по выбору, курс «Психолого-педагогическая диагностика» направлен на практический аспект психолого-педагогической компетенции студентов специальности 050501 – Профессиональное обучение.

Базовой составляющей названной дисциплины является формирование системы знаний и практических умений в области диагностического обследования учащихся. Изучение базовых принципов и нормативов диагностики, основных требований к пользователю диагностических методик и освоение разнообразных диагностических техник – задача данного курса. Изучение теоретического материала дополняется практико-ориентированными заданиями, призванными обеспечить достаточный уровень развития навыков психолого-педагогического обследования и проведение диагностической процедуры, точное и корректное соблюдение которой является основным условием получения достоверных результатов диагностики.

Контрольная работа по дисциплине «Психолого-педагогическая диагностика» включает теоретико-методологическую работу по планированию диагностического обследования, а также позволяет студентам в реальной ситуации диагностики на небольшой выборке (группе) испытуемых откорректировать, «отшлифовать» и закрепить те знания и умения, которые они приобрели
на практических занятиях. Наличие в контрольной работе задания по теоретическому анализу определенной предметной области психологии и акцент на необходимости применения валидных и надежных методик призваны сформировать у студентов понимание и внутреннее убеждение в неразрывности и взаимообусловленности фундаментальных основ науки и применения практических техник.

От этого во многом будет зависеть уровень профессионализма будущих специалистов-педагогов, равно как и общественный статус психологической и педагогической науки и практики.

Цель выполнения контрольной работы состоит в освоении способов получения достоверного психологического знания об особенностях личности учащихся, необходимых для успешной реализации образовательного процесса. Настоящая контрольная работа направлена на формирование у студентов заочной формы обучения базовых представлений об операциональной специфике процедуры и методов диагностики.

Задачи контрольной работы:

· организация поиска, изучения, анализа и обобщения теоретической информации;

· формирование установки на использование только надежных, валидных и адаптированных методик диагностики;

· развитие навыков организации и проведения процедуры диагностического обследования;

· формирование культуры представления результатов психолого-педагогической диагностики, предусматривающей адекватную интерпретацию полученных данных, компетентное составление психолого-педагогического диагноза, а также этичное использование результатов в педагогической практике и сообщение их обследуемым в доступной форме.


Выбор и формулирование темы контрольной работы

Выбор и формулирование той или иной темы зависят от профиля подготовки студента, а также от его личных интересов и склонностей.

Выбор темы предлагается осуществлять по следующему алгоритму:

1. Учесть свои интересы к той или иной области психологии, выбрать в данной сфере одну психологическую характеристику, после чего оценить значение заинтересовавшего Вас психологического феномена (качества личности) для педагогической науки.

Например: Если наиболее привлекательной областью психологии является конфликтология, то «самостоятельной психологической характеристикой» в этом случае может быть, например, склонность личности к сотрудничеству или соперничеству в разрешении конфликтных ситуаций.

С точки зрения интереса данного феномена для педагогики, можно предположить, что учащиеся, склонные к соперничеству, могут быть легче мотивированы на обучение в ситуации соревнования, тогда как склонные к соперничеству– в командных методах обучения [1].

2. Начать формулировать тему контрольной работы как диагностикуопределенного психологического качества.

Например: «Диагностикаособенностейповедения учащихся в конфликтной ситуации…»

3. Продолжить формулировать тему контрольной работы, избрав для себя определенный возраст и контингент учащихся, у которых Вы хотели бы измерить выбранный психологический феномен.

Например: «Диагностикаособенностейповедения в конфликтной ситуации учащихся 10 класса школы № 144 г. Екатеринбурга…».

4. Подобрать методику диагностики, соответствующую задачам и – особенно! – возрасту обследуемых. В описании методики должно быть специальное указание на возможность ее применения для детей или подростков.

Методика диагностики должна быть опубликована в одном из практикумов по психологии, рекомендованных в качестве учебного пособия для студентов вузов и иметь рецензента с ученой степенью кандидата или доктора наук.

5. Окончательно сформулировать тему контрольной работы как диагностикуопределенного психологического феномена с помощью определенной методики на определенной выборке учащихся.

Например: «Диагностикаособенностейповедения в конфликтной ситуации учащихся 10 класса школы № 144 г. Екатеринбурга (с помощью опросника К. Томаса «Стратегии поведения в конфликтной ситуации»)».

Наиболее часто встречающиеся ошибки.

Ø Для диагностики избраны методики, опубликованные в популярной литературе (не в учебных изданиях, рекомендованных для студентов вузов), не дающие объективной информации о личности учащихся, и, следовательно, не имеющие ценности с точки зрения психолого-педагогической практики.

Ø При выборе методики не учтены возрастные особенности учащихся, т.е. выбраны методики, предназначенные только для взрослых, и являющиеся поэтому слишком сложными или не понятными для детей или подростков.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-12-07 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: