Контрольная работа по теме «Творчество В.Г. Короленко»




Объект исследования:

вариант. Повесть В.Г. Короленко «В дурном обществе» (1885).

вариант. Повесть В.Г. Короленко «Слепой музыкант» (1886).

Задание:

Охарактеризовать повествовательную структуру повести (формы повествования, образ рассказчика, система точек зрения). Уточнить роль авторской жанровой пометы: «Из детских воспо­минаний моего приятеля» («В дурном обществе») и «Этюд» («Слепой музыкант»).

Определить основные сюжетообразующие факторы повести. Что, на ваш взгляд, лежит в основе событийной коллизии и что является центральным событием? Чем обусловлена логика худо­жественного повествования?

Дать развернутую характеристику образной системы повес­ти. За счет каких средств создается персонажный образ?

Проанализировать пространственно-временную организацию текста. Какова роль пространственно-временных характеристик в реализации авторского замысла?

Охарактеризовать черты стилевого своеобразия повести.

Очертить смысловое поле заглавия повести (если возможно, указать на множественность смысловых значений, заключенных в заглавии).

Сделать вывод о специфике художественного метода Коро­ленко-прозаика.

Литература

Основная:

Введение в литературоведение. Литературное произведение: Основ­ные понятия и термины: Учеб. пособие / Под ред. Л.В. Чернец. - М., 1999 (см разделы «Время и пространство», «Диалог и монолог», «За­главие», «Композиция», «Образ художественный», «Персонажей система», «Повествование», «Стиль», «Сюжет», «Точка зрения»),

Аверин Б.В. Владимир Короленко // История русской литературы: В 4 т. - Л, 1983. - Т.4. - С.143-176.

Бялый Г.А. В.Г. Короленко. - Л., 1983.

Дополнительная:

История русской литературы второй половины ХIX века: Практикум / Под ред. н.н. Старыгиной. - М., 1998.

История русской литературы XIX века. Вторая половина: Учебное пособие / Под ред. н.н. Скатова. - М., 1987.

Лебедев ю.в. Русская литература XIX века: вторая половина. - М., 1990.

 

 

Вопросы к экзамену

1. Основные структурно-типологические признаки русского ро­мана второй половины XIX века.

2. Почвенничество как оригинальная социокультурная концеп­ция; круг её идеологов и основные идейные положения. Очерк Ф.М. Достоевского «Пушкин».

Жанровое своеобразие ранней прозы Ф.М. Достоевского. Проблема личности в романе «Бедные люди». В.Г. Белинский о романе.

4. Черты стилевого своеобразия повести Ф.М. Достоевского «Бе­лые ночи». Место повести в процессе творческой эволюции писателя.

5. Художественный мир романа Ф.М. Достоевского «Братья Ка­рамазовы». Природа семейного конфликта и его христианский контекст.

6. Идеологическая полифония в романе Ф.М. Достоевского «Братья Карамазовы». В.В. Розанов о роли «Легенды о Вели­ком инквизиторе» в идейной структуре романа.

Роль женских образов в романе Ф.М. Достоевского «Братья Карамазовы». Символический характер образа детства в романе.

8. Особенности художественного психологизма в раннем твор­честве Л.Н. Толстого («Детство», «Отрочество», «Юность»), Н.Г. Чернышевский о толстовской «диалектике души».

Произведение «Бесы» Ф.М. Достоевского как роман - предупреждение.

Особенности художественного метода Л.Н. Толстого-прозаика в цикле «Севастопольские рассказы».

11. Проблема взаимоотношений народа и интеллигенции в повес­тях Л.Н. Толстого 1850-60-х гг. («Утро помещика», «Казаки»),

Мысль семейная» и характер её реализации в романе Л.Н. Толстого «Анна Каренина». Проблема жизни «истинной» и «мнимой». Особенности поэтики романа.

13. Особенности толстовского реализма в повестях позднего пе­риода творчества («Смерть Ивана Ильича», «Крейцерова сона­та», «После бала», «Отец Сергий»).

Мотив всепобеждающей жизни в повести Л.Н. Толстого «Хаджи-Мурат». Образная система повести.

15. Черты своеобразия художественного метода Л.Н. Толстого (симфонизм мышления, открытость вопросов, «диалектика души», сопряжение противоречивых явлений как условие ху­дожественной целостности, пластичность образа и др.).

Проблема национального характера в творчестве Н.С. Лескова («Леди Макбет Мценского уезда», «Левша» и др.).

Идейно-художественные особенности повести Н.С. Лескова «Запечатленный ангел». Функция сказового стиля в повести.

18. Смысл названия повести Н.С. Лескова «Очарованный стран­ник». Особенности поэтики.

Типы антинигилистических романов. Роман Н.С. Лескова «Некуда»: проблематика, поэтика.

20. Проблема «человек и война» в творчестве В.М. Гаршина («Че­тыре дня», «Трус»).

Тематическое и художественное своеобразие творчества В.М. Гаршина.

22. Своеобразие малых эпических жанров в творчестве В.Г. Коро­ленко («Лес шумит», «Река играет», «В дурном обществе»). Романтическое начало в произведениях писателя.

Специфика героев ранней прозы А.П. Чехова и мастерство психологического анализа («Толстый и тонкий», «Ванька», «Тоска», «Смерть чиновника» и др.). Искусство лаконичности. Поэтика юмористического рассказа.

Безоценочность» слова чеховской прозы. Художественный смысл изображения жизни как бы от лица рассказывающего героя. («Дом с мезонином», «Дама с собачкой», «Попрыгунья» и др.).

25. Своеобразие авторской позиции в прозе А.П. Чехова. Смысл освобождения слова героя от «власти» автора. Художествен­ная функция несобственно-прямой речи героев.

26. Идейно-тематическое своеобразие прозы А.П. Чехова зрелого периода творчества. Чеховский принцип «правильной поста­новки вопросов».



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-02-12 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: