Профессия архитектора в Древнем Египте.




Архитектура как профессиональная деятельность. Синтетический характер архитектуры.

Архитектура – творческая деятельность, направленная на создание произведений зодчества/ первичное производство (макет, чертёж, вербальная форма)/ искусство проектировать.

Архитектура – искусство создания пространственной среды для жизни и деятельности человека.

 

Понятие архитектурного стиля. Хронология стилей.

Стиль – инструмент, организующий художественные качества архитектурной формы.

Левополушар. мышление – широкие, большие, красивые формы.

Правополушар. мышление – более мелкие формы.


Хронология архитектурных стилей.

ДРЕВНИЙ ЕГИПЕТ 1) Древнее Царство (XXVIII- XXII вв.)

2) Среднее Царство (XXII – XVII вв.)

3) Новое Царство (XVII- XI вв.)

ДРЕВНЯЯ ГРЕЦИЯ 1) Архаика (VIII-VI вв.)

2) Классика (V- IV вв.)

3) Эллинизм (IV- I вв.)

ДРЕВНИЙ РИМ 1) Период республики (VI- I вв.)

(античный) 2) Период империи (I в. до н.э. – V в. н.э.)

ВИЗАНТИЯ IV- VII вв. н.э.

(Вост. Рим)

РОМАНСКАЯ X- XII вв.

АРХИТЕКТУРА

ГОТИКА 1)Ранняя

2)Высокая XII – XV, XVI вв.

3) Поздняя

ВОЗРОЖДЕНИЕ 1) Раннее

2) Высокое XIV –XVI вв. – Италия, XV- XVI вв. - Европа

3) Позднее

БАРОККО XVI- серед. XVIII вв.

(дворцовый)

КЛАССИЦИЗМ XVII – XVIII вв. – Европа, XVIII – XIX вв. – Россия

АМПИР (позд. I чет. XIX вв.

классицизм)

ЭКЛЕКТИКА

МОДЕРН конец XIX – начало XX вв.

СОВРЕМЕННАЯ XX – XXI вв.

АРХИТЕКТУРА

 

4. Архитектурный ордер. Возникновение и развитие ордерных систем в античной архитектуре. (даряне, ионяне…)

Архитектурный ордер – это художественно осмысленная переработка стоечно – балочной конструкции, закрепл. традицией в неск. вариантах (дар, ион, коринф), отлич. общ. составом, формой и взаим. расположением элементов.

Греция: дорический, ионический, коринфский.

Рим: + тосканский и композитный.

Антаблемент: архитрав, фриз, карниз.

Колонна

Пьедестал (в римском): база, стул, карниз.

Архитектурные ордера Древней Греции. Типы ордеров, структура, детали.

Архитектурные ордера Древней Греции. Дорический ордер. Возникновение, структура, детали.

7. Архитектурные ордера Древней Греции. Ионический ордер…

8. Архитектурные ордера Древней Греции. Коринфский ордер…

- абака, колонна, плинт (валы, валики, скоции, выкружки)

- 24 каннелюры

- фриз с барельефом

- архитрав с фасциями

- колонны с дорожками

Архитектурные ордера Древней Греции. Капители колонн, их форма и детали.

Ордерные системы античного Рима. Типы ордеров, структура, составные части.

Тосканский:

- самый простой

- 20 каннелюр

Ордерные системы античного Рима. Капители колонн, их форма и детали.

Профессия архитектора в Древнем Египте.

· Культ мёртвых: земная жизнь лишь часть жизненного пути. Готовиться к загробной жизни надо уже в земной. Мумии, гробницы. Идея вечности.

· Фараон находит зодчего и при жизни начинает строить себе гробницу. 6 династий фараонов в Древнем царстве (XXVIII- XXII вв. до н.э., столица – Мемфис).

· Первые пирамиды из тесаного камня (который нужно было обработать и доставить).

ПИРАМИДА ДЖОСЕРА

- в Саккара;

- ступенчатая (6);

- скальное основание (ОБЩЕЕ) - скала раздалбливается, выравнивается;

- рядом - заупокойный храм (ОБЩЕЕ);

- архитектор – Имхотеп;

- крупные блоки уложены практически без раствора;

- мастаба- гробница с прямоугольным основанием и слегка наклоненными стенами;

- изначальная высота - 60 м (20 этажей);

-ансамбль (торжественные залы, внутренние дворы со святилищами – растительные капители колонн)

ПИРАМИДЫВ ГИЗЕ


ХЕОПСА(146м)-ХуфуХЕФРЕНАМИКЕРИНА

горизонт. облицовка комплекс пирамид

площадка сверху рядом

ар-р – Хемиун ар-р Дебхен

-заупокойные храмы находятся в стороне.

- гипотеза: вокруг пирамид строилась рампа.

- 4 грани сход. в одной точке с помощью шаблонов.

- облицовка шла снизу вверх.

- цельно каменные (первые) пирамиды сохранились.

- форма: треугольник вечности, конус сыпучести.

· Среднее царство (XXII- XVII вв. до н.э.) – ФАЮМСКОЕ ВОДОХРАНИЛИЩЕ ( почти не сохранился). Нашествие гиксосов (1700г. до н.э.). Развитие приостановлено почти на 200 лет.

· Изгнание гиксосов – Новое царство (XVII-XI вв. до н.э.). Период процветания Египта. Военные походы> увеличение территории: Палестина, Сирия, Финикия в Азии и Нубия в Африке. Возросла власть фараона (после роста авторитета центральной власти). Столица – Фивы. Монументальное строительство: храмовые комплексы Некрополь, Дейр-эль-Бахри, храмы в Карнаке, Луксоре.

· VIв. – потеря самостоятельности, власть персов. 332г. до н.э. –греческое войско А. Македонского. Основание новой столицы эллинистического Египта – Александрии. Последний период процветания египетской культуры. Библиотека.

· Папирус, доски, камень, остраконы (осколки глиняной посуды) – материал для чертежей (правильные ортогональные проекции с прямыми линиями по линейке черной, красной, желтой и белой красками). По чертежам строятся не только отдельные здания, но и целые города (Ахетатон, Кахун).

· Достижения: прямоугольный треугольник с катетами 3 и 4 и гипотенузой 5 (египетский треугольник); циркуль; квадратная сетка; карта звездного неба на потолке гробниц, таблицы созвездий, система дробей с 1 в числителе и числом кратным 2 в знаменателе, геометрия (пирамиды), канон человеческой фигуры (квадратные сетки для нанесения фигуры: 13 частей: 2-голова, 1-до предплечья, 4-до паха, 2-до колен, 4-до низу. 19 частей в эпоху Нового царства), чертежи в ортогональной проекции,

· Зодчие – строители, жрецы, прошедшие особую школу. Хорошо оплачиваются. Пользуются уважением.

КОМПЛЕКС В Г. КАРНАКЕ

-Храм Амона (зодчий Инени, Аменхотеп, сын Хапу - Новое Царство);

- портал;

- фигуры львов;

- мощные колонны с растительными капителями + барельеф;

- фигура Рамзеса II с дочерью, 3 статуи Аменхотепа;

- на стенах посвятительные надписи царей, гимны богам.

КОМПЛЕКС ЛУКСОР

-храм Амона (Аменхотеп, Гори и Сути Новое Царство)

- вход > открытый двор > зал с колоннами > открытый двор > подн. по ступеням к божеству;

- сходящаяся капитель - вечность, расходящаяся – жизнь;

- человеч. фигуры между колонн – Рамзес II.

ХРАМ ЦАРИЦЫХАТШЕПСУТ

- с использованием рельефа(в 150-метровой горе);

- «египетский парфенон»;

- колонны, пандусы;

- пол в одной зале из золота и серебра;

-ноас из нубийского эбенового дерева;

- в Дейр-эль-Бахри;

- зодчий –Сенмут;

-Новое царство;

- «египетский Парфенон»;

- комп-я с хармами, окруж. колоннадой;

-парк;

- под ним гробница Сенмута.

Тутмес III после смерти Хатшепсут уничтожил все статуи ненавистной ему тетки и все надписи, где она упоминалась.

АБУ-СИМБЕЛ

- четыре 20-метровых статуи Рамзеса II;

- освещение из дверей (храм в скале);

- барельеф (низкий) на стенах.

· Египетские зодчие- признанные ученые, знатоки математики, геометрии и астрономии. Приближенные фараона. Способствует своим творчеством укреплению общественного строя. высокое общественное признание превратило архитектурную профессию в государственную. Архитекторами являлись родственники фараона. Они руководили всей стройкой. Мастерство передается от братьев. Первый после царя. На практике проходит все этапы руководство строит. работами. Жрец (знает ритуалы, чтобы правильно расположить помещения в храмах и пирамидах).

· Матье приводит 100 имен зодчих Древнего Египта (Уашптах, Нехебу и старший брат, Сенефанху и 4 сына, Сенмут (фаворит Хатшепсут), Инени, Имхотеп (Имоутес, Асклепий, Эскулап), Менхеперрасенеб, Аменхотеп (сын Хапу), Хесира (царский родственник), Неджеманх (наследник, принц), Нефермаат и Рахотеп (сыновья фараона Снофру), Хемиун и Нефермант (внуки Снофру), Мериб (сын Хеопса), Дебхен, Хапусенеб, Пуимр, Тхути, близнецы Гори и Сути,

· Владимировым открыта система пропорционирования в египетском зодчестве: основой пирамиды яв. не сторона квадрата основания, а диагональ. Гипотенуза, большой катет (высота) и малый катет (половина стороны) обр. геометрич. прогрессию –Прейс. Афанасьев обнаружил пропорции золотого сечения в рисунках рельефа. Единая продольная ось симметрии, на которую последовательно наниз. всё более размельч. отдель. пространства и объемы. Применение модуля. Основа – квадрат и построение его производных; египетский треугольник, равносторонний треугольник.

· ближайшее окружение фараона получало образование в аристокартических школах. Сначала образование писца, затем подготовка к вышей гос. деят-ти – изучение всех наук того времени (узкий круг, из них архитекторы).

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-04-20 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: