3. Дидактическое упражнение «Хлопни в ладоши, если услышишь слова со звуком г».
Словарный материал: гараж, командир, корзина, огонь, курица, гантели, квакать, горизонт, квакушка, грузовик, корзина, кабан, гамак.
4. Правописание сомнительных согласных в конце слова.
Словарный материал:
круг—... веник—... прыжок—...
враг—... пирог—... кулак—...
слог—... сапог—... творог—...
урок —... флаг —...
5. Дидактическая игра «Измени слово»:
а) колос — голос б) игра — икра
калина — Галина угол — укол
кости — гости густ — куст
кора — гора гол — кол
III. Физкультминутка.
Гриша шёл, шёл, шёл,
Белый гриб нашёл.
Раз — грибок, два — грибок,
Три — грибок, положил их в кузовок.
6. Дидактическая игра «Собери слово».
У детей на столах карточки, на которых «перепутали cлоги». Дети должны правильно прочитать слова.
Словарный материал: гуси, ком, книга, гости, гудок, гамак, губы, кабан.
7. Звукослоговой анализ слов (см. пункт 6).
8. Дидактическая игра «Составь предложение (по карточкам)».
IV. Чтение предложений.
У Кати сапоги. В саду гамак. У Кости гости.
V. Печатание предложений под диктовку (см. пункт IV).
VI. Подведение итога занятия.
Тема. Звук ш. (1-е занятие)
Цель
Закрепить навыки различения и четкого произношения звука ш в слогах, словах и фразах; учить образовывать существительные с уменьшительно-ласкательными суффиксами; учить согласовыванию прилагательных с существительными в косвенных падежах, изменению глаголов по лицам; работать над предложением; учить звукослоговому анализу слов; развивать фонематический слух, память, внимание, логическое мышление.
Ход занятия
I, Организационный момент.
Садится тот, кто назовет звуки в словах ваш, наш, душ, уши, шум, шина, наша, Маша, каша, Даша.
II. Знакомство с новым материалом.
Дети отвечают на вопрос педагога, с каким звуком они сегодня будут знакомиться.
Артикуляция звука.
Характеристика звука (согласный, всегда твердый, глухой).
Речевая зарядка.
Ша-ша-ша — наша Маша хороша.
Шу-шу-шу — шубу новую ношу.
Ши-ши-ши — Миша с Машей малыши.
Игровое дидактическое упражнение «Хлопни в ладоши, если услышишь»:
а)слог со звуком иг. са—шо—жу—ши—шу—ша—сы—ща — шу—чи — жи — ша и т.п.;
б) слово со звуком Ш кушетка, жаворонок, самовар, шелест, площадь, полушубок, часовщик, шуршать, мышеловка, сковорода, лягушка.
Развитие слухового внимания и памяти:
а) игровое упражнение «Выбери из ряда слов такие, в которых встречается звук ш». Словарный материал:
мышка весна ружьё
вещи лягушка машина
жёлуди шапка клещи
самовар кушетка жук
полушубок часовщик шина
щавель петушок жаба;
б) дидактическая игра «Запомни и повтори»:
мишка шишка кошка душ
шина подушка лягушка ловушка
мышь ковш шапка шутка
шашки мешок шкаф пушка
шишка машина шалаш кашка
Изменение глаголов по лицам.
Я иду, и ты... Я веду, и ты... Я пою, и ты... Я плыву, и ты...
Я несу, и ты... Я лечу, и ты... Я беру, и ты... Я бегу, и ты...
Образование существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами:
петух—... шуба—... шкаф—... вишня—... ухо—... каша —... муха—... башня—...
Согласование прилагательных с существительными в косвенных падежах.
Алёше подарили (кого?)... плюшевого мишку. Мы любуемся (кем?)... плюшевым мишкой.
Нам понравился (кто?)... плюшевый мишка. Мы завяжем бант (кому?)... плюшевому мишке.
У нас два (кого?)... плюшевых мишки. Я рассказывал (о ком?)... о плюшевом мишке.
III. Физкультминутка.
Звукослоговой анализ слов: мышка, мишка.
V. Игровое упражнение «Составь предложение». Два, Алёша, год. — Алёше два года.
Купить, мишка, Алёша. — Алёше купили мишку.
Алёша, у, машина. — У Алёши машина.
Алёша, мишка, катать, на, машина. — Алёша катает Мишку на машине.
VI. Подведение итога занятия.
Тема. Звук ш (2-е занятие)
Цель
Закрепить навыки различения и четкого произношения звука ш в слогах, словах и фразах; учить образовывать форму родительного падежа множественного числа имен существительных, согласованию прилагательных с существительными; упражнять в употреблении уменьшительно-ласкательных суффиксов; учить звукослоговому анализу слов; работать над предложением; заучивание чистоговорки; развивать фонематический слух, память, внимание, мышление.
Ход занятия
I. Организационный момент.
Садится тот, кто определит ударный звук в словах душ, наш, кошка, мышка, пушка, уши, шишки, шина, кашка и др.
II. Повторение пройденного.
1. Вопросы и задания детям:
Назовите звук, с которым вы знакомились на предыдущем занятии (ш).
Какая артикуляция у звука ш!
Дайте характеристику звука ш.
Назовите слова со звуком ш. Определите место звука в каждом слове.
2. Дидактическое упражнение. Педагог предлагает: «Я буду говорить слова, а вы повторяйте их за мной и называйте звук, который изменил слово»:
мишка мушка кашка пушка мышка мошка Пашка душка Машка кошка пышка Дашка
3. Образование формы родительного падежа множественного числа существительных:
шкафы —... вишни—... лягушки—... мешки—... шашки —... шахматы—... шубы —... шины —... катушки —...
4. Дидактическая игра «Какое слово я задумала?» (Согласование прилагательных с существительными.)
— Про что можно сказать большой, большая, большие:
кувшин машина подушка
шкаф шапка башмаки
мешок башня шишки
5. Упражнение на употребление уменьшительно-ласкательных суффиксов:
воля —... хлеб—... корова —...
зима—... мать—... солнце—...
тётя —... хозяйка—... штаны—...
Называние гласных звуков в словах каша, афиша, калоши, малыш, камыш, глупыш, квакушка, кашка, мышка, пушка, шишка, шуба, кошка.
Небылицы.
С другом мы играли в чашки, Вылезла из норки шишка,
Пили чай из белой шашки. На нее упала мышка.
Мы с сестрой посуду шили, Модница надула шубы,
И наряды куклам мыли. Не подходят ей все губы.
Горько плачет бедный шарик, Улетел воздушный Гарик.
III. Физкультминутка.
IV. Звукослоговой анализ слов: уши, шишка.
V. Составление предложений с заданными словами.
Шкаф, вешать, в, Миша, шуба. Кушетка, на, отдыхать, дедушка.
В, писать, Маша, школа, буква. Штанишки, Маша, Миша, шить.
VI. Заучивание чисто говорки.
Кукушка кукушонку Шьёт новый капюшон.
Надень, кукушонок, капюшон. Как в капюшоне ты смешон!
VII. Подведение итога занятия.
Тема. Буква ш
Цель
Познакомить с буквой; учить преобразованию слов, подбору слов к схемам; познакомить с правилом правописания ши; учить звукослоговому анализу слов, печатанию слов под диктовку, чтению предложений; развивать внимание, память, мышление.
Ход занятия
I. Организационный момент.
Садится тот, кто определит, сколько в слове слогов.
Словарный материал: душ, кошка, ландыш, катушка, шутка, шуба, камыш, каша, шар, шапка, уши, мыши, шахматы, Маша.
II. Знакомство с буквой ш.
Показ буквы.
Нахождение в кассе букв.
«Из скольких элементов состоит ш?»
Прорисовывание ш в воздухе.
Печатание буквы.
III. Дидактическая игра «Собери слово».
Словарный материал: пы—ши, ша—ка, ка—кош, на—ши, ши—у, ба — шу, ша — ма, ша — ка, ши—мы.
IV. Преобразование слов: кашка — кошка — мошка — мишка — мышка — мушка — мука.
V. Знакомство с правилом правописания ши.
VI. Подбор слов к схемам.
VII. Физкультминутка.
VIII. Печатание слов под диктовку:
Мишка мыши уши шипы машина
душ каша пушка шина шишки кошка
IX. Чтение предложений:
а) Вот Миша и Наташа. У Миши шашки.
У Наташи кошка.
б) У Яши машина. Яша возит мишку.
X. Подведение итога занятия.
Тема. Дифференциация звуков с — ш
Цель
Формировать умение различать звуки с — ш в слогах словах и фразах; учить согласованию прилагательных с существительными; закрепить навыки словообразования существительных, обозначающих лиц по их занятиям; учить образованию существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами; упражнять в пересказывании небольшого текста; развивать фонематический слух, память, внимание, мышление.
Ход занятия
I. Организационный момент.
Садится тот, кто назовет слова со звуками сии. П. Педагог спрашивает: «О каких, по-вашему, звуках мы сегодня будем говорить?»
Артикуляция звуков.
Характеристика звуков.
Речевая зарядка:
са—ша — са шо—со — то ус—уш—ус аш — ос—уш
Ша-ша-ша — мама моет малыша.
Шу-шу-шу — я письмо тебе пишу.
Са-са-са — в лесу бегает лиса.
Со-со-со — у Вовы колесо.
Дидактическая игра «Измени слово». Словарный материал:
сутки — шутки миска — мишка
каска — кашка басня — башня
касса — каша маска — Машка
Марс — марш
Подбор предметов к признакам. Дидактическая игра «Про что можно сказать?»:
пушистый -ая -ое -ые
смешной -ая -ое -ые
душистый -ая -ое -ые
Словообразование существительных, обозначающих лиц по их занятиям.
Играет в шахматы — шахматист. Играет в футбол — футболист. Играет в волейбол —... Играет на пианино—...
Играет в баскетбол—... Играет в хоккей —...
Играет на баяне—... Играет на гитаре —...
Работает на машине—... Поднимает штангу—...
Образование существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами:
воробей — воробышек хозяйка — хозяюшка крыло — крылышко трава — травушка горло — горлышко перо — перышко зима — зимушка тётя — тётушка горе — горюшко
Подбор слов к схемам.
Дидактическая игра «Отгадай слово». Словарный материал:
...апка...ипы ква... насо......анки...ина...уба шала.....утки...ова...ода...умка
Физкультминутка.
II. Пересказ рассказа «Пушок и Машка».
У Саши собака Пушок. У Даши — кошка Машка. Пушок любит кости, а Машка— мышек. Пушок спит у Сашиных ног, а Машка — на кушетке. Даша сама шьёт для Машки подушку. Машка будет спать на подушке.
Вопросы:
Кто у Саши?
Кто у Даши?
Что любит Пушок?
Что любит Машка?
Где спит Пушок?
А где спит Машка?
Что шьёт Даша для Машки?
На чём будет спать Машка? Чтение с установкой на запоминание.
III. Подведение итога занятия.
Тема. Звук л
Цель
Закрепить навык четкого произношения звука л в слогах, словах, фразах; учить определять позицию звука в словах; делить слова на слоги, образовывать форму множественного числа родительного падежа имен существительных; образовывать форму прошедшего времени глаголом образовывать притяжательные прилагательные; учить согласованию прилагательных с существительными, звуко-слоговому анализу слов; формировать умение пересказывав текст; развивать фонематический слух, внимание, памяти мышление.
Ход занятия
I. Организационный момент.
Садится тот, кто скажет, какую картинку задумал педагог (моя, моё, мой, мои).
II. Логопед загадывает загадку:
А на этой грядке горькие загадки.
Его одёжки все без застёжки,
Кто его раздевает, Тот слёзы проливает. (Лук)
Вопрос: «Какой первый звук в отгадке?»
Спрашивает: «Как вы думаете, о каком звуке мы сегодня будем говорить?»
(О звуке л).
Артикуляция звука (язык широкий, кончик языка упирается в мягкие подушечки, рот приоткрыт).
Характеристика звука.
Воспроизведение слоговых рядов:
ла — ло — лу—лы ал — ол—ул — ыл
лы—лу—ло—ла ыл—ул—ол—ал
осла — скло — склу—склы спла—спло—сплу — сплы
Ло-ло-ло — на улице тепло.
Лу-лу-лу — стол стоит в углу.
Ул-ул-ул — у нас сломался стул.
Определение позиции звука в словах.
а) На 1-ю полоску дети отбирают картинки со звуком л в начале слова.
На 2-ю полоску дети отбирают картинки со звуком л в середине слова.
На 3-ю полоску дети отбирают картинки со звуком л в конце слова.
б) Дети выполняют задание.
Назвать слова с одним слогом, с двумя слогами, с тремя слогами.
Дидактическая игра «Угадай слово». Словарный материал:
за......ana пена... вокза...
...ук сту... забы... засну...
пе... сто... щего... забы...
Образование формы множественного числа родительного падежа имен существительных:
клумба—... весло—... вилка —... платье —... иголка—... кукла—...
слон—... яблоко—... лошадь—...лодка—... флаг—... одеяло—...
Образование форм прошедшего времени глаголов:
плачет — плакал скачет — скакал складывает — сложил машет — махал пашет — пахал кладёт — положил
лепит — слепил метёт — мёл
Согласование прилагательных с существительными. Про что можно сказать: голубая, -ое, -ой, -ые; белая, -ое, -ый, -ые?
Звукослоговой анализ слов: волк, галка.
III. Физкультминутка.
Пересказ рассказа Л. Толстого «Умная галка». Хотела галка пить. В саду на столе стоял кувшин с водой.
В кувшине воды было мало, и галка не могла достать воду. Она стала кидать в кувшин камешки. Много накидала. Вода в кувшине поднялась, и галка стала пить.
Вопросы по тексту: что хотела галка? Что стояло в саду на столе? Сколько в кувшине было воды? Что придумала галка? Что произошло с водой? Что сделала галка?
Пересказ.
IV. Подведение итога занятия.
Тема. Звуки л, л'. Буква л
Цель
Закрепить навыки различения и четкого произношения звуков л, л' в слогах, словах, фразах; учить образованию притяжательных прилагательных, подбору родственных слов и слов-признаков к предмету; работать над предлогами; упражнять в пересказывании текста; учить звукослоговому анализу слов, преобразованию слов; познакомить с буквой л; формировать умения печатать слова и предложения, читать слова и предложения; развивать фонематический слух, внимание, память, мышление.
Ход занятия
I. Организационный момент.
Садится тот, кто правильно ответит на следующие вопросы: чей хвост? (Лисий, волчий, беличий, лошадиный.) Чей мех? Чьи лапы? Чьё ухо?
II. Педагог спрашивает, догадались ли дети, о каких звуках сегодня пойдет речь (о звуках л, л').
Артикуляция звуков.
Характеристика звуков.
Речевая зарядка.
Ло-ло-ло — на улице тепло.
Лу-лу-лу — стул стоит в углу.
Ул-ул-ул —у нас сломался стул.
Оль-оль-оль —мы купили соль.
Дидактическая игра «Светофор».
Словарный материал: лук, лебедь, лото, лыжи, лестница, лиственница, ложка, уголь, листья, лапа, пила, липа, линейка, листопад.
метать — летать пень — лень печенье — леченье песок — лесок бить — лить
Дидактическая игра «Измени слово». Словарный материал:
вес — лес пекарь — лекарь репка — лепка
вещь — лещ рейка — лейка печь — лечь
Подбор слов-признаков к предметам.
Белка (какая?) — ловкая, весёлая, добрая, проворная, пушистая, маленькая, серая, умная, рыжая.
Волк (какой?) — злой, серый, грубый, сильный, большой, глупый, хищный, сердитый, зубастый.
Лиса (какая?) — рыжая, хитрая, пушистая, ловкая, быстрая, смелая.
Подбор родственных слов.
Лес — лесной, лесник, лесок, лесовой, лесничество, перелесок, лесничий.
Дидактическая игра «Продолжи предложения» (проводится по картинкам).
Мальчик встал... (со стула). Алёша поднимает иголку... (с пола).
Павел выпал... (из комнаты). Книга упала... (с полки).
Мила взяла пенал... (со стола). Лист упал... (слипы).
Пересказ рассказа «Лиса и лисята».
Люся пасла гусей и гусят на поляне около леса. Из леса выскочила лиса. Она увидела гусей и гусят. Лиса спряталась за кустами. Гуси и гусята наелись и легли на поляне спать. Они не видели лису. Лиса подкралась и схватила одного гусёнка. Лиса унесла гусёнка своим голодным лисятам. Лисята наелись. Они стали веселы и довольны. Педагог задает детям вопросы по рассказу. Повторно читает рассказ, дав предварительно установку на запоминание.
Пересказ.
III. Физкультминутка.
Буквой л расставим ноги,
Словно в пляске, — руки в боки.
Наклонились влево, вправо,
Влево, вправо.
Получается на славу.
Влево, вправо, влево, вправо.
IV. Показ буквы л.
Нахождение л в кассе букв.
Выкладывание буквы из палочек.
Прописывание в воздухе.
Дописывание недостающего элемента.
Печатание буквы в тетрадях.
V. Подбор слов к схемам.
VI. Преобразование слов: полка — палка — галка — балка —булка.
VII. Печатание слов: лук, лото, лиса, липа, лампа, лодка, ластик.
VIII. Чтение и печатание предложений.
Тут поляна. У Лиды ластик. Около липы лисята.
IX. Подведение итога занятия.
Тема. Буква е
Цель
Познакомить с буквой е; закрепить навык преобразования слов; учить чтению слоговой таблицы, чтению и печатанию слов, предложений; развивать внимание.
Ход занятия
I. Организационный момент. Садится тот, кто прочтет слоги:
та—тя ка—кя ты — ти кы—ки ма—мя па—пя мы—ми пы—пи и т.д.
II. Знакомство с буквой е.
Показ буквы.
Нахождение в кассе букв.
«Из скольких элементов состоит буква е?»
Выкладывание из палочек.
Прописывание в воздухе.
Печатание буквы.
III. Чтение слоговой таблицы с буквой е (прямые и обратные слоги). Педагог уточняет, какую букву пишут после мягкого согласного.
IV. Дидактическая игра «Найди свое место».
Два круга — синий и зеленый. У детей в руках карточки с гласными буквами. Дети называют слог, характеризуют согласный звук и занимают соответствующий круг.
V. Преобразование слов (работа с кассами букв):
лото — лето сало — село пол — пел сани — сени луна — Лена беда — еда
VI. Выкладывание слов на наборном полотне: сел, ели, село, пел, мел, дети, кепка, ветка.
VII. Чтение и печатание предложений.
Я ем суп. Зоя моет окно. Гена катает Лену. Мама купает Саню. Веня копает яму.
VIII. Подведение итога занятия.
Тема. Звук ж
Цель
Закрепить навык произношения звука ж в слогах, словах, фразах; упражнять в употреблении названий животных и их детенышей в единственном и множественном числе; формировать представления о спряжении глаголов в настоящем времени, в употреблении приставочных глаголов; упражнять в пересказывании текста; развивать фонематический слух, память, внимание, мышление.
Ход занятия
I. Организационный момент.
Дети вместе с педагогом произносят четверостишие.
Я жук, я жук.
Я тут живу.
И день и ночь
Жужжу, жужжу.
II. Педагог спрашивает, какой звук чаще других встречается во всех словах (звук ж).
Артикуляция звука (язык в форме чашечки за верхними зубами, струя воздуха направлена на кончик языка, губы округлены).
Характеристика звука (согласный, звонкий, твердый).
Проговаривание слоговых рядов:
а) жа — жо — жу — жи джа—джо — джу — джи ажн — ожн — ужи — ижн жна — жно — жну — жны жба—жбо—жбу—жбы жма—жмо—жму—жмы;
б) Жа-жа-жа-жа — эта чашка для ежа. Жу-жу-жу-жу — молоко дадим ужу
Игровое упражнение. Педагог называет слова. Дети поднимают светофор, если услышат слово со звуком ж.
Словарный материал: занавеска, жаворонок, штукатур, этажерка, незабудка, оранжерея, животные, путешествие, стрекоза, пирожное, частушки, снежинки.
Дидактическая игра «Угадай слово»:
баба — жаба пакет — жакет ракетка — жакетка печь — жечь билет — жилет болеть — жалеть гора — жара пучок — жучок идёт — ждёт мало — жало бетон — жетон лук — жук
Дидактическая игра «У кого кто?».
У лошади — жеребёнок — жеребята. У ежа — ежонок — ежата.
У моржа — моржонок — моржата. У ужа — ужонок — ужата.
Дидактическая игра «Друзья».
Я вяжу стригу бегу
Ты вяжешь стрижёшь бежишь
Он (она)
Мы
Вы
Они
Употребление приставочных глаголов.
Жеребёнок (бежит) рядом с телегой. Он (побежал) к речке. Женя (подбежал) к жеребёнку. Жеребёнок (перебежал) через дорогу. Жеребёнок (убежал) в лес. Он (подбежал) к стогу сена. (Забежал) за стог. Жеребёнок (обежал) вокруг стога. Жеребёнок (сбежал) с горки. Жеребёнок (вбежал) в сарай.
III. Физкультминутка.
Я нашла себе жука
На большой ромашке.
Не хочу держать в руках —
Пусть лежит в кармашке.
Ой, упал, упал мой жук,
Нос испачкал пылью.
Улетел зеленый жук,
Улетел на крыльях.
IV. Пересказ рассказа «Рыжик».
Вопросы к тексту: кто был у Рыжихи? Как звали жеребёнка, почему именно так? Каким был Рыжик? Кто жалел Рыжика? Куда водил Женя Рыжика? Что любил делать Рыжик? Каким Рыжик стал?
V. Подведение итога занятия.
Тема. Звук ж. Буква ж
Цель
Закрепить навык произношения звука ж в слогах, словах, фразах; учить образованию форм единственного и множественного числа существительных, подбору родственных слов; знакомить со словами, обозначающими предметы, действия, признаки; учить подбирать слова к схемам, образовывать действительные причастия в настоящем времени; образовывать сложные слова, составлять сюжетный рассказ по серии картинок; познакомить с правилом правописания жи, ши; развивать фонематический слух, внимание, память, мышление.
Ход занятия
I. Организационный момент.
Садится тот, кто назовет слова со звуком ж.
II. Педагог спрашивает, о каком звуке пойдет речь сегодня (о звуке ж).
Артикуляция звука.
Характеристика звука.
Речевая зарядка. Словарный материал:
Жу-жу-жу-жу — молока дадим ежу. Жа-жа-жа-жа — есть иголки у ежа. Жи-жи-жи-жи — здесь живут ежи. Же-же-же-же — дождь прошёл уже. Жо-жо-жо-жо — лужок, снежок, творожок.
Образование форм единственного и множественного числа существительных:
пирожок лужа живот
пижама джем дождь
флажок этаж нож
ежевика жаба уж
жёлудь
Подбор родственных слов.
Уж — ужи, ужонок, ужиха, ужата, ужиный. Ёж —. ёжик, ежиха, ежиный, ежонок.
Подбор слов к схемам.
Знакомство со словами, обозначающими предметы, действия, признаки (знакомство со схемами слов).
Образование действительных причастий настоящего времени. Дидактическая игра «Эхо».
Жужжать — жужжащий (жук). Визжать — визжащая (пила). Лежать— лежащий (уж). Жить — живущие (ежи). Ждать— ждущие (дети).
Образование сложных слов.
Если в доме один этаж, то дом какой? (Одноэтажный)
и т. д.
Составление сюжетного рассказа по серии картинок «Ёж».
III. Физкультминутка.
IV. Знакомство с буквой.
1. Показ буквы.
2. Нахождение в кассе, букв.
3. «Из скольких элементов состоит буква?»
4. Выкладывание буквы их палочек.
5. Прорисовывание в воздухе.
6. Печатание буквы.
Знакомство с правописанием жи, ши.
Дидактическая игра «Рассыпалось слово». Словарный материал:
ж, а, э, т — этаж н, у, и, ж — ужин
ж, б, а, а — жаба ж, о, а, к— кожа
у, к, ж — жук о, ж, н, и — ножи
VII. Печатание слов:
ежи, ужи, жаба, этажи, жук, ужин, кожа, ножи.
VIII. Подведение итога занятия.
Тема. Дифференциация звуков з — ж
Цель
Закрепить навык различения звуков з — ж в слогах, словах и фразах; продолжать знакомить со словами, обозначающими предметы, действия, признаки; учить составлению предложения по опорным схемам; работать над ударением; учить составлять сюжетный рассказ по опорным картинкам; развивать фонематический слух, внимание, память, мышление.
Ход занятия
I. Организационный момент.
Садится тот, кто четко повторит за педагогом слова:
жизнь, железо, желтизна
залежи, зажать, забежать
задолжать, заслужить, задержать
заржать, заряжать, закружить
II. Педагог спрашивает, о каких звуках сегодня пойдет речь.
Артикуляция звуков.
Характеристика звуков.
Установление сходства и различия между звуками.
Речевая зарядка:
а) жа—за — жо—зо зы—жи—зу—жу жба—зда—жба ажна — азна аж—аз—ож—оз ыз—иж—уз—уж здо—ждо—здо озда—ожда;
б) дети распределяются на две команды.' 1-я команда поднимает флажок на звук ж, 2-я команда поднимает флажок на звук з.
Игровое упражнение «Запомни и повтори»:
зайка — жаба — замок — жук зонт—пижама—заноза—ножи жук—гвоздик — дождик—таз ваза — ежевика — музыка — ужи лужок—зубы — флажок—возок язык — пожар — закат—прыжок
Дидактическая игра «Измени слово»:
залей — жалей называть — наживать
зевать — жевать разок — рожок коза — кожа зал — жал
Дидактическая игра «Придумай слова. Назови ударный звук».
Педагог выставляет карточки со слогами за, жа, зы, жи.
Дети придумывают слова и называют ударный звук:
за — ваза, замок, завод, забор, коза, заноза, заболеть
жа — жало, жара, лёжа, кожа, жаба, пижама, ежата, жаба
зы — розы, тазы, грозы, языки, музыка, козы, берёзы, морозы, пузырёк
жи — лежи, ужи, ежb, ножи, лыжи, покажи, живот, жила, жираф
Придумывание детьми к схемам слов, обозначающих предметы, действия, признаки и включающих звуки Ж— 3.
III. Физ.минутка
Составление детьми предложений по опорным схемам (3 варианта): Составление сюжетного рассказа по следующим картинкам: подберёзовик, гнездо, жаворонок, лес, берёза, жуки, мальчик, девочка, зонт.
IV. Подведение итога занятия.
Тема. Дифференциация звуков ж— ш
Закрепить навык различения звуков ж — ш в слогах, словах, фразах; учить определять позицию звуков в словах, образовывать притяжательные прилагательные, продолжать знакомить с правописанием сомнительных согласных; учить подбору к схемам слов, обозначающих предметы, действия, признаки; работать с интонацией; развивать навыки пересказа, закрепить представления о правиле написания жи — ши учить преобразовывать слова, печатать предложения; развивать фонематический слух, внимание, память, мышление.
Ход занятия
I. Организационный момент.
Садится тот, кто назовет слова со звуками ж, ш и определит позицию звука в слове.
II. Педагог задает вопрос, о каких звуках сегодня пойдет речь.
Артикуляция звуков.
Характеристика звуков. Установление сходства между ними.
Развитие фонематического слуха.
а) игра «Светофор». Дети поднимают светофор, если услышат слог со звуком ш. Педагог называет слоги: жа—ша—шло—ужл—ижл—ошл—же — шу—шо и т.д.;
б) игра «Колокольчик». Дети поднимают колокольчик, если услышат в словах, которые называет педагог, звук ж.
Дети выполняют задание: назвать картинки со звуками ш, ж и определить ударный звук.
Дидактическая игра «Измени звук». Словарный материал:
шитьё— житьё жалить —...
наживка —... тужить —...
шило—... мажет—...
скажу—... шить—...
Луша —... уши —...
шар —...
Образование притяжательных прилагательных. Дети должны ответить на вопросы: чей хвост? (Лошади, медведя.) Чьи лапы? Чьи ноги? Чьё ухо? Чья морда? И т. д.
Правописание сомнительных согласных в словах, например: гараж, пляж, морж:, нож, уж, ёж.
Подбор к схемам слов, обозначающих предметы, действия и признаки предметов и включающих звуки ш, ж, например:
а) машина, жук, шишка, жёлуди, гараж:, шипы, шина;
б) шумит, жужжит, бежит, дышат, жалеть, мешать, слушать, шить, жить, шуршать;
в) жёлтый, пушистый, шелковистый, оранжевый, желанный, смешной, шустрый.
9. Составление предложений по схемам. Работа над интонацией.
Пересказ рассказа «Живой уголок».
Физкультминутка.
На лужайке, на ромашке
Жук сидел в цветной рубашке.
Жу-жу-жу, жу-жу-жу
Я с ромашками дружу,
Тихо по ветру качаюсь,
Низко, низко наклоняюсь.
Закрепление правописания жи, ши. На столах у детей карточки с пропущенной гласной буквой и. Дети вставляют пропущенную букву.
Словарный материал:
маш...на, ш...на, нож..., уж...н, уж..., уш..., мыш..., ош...бка, еж..., луж..., ш...ло.
Преобразование слов: уши— ужи — лужи — лужа.
Печатание предложений.
Женя моет уши. Маша вяжет жакет. Мыши живут в саду. У ежихи ежата. Кошка бежит с котятами.
III. Подведение итога занятия.
Тема. Звук р
Цель
Закрепить навык произношения звука р в слогах, словах, фразах; учить определять слог по счету; согласовывать числительные с существительными, проводить звукосло-говой анализ слов; работать над предложением, формировать навыки пересказа; развивать фонематический слух, внимание, память, мышление.
Ход занятия
I. Организационный момент.
Садится тот, кто назовет слова, состоящие из одного, двух, трех слогов и обозначающие названия животных.
II. Отгадывание звука по описанию.
Язык находится за верхними зубами, воздушная струя направлена на кончик языка, при этом он дрожит.
Как вы думаете, о каком звуке мы сегодня будем говорить? (О звуке р.)
Характеристика звука.
Речевая зарядка:
тра—тро—тру—тры пра—про—пру — пры стра—стро—стру — стры
Ра-ра-ра — рама, рак, гора, нора.
Ро-ро-ро — роза, роща, рот, перо.
Ру-ру-ру — руки, ружья, кенгуру.
Ры-ры-ры — рыба, рынок, рыжик, рысь.
На столах у детей картинки. Ребенок должен назвать картинку и сказать, который по счету слог со звуком р.
Согласование числительных с существительными. Дидактическая игра «Много».
Игровое упражнение «Составь слово».
Педагог называет 1-й слог, а дети к этому слогу добавляют слово точка.
Словарный материал:
кар(точка) чёр(точка) трос(точка) коф(точка) кур(точка) фор(точка)
Дидактическое упражнение «Вставь в слово после первого звука звук р».
Словарный материал:
ковать — кровать кошка — крошка топка — тропка каска — краска тушу — трушу пост — прост
дама — драма тут — труд
Звукослоговой анализ слов (работа со схемами):
рыба рыбак прутик
Дидактическая игра «Придумай предложение». Педагог выставляет на доске схему, а дети, используя каждый свою картинку, составляют предложение.
III. Физкультминутка.
На болоте две лягушки, две зелёные подружки
Утром рано умывались, полотенцем растирались.
Ножками топали, ручками хлопали.
Вправо, влево наклонялись и обратно возвращались.
Вот здоровья в чём секрет.
Всем друзья — физкульт привет!
IV. Пересказ рассказа «Утро».
V. Подведение итога занятия.
Тема. Дифференциация звуков р — р'
Цель
Закрепить навык различения звуков р — р' в слогах, словах, фразах; учить образованию относительных прилагательных, подбору родственных слов, подбору слов к схемам; работать над предложением; формировать навыки пересказа; развивать фонематический слух, внимание, память.
Ход занятия
I. Организационный момент.
Садится тот, кто назовет имя мальчика или девочки, в котором встречается звук р или р’.
II. Педагог спрашивает, догадались ли дети, о каких звуках сегодня пойдет речь (о звуках р, р').
1. Артикуляция звуков.
2. Характеристика звуков.
3. Речевая зарядка:
ра—ро—ру—ры ря—ре—рю—ри ар — ор—ур — up арь—орь—урь—ирь
Ра-ра-ра — начинается игра.
Ро-ро-ро — у нас новое ведро.
Ры-ры-ры — у мальчика шары.
Ре-ре-ре — стоит домик на горе.
Ри-ри-ри — на ветках снегири.
Арь-арь-арь — на стене висит фонарь.
4. Развитие фонематического слуха. Педагог называет слова. Дети хлопают в ладоши, если слышали слово, в котором есть звук р'.
Словарный материал: треугольник, троллейбус, прямоугольник, трамвай, аквариум, конструктор, инструмент, электричка, приёмник, ракета, ребята, матросы, брюки.
5. Дидактическая игра «Измени слово». Словарный материал:
метка — мерка кепка — репка ночка — норка лепка — репка
голод — город Лёва — рёва маска — марка Федька — редька
банан — баран лейка — рейка гонка — горка печка — речка
6. Образование относительных прилагательных. Словарный материал:
трикотаж — костюм какой? — трикотажный черешня — сироп какой? — черешневый берёза — сок какой? — берёзовый шерсть — свитер какой? — шерстяной арбуз — корка какая? — арбузная перец — пластырь какой? — перцовый драп — пальто какое? — драповое гриб— суп какой?— грибной
7. Игровое упражнение «Придумай слова, используя слоги ра, ру, ри, ря». Например:
ра — ракета, рама, работа, барабан, пирамида, парашют, фара.
РУ - ручей, рука, рукав, румяна, рубашка/кенгуру
ри — курица, рисунок, коридор, фонарик, перина, сухари, пузыри
ря — моря, заря, коряга, порядок, рябина, буря
8. Подбор родственных слов.
Спорт — спортсмен, спортсменка, спортивный, спортзал, спортплощадка, спорттовары, спортлото.
9. Подбор к схемам слов со звуками р, р '.
III. Физкультминутка.
IV. Составление предложений с заданными словами, например:
рыба, море, в, плавать; шар, подарить, красивый, Рита; пирог, бабушка, приготовить, ароматный; ворона, прыгать, по, чёрная, дорога; зоопарк, полосатая, ребята, в, зебра, видеть; груша, на, персик, расти, гранат, дерево; ранняя, распустилась, весна, черёмуха, белая; огурец, на, горький, грядка, вырос; красногрудые, деревня, прилетать, в, снегири.
V. Составление схем к предложениям (к 2—3 предложениям).
VI. Пересказ рассказа «Кормушка для птиц».
VII. Подведение итога занятия.
Тема. Буква р
Цель
Познакомить с буквой; учить преобразовывать слова, определять ударный звук, отгадывать ребус, кроссворд, составлять слова по первому звуку, печатать слова, предложения; развивать внимание, память, логическое мышле