Раздел 1. Формирование научных и общественно - политических взглядов Б. Н. Чичерина




Государственное автономное образовательное учреждение

Высшего образования города Москвы

"Московский городской педагогический университет"

Института гуманитарных наук и управления

Кафедра отечественной истории

 

ФИО

 

Развитие взглядов Б. Н. Чичерина на устройство Российского государства и общества

 

 

КУРСОВАЯ РАБОТА

Направление подготовки 44.03.01 Педагогическое образование

Профиль подготовки - История

 

Курс обучения - 2

Форма обучения - очная

 

 

Научный руководитель Смирнова Юлия Валерьевна

Кандидат исторических наук,

Доцент

 

 

Москва

Содержание

Содержание. 2

Введение. 3

Раздел 1. Формирование научных и общественно - политических взглядов Б. Н. Чичерина. 10

Раздел 2. Интеллектуальные поиски Б. Н. Чичерина по истории Российского государства. 17

Раздел 3. Б. Н. Чичерин об актуальных вопросах российской жизни второй половины XIX - начала ХХ века. 26

Заключение. 40

Список источников и литературы.. 43

 

 



Введение

Актуальность изучения творческого наследия Б. Н. Чичерина в последнее время привлекает внимание историков, философов, юристов. Он является одним из сильных и многогранных русских мыслителей второй половины XIX века. Главная задача, которую он стремился решить на протяжении своего долгого творческого пути, - выяснение особенностей и перспектив исторического развития русского общества и российской государственности. Перед его глазами прошли важнейшие события русской жизни второй половины XIX вв., причем во многих из них ему довелось принять активное участие. Чичерин был знаком, дружил и враждовал с виднейшими представителями различных направлений общественной мысли. Из-под его пера вышло немало ярких публицистических работ, привлекших в свое время всеобщее внимание. Влияние идей Бориса Николаевича на российское общество и при жизни, и после смерти было довольно значительным, при этом повышенный интерес к Б. Н. Чичерину и его теоретическому наследию неизменно возникал именно на переломных этапах российской истории: так было в эпоху реформ Александра II, так было в канун революции 1905 года, так было и после революционных событий 1917 года. Несомненно, что наследие Б.Н. Чичерина не утратило своей актуальности и в настоящее время.

Историография

Одним из первых дореволюционных исследователей, обратившихся к истории осмысления трудов Б. Н. Чичерина, стал М. О. Коялович, примыкавший к славянофильскому лагерю общественно - политического движения. Указанное обстоятельство оказало влияние на характер высказываемых исследователем оценок. Анализ взглядов на магистерскую диссертацию Б. Н. Чичерина "Областные учреждения в России в XVII в." был изложен в монографии "История русского самосознания по историческим памятникам и научным сочинениям", изданной в 1893 году. В ней была дана негативная оценка теории централизации русских земель.[1]

В 1897 г. была опубликована статья П. Б. Струве "Г. Чичерин и его обращение к прошлому", в которой внутри авторского текста был рассредоточен обширный историографический компонент.[2] Исследователь обратился к анализу трудов публицистов Н. В. Альбертини, Ч. Ветринского, И. С. Аксакова, в которых осмыслялись взгляды Б. Н. Чичерина. П. Б. Струве стремился раскрыть сущность концепции консервативного либерализма мыслителя и критически подошел к анализу всех изложенных суждений.

Советские историки В. А. Катаев, Н. Г. Сладкевич, Ш. М. Левин, исследовавшие русскую общественно - политическую мысль второй половины XIX - начала XX в. обращались к анализу дореволюционного периода и раскрывали историографический компонент внутри монографий.[3] Его незначительное по объёму содержание было представлено ленинскими оценками либерализма, суждениями Н. Л. Рубинштейна, Н. Барсукова, М. Антоновича в негативном ракурсе рассматривавших взгляды Чичерина.[4]

Первые диссертационные исследования, посвященные Б. Н. Чичерину, появились во второй половине 60 - х годов ХХ в.[5] Стоит отметить, что анализ историографии проблемы был осуществлён в основе, господствующей в советской исторической науке классовой, марксистско-ленинской методологии, что отразилось на оценочных суждениях.

В 1966 году Г. Б. Кизельштейн защитил кандидатскую диссертацию "Политические взгляды Б. Н. Чичерина в 1848 – 1867 гг.". Автор высказывал позитивные суждения об оценках чичеринских взглядов, высказанных В. И. Лениным, А. И. Герценом, Н. Г. Чернышевским, Н. Г. Покровским и подверг критике взгляды представителей зарубежной историографии - Д. Фишера, Г. Шмидта.[6]

Исследователь В. Д. Зорькин в кандидатской диссертации "Воззрения Б. Н. Чичерина на государство и право", защищенной в 1967 г. использует более широки круг историографических источников при анализе изученности проблемы. Он отметил значение трудов П. Б. Струве, И. В. Михайловского, Н. В. Альбертини для изучения взглядов Б. Н. Чичерина. По итогам диссертационного исследования в 1975 году Зорькин издал монографию "Из истории буржуазно - либеральной политической мысли России второй половины XIX - начала XX в."[7] В IX главе "Политический идеал и русская действительность" автор в противовес В. И. Астахова, Б. Бабицкого, В. Е. Иллерицкого, выдвинул тезис о том, что идеалом мыслителя была не абсолютное самодержавие, а конституционная монархия.[8]

Историк В. И. Дурновцев в учебном пособии "Проблемы истории России и стран Запада в освещении государственной школы" проанализировал широкую палитру оценочных суждений чичеринских воззрений, представленную дореволюционными авторами, относящимися к различным лагерям российской общественно - политической мысли - славянофилам (Ю. Ф. Самарин), западникам (В. Г. Белинский), представителем либерального (П. Н. Милюкова) и революционно - демократического движения (Н. Г. Чернышевского).[9]

Среди трудов поздней советской историографии следует отметить монографию А. Н. Ерыгина "История и диалектика", изданная в 1987 году.[10] Исследователь подверг критике утверждения М. Н. Покровского о том, что государственная школа была основана на двух концептуальных тезисах - о роли государства как движущей силы отечественной истории и о коренном противостоянии русской истории западно-европейской.[11] По мысли Ерыгина, принципиальные различия воззрений С. М. Соловьева, К. Д. Кавелина и Б. Н. Чичерина настолько велики, что ставить вопрос об отнесении их к единой государственной школе не представляется возможным, а можно лишь ставить вопрос об их принадлежности к одному историографическому направлению.[12]

Принципиальные изменения общественно - политических реалий в России в начале 90 - х годов XX в. и радикальная смена идейно - духовных парадигм привели к отказу от классовой методологии и рассмотрению проблемы через призму многофакторного подхода, что нашло отражение при исследовании историографии чичеринских взглядов.

Современные работы (начало 90 - х гг. XX в. - первое десятилетие XXI в.), посвященные Б. Н. Чичерину можно условно подразделить на две группы.

Первую составляют исследования историков Л. М. Искры, Н. В. Россель, Г. С. Криницкой.[13] Авторы подвергли комплексному анализу историко - государственную концепцию мыслителя. В 2006 году Криницкая защитила докторскую диссертацию "Историческая концепция Б. Н. Чичерина", во введении которой содержался наиболее полный и глубокий анализ истории изучения патерналистских взглядов Б. Н. Чичерина до настоящего времени. Подводя итоги, Г. С. Криницкая сделала вывод о её развитии воззрений мыслителя по "трем направлениям:

1. Изучение земско-либеральных проектов, преобразований и их результатов;

2. Государство и либерализм как реформаторское течение русского освободительно движения (историко-философские аспекты);

3. Общественная деятельность и научное творчество Б. Н. Чичерина".[14]

Вторая группа работ посвящена различным аспектам философских, социологических, юридических и политических воззрений мыслителя. Во введениях, претворяющих основное содержание исследований, анализируется историография проблемы.[15] Авторы стремятся выделить наиболее значимые труды по степени научного вклада исследователей, а не их политических пристрастий. Исследователи отмечают значение трудов П. Б. Струве, И. В. Михайловского, В. Д. Зорькина, В. А. Катаева, Л. М. Искры для раскрытия концептуальных воззрений мыслителя.[16]

Объектом данного исследованияявляется российская общественно-политическая мысль первой половины ХIХ – начала ХХ века.

Предмет – общественно-политические взгляды Б. Н. Чичерина.

Цель исследования - проследить эволюцию воззрений Б. Н. Чичерина на историю Российского государства и по наиболее злободневным вопросам общественного развития второй половины ХIХ – начала ХХ века.

Исходя из поставленной цели сформулированы следующие задачи:

1. Определить этапы формирования и особенности развития научных и общественно-политических взглядов Б.Н. Чичерина;

2. Выявить основные направления общественно-политических дискуссий по вопросам истории Российского государства и значение воззрений Б.Н. Чичерина в их формировании и развитии.

3. Раскрыть сущность и значение его взглядов в общественно - политической мысли середины XIX – начала ХХ века по наиболее дискуссионным и злободневным вопросам современности.

Хронологические рамки работы включают период с 1828 по 1904 гг., совпадающий с годами жизни Б. Н. Чичерина.

Источниковую базу работы составили документы и материалы, которые типологически можно классифицировать следующим образом: 1) документы личного происхождения - мемуары, дневники, переписки и т. п.; 2) научные труды и научно - публицистические труды Б. Н. Чичерина; 3) научные труды и публицистика известных русских ученых, политических и общественных деятелей XIX - начала XX вв.; 4) воспоминания современников Б. Н. Чичерина.

Важную роль в исследовании избранной нами темы сыграли воспоминания Б. Н. Чичерина, которые помогут взглянуть подробно о событиях жизни ученого.[17]

Источники второй группы - работы Б. Н. Чичерина - послужили главным основанием для понимания его исторической концепции.[18]

Третья группа источников, привлеченная в работе, представлена трудами русской интеллигенции - современников Б. Н. Чичерина, например, работа Н. А. Бердяева "Русская идея".[19]

Источники четвертой группы - воспоминания современников Б. Н. Чичерина, мемуары содержат портретную характеристику ученых, публицистов и политиков, в большей или меньшей мере повлиявших на выбор вектора общественного развития России в XX столетии.[20]

Методы, которые использовались в исследование:

1. Нарративный заключается в максимально точном описании фактов.

2. Ретроспективный позволяет отследить хронику, предшествующей интересующему событию, с целью выявления его причин.

3. Историко - сравнительный дает возможность проводить необходимые сравнения различных исторических концепций с целью выявления их общих черт, особенностей, самобытности и степени заимствования.

4. Хронологический метод позволяет расчленить более или менее широкую тему на ряд узких проблем, каждая их которых рассматривается в хронологическом порядке.

5. Периодизации направлен на выделение отдельных этапов в развитии исторической науки с целью обнаружения ведущих направлений научной мысли, выявления новых элементов ее структуры.


Раздел 1. Формирование научных и общественно - политических взглядов Б. Н. Чичерина

Борис Николаевич Чичерин родился на Тамбовщине в семье богатого помещика. Детство и отрочество протекали среди дворянского быта. Усадьба, расположенная "среди дивной красоты парка при слиянии двух рек - Вороны и Панды, окаймленных лесистыми высокими холмами с вековыми елями и соснами, представляла собою чудный оазис среди черноземной пустыни".[21] В усадьбе часто собирались гости - люди образованные, в частности, учившийся в Царскосельском лицее Тамбовский губернатор А. А. Корнилов, участник литературного кружка Н. М. Карамзина Н. И. Кривцов, братья Баратынские и многие другие. "Дом наш, - писал в мемуарах Б. Н. Чичерин, - был теплым приютом, где отдыхали сердцем, куда стекались и старые, и молодые"[22]. Атмосфера культурной дворянской среды способствовало раннему развитию высоких духовных устремлений Бориса Чичерина. Благодаря основательному домашнему обучению он с ранних лет освоил английский, латынь, немецкий, французский языки. Под руководством матери - Екатерины Борисовны, женщины с "живым и восприимчивым умом, интересующимся всем на свете, достойной и замечательной по своему образованию"[23], сыну была привита любовь к искусству. Разносторонние способности его проявились в самом раннем возрасте: в четыре года он выучился грамоте и умел читать. Первая и любимая книга - басни Крылова, очаровавшие мальчика "тонким юмором, художественной отделкой, глубоким проникновением в человеческую душу, наконец, чисто русским складом, которые делают их неоцененным сокровищем для воспитания в настоящем русском духе"[24]. Тогда же Борис пристрастился к рисованию и, "не сделавшись сам художником", впоследствии "стал любителем и собирателем гравюр и картин", что доставало ему "много приятных минут в жизни".[25] В юности он познакомился с произведениями Корнелия, Расина, Мольера; <...> прочел какую-то историю Соединенных Штатов; <...> историю Освобождения Греции; <...> собрание путешествий Кампе - чуть ли не все пятьдесят томиков этого сборника". Из русских классиков "кроме Крылова, нам с ранних лет давали сочинения Жуковского в стихах и прозе. <...> Затем мне дали Карамзина, <...> Устрялова, С. М. Соловьева; А. С. Пушкина, М. Ю. Лермонтова".[26]

Одаренность и разностороннее воспитание способствовали и раннему формированию политико - правовых взглядов Б. Н. Чичерина. Благодаря влиянию отца - Николая Васильевича Чичерина, сторонника буржуазных умеренно - либеральных взглядов, в кабинете которого висели портреты Вашингтона, Франклина, Боливара, Каннинга.[27] Н. В. Чичерин, как и большинство тогдашних русских дворян, состоял на военной службе. Выйдя в отставку в чине поручика, он поселился в Тамбовской губернии в своем родовом имении, женился на дочери местного помещика Екатерине Борисовне Хвощинской, занялся хозяйственными делами, и, будучи весьма одаренным в предпринимательском плане, уже в то время сумел поставить свое хозяйство на капиталистические рельсы. Посредством успешных торговых операций Чичерин - старший значительно увеличил состояние, полученное от родителей".[28] Историк К. Н. Бестужев - Рюмин, работавший домашним учителем в семье Чичериных в течение двух с половиной лет и, проживавший в имении Караул, писал: "Главную прелесть составил хозяин. Ум Николая Васильевича был один из редких широких умов, которому все доступно и который всегда избегает крайностей."[29]

В декабре 1844 года братья Борис и Василий Чичерины приехали поступать в Московский университет. В августе 1845 - го они стали студентами юридического факультета. Описывая университетскую атмосферу тех лет, Б. Н. Чичерин отмечал: "Стремление к знанию, одушевление мыслью носились в воздухе, <...> порядки, господствующие в университете, были таковы, что нам жилось в нем хорошо и привольно. Это действительно был alma mater".[30] Так же Б. Н. Чичерин вспоминал о первых днях, проведенных в университете: " В то время, когда я вступил в Московский университет, он находился в самой цветущей поре своего существования".[31] Славу Московского университета в это время составляла "молодая профессура" - известные для отечественной науки и мысли личности - Т. Н. Грановский, С. М. Соловьев, К. Д. Кавелин и многие другие. Впоследствии Б. Н. Чичерин вспоминал: "Первый курс был составлен отлично. Редкин читал юридическую энциклопедию, Кавелин - историю русского права, Грановский - всеобщую историю, Шевырев - словесность. Университетский священник Терновский читал богословие, которое в то время требовалось строго. Наконец, ко всему этому прибавлялся латинский язык, который преподавал лектор Фабрициус, хороший латинист, но не умевший заинтересовать студентов".[32] Многие из преподавателей прошли свое обучение в Германии. "Германская наука царила тогда над умами и давала им пищу, которая могла удовлетворить все потребности. В то время не было еще одностороннего господства реализма, который принижает мысль, закрывая перед нею всякие отдельные горизонты и заставляя ее превратно смотреть на высшие и лучшие стороны человеческого духа. Философское одушевление было в еще полном разгаре. В этой области господствовал гегелизм, увлекший и старых, и молодых". [33]

Из профессоров Б. Н. Чичерин особо выделял Т. Н. Грановского. По мнению Бориса Николаевича, Грановский был "идеалом профессора истории" и лучшие страницы "Воспоминаний" Чичерин посвятил ему. В них он утверждал: "Если Редкин мог дать толчок философскому мышлению, если у Кавелина можно было научиться основательному изучению истории русского права по памятникам старины, то широкое историческое понимание можно было получить только у Грановского. Все преподавание Грановского насквозь было пропитано гуманностью, оценкой в человеке всего человеческого, к какой бы партии он не принадлежал, в какую бы сторону ни смотрел".[34] По своим философским взглядам Грановский был гегельянцем, слушавшим лекции в Берлинском университете. Б. Н. Чичерин считал Т. Н. Грановского своим учителем, который привил ему любовь к философии. Как и учитель, он также стал гегельянцем. Еще в студенческие года Чичерин проштудировал основные труды Гегеля - "Историю философии", затем "Логику", "Феноменологию" и "Энциклопедию наук", а уже после этого приступил к изучению других философов. "Может быть, правильнее было поступить наоборот, - пишет он позднее, - начавши с древних мыслителей, с Платона и Аристотеля, которые гораздо доступнее неприготовленному уму. Но, прямо начавши с последнего и труднейшего, я сразу понял, к чему клонится все историческое развитие человеческого мышления, и могу усвоить себе вопросы во всей из современной ширине."[35]

Но университет выработал у Б. Н. Чичерина не только научное мировоззрение. Он пробудил у него интерес к политике. И опять не без влияния Т. Н. Грановского, интересующегося "политическими вопросами дня", созвучными "демократическими устремлениями". "Он, - пишет Чичерин, - был либерал в самом возвышенном и благородном смысле этого слова".[36] Французскую революцию 1848 г. он приветствовал как шаг на пути к свободе и равенству. Однако дальнейшее развитие революционных событий привело его к изменению политических симпатий. Позже он вспоминал: "Как двадцатилетний юноша, я, разумеется, сочувствовал крайнему направлению, а потому для меня громовым ударом были июньские дни, когда демократическая масса, в которую я верил, вдруг выступила без всякого повода и без всякого смысла, как разнузданная толпа, готовая ниспровергнуть те самые учреждения, которые были для неё созданы. Когда мятеж был укрощён и водворился Кавеньяк, я сделался умеренным республиканцем и думал, что республика может утвердить при этих условиях. Но выбор президента окончательно надорвал мою непосредственную веру в демократию. Я по-прежнему остался пылким приверженцем идей свободы и равенства. Я продолжал видеть в демократии цель, к которой стремится Европейские общества: на эту цель указывали и в ее предыдущие развитие истории, и самые беспристрастные Европейские публицисты. Но достижение этой цели представлялось мне уже в более или менее отдаленном будущем. Я перестал думать, что исторические начала могут осуществляться внезапными скачками, и пришёл к убеждению, что Европейская демократия должна прийти через многие испытания прежде, нежели достигнуть прочных учреждений. Впоследствии более зрелое размышление убедило меня, что будущее, представляемое демократией, может быть только переходном ступенью в развитии человечества"[37]. В этот же период у Б. Н. Чичерина произошло изменение взглядов на социализм, поскольку по итогам революции 1848 поколебали его веру в "великое значение социалистических идей для благосостояния низших классов и для осуществления братства на земле".[38] В конечном итоге Б. Н. Чичерин пришёл к выводу, "что социализм не что иное, как доведённый до нелепой крайности идеализм. В этом смысле он имеет историческое значение; практически же он всегда остаётся бредом горячих умов, не способных совладать с действительностью, а ещё чаще шарлатанством демагогов, которым нетрудно увлечь за собою невежественную массу, лаская её инстинкты, представляя ей всякие небылицы и возбуждая в ней ненависть к высшим классам".[39]

В университете Б. Н. Чичерин поступил "искреннем сыном православной церкви". Однако рутинное чтение университетского курса богословия профессором П. М. Терняковским привело к тому, что "я внутри себя к каждому вопросу относился критически, и скоро все моё религиозное здание разлетелось в прах; от моей младенческой веры не осталось ничего...к этому же вело, с другой стороны, и изучение философии, которому я вскоре предался. Передо мною открылось совершенно новое мировоззрение, в котором верховное начало бытия представлялось не в виде личного божества, извне управляющего созданным им миром, а в виде внутреннего бесконечного духа, присущего вселенной".[40] Поставленный перед выбором, какое мировоззрение принять, научное или религиозное, Чичерин "со свойственной юношам решимостью и уверенностью в собственных силах сбросил с себя все свои вынесенные из младенческих лет верования, как устарелый балласт, и смело вступил на путь чистого научного познания".[41]

В 1849. Чичерин в числе лучших студентов окончил университет со степенью кандидата прав. В своих "Воспоминаниях" он писал: "Университет дал мне все, что он мог дать: он расширил мои умственные горизонты, ввел меня в новые, дотоле неведомые области знания, внушил мне пламенную любовь к науке, научил меня серьезному к ней отношению, раскрыл мне даже нравственное значение для души человека. Я в университете впервые услышал живое слово, возбуждающее ум и глубоко западающее в сердце; я видел в нем людей, которые остались для меня образцами возвышенности ума и нравственной чистоты. Отныне я мог уже работать самостоятельно, занимаясь на свободе тем, к чему влекло меня внутреннее призвание. Я не воображал себе, что мое образование конечно, а, напротив, только и думал о том, чтобы его пополнить. Но весь запас сил, с которым я готовился вступить на этот новый путь я вынес из университета, а потому никогда не обращался и не обращусь к нему иначе, как с самым теплым и благородным воспоминанием".[42]

Таким образом, подводя итог первого раздела, можно сказать, что существенное влияние на мировоззрение Б. Н. Чичерина оказали и происхождение, и атмосфера дома, и воспитание родителей, и обучение в университете, и происходящие события в Европе 1848 – 1849 гг., которые помогли ему в дальнейшем понять и оценить развитие Российского государства и общества.




Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-10-12 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: