Внешняя политика, её сущность и функции.
Внешняя политика — это разновидность политики, регулирующая отношения государства с другими государствами и народами, которые обеспечивают реализацию его потребностей на международной арене. Сущность внешей политики состоит в способности государства отстаивать национальные интересы. Внешнеполитические интересы имеют следующую структуру:
1. Интересы различных социально-политических сил;
2. Национальные интересы;
3. Общечеловеческие интересы.
Национальные интересы — это общие потребности всего общества, а именно безопасность и целостность государства, защита суверенитета, укрепление позиций на международной арене, создание благоприятных внешних условий для внутреннего развития и повышения уровня жизни населения.
В настоящее время большинство развитых государств преследуют в своей внешней политике следующие цели:
• Повышение материального и духовного уровня жизни населения, экономического и политического могущества государства
• Обеспечение безопасности государства, его национального суверенитета и территориальной целостности
• Недопустимость вмешательства во внутренние дела государства извне
• Повышение престижа и роли государства на международной арене
• Защита определённых политических и экономических позиций государства во внешнем мире.
Внешнеполитическая деятельность осуществляется с помощью специально созданного механизма, т.е. системы органов внешних взаимоотношений, которые делятся на 2 группы:
1. Внутригосударственные органы (президент, правительство, парламент, министерство иностранных дел и т.д.)
2. Зарубежные органы
|
а. постоянные — консультва, посольства и т.д.
б. временные
Форма внешней политики выражает её содержание в конкретных системно-структурных условиях:
• нейтралитет
• политика союза
• политика равновесия сил
• политика изоляционизма
• политика балансирования
Методы внешней политики:
• дипломатия
• война
Внешнеполитические ресурсы арабских стран
Каждому из арабских государств присуща своя специфика и свое место в международных отношениях. Однако характерные для них централизация власти, широкие полномочия первого лица страны, большая роль государства в экономике, место армии в политической системе, влияние элементов традиционного общества, политизация ислама позволяют выделить много общих черт у арабских стран в том, что касается внешнеполитического процесса.
Арабские страны, представляющие собой общее геополитическое, лингвистическое, культурное и религиозное пространство, занимают территорию Северной Африки и Западной Азии площадью 14 млн. км2. К арабскому миру принято относить 22 страны-члена Лиги арабских государств, то есть Алжир, Бахрейн, Джибути, Египет, Иорданию, Ирак, Йемен, Катар, Коморские острова, Кувейт, Ливан, Ливию, Мавританию, Марокко, Объединенные Арабские Эмираты, Оман, Саудовскую Аравию, Сирию, Сомали, Судан, Тунис и Палестинскую национальную администрацию, хотя палестинцы не добились создания суверенного государства, а в ряде стран (Джибути, Коморские Острова, Мавритания, Сомали, Судан) арабы составляют меньшинство населения.
Каждому из этих государств присуща своя специфика, уникальное место в международных отношениях, собственная внешняя политика, особенности формирования внешнеполитического курса и принятия внешнеполитических решений.
|
Внешнеполитические ресурсы каждой отдельной арабской страны - это ее совокупный потенциал, который может быть использован во внешней политике для осуществления действий, направленных на достижение результатов на международной арене.
Территориально-географические внешнеполитические ресурсы арабских государств характеризуются благоприятным геополитическим положением, близостью к европейским странам (особенно для стран Северной Африки), выгодным положением на перекрестке транзитных путей из Африки и Азии в Европу. Наибольшими геополитическими преимуществами обладает Египет, которому принадлежит Синайский полуостров, связывающий африканский и азиатский континенты, а через Суэцкий канал проходит морской путь из Индийского океана в Средиземное море и Атлантику. К негативным территориально-географическим ресурсам относятся близость многих арабских государств к региональным конфликтам и районам нестабильности (Палестина, Судан, Йемен, Ирак, Ливан). Через арабские страны идут миграционные потоки. Также отрицательную роль играет неравномерность размещения народнохозяйственного комплекса и населения на пространстве отдельных стран. Пустынный и полупустынный характер территорий только усиливает концентрацию людей в приморских районах (хотя это и не является единственным фактором очень высокой урбанизации). К примеру, в столице Египта Каире проживает около 20 млн. человек, что составляет приблизительно пятую часть населения страны.
|
Демографические ресурсы арабских стран также нельзя оценить сугубо положительно или отрицательно. С одной стороны, ряд государств располагает большим населением, которое потенциально может быть занято в экономике (наиболее крупные страны: Египет-83 млн., Судан-41 млн., Марокко-34,9 млн., Алжир-34,2 млн., Ирак-29 млн., Саудовская Аравия - 28,7 млн., Йемен - 23,8 млн., Сирия - 20,2 млн., большинство остальных имеет население от нескольких сот тысяч до нескольких миллионов). Но для не нефтяных арабских государств характерна высокая безработица (14,4 % в среднем для арабского мира в 2005 г.). С другой стороны, недостаток квалифицированных кадров приводит к тому, что нефтедобывающие страны Персидского залива вынуждены восполнять нехватку рабочей силы путем привлечения иностранных рабочих, которые в ряде стран (Бахрейне, Катаре, Кувейте, ОАЭ, Омане, Саудовской Аравии) составляют от четверти до 80 % населения.
Согласно «Докладу о человеческом развитии арабских стран», доля городских жителей в 2005 г. достигла 55 %, а к 2020 г. превысит 60 %. Молодежь в возрасте до 25 лет, которая сталкивается с проблемами социальной адаптации, составляет 60 % населения арабских государств [2]. Проживание на их территории представителей различных этносов (арабов, берберов, туркоманов, курдов, армян, ассирийцев и т.д.), конфессий (мусульман и христиан), приверженцев различных направлений в исламе (суннитов и многочисленных шиитских течений), скрывает в себе конфликтный потенциал, который неоднократно приводил к напряженности и вооруженным столкновениями на межэтнической и межконфессиональной почве (например, между курдами и арабами, суннитами и шиитами в Ираке, между христианами и мусульманами в Ливане). Шиитские меньшинства, традиционно проживающие в аравийских монархиях, внушают опасения правящим режимам в связи с возможностью использования их Ираном для подрыва стабильности арабских государств.
Что касается экономических ресурсов, то арабские страны относятся к числу развивающихся. ВВП всех 22 государств вместе взятых, по данным ПРООН за 2002 г, меньше, чем в Испании, и более чем вдвое уступает американскому штату Калифорния. Для большинства государств арабского мира остается актуальной проблема бедности, так как 20,3 % населения арабского мира живет менее чем на два доллара в день.
Государства Персидского залива имеют богатейшие запасы нефти. Согласно «Статистическому обзору мировой энергетики», составленному в 2007 г кампанией British Petroleum, наибольшими углеводородными ресурсами обладают: Саудовская Аравия (264,3 млрд. баррелей или 21,9 % мировых запасов), Ирак (115 млрд. баррелей или 9,5 %), Кувейт (101,5 млрд. баррелей или 8,4 %), ОАЭ (97,8 млрд. баррелей или 8,1 %) [5]. Это дает большой приток валюты в нефтедобывающие страны, ресурсы для проведения модернизации, позволяет им играть видную роль в мировой финансовой системе. Но для нефтедобывающих стран (как, впрочем, и для не нефтедобывающих) существует проблема однобокого развития экономики, зависимости от импорта продуктов питания, машиностроительной продукции, высокотехнологичных товаров и т.д.
Арабские государства испытывают недостаток водных ресурсов. От общего объема поверхностных вод, потребляемого в арабском мире, 57 % поступает на территорию арабских стран из сопредельных неарабских регионов. Водные проблемы создают сложности для промышленного производства и аграрного сектора. Кроме нехватки воды, развитие сельского хозяйства осложняет опустынивание территорий. В настоящее время пустыни занимают 68,4 % площади стран арабского мира.
Политические ресурсы арабских стран определяются наличием достаточно стабильных и консолидированных, хотя и авторитарных режимов в большинстве государств. Политический класс мыслит в глобальных категориях. Это выражается в осознании арабского мира как важнейшего фактора мировой политики, без которого невозможно решение энергетических проблем, борьба с терроризмом и урегулирование региональных конфликтов, а также в стремлении к солидарности арабских и исламских стран в действиях на международной арене. Что касается участия в наиболее влиятельных нерегиональных международных организациях, то только Саудовская Аравия входит в «двадцатку» ведущих государств мира. Тем не менее, арабские страны являются членами ЛАГ, Организации Исламского Сотрудничества, а также ОПЕК и Организации арабских стран-экспортеров нефти. Несмотря на то, что ни одна арабская страна не входит в НАТО, ряд государств (в первую очередь Египет, Марокко, Иордания, страны Персидского залива) поддерживают тесное многолетнее военно-политическое сотрудничество с США. Сирия по ряду причин длительное время имеет особые отношения с Ираном, претендующим на роль регионального центра силы. Арабские страны Северной Африки и Западной Азии являются активными партнерами стран Европейского Союза в рамках разработки проекта Средиземноморского союза.
Особенность арабского мира - отсутствие четко определенной страны-лидера, играющей роль полюса. На роль центров силы претендуют Саудовская Аравия и Египет. Однако и многие другие страны, в том числе и небольшие по населению, например, Катар и ОАЭ, время от времени выдвигаются на первый план при решении тех или иных проблем.
Военные ресурсы арабского мира не позволяют им противостоять в случае возникновения внешней угрозы не только ведущим внерегиональным державам (пример победы коалиции НАТО во главе с США над Ираком в течение нескольких недель в 2003 г.), но некоторым другим странам Ближнего и Среднего Востока (это подтверждают многочисленные поражения арабских армий в войнах с Израилем, быстрый захват президентом Ирака Саддамом Хусейном Кувейта в 1990 г., опасения арабских государств Персидского залива растущей мощи Ирана). При этом арабские страны характеризуются высоким уровнем военных расходов. Этим особенно отличаются государства, получающие сверхдоходы от продажи нефти. Саудовская Аравия, Кувейт, ОАЭ тратят на закупку вооружений в среднем около 10 % ВВП. Главным поставщиком вооружений выступают США. Они же являются гарантом безопасности своих союзников в арабском мире. С 1981 по 2006 гг. США оказали военные услуги и поставили вооружений в шесть арабских государств (Саудовскую Аравию, Кувейт, Бахрейн, Катар, ОАЭ и Оман) на общую сумму в 72 млрд. долл. По объему американских поставок на первом месте находится Саудовская Аравия, получившая оружие и военные услуги из США с 1981 по 2006 гг. в размере 57 млрд. долл.
Социальные ресурсы стран арабского мира характеризуются проблемами консолидации населения, а гражданское общество по причине его слабости почти не имеет влияния на внешнеполитический процесс. Его роль ограничивается эпизодической активизацией в ходе протестов против действий Запада, т.е. выражается в реакции на какие-либо негативные события. В арабском обществе существуют проблемы с выбором политической, экономической и ценностной системы. Западная модель развития многих не устраивает, и предлагается альтернативный, исламский путь развития, что выражается в популярности среди населения оппозиционных исламистских партий, выступающих с лозунгом «Ислам-это решение!»
Идеологические ресурсы отличаются отсутствием консолидации общества и политических элит вокруг какой-либо идеологии, как это имело место в 1950—1960-е гг. во времена массовой популярности в арабском мире идеологии арабского национализма. Попытка решить эту проблему приводит к разговорам об арабской и исламской специфике развития, неприемлемости слепого копирования западного либерально-демократического пути развития, необходимости учета национальной специфики при проведении модернизации.
Репутационные ресурсы арабских стран выражаются в том, что в мире их воспринимают как проблемный регион. Представления об Арабском Востоке связаны с многочисленными вооруженными конфликтами, терроризмом, религиозным экстремизмом, социально-экономической отсталостью, коррупцией, проблемами с демократией, несоблюдением гражданских свобод.
Научно-образовательный потенциал арабских государств значительно уступает не только Западу, но и многим развивающимся странам Азии. По данным ЮНЕСКО, в арабском мире насчитывается около 60 млн. безграмотных, что составляет примерно 20 % от общего населения арабских стран. 6,5 млн. детей школьного возраста лишены возможности получать начальное образование. Наиболее сложное положение в этой сфере складывается в Йемене, Судане и Мавритании. Что касается высшего образования, то в арабских странах наблюдается процесс «утечки мозгов». Свыше 70 тыс. выпускников арабских вузов ежегодно уезжают за границу в поисках работы. Очень остро эта проблема стоит в Египте, Ливане, Сирии и Иордании. Около 54% арабских студентов, уехавших за границу получать образование, предпочитают не возвращаться на родину. В результате «утечки мозгов» страны Арабского Востока ежегодно теряют 1,6 млрд. долл. Ситуация в научной сфере характеризуется почти полным отсутствием фундаментальных исследований. Наука страдает от недостаточного бюджетного финансирования, составляющего в среднем 0,2 % ВНП, слабой институциональной поддержки и неблагоприятных для научного развития социально-политических условий. Количество ученых не превышает 371 на миллион граждан, в то время как среднемировой уровень составляет 979 на один миллион.
Таким образом, внешнеполитические ресурсы арабских государств характеризуются их небольшой долей в мировой экономике, высоким значением их потенциала как экспортеров энергоносителей, отсутствием сильного государства-полюса в арабском мире и серьезной интеграции между арабскими странами в политической, экономической и военной сфере, что уменьшает возможность скоординированных действий этих стран. Арабские государства находятся в сильной зависимости от внерегиональных союзников, ив первую очередь от США, которые являются главными гарантами их безопасности.