Объект исследования:
вариант. Повесть В.Г. Короленко «В дурном обществе» (1885).
вариант. Повесть В.Г. Короленко «Слепой музыкант» (1886).
Задание:
Охарактеризовать повествовательную структуру повести (формы повествования, образ рассказчика, система точек зрения). Уточнить роль авторской жанровой пометы: «Из детских воспоминаний моего приятеля» («В дурном обществе») и «Этюд» («Слепой музыкант»).
Определить основные сюжетообразующие факторы повести. Что, на ваш взгляд, лежит в основе событийной коллизии и что является центральным событием? Чем обусловлена логика художественного повествования?
Дать развернутую характеристику образной системы повести. За счет каких средств создается персонажный образ?
Проанализировать пространственно-временную организацию текста. Какова роль пространственно-временных характеристик в реализации авторского замысла?
Охарактеризовать черты стилевого своеобразия повести.
Очертить смысловое поле заглавия повести (если возможно, указать на множественность смысловых значений, заключенных в заглавии).
Сделать вывод о специфике художественного метода Короленко-прозаика.
Литература
Основная:
Введение в литературоведение. Литературное произведение: Основные понятия и термины: Учеб. пособие / Под ред. Л.В. Чернец. - М., 1999 (см разделы «Время и пространство», «Диалог и монолог», «Заглавие», «Композиция», «Образ художественный», «Персонажей система», «Повествование», «Стиль», «Сюжет», «Точка зрения»),
Аверин Б.В. Владимир Короленко // История русской литературы: В 4 т. - Л, 1983. - Т.4. - С.143-176.
Бялый Г.А. В.Г. Короленко. - Л., 1983.
Дополнительная:
История русской литературы второй половины ХIX века: Практикум / Под ред. н.н. Старыгиной. - М., 1998.
|
История русской литературы XIX века. Вторая половина: Учебное пособие / Под ред. н.н. Скатова. - М., 1987.
Лебедев ю.в. Русская литература XIX века: вторая половина. - М., 1990.
Вопросы к экзамену
1. Основные структурно-типологические признаки русского романа второй половины XIX века.
2. Почвенничество как оригинальная социокультурная концепция; круг её идеологов и основные идейные положения. Очерк Ф.М. Достоевского «Пушкин».
Жанровое своеобразие ранней прозы Ф.М. Достоевского. Проблема личности в романе «Бедные люди». В.Г. Белинский о романе.
4. Черты стилевого своеобразия повести Ф.М. Достоевского «Белые ночи». Место повести в процессе творческой эволюции писателя.
5. Художественный мир романа Ф.М. Достоевского «Братья Карамазовы». Природа семейного конфликта и его христианский контекст.
6. Идеологическая полифония в романе Ф.М. Достоевского «Братья Карамазовы». В.В. Розанов о роли «Легенды о Великом инквизиторе» в идейной структуре романа.
Роль женских образов в романе Ф.М. Достоевского «Братья Карамазовы». Символический характер образа детства в романе.
8. Особенности художественного психологизма в раннем творчестве Л.Н. Толстого («Детство», «Отрочество», «Юность»), Н.Г. Чернышевский о толстовской «диалектике души».
Произведение «Бесы» Ф.М. Достоевского как роман - предупреждение.
Особенности художественного метода Л.Н. Толстого-прозаика в цикле «Севастопольские рассказы».
11. Проблема взаимоотношений народа и интеллигенции в повестях Л.Н. Толстого 1850-60-х гг. («Утро помещика», «Казаки»),
|
Мысль семейная» и характер её реализации в романе Л.Н. Толстого «Анна Каренина». Проблема жизни «истинной» и «мнимой». Особенности поэтики романа.
13. Особенности толстовского реализма в повестях позднего периода творчества («Смерть Ивана Ильича», «Крейцерова соната», «После бала», «Отец Сергий»).
Мотив всепобеждающей жизни в повести Л.Н. Толстого «Хаджи-Мурат». Образная система повести.
15. Черты своеобразия художественного метода Л.Н. Толстого (симфонизм мышления, открытость вопросов, «диалектика души», сопряжение противоречивых явлений как условие художественной целостности, пластичность образа и др.).
Проблема национального характера в творчестве Н.С. Лескова («Леди Макбет Мценского уезда», «Левша» и др.).
Идейно-художественные особенности повести Н.С. Лескова «Запечатленный ангел». Функция сказового стиля в повести.
18. Смысл названия повести Н.С. Лескова «Очарованный странник». Особенности поэтики.
Типы антинигилистических романов. Роман Н.С. Лескова «Некуда»: проблематика, поэтика.
20. Проблема «человек и война» в творчестве В.М. Гаршина («Четыре дня», «Трус»).
Тематическое и художественное своеобразие творчества В.М. Гаршина.
22. Своеобразие малых эпических жанров в творчестве В.Г. Короленко («Лес шумит», «Река играет», «В дурном обществе»). Романтическое начало в произведениях писателя.
Специфика героев ранней прозы А.П. Чехова и мастерство психологического анализа («Толстый и тонкий», «Ванька», «Тоска», «Смерть чиновника» и др.). Искусство лаконичности. Поэтика юмористического рассказа.
|
Безоценочность» слова чеховской прозы. Художественный смысл изображения жизни как бы от лица рассказывающего героя. («Дом с мезонином», «Дама с собачкой», «Попрыгунья» и др.).
25. Своеобразие авторской позиции в прозе А.П. Чехова. Смысл освобождения слова героя от «власти» автора. Художественная функция несобственно-прямой речи героев.
26. Идейно-тематическое своеобразие прозы А.П. Чехова зрелого периода творчества. Чеховский принцип «правильной постановки вопросов».