Цели и задачи государственного регулирования экономики.




Экономическая система, функционирующая на основе плюрализма всех форм собственности, экономической свободы граждан, производителей товаров и услуг, свободном ценообразовании, обеспечивающая распределение национального дохода и общественного продукта в строгом соответствии с реальным трудовым вкладом каждого гражданина и предоставляющая социальные гарантии незащищенным слоям населения, получила название социального рыночного хозяйства. При такой системе роль государства в решении социальных проблем своих граждан достаточно велика. Его основными задачами являются следующие:

• формирование надежного правопорядка в стране;

• обеспечение внутренней и внешней безопасности;

• обеспечение стабильности национальной валюты;

• развитие социальной инфраструктуры (образования, здравоохранения, науки и искусства, общественного транспорта и т.д.);

• осуществление контроля за соблюдением законода­тельства в области конкурентной борьбы;

• обеспечение социальных гарантий и гарантий в области трудового права для более слабых членов общества;

• разработка и реализация требований, запретов и ис­пользование рыночных стимулов для охраны окружающей среды;

• макроэкономическое управление социально-экономическими процессами в рамках возможностей рыночного хозяйства;

• определение общепризнанных "правил игры" в области налогового и социального права, а также внешнеэкономических отношений.

Ведущая роль в решении этих задач принадлежит системе государственного регулирования социально-экономических процессов, центральным составным элементом которой является макроэкономическое прогнозирование и планирование.

3. Макроэкономическое планирование и прогнозировнаие как элемент системы государственного регулирования экономических и социальных процессов

Планирование занимает особое место в системе государственного регулирования экономических и социальных процессов, происходящих в обществе. Разрабатываемые на общегосударственном и региональном уровнях планы и программы являются важнейшим инструментом реализации политики соответствующих субъектов управления. Они позволяют преодолеть неопределенность, избежать хаоса в управлении, организовать четкую, продуманную, всесторонне обоснованную работу по формулированию целей и решению стоящих перед обществом и хозяйствующими субъектами задач.

Роль планирования в жизни общества, его отдельных подсистем и элементов определяется положением, которое планирование занимает в системе управления.

Сущность управления проявляется через его функции. Различают две группы функций управления: 1) функции-задачи и 2) основные функции. Первая группа характеризует управленческую деятельность в различных сферах и отраслях общественной жизни. Вторая - разделение труда в самом управлении. В последней выделяют следующие функции:

• подготовку и принятие управленческого решения;

• организацию выполнения решения;

• стимулирование выполнения решения;

• учет и анализ хода выполнения решения;

• контроль за результатами;

• оперативное регулирование процесса выполнения решения.

Определяющее место в системе функций управления занимает двойственная функция подготовки и принятия решения. она является стержнем всей управленческой деятельности. От качества работы на этой стадии в решающей степени зависит конечный результат.

Подготовка управленческих решений в экономической и социальной сферах жизни общества в целом и его отдельных структурных элементов состоит в формулировании целей и отыскании оптимальных путей их достижения, обеспечивающих эффективное использование всех ресурсов. По своему содержанию эта деятельность представляет собой планирование.

Таким образом, планирование можно определить как специфическую форму общественной практики людей, являющуюся одной из функций управления - приоритетной, заключающейся в подготовке различных вариантов управленческих решений в виде прогнозов, проектов программ и планов, обосновании их оптимальности, обеспечении возможности выполнения и контроля за выполнением и достигнутыми результатами. Содержание планирования раскрывается в его процедурах, под которыми понимается упорядоченная последовательность применения логики, принципов, методологических подходов, методов оптимизации плановых решений. Основными процедурами планирования являются про­гнозирование, программирование и проектирование. Макропланирование - закономерный результат совершенствования перспективного планирования в условии рыночной экономики. Макропланирование носит непрерывный характер, ориентировано на изменения в окружении, обеспечивает адаптацию к ним и позволяет формулировать и достигать долгосрочные цели в условиях неопределенности.

 

4. Государственная экономическая политика как основа стратегического макропланирования

Государственная экономическая политика - совокупность взаимосвязанных мер, предпринимаемых органами государственной власти и управления в целях формирования определенного вектора развития экономики страны и решения социально-экономических проблем.

Виды экономической политики государства.

Фискальная (финансово-бюджетная) экономическая политика. Фискальная политика осуществляется по следующей схеме: привлечение необходимых государству денежных средств - распределение этих средств - обеспечение применения средств по назначению. Этот вид экономической политики государства включает такие направления, как бюджетная политика, налоговая политика, политика доходов и расходов. Инструментами фискальной политики являются налоги, государственные расходы, трансферты, посредством которых государство регулирует величину и вектор денежных потоков, влияет на совокупный спрос и предложение, противодействует чрезмерным колебаниям основных экономических параметров.

Монетарная (кредитно-денежная) экономическая политика - это непосредственное или опосредованное регулирование со стороны государства денежной массы и денежного обращения в стране. В зависимости от цели в качестве задач монетарной политики выделяют стабилизацию уровня цен, поддержание определенного уровня инфляции, регулирование денежной массы, спроса и предложения денег посредством банковской системы, поддержание курса национальной валюты. Основными инструментами являются учетная ставка ЦБ, ставка рефинансирования, операции на открытом рынке.

Внешнеэкономическая политика - это деятельность государства в области развития и регулирования экономических отношений с другими странами. Основной ее задачей является формирование благоприятных внешнеэкономических условий для воспроизводственного процесса в стране, для выгодного участия страны в международном разделении и кооперировании труда в процессе деятельности ее хозяйствующих субъектов. Основные инструменты: таможенные пошлины, квоты на ввоз и вывоз капитала, товара, экспортно-импортные тарифы.

Государственная социальная политика - целенаправленная деятельность государства по управлению общественными процессами и отношениями в социально-культурной сфере. Социальная политика реализуется государством в основных сферах социальных отношений: оплата, охрана, рынок труда, занятость и безработица; регулирование доходов населения; демография, семья, материнство и детство, молодежь; социальная защита; пенсионное обеспечение; социальное обслуживание; социальное страхование; образование, профессиональная переподготовка, повышение квалификации; наука; здравоохранение; обеспечение жильем, коммунальными и бытовыми услугами; культура; физическая культура, спорт, туризм; экологическая безопасность; защита социальных прав всех категорий граждан.

Вопросы изменения отраслевой и региональной структуры производства в стране решаются в рамках структурно-инвестиционной экономической политики. Инновационная экономическая политика рассматривает вопросы практического применения в экономике новейших достижений человеческой цивилизации. Конверсионная политика ориентирована на конверсию отраслей производства, потребность в продукции которых существенно уменьшается.

С целью смягчения воздействия на экономику механизма циклического развития, кризисов государство проводит антициклическую политику, включающую комплекс законодательных актов, административных мер воздействия на спрос и предложение с целью вывода экономики из кризисного состояния. Стержнем реализации антициклической политики служит госбюджет.

 

5. Макропланирование и прогнозирование как наука

Макропланирование и прогнозирование является не только сферой практической деятельности людей, но и особой областью научного знания. Планилогия - сфера исследовательской деятельности, направленной на производство новых знаний в области составления и проверки выполнения стратегических планов и программ. Как и всякая наука, она представляет собой сложную систему, состоящую из двух крупных подсистем теоретико-методологической и организационной.

Предмет планилогии - исследование механизма действия и использования объективных законов развития общества, форм и методов применения полученных знаний в целях обеспечения возможности планомерного регулирования происходящих в обществе процессов, обоснования и совершенствования методологии и организации планирования.

В планилогии используются выводы, фактические данные и методы исследования, применяемые функциональными экономическими и управленческими науками и отраслевыми экономиками, социологией и социально – экономической статистикой. Эта наука тесно связана с математикой, техническими и естественными областями знаний.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-08-08 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: