Тема 1. Особенности современной организации эффективного таможенного контроля
Вопросы темы
1. Международные основы и принципы организации таможенного контроля
2. Внедрение принципов пост-контроля Киотской конвенцией
3. Современная организация таможенного контроля в РФ
Международные основы и принципы организации таможенного контроля
Киотская конвенция не столь широко известна (не следует путать с вступившим для России в силу 16.02.2005 Киотским протоколом к Рамочной Конвенции Организации Объединенных Наций об изменении климата 1997 года), хотя вступивший в силу с 1 января 2004 г. новый Таможенный кодекс Российской Федерации во многом основывается на принципах названной Конвенции.
Международная конвенция об упрощении и гармонизации таможенных процедур была заключена в Киото в 1973 г. и вступила в силу в 1974 г.
Членами Конвенции являются более 60 государств (в т.ч. страны Европейского сообщества, США, Китай, Канада, Япония и др.).
В 1999 г. в Брюсселе Всемирной таможенной организацией была одобрена новая редакция Конвенции. Эту Конвенцию в новой редакции называют иногда пересмотренной Киотской конвенцией, Киотской конвенцией в редакции Брюссельского протокола.
Конвенция, с одной стороны, направлена на стимулирование внешнеторговой деятельности путем упрощения и ускорения процедур таможенного оформления и таможенного контроля, а с другой стороны - на то, чтобы такое ускорение и упрощение не привели к нанесению ущерба интересам государства и общества в части пополнения доходной части государственного бюджета, защиты внутреннего рынка, иных публичных интересов государства и общества, т.е. чтобы таможенные администрации могли эффективно решать стоящие перед ними задачи.
|
Конвенция предусматривает, что направлением, в котором должны двигаться таможенные администрации в современных условиях, является переход на методы таможенного контроля, основанные на применении пост-аудита и управления рисками.
В соответствии с Конвенцией упрощение и ускорение таможенного оформления и таможенного контроля должны также достигаться путем широкого применения информационных технологий.
Киотская конвенция является ориентиром в построении таможенного регулирования многих стран. Она также является базой для унификации таможенных законодательств разных стран.
Надо отметить, что пересмотренная Киотская конвенция учитывает и подходы, касающиеся таможенных вопросов, сформулированные в ряде норм документа Всемирной торговой организации - Генерального соглашения по тарифам и торговле 1994 г. (ГАТТ).
Так, в Конвенции нашли отражение Статья V ГАТТ "Свобода транзита", Статья VIII ГАТТ "Сборы и формальности, связанные с ввозом и вывозом" и ряд других.
Положения Конвенции сформулированы не в виде норм прямого действия, а в виде принципов, которые, собственно, и являются базой для выработки на основе этих принципов конкретных правил регулирования тех или иных процедур, и того самого поиска баланса между ускорением и упрощением таможенных формальностей как мерой содействия внешнеторговой деятельности и обеспечением надежности таможенного контроля, т.е. компромисса между интересами бизнес-сообщества и государства.
К примеру, в соответствии с Конвенцией "проверка декларации на товары производится одновременно или в возможно короткие сроки после регистрации декларации", а "в случаях, когда таможенная служба принимает решение о том, что указанные в декларации товары должны быть проверены, такая проверка проводится в возможно короткий срок после регистрации декларации на товары".
|
Как видно, Конвенция не указывает конкретных сроков, а лишь содержит принцип о проверке декларации на товары и самих товаров в возможно короткие сроки.
На данном примере можно проиллюстрировать стремление Российской Федерации учитывать принципы Киотской конвенции уже при подготовке нового Таможенного кодекса Российской Федерации, вступившего в силу с 1 января 2004 г. По этому Кодексу срок проверки таможенной декларации, иных документов и товаров составляет 3 рабочих дня, в отличие от Таможенного кодекса Российской Федерации 1993 г., в котором соответствующий срок составлял 10 дней.
А сегодня уже срок выпуска товаров в 90% случаев составляет не более 1 часа.
Структурно Конвенция состоит из Протокола об изменении Международной Конвенции об упрощении и гармонизации таможенных процедур от 26 июня 1999 г., самого текста Конвенции и приложений к ней - Генерального приложения и Специальных приложений.
Генеральное приложение содержит базовые принципы и подходы к таможенному регулированию, его положения применяются ко всем институтам таможенного дела. В Генеральном приложении сформулированы принципы таможенного контроля, таможенного оформления, уплаты таможенных платежей и других важных составляющих таможенного регулирования. Принятие Генерального приложения к Конвенции является обязательным для присоединяющейся к Конвенции страны.
|
Специальные приложения посвящены отдельным процедурам и (в соответствии с российской таможенной терминологией) режимам.
Важно отметить, что по условиям Конвенции не просто допускается, но приветствуется установление договаривающейся стороной Конвенции в своем национальном законодательстве, касающемся таможенного регулирования, более благоприятных условий, чем предусмотрено в Конвенции (статья 2 Киотской конвенции).
Генеральное приложение состоит из 10 глав:
глава 1 - Общие положения
глава 2 - Определение понятий
глава 3 - Таможенное оформление и другие таможенные формальности
глава 4 - Пошлины и налоги
глава 5 - Гарантии
глава 6 - Таможенный контроль
глава 7 - Применение информационных технологий
глава 8 - Отношения между таможенной службой и третьими лицами
глава 9 - Информация, решения и предписания таможенной службы
глава 10 - Обжалование по таможенным вопросам
Специальные приложения (их тоже 10, большинство из них, подразделяется на главы, всего 25 глав) посвящены отдельным процедурам и (в соответствии с нашей таможенной терминологией) режимам.
Главный принцип, проходящий "красной нитью" через все положения Киотской конвенции, связан с необходимостью упрощения таможенных процедур в целях ускорения внешнеторгового товарооборота, содействия торговле и снятия необоснованных административных барьеров. При этом Конвенция содержит и ряд вполне конкретных предписаний, указывающих на то, в каких формах государство в лице таможенной службы должно строить свои отношения с внешнеторговым сообществом.
Стандартное правило 1.3. Главы 1 "Общие положения" Генерального приложения к Киотской конвенции предусматривает, что "Таможенная служба устанавливает и поддерживает официальные отношения консультативного характера с участниками внешней торговли в целях развития сотрудничества и содействия их участию во внедрении наиболее эффективных методов работы, согласующихся с национальным законодательством и международными договорами".
Всемирная таможенная организация уделяет значительное внимание теме партнерских отношений бизнес-государство. Комментируя применение данного стандартного правила, Всемирная таможенная организация указывает, что быстро растущий объем международной торговли требует активного сотрудничества и интенсивного общения между таможенной службой и участниками внешней торговли, что имеет большое значение для взаимодополняющих усилий по реализации сторонами своих целей и выполнения обязательств. Поскольку таможенная служба является существенным элементом в системе международной торговли, важно, чтобы таможенные администрации использовали в своей работе современные методы и стремились к максимальному облегчению внешнеторговой деятельности.
В условиях изменчивой конъюнктуры международной торговли, где предпринимательский доход напрямую зависит от скорости оборота, таможенные службы и участники внешней торговли должны совместно разрабатывать современные методы. Для этого необходимы консультативные отношения, а для эффективного и быстрого обмена информацией существенное значение имеет использование современных информационных технологий.
Прежде чем вносить какие-либо изменения, вводить новые процедуры или автоматизированные системы, таможенные службы должны согласовать данные действия с уполномоченными представителями торгового сообщества, с тем, чтобы стороны могли осуществлять свою деятельность с учетом интересов друг друга.
Вынесение данного стандартного правила в главу "Общие положения" указывает на то, что Всемирная таможенная организация придает ему статус одного из базовых подходов к принципам таможенного регулирования.
Всемирная таможенная организация исходит из того, что консультации с участниками внешнеэкономической деятельности являются неотъемлемой частью современного таможенного администрирования. Нельзя не отметить, что Киотская конвенция прямо указывает на необходимость участия в этих консультативных отношениях и профессионалов, оказывающих таможенные услуги, через которых во многих случаях действуют внешнеторговые компании. Речь идет о таможенных брокерах, перевозчиках, владельцах складов временного хранения и таможенных складов (Стандартное правило 8.5 Главы 8 Генерального приложения Конвенции).
Принцип необходимости сотрудничества бизнеса и государства при установлении и внедрении правил и процедур, обеспечивающих развитие международной торговли без ущерба для интересов государства, является сквозным для данной Конвенции.
Так, Стандартным правилом 6.8. Главы 6 Генерального приложения "Таможенный контроль" установлено, что: "таможенная служба стремится к сотрудничеству с участниками внешней торговли и заключению меморандумов о взаимопонимании в целях совершенствования таможенного контроля", Стандартным правилом 7.3. Главы 7 "Информационные технологии" предусмотрено, что: "При внедрении информационных технологий осуществляются, по возможности, максимально широкие консультации со всеми непосредственно заинтересованными лицами'1.
Присоединение России к Киотской конвенции, безусловно, придаст дополнительный импульс развитию официальных отношений между таможней и бизнесом, будет способствовать преодолению закрытости таможенного регулирования и стимулировать совместную работу по совершенствованию таможенного законодательства и практики его применения.