Выражение признательности 22 глава




Окружающая ситуация (дом, работа) может стать настолько неудов­летворительной, что человек, наконец, перестает с ней мириться и в той и in иной форме открыто восстает против нее. Он может уйти из дому и w с работы и стать воинственно агрессивным по отношению ко всем знакомым и незнакомым, ко всем соглашениям и общественным институтам. Его уста­новка: “Наплевать мне, чего вы от меня ждете и что обо мне думаете” Это может выражаться более или менее светским путем или в более или менее оскорбительной форме. Это очень интересный ход развития с точки зрения интересов общества Если такой бунт направлен в основном вовне, это — неконструктивный шаг, который уводит его еще дальше от самого себя, хотя и высвобождает его энергию.

Однако бунт может быть внутренним и направленным в основном на внутреннюю тиранию Тогда, в определенных пределах, он может послу-

—242—

Глава 11 Решение “уйти в отставку” зов свободы

жить освобождению. В таких случаях чаще идет постепенное развитие, чем бурное восстание, происходит, скорее, эволюция, чем революция Человек все сильнее страдает от своих оков. Он понимает, в какую дыру себя загнал, как мало ему нравится его образ жизни, насколько он подлаживается под правила, как мало, на самом деле, ему важны окружающие, их житейские и нравственные стандарты. Он больше и больше склоняется к тому, что­бы стать “самим собой”, то есть, как мы раньше говорили, любопытной смесью протеста, тщеславия и искренности. Освобождается энергия, и он может делать то, что позволяет ему его одаренность. В повести “Луна и грош” Сомерсет Моэм описал этот процесс в развитии характера худож­ника Стрикленда. И кажется, что и сам Гоген, с которого грубо нарисован этот персонаж, и другие художники прошли эту эволюцию. Естественно, цена ее определяется искусством художника и его одаренностью Излишне говорить, что это не единственный путь к созданию чего-то Это один из путей, которым творческие способности, задавленные прежде, могут осво­бодиться для их выражения

Такое освобождение, тем не менее, ограниченное. Те, кто достиг его, по-прежнему несут клеймо “отставки” Они по-прежнему тщательно охра­няют свою отчужденность. Общее их отношение к миру по-прежнему обо­ронительное или воинственное Они по-прежнему равнодушны к личной жизни, за исключением вопросов, касающихся их работоспособности, кото­рая, поэтому, может принять характер одержимости. Все это указывает, что они не разрешили свои конфликты, а нашли лишь работающее компро­миссное решение.

Этот процесс может произойти и во время анализа. А поскольку он приносит, в конце концов, заметное освобождение, некоторые аналитики* считают его самым желательным исходом Мы, однако, не должны забы­вать, что это лишь частичное решение. Проработав всю структуру “ухода в отставку”, мы можем не только освободить творческую энергию, но и сде­лать человека свободным для лучших отношений с самим собой и другими

Теоретически исход активного бунта демонстрирует решающую роль, которую зов свободы имеет в структуре “ухода в отставку”, и его связь с охраной автономности внутренней жизни И напротив, чем больше чело­век отчуждается от самого себя, тем меньше значит для него свобода, как мы сейчас увидим. Уходя от внутренних конфликтов, от активной жизни, от активной заинтересованности в своем развитии, человек рискует уйти и от глубоких чувств. Ощущение тщеты, составляющее проблему уже при “упорной отставке”, перерастает тогда в ужас пустоты, сводящий с ума Обуздание стремлений и целенаправленной деятельности приводит

* См Даниел Шнайдер “Действие невротического паттерна, невротическое искажение творческой способности и сексуальности” Доклад в Нью-йоркской медицинской акаде­мии (Daniel Schneider “The Motion of the Neurotic Pattern. Its Distortion of Creative Mastery and Sexual Power”, 1943)

—243—

Кирен Хорни. Невроз и личностный рост

к утрате направления в жизни, к движению по воле волн, куда понесет поток. Настаивая на том, чтобы жизнь была легкой, без боли и трений, можно развратиться, особенно если уступить искушению деньгами, успе­хом, престижем. “Упорная отставка” означает жизнь, полную ограничений, но не безнадежную; человеку все же есть, чем и для чего жить. Но когда теряются из поля зрения глубина и автономность своей собственной жизни, негативные стороны “ухода в отставку” остаются, тогда как позитивные теряют свою ценность. Только тогда “уход в отставку” становится безна­дежным. Человек смещается на обочину жизни. Это характеризует послед­нюю группу, “барахтающуюся в луже”.

Человек, оторванный от себя, словно центробежной силой, теряет и глу­бину и силу чувств. Его отношение к людям становится неразборчивым. Любой становится “очень хорошим другом”, “таким славным парнем”, или “отличной девчонкой”. Но с глаз долой — из сердца вон. Интерес к ним утрачивается при малейшей провокации, он даже не пытается разобраться, что же там случилось. Отчужденность превращается в безразличие.

И радости становятся мелкими. Сексуальные похождения, еда, вы­пивка, сплетни, игра или политические махинации становятся основным содержанием его жизни. Он утрачивает чувство главного, настоящего. Интересы становятся поверхностными. У него больше нет своих суждений или убеждений; вместо них он довольствуется сегодняшним мнением. Он трепещет в благоговейном страхе перед тем, что “люди подумают”. Вме­сте с тем, он теряет веру в себя, в других, в любые ценности. Он стано­вится циничным.

Можно выделить три формы “жизни в луже”, отличающиеся друг от друга некоторыми акцентами. В первой значение придается “веселью”, тому, чтобы хорошо провести время. Со стороны это может выглядеть как вкус к жизни, противоречащий основной характеристике “ухода в отстав­ку”, не-хотению. Но движущий мотив здесь — не достижение удовольствия, а необходимость стряхнуть с себя гнетущее ощущение пустоты, забыться, рассеяться среди забав. В “Харперз Мэгэзин” * я нашла стихотворение под названием “Палм Спрингз”, рисующее этот поиск развлечений у празд­ного класса.

Как хочу я туда,

Где веселье всегда,

Где девчонки одеты как надо.

Где умишки молчат,

А деньжонки шуршат

На полу, на столах и в карманах.

Конечно, это мечты богатых бездельников, но они распространяются и на людей с доходом ниже среднего. В конце концов, это вопрос кошелька, ищут ли “веселья” в дорогом ночном клубе, на коктейле, театральном

* Из статьи “Палм Спрингз: ветер, песок и звезды”. Кливленд Амори. —244—

Глава 11. Решение “уйти в отставку”: зов свободы

вечере или собираются у кого-то дома, чтобы выпить, поиграть в карты, поболтать. Можно собирать марки, стать гурмэ, ходить в кино, и все это прекрасно, если это не единственное реальное содержание жизни. Общест­во не обязательно: можно читать фантастику, слушать радио, смотреть телевизор, мечтать. Если развлекается компания, то строжайше избегают двух вещей: нельзя ни на секунду оставаться одному, и нельзя заводить серьезных разговоров. Последнее считается дурными манерами. Цинизм прикрыт тонкой пленкой “терпимости” или “широты взглядов”.

Во второй группе предпочтение отдается престижу или случайному успеху. Запрет на стремления и усилия, характеризующий “уход в отстав­ку” здесь не снимается. Мотивация смешанная. Отчасти это желание иметь много денег, что облегчит жизнь. Отчасти это потребность искусственным путем поднять самооценку, которая у всей группы “барахтающихся в луже” стремится к нулю. Однако с утратой внутренней независимости этого мож­но достичь, только подняв себя в глазах других. Кто-то пытается написать книгу: вдруг выйдет бестселлер; кто-то женится на деньгах; кто-то вступает в политическую партию, членство в которой обещает какие-то преиму­щества. В общественной жизни погоня идет не за весельем, а за престижем:

принадлежностью к определенному кругу, возможностью посещать опре­деленные места. Единственная моральная заповедь — не быть дураком;

уметь изворачиваться, не попадаясь. Джордж Элиот дает нам в “Ромоле” блестящий портрет оппортуниста, человека случая, в фигуре Тито. Мы видим, как он уворачивается от конфликтов, ищет легкой жизни, отсут­ствия обязательств и постепенно нравственно опускается. Последнее не случайно, этого не может не произойти, если нравственное чутье все сла­беет и слабеет.

Третья форма — это “хорошо смазанная машина”. Здесь потеря под­линных мыслей и чувств приводит к расплющиванию личности, мастерски описанном Марканом у многих его персонажей. Такой человек уже легко прилаживается к другим и усваивает их правила и условные соглашения. Он чувствует, думает, делает, верит в то, чего от него ждут или считают пра­вильным окружающие. Эмоциональная омертвелость здесь не больше, а просто заметнее, чем в остальных двух группах.

Фромм * хорошо описал эту сверхприспособленность и увидел ее соци­альное значение. Если включить сюда, как мы и должны, остальные две формы “барахтанья в луже”, это значение тем больше, что такой образ жизни отнюдь не редок. Фромм правильно указал, что эта картина отлича­ется от обычного течения неврозов. Невротика очевидным образом влекут по жизни и мучают его конфликты; а это — другие люди. У них часто нет и особых “симптомов”, вроде тревоги и депрессии. Впечатление вкратце таково, что они не страдают от нарушений, а им словно недостает чего-то. Фромм заключает, что это скорее дефектное состояние, чем невротиче­ское. Он рассматривает этот дефект не как прирожденный, а как результат

Э. Фромм. “Индивидуальные и социальные корни невроза”, 1944. —245—

Каре” Хорни. Невроз и личностный рост

того, что точность была сломлена с детства силой “Дефектность” Фромма и мое “барахтанье в луже” могут показаться лишь разными названиями, но, как это часто бывает, разница в терминологии вытекает из разного осмыс­ления явления. Если подумать, то трактовка Фромма вызывает два интерес­ных вопроса' правда ли, что “барахтанье в луже” — состояние, не имеющее ничего общего с неврозом, или же это исход описанного мной процесса? И второй: на самом ли деле люди, “барахтающиеся в луже”, лишены глу­бины, нравственного чувства, независимости?

Эти вопросы взаимосвязаны. Давайте посмотрим, что нам покажет ана­литическое наблюдение. Оно возможно, поскольку эти люди иногда прихо­дят к аналитику. Конечно, если процесс дошел полностью до “барахтанья в луже”, стимулов для терапии у них уже не остается. Но когда дело не зашло еще так далеко, они могут обратиться по поводу психосоматического расстройства, либо повторяющихся неудач, затруднений в работе и усили­вающегося чувства тщеты. Они, возможно, чувствуют, что катятся вниз, и это нарушает их покой. Наше первое впечатление при их анализе, что это просто праздный интерес. Они скользят по поверхности, им не хватает пси­хологического любопытства, у них на все готово простое объяснение, а интересны им чисто внешние вещи, связанные с деньгами или прести­жем. Все это наводит на мысль, что есть нечто большее в их истории, чем то, на что наталкивается взгляд. Как описывалось выше, в рамках общего движения к “отставке”, в их жизни был период, в подростковом возрасте или в юности, когда у них были активные стремления, а потом они пере­жили эмоциональный дистресс. Это не только положило начало их состоя­нию гораздо позже, чем предполагает Фромм, но и указывает на то, что оно — исход невроза, проявившегося в то время.

По мере продвижения анализа становится заметно удивительное рас­хождение между их явью и снами. Сны недвусмысленно обнажают эмо­циональную глубину и потрясение. Эти сновидения, и часто они одни, рас­крывают глубоко похороненную печаль, ненависть к себе и другим, жалость к себе, отчаяние, тревогу. Другими словами, под гладкой поверхностью есть мир конфликтов и страстей. Мы пытаемся разбудить их интерес к своим сновидениям, но они силятся не обращать на них внимания. Они живут в двух мирах, почти не сообщающихся. Более и более мы понимаем, что не поверхностность им свойственна, а страстное желание держаться подальше от собственной глубины. Они бросают туда бепый взгляд и птот-но захлопывают дверь, будто ничего не случилось. Немного позже чувства могут неожиданно всплыть в их яви из заброшенных глубин души; и тогда какое-то воспоминание заставляет плакать, вдруг появляется ностальгия или религиозные чувства — и опять исчезают. Эти наблюдения, подтвержда­емые дальнейшей аналитической работой, противоречат концепции “де­фектности” и указывают на целенаправленное бегство от внутренней жизни

Рассматривая “барахтанье в луже” как неудачный исход невротиче­ского процесса, мы получаем менее пессимистический настрой, как в смыс-

—246—

Глава 11 Решение “)йти в отставку” зов свободы

ле профилактики, так и терапии. “Жизнь в луже” сейчас так рапространена, что весьма желательно было бы распознавать это нарушение вовремя, что­бы предотвратить такой ход развития. Профилактика его совпадает с пре­вентивными мерами по отношению к неврозу вообще. Была проделана уже бопьшая работа, но еще больше нужно и, видимо, можно сделать, особенно в школах.

Для любой терапевтической работы с “ушедшими в отставку” пациен­тами первое требование — признать их состояние невротическим наруше­нием, а не отбрасывать его, как особенность конституции или культуры. Последняя концепция подразумевает, что изменить его нельзя, или же, что это проблема не для психиатров. До сих пор она менее изучена, чем другие невротические проблемы. Возможно, что она вызывает меньший интерес по двум причинам Многие нарушения, присущие этому процессу, хотя и могут сузить жизнь человека, наступают довольно незаметно, и потому не так уж настоятельно требуют печения. С другой стороны, грубые наруше­ния, которые могут возникнуть на этом фоне, не связаны с основным про­цессом. Единственный фактор процесса, с которым близко знакомы психи­атры, это отчужденность, (отрешенность). Но процесс “ухода в отставку” заключает в себе гораздо больше проблем и создает гораздо больше труд­ностей при лечении. И с ними можно успешно справляться, только пол­ностью понимая их динамику и значение.

Глава 12

Невротические искажения отношения к людям

Хотя в этой книге основное внимание уделяется внутрипсихическим процессам, мы не можем описывать их отдельно от межличностных. Сде­лать этого мы не можем потому, что, на самом деле, между теми и другими идет постоянное взаимодействие. Даже вначале, говоря о погоне за сла­вой, мы видели, что такие ее элементы, как потребность быть выше других или торжествовать над ними, напрямую связаны с межличностными отно­шениями. Невротические требования, вырастая из внутренних потреб­ностей, в основном направлены на других. Мы не можем обсуждать невро­тическую гордость без тех последствий, которые имеет для отношений с людьми ее уязвимость. Мы видели, что каждый отдельный внутрипсихи-ческий фактор может быть вынесен вовне, и как радикально этот процесс изменяет нашу установку по отношению к другим. Наконец, мы обсуждали более специфические формы отношения к людям, свойственные главным решениям внутренних конфликтов. В этой главе я хочу вернуться от част­ного к общему и сделать краткий систематический обзор того, как наша гор­дыня влияет на наше отношение к другим.

Начать с того, что гордыня отдаляет невротика от других, делая его эго­центричным. Чтобы быть правильно понятой: под эгоцентричностью я по­нимаю не эгоизм или себялюбие в смысле интереса лишь к собственной выгоде. Невротик может быть невероятно себялюбивым или начисто лишен­ным себялюбия — в себялюбии нет ничего характерного для невроза вообще. Но он всегда эгоцентричен в смысле замкнутости на самом себе. Его эгоцен­тризм вовсе не очевиден: он может быть “одиноким волком” или жить дру­гими и ради других. Тем не менее, в любом случае он живет своей личной религией (верой в свой идеальный образ), подчиняется своим собствен­ным законам (своим Надо) за колючей проволокой своей гордыни и сам себя стережет от опасностей, грозящих снаружи и изнутри. В результате он не только более изолирован эмоционально, но ему становится все труднее уви­деть в другом человеке личность со своими правами, отличную от него само­го. Все его внимание уходит на главную его заботу — на него самого.

Образы других поэтому туманятся, хотя еще не искажаются. Но есть и другие грани его гордыни, которые еще более резко препятствуют ему в том, чтобы увидеть других людей такими, как они есть, и отвечают за несомненное искажение его представлений о них. Мы не отделаемся от

—248—

Глава 12. Невротические искажения отношения к людям

этой проблемы, сказав уклончиво, что, конечно же, наша концепция другого туманна в той же степени, что и наша концепция самого себя. Это, в первом приближении, правильное предположение, но только в первом, поскольку здесь проводится прямая параллель между искаженным видением себя и искаженным видением других. Мы получим более точную и полную кар­тину искажений образов других, если исследуем, какие грани гордыни порождают эти искажения.

Отчасти актуальные искажения появляются потому, что невротик видит других в свете потребностей, порожденных гордыней. Эти потребности могут быть направлены на других людей или повлиять на отношение к ним непрямым образом. Его потребность в восхищении превращает их в восхи­щенную публику. Его потребность в помощи волшебника наделяет их зага­дочными магическими способностями. Его потребность оказаться правым делает их неправыми и грешными. Его потребность в торжестве делит их на последователей и соперников-интриганов. Его потребность обижать других, оставаясь безнаказанным, делает их “невротиками”. Его потребность ума­лить себя превращает их в гигантов.

И наконец, он видит других в свете своего вынесения во вне (про­екций). Он не воспринимает своей собственной самоидеализации; вместо этого он идеализирует других. Он не воспринимает своей собственной тира­нии; это другие его тиранят. Самую большую роль в отношении к другим играет вынесение вовне ненависти к себе. Если это преимущественно актив­ная тенденция, он склонен видеть других как жалких и ничтожных люди­шек. Если что-то идет не так, это они виноваты. Они должны быть совер­шенными. Верить им нельзя. Нужно их изменить и переделать. Поскольку это бедные, заблуждающиеся смертные, он, как Бог, должен отвечать за них. В случае преобладания пассивной тенденции другие — это судьи, гото­вые обвинить его и вынести приговор. Они держат его в рабстве, издеваются над ним, принуждают и запугивают его. Они его не любят, он им не нужен. Он должен их умасливать и соответствовать их ожиданиям.

Вероятно, вынесение вовне — самый влиятельный среди всех факторов, искажающих взгляд невротика на других. И увидеть его у себя ему труднее всего. Ибо, по его же собственному опыту, другие и есть такие, какими он видит их в свете своего вынесения вовне, а он просто отвечает им в соответ­ствии с тем, что это за люди. Он не понимает, что фактически отвечает тому, что сам сказал за другого.

Вынесение вовне тем труднее увидеть, что оно часто смешивается с его реакциями на других на почве его потребностей или фрустрации этих потребностей. Было бы неоправданным обобщением заявить, например, что все раздражение на других, по сути,— вынесение вовне нашей злости на себя. Только тщательный анализ конкретной ситуации позволит нам разли­чить, на самом ли деле человек разъярен на себя, и в какой степени, или же он действительно сердится на других, скажем, за фрустрацию своих тре­бований. И наконец, его раздражение несомненно может проистекать из

—249—

Карен Хорчи. Невроз и личностный рост

обоих источников. Когда мы анализируем себя или других, мы всегда обя­заны уделить беспристрастное внимание обеим возможностям, то есть не должны склоняться исключительно к одному или другому объяснению. Только тогда мы постепенно увидим, как и до какой степени оба источника влияют на наше отношение к другим.

Но даже если мы понимаем, что привносим нечто в наше отношение к другим, нечто, к ним не относящееся,— от такого осознания вынесение вовне еще не прекращается. Мы можем ослабить его только в той степени, в какой “возьмем его обратно” и сможем воспринять происходящий в дан­ном случае свой внутренний процесс.

Мы можем грубо выделить три способа, которыми представление о дру­гих может быть искажено вынесением вовне. Искажения могут быть резуль­татом того, что другие наделяются свойствами, которыми не обладают, или обладают в ничтожно малой степени. Невротик может видеть других пол­ностью идеальными, наделять их богоподобным совершенством и властью. Он может видеть их презренными и виноватыми. Он может превращать их в гигантов или в карликов.

Вынесение вовне может сделать его слепым к реальным достоинствам или слабостям других. Он может переносить на них свои собственные (не­осознанные) запреты на эксплуатацию или ложь и, следовательно, может не увидеть в них даже кричащих намерений эксплуатировать его или обма­нуть. Или же, удушив свои собственные позитивные чувства, он может ока­заться неспособным к осознанию дружеского расположения других или их преданности. Он будет склонен считать их притворщиками и следить, как бы “не попасться на эту удочку”.

Наконец, его вынесение вовне может сделать его очень зорким по отно­шению к определенным тенденциям других людей. Так, один пациент, кото­рый про себя считал, что он один обладает всеми христианскими добро­детелями и был слеп к своим выраженным хищническим склонностям, моментально замечал притворство в других, особенно претензии на доброту и любовь. Другой пациент, со значительной неосознанной предрасполо­женностью к неверности и вероломству, живо реагировал на эти тенденции у других. Такие случаи, кажется, противоречат моему утверждению об ис­кажающей силе вынесения вовне. Не будет ли более корректным сказать, что вынесение вовне может действовать и так и так: ослеплять человека в определенном плане или делать его особенно зорким? Я так не думаю. Его острый глаз на определенные качества других пристрастно косит, посколь­ку эти качества имеют очень важное значение для него самого. Поэтому они так вырастают, что человек, ими обладающий, исчезает как личность и пре­вращается для него в символ этих особых, вынесенных им вовне, его собст­венных склонностей или тенденций. Следовательно, рисунок всей личности другого получается таким искаженным, что он решительно неверен. Есте­ственно, что такое вынесение вовне осознать труднее всего как таковое, поскольку сам пациент всегда может найти убежище в том “факте”, что его наблюдения над другим точны.

—250—

Глава 12. Невротические искажения отношения к людям

Все упомянутые факторы (требования невротика, его реакции на дру­гих, его вынесение вовне) затрудняют другим общение с ним, по крайней мере, в любых близких отношениях. Но сам невротик видит это иначе. По­скольку в его глазах его потребности или требования, вытекающие из них,— совершенно законные, если они вообще осознаются; поскольку его реакции на других, точно так же,— оправданные; поскольку его вынесение вовне — только ответ на имеющиеся у других установки, то он обычно не знает о том, как им с ним непросто, считая, что с ним действительно легко жить. Хотя и вполне понятная, это все же иллюзия.

Другие, насколько позволяют их собственные трудности, часто очень стараются мирно ужиться с явно невротичным членом семьи. И здесь его вынесение вовне снова воздвигает великую преграду их стараниям. По­скольку вынесение вовне, по самой своей природе, имеет мало общего, если вообще имеет, с реальным поведением других, то они беспомощны против него. Например, они стараются примириться с воинственной право­той невротика, не противореча и не критикуя его, заботясь о его одежде и еде в точности так, как он того желает, и т. п. Но сама горячность их ста­раний возбуждает в нем самообвинения и он начинает ненавидеть других, чтобы предотвратить собственное чувство вины (например, как мистер Хикс в “Мороженщике”).

В результате всех этих искажений чувство небезопасности, кото­рое невротик испытывает в связи с другими людьми, значительно усилива­ется. Хотя он может считать себя проницательным наблюдателем, знаю­щим людей, может быть уверен, что всегда правильно оценивает других, все это, в лучшем случае, только отчасти верно. Наблюдательность и рассудочная критичность не заменят внутренней уверенности в других, которая свойственна тому, кто реалистично подходит к себе, как к себе, а к другим, как к другим, и кто не колеблется в их оценке под действием всевозможных компульсивных потребностей. Несмотря на глубокую неуверенность в других, невротик может быть спо­собен к достаточно точному описанию их поведения и даже некоторых невротических механизмов, если он обучен наблюдению над другими людьми на уровне рассудка. Но отсутствие чувства безопасности неиз­бежно скажется в его взаимодействии с ними, если он испытывает это чувство, вызываемое искажениями образов других. Тогда оказывается, что картина, которая сложилась у него путем наблюдений и умозаключе­ний, и основанные на ней оценки не обладают постоянством. Слишком много субъективных факторов участвует в формировании его установок, поэтому они и могут так быстро меняться. Он может легко настроиться против человека, к которому относился с величайшим уважением, или потерять к нему интерес, и так же легко кто-то новый вдруг возвышается в его глазах.

Эта внутренняя неувереность в других заявляет о себе разными путями;

два из них кажутся нам достаточно постоянными и независимыми от осо­бенностей невротической структуры. Во-первых, невротик не знает, как

—251 —

Карен Хорни. Невроз и личностный рост

он относится к другому человеку, и как тот относится к нему. Он может называть его другом, но слово утрачивает при этом свои глубокий смысл. Любой спор, любой слушок, любое недопонимание того, что друг говорит, делает или не делает, могут не только вызвать временные сомнения, но поколебать отношения до основы.

Во-вторых, это неопределенность, нерешительность невротика в вопро­сах доверительности или доверия. Дело не столько в том, что он дает дру­гому слишком много или слишком мало веры, сколько в том, что и в глуби­не души ему непонятно, в чем другому можно верить, а в чем уже нет. При более сильном чувстве неопределенности становится непонятным, на что вообще способен и неспособен другой — на какое благородство, на какую подлость; пусть даже он был тесно связан с ним много лет.

В своей фундаментельной неуверенности в других он, как правило, склонен ожидать худшего — сознательно или бессознательно,— поскольку его гордыня также усиливает его страх перед людьми. Неуверенность тесно переплетена со страхом, поскольку, пусть даже другие на самом деле серьезно угрожают ему, его страх не взвивался бы так легко до небес, если бы его представление о других и без того не было искажено. Наш страх перед другими, вообще говоря, зависит как от их власти причинить нам боль, так и от нашей беспомощности. И оба эти фактора крепко поддержи­вает гордыня. Неважно, насколько задиристую самоуверенность создает она на поверхности; изнутри она ослабляет личность. Происходит это, в первую очередь, из-за отчуждения от себя, но участие принимают и пре­зрение к себе и создаваемые гордыней внутренние конфликты, разрываю­щие личность на части. Причина лежит в расширении уязвимости личности невротика. Он становится уязвим с разных сторон. Так легко становится задеть его гордыню, или вызвать у него чувство вины или презрения к себе. Его требования такой природы, что обречены на фрустрацию. Его равнове­сие такое хрупкое, что нарушить его ничего не стоит. Наконец, его выне сение вовне и враждебность к другим, вызванная не только этим, но и мно­гими другими факторами, делает других куда более грозными, чем они есть на самом деле. Все эти страхи отвечают за то, что его основная позиция по отношению к другим — оборонительная, неважно, принимает она форму заискивания или более агрессивную форму.

Глядя на эти факторы, мы поражаемся их сходством с компонентами базальной тревоги, которая, повторим, представляет собой чувство одино­чества и беспомощности в потенциально враждебном мире. И принципиаль­ное влияние гордыни на человеческие взаимоотношения на самом деле таково: она усиливает базалъную тревогу. То, что во взрослом невротике мы идентифицируем как базальную тревогу, не базальная тревога в ее изна­чальной форме, а скорее, тревога “с процентами”, наросшими за годы про­текания внутрипсихических процессов. Она стала более сложной установ­кой по отношению к другим, и состав этой установки определяют более сложные факторы, чем те, которые участвовали изначально. Точно так же.

—252—

Глава 12. Невротические искажения отношения к людям

как ребенок, вследствие своей базальной тревоги, вынужден искать особые пути обращения с другими людьми, так и взрослый невротик должен, в свою очередь, найти такие пути. И он находит их — в главных решениях, которые мы уже описывали. Хотя эти решения тоже несут черты сходства с ранними решениями (двинуться к людям, против них или прочь от них), на самом деле, новые решения (смириться, захватить все вокруг или уйти в отставку) отличны по своей структуре от старых. Хотя и они определяют формы отношения к людям, они становятся принципиальными решениями внутрипсихических конфликтов.

Чтобы завершить картину: гордыня усиливает базальную тревогу, но в то же время наделяет других сверхважным значением, через потребности, создаваемые ею. Другие становятся сверхважны, просто незаменимы для невротика, потому что призваны непосредственно подтвердить ложные ценности, на которые он претендует, своим восхищением, одобрением, любовью. Его невротическое чувство вины и презрение к себе настойчиво требуют оправданий. Но сама ненависть к себе, породившая эту потреб­ность, делает почти невозможным найти эти оправдания в своих собствен­ных глазах. Он может найти их только в глазах других. Они должны дока­зать ему, что он обладает теми ценностями, которые стали так важны для него. Он должен показать им, какой он хороший, удачливый, успешный, способный, интеллигентный, могущественный и что может с ними или для них сделать.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-10-12 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: