ас—ас—ац ац—ац—ас ус—ус—уц




ца—ца—са уц—уц—ус со — со—цо

4. Игровое упражнение.

Педагог называет слова. Дети хлопают в ладоши один раз, если услышат в слове звук ц, и хлопают два раза, если услышат звук с.

Словарный материал: граница, сабля, седло, куница, стена, цена, сила, сосна, цапля, цирк, самовар, колесо, ножницы, пятница, рукавица, соболь, снегирь,

5. Педагог предлагает детям сказать, в названиях каких дней недели встречаются звуки с, с', ц (среда, пятница, суббота, воскресенье).

6. Игровое упражнение «Доскажи словечко».

На шесте дворец,

Во дворце певец.

А зовут его... (скворец).

Зимой на ветках яблоки!

Скорей же собери.

И вдруг — вспорхнули яблоки,

Ведь это... (снегири).

Не спеша огонь тут ходит,

Землю он кругом обходит.

Светит весело в оконце.

Ну, конечно, это... (солнце).

7. Дидактическая игра «Что кому».

Логопед выставляет картинки, в названиях которых есть звуки цс: огурец, яйцо, ножницы, цветы, цифры, блюдце, циркуль, кисточка, краски. Далее педагог произносит начало фразы, а дети ее заканчивают.

Портнихе для работы нужны —....

Повару—....

Математику —....

Продавцу —....

Художнику —....

8. Подбор родственных слов.

Цвет — цветы цветник самоцветы. цветной, разноцветный и т.д.

Свет — светло, светить, просвет светлый, светлячок

9. Звукослоговой анализ слов:

сестрица сахарница

10. Составление предложений по опорным словам овца, синица, курица, яйцо. Птенцы пылесос, сети, сапки

11. Пересказ рассказа «На границе»

III Физкультминутка.

IV. Дидактическая игра «Вставь пропущенную букву» (работа с карточками).

Словарный материал:

..пи...а,..ини...а ли..и...а,..е...три...а. ле...тни...а гу..ени...а,...ахарни...а. пи...ъме...о. пе.....ы...квор...ы ре...олн...е, ме...я.......вине...

2. Печатание предложений.

У лисицы лисята. Отец написал письмецо. У Симы платье из ситца. На акации сидела синица. Скворец принёс гусеницу

3 Дидактическое упражнение «Из букв слова лиственница составьте новые слова» (лес, сила, лист, цена, стена. Лена. вес. слива вина ивет. наст, нести, вела).

V. Подведение итога занятия.

Тема.Звук щ. Буква щ

Цель

Закрепить навык произношения звука ш в слогах, словах и фразах: закрепить навыки образования существительных, обозначающих профессии; работать над предложением; познакомить с правилом правописания ща, щу; учить звукослоговому aнaлизу слов, печатанию слов; разучить с детьми стихотворение развивать фонематический слух, память, внимание, мышление

Ход занятия

I. Организационный момент.

Садится тот, кто назовет слова со звуком щ.

II. Логопед спрашивает детей: «Как вы думаете, о каком звуке мы сегодня будем говорить?» (О звуке щ).

1. Артикуляция звука щ.

2 Характеристика звука щ (согласный, глухой всегда мягкий).

3- Речевая зарядка с выделением, ударного слога:

ща—щи—щу—ще ащ—ощ—ущ—ищ щи—ща—ще—щу ощ—ущ—ищ—ащ щущещащи ящещющищ

Ща-ща-ща — мы несем домой леща.

Щи-щи-щимы сварили щи.

Ащ-ащ-ащу Ирины синий плащ.

4. Дидактическая игра «Светофор».

Словарный материал: шёлк, щекотать, шептать, щелкунчик, честный, щука, щипцы, шоколад, щипать, шапка, роща, щека, чеснок, щегол, шепот, щавель, ящерица.

5. Дидактическая игра «Угадай слово»:

а) заменить в слове первый звук на звук щ.

рекащека мельщель кепкащепка

мукащука кит — щит венокщенок

тучкащучка тетка — щётка;

б) заменить в слове последний слог на слог щи:

летилещи пилипищи

платиплащи векивещи

розы — рощи чаши — чащи

6. Игровое упражнение «Подбери слово по смыслу».

Я колол дрова, и... кепка

Отлетела от бревна.

Я надел скорее... щепку —

Целее будет голова!

Вот так рыба, вот так... мука

На крючок попалась мне.

Тяжело, ну просто... щука,

Удочку держать в руке.

Появилась в небе... щучка,

Капли капают уже.

Плещется в речушке... тучка,

Рыбаки спешат к реке,

Все колдуньи злые... щётки Любят рыскать по домам. Любят брать чужие... тётки

И лететь по злым делам.

7. Образование существительных, обозначающих профессии:

Работает на кране — крановщик.

Точит ножи— точильщик.

Играет на барабане — барабанщик.

Регулирует уличное движение— регулировщик.

Кладёт стены— каменщик.

Пилит дрова— пильщик.

8. Заучивание стихотворения.

Этой щёткой чищу зубы.

Этой щёткой — башмаки.

Этой щёткой чищу брюки.

Все три щётки мне нужны.

III. Физкультминутка.

Мы расправили все плечи, И свели лопатки.

Мы походим на носках,

А потом на пятках.

IV. Показ буквы щ.

На расчёску щ похожа —

Три зубка всего.

Ну что же.

Знакомство с правилом правописания ща, щу

Звукослоговой анализ слов:

щука щавель

Дидактическая игра «Слоги перепутались», Словарный материал:

ка,щу щц,ле

ща,ро щик,я

гол, ще ка, щецы, щип ка, щеп

щи, кле

Дидактическая игра «Волшебные шары».

Печатание слов:

чаща, щука, роща, пища, гуща, ищу, тащу, щавель.

V. Подведение итога занятия.

Тема. Дифференциация звуков щ — с — с'

Цель

Закрепить навык различения звуков щ— с —с' в слогах, словах и фразах; уточнить представления о словах, обозначающих предметы, действия, признаки; закрепить навыки образования существительных, обозначающих профессии, а также навыки образования и употребления степеней сравнения прилагательных и наречий; учить звукослоговому анализу слов; работать над предложениями с предлогами; формировать навыки пересказа, печатания слов и предложений; развивать фонематический слух, память, внимание, мышление.

Ход занятия

I. Организационный момент.

Садится тот. кто назовет слова со звуком щ в начале слова, со звуком с или с' в середине и в конце.

II. Повторение пройденного.

1. Артикуляция звуков Щ, с. с'.

2. Характеристика звуков.

3. Установление различия и сходства между звуками.

4. Речевая зарядка:

ща—ся—ся сю — сю—щу ос—ощ—ось

се—ще—се щаща—ся ещ—есь—ещ

Ся-ща-сямы поймали карася.

Щу-сю-щу — я товарища ищу.

5. Игровое упражнение «Хлопни в ладоши».

На звуки с, с' надо хлопнуть в ладоши два раза, на звук щ — один раз.

Словарный материал: сапоги, щука, беседка, сыр, щелкунчик, самолёт, щавель, серёжки, роща, снегири, клещи, щегол, семья, щётка, автобус, пища.

6. Дидактическое упражнение. На звук щ надо называть слова, обозначающие предметы, а на звук с или с' — слова, обозначающие признаки или действия.

7. Закрепление навыков образования существительных, обозначающих профессии.

Чистит обувь—... Выращивает сад—... Чинит часы —...

Дрессирует животных -... Остекляет окна —... Работает на экскаваторе —...

8. Дидактическая игра «Сравни предметы» (на образование и употребление степеней сравнения прилагательных и наречий).

Словарный материал:

Красивое платье.

У Саши еще красивее.

У Сони платье самое красивое красивейшее.

Красивый плащ. У Симы плащ еще красивее.

Симин плащ красивый, красивейший.

Сладкий пирог. Пирожное еще слаще, а торт сладчайший.

Сладкий чай. Компот еще слаще.

9. У детей на столах лежат картинки со звуками с, с', щ в названиях.

Задания:

а) назвать картинки;

б) составить к словам схемы;

в) придумать предложения, используя предлог.

10. Пересказ рассказа «Щенок».

Саша и Сеня нашли щенка. Щенок пищал. Дети пожалели щенка. Они потащили его домой. Сеня положил щенка в ящик. Саша дал ему молока. Щенок заснул.

III. Физкультминутка.

IV. Печатание слов:

сварщик, носильщик, хвостище, стекольщик, носище, освещать, блестящий.

V. Печатание предложений:

Сима варит щи. В сенях пищит щенок. На осинах щеглы. На стене синий плащ.

VI. Подведение итога занятия.

Тема. Звуки ф, ф'. Буква ф

Цель

Закрепить навыки произношения и различения звуков ф, ф' в слогах, словах и фразах; упражнять в подборе родственных слов, слов к схемам; работать над предложением; познакомить с буквой ф; упражнять в образовании новых слов; развивать фонематический слух, память, внимание, логическое мышление.

Ход занятия

I. Организационный момент. Логопед читает четверостишие.

Фокусник во фрак одет,

Факел превратил в букет.

П. Задает вопрос: «Какой звук чаще других слышится в этом стихотворении?»

Как вы думаете, с каким звуком мы сегодня будем знакомиться?

1. Артикуляция звука.

2. Характеристика звука (согласный, глухой, твердый, мягкий).

3. Речевая зарядка:

фа—фу—фи—фе сфасфо—сфу—сфы ифлиф—лифт аф—уфифеф

пфапфо—пфу—пфи аф—фафлафлаг

4. Дидактическая игра «Светофор».

Дети поднимают синий светофор, если услышат твердый звук ф, и зеленый, если услышат мягкий звук ф.

Словарный материал: Федя, фабрика, шофёр, фикус, светофор, ферма, фокус, филин, факел, телефон, фрукты, фен, фартук, телеграф, финиш, футбол, пуфик, кофта.

5. Дидактическая игра «Измени слово».

а) Измени первый звук в слове:

парафара плотфлот

бантикфантик коза — роза вены — фены вата — фата

нормаформа маршфарш

б) Измени третий звук в слове:

косточка — кофточка каштанкафтан пудикпуфик карекафе

листлифт аркаарфа

6. Подбор родственных слов:

Фотофотография, фотограф, фотоаппарат...

Подбор слов к схемам.

Дидактическая игра «Исправь ошибку».

Нашла я в сливе... кофточку, Надела Феня... косточку.

На клёне зеленеет... лифт, Наверх нас поднимает... лист.

Созрел на дереве... кафтан, Зимой надену я... каштан.

На дерево уселся ...граф, Живёт в красивом доме... грач.

9. Игровое упражнение «Составь предложение». Словарный материал:

Фрося, ароматный, купить, тётя, вафли. Флот, мой, Федя, на, брат, служить. Футбол, во, ребята, играть, в, двор. Положить, и, кофта, в, мама, шкаф, шарф. Федя, фабрика, на, мама, работать. Фабрика, с, дядя, возить, Федя, товар, в, магазин.

III. Физкультминутка.

IV. Знакомство с буквой.

Составление схем к словам фабрика, флот.

Игровое упражнение «Подбери слово». ф... — флаг, фата, фото, флот, Федя, фара.... ф— шарф, шкаф.

.. ф.. — кофта, буфет, лифты, вафли, цифра, пуфик.

Игровое упражнение «Составьте новые слова»:

а) из слова флот брать по одной букве и добавлять в конец каждого из четырех слов, чтобы получились новые слова. пена метр

б) из букв слова фотография составить новые слова (фотограф, фото, гора, рот, граф, тигр, торг, игра, Рита, тир, рога, гори, горит, Ира, рота, гиря).

V. Подведение итога занятия.

Тема. Буква ю

Цель

Познакомить с буквой ю; работать над предложением; учить пересказывать связный текст (рассказ); развивать память, внимание, логическое мышление.

Ход занятия

I. Организационный момент.

Садится тот, кто назовет мягкий согласный звук в словах олень, пирог, носки, изюм, петух, ведро, пила, линейка, пень и др.

II. 1. Знакомство с буквой ю.

Чтобы о не укатилось,

Крепко к столбику прибью.

Ой, смотри-ка, что случилось?

Получилась буква ю.

2. Показ буквы.

«Из скольких элементов состоит?»

3. Нахождение в кассе букв.

4. Прописывание в воздухе.

5.. Печатание в тетрадях.

6. Чтение слоговой таблицы с буквой ю.

7. Дети выкладывают слово лук. Уточняется значение слова. Дается характеристика звука л. Буква у заменяется на букву ю.

Дети читают слово и объясняют его значение.

Уточняется характеристика звука л’

Логопед объясняет, какую букву пишут после мягкого л’.

8. Игровое упражнение «Буквы рассыпались». Словарный материал:

а, л, ю — юла ю, с, а, л, т— салют и, ю, р, к, б — брюки

д, л, и, ю — люди з, м, ю, и — изюм и, к, л, ю, т — лютик

т, ю, р, аюрта

9. «Слоговой аттракцион». («Кто больше назовет слов, которые заканчиваются слогом ют»).

Падают, бегают, летают, плавают, прыгают, шьют,

делают, моют, купают, читают и др.

10. Составление предложений со словами (см. пункт 9) с помощью предлогов. Составление схем предложений.

11.Пересказ рассказа «В саду».

Наступила весна. Юра, Юля, Люся и Ванюша работают в саду. Они работают хорошо. Юра и Ванюша копают ямки, Юля и Люся высаживают саженцы малины. Тут будет малинник. Летом вырастет вкусная малина. Малину будут есть вместе.

Ответы на вопросы по тексту.

Чтение с установкой на запоминание.

Пересказ.

III. Физкультминутка.

IV. Составление из букв слова парашютист новых слов и запись слов в тетрадь (пар, тир, старт, Саша, пир, тара, артист, шар и др.).

V. Печатание слов под диктовку:

юбка, салют, каюта, юноша, изюм, юмор.

VI. Подведение итога занятия.

Тема. Разделительный твердый знак ъ

Цель

Упражнять в употреблении ъ в словах и предложениях; закрепить навык образования приставочных глаголов; работать со схемами предложений; закреплять навыки печатания слов и предложений; развивать память, внимание, мышление.

Ход занятия

I. Организационный момент.

Садится тот, кто назовет слова с разделительным твердым знаком.

II. Логопед читает рассказ «Сел и съел» Богомолова.

1. Выставляет на доске две карточки со словами сел и съел:

Чем отличаются эти слова друг от друга? (В слове съел — ь.)

2.Мы сегодня будем говорить о разделительном твердом знаке.

3.Уточнение значения слов сел и съел.

4.Знакомство с правилом правописания разделительного твердого знака: разделительный твердый знак пишется после твердого согласного перед гласными я,е, ё, ю.

Показ ъ.

5. Работа с приставочными глаголами. Дети вспоминают стихотворение «Шутка».

Ехали, мы, ехали, до ямы доехали, Яму объехали, дальше поехали. Ехали, мы, ехали, до горы доехали, В гору въехали, с горы съехали, Дальше поехали. К дому подъехали, в ворота въехали. Вот и приехали. Дети называют слова из стихотворения с разделительным твердым знаком.

6. У детей на столах лежат карточки со словами, в которых пропущен ъ. Дети находят ошибку и исправляют ее. Слово печатается в тетради.

III. Физкультминутка.

Дидактическая игра «Камень — вата».

Словарный материал: листья, подъезд, коньки, тюльпан, съехали, пеньки, съел, объявление, вьюга, варенье, съёмка, льёт, кольца, съедобный, вьюн, съезжать.

IV. Придумывание предложений к схемам.

V. Печатание предложений.

Машина съехала с горы.

На стене висит объявление.

Дети съели спелые фрукты.

Ребята в лесу собирали съедобные грибы.

Петя живёт в третьем подъезде.

VI. Подведение итога занятия.

Тема. В сказочной стране

Цель

Учить детей составлять творческие рассказы по набору картинок; упражнять в составлении предложений по опорным схемам; закрепить употребление предлогов; учить понимать и правильно объяснять буквальное и переносное значение крылатых выражений; развивать фонематический слух, память, логическое мышление.

Ход занятия

I. Педагог обращается к детям.

Недавно мы с вами читали рассказ «Незнайка и его друзья». Как называется город, в котором жили сказочные малыши? Назовите жителей этого города.

Сегодня к вам на занятие придет один из жителей Цветочного города. Отгадайте его имя. (Слово зашифровано. Дети отгадывают его по опорным цифрам.)

3 5 16 7 2 4 8

3 анйкена

— Как вы думаете, почему его так называют?

2. — Однажды Незнайка пришёл к Знайке. Знайка сидел за столом и решал трудные задачи. Незнайка не смог решить ни одной задачи. Давайте ему поможем.

По чему человек никогда не пройдёт? (По потолку.)

На что больше похожа половина апельсина? (На другую половину.)

За чем язык во рту? (За зубами.)

Где сухого камня не найдёшь? (В воде.)

За чем охотник носит ружьё? (За плечом.).

Как можно принести воду в решете? (Заморозить.)

Почему человек оглядывается? (Нет глаз сзади.)

Сколько на берёзе яблок, если восемь сучков, на каждом сучке по одному яблоку? (На берёзе яблоки не растут.)

Из какой посуды нельзя есть? (Из разбитой.)

От чего утки плавают? (От берега.)

Кто со всеми говорит, а его не видно? (Эхо.)

По чему ребята в деревне бегают босиком? (По траве.)

3. — Пошёл Незнайка дальше. Видит на дороге буквы. Буквы его привели к Торопыжке. Тот сидит за столом и плачет: буквы потерялись! Помогите ему, ребята. (Работа ведется по картинкам.) Правильный ответ дети выкладывают из букв.

1) На виду у детворы Крысу красят маляры. (Крышу.)

2) Старый дедушка Пахом На косе скакал верхом. (На коне)

3) Тает снег. Течёт ручей. На ветвях полно врачей. (Грачей.)

4) Говорят, один рыбак В печке выловил башмак. (В речке.)

Жучка будку не доела: Неохота. Надоело. (Булку.)

Миша дров не напилил, Печку репками топил. (Щепками.)

Синеет море перед нами, Летают майки над волнами. (Чайки.)

4. — Идёт Незнайка по дороге и «ворон считает». Наткнулся на Растеряйку. У него рассыпался цветок. Цветок этот непростой. Каждый лепесток имеет свою букву. Прочитайте. К М А - (мак)

— На первый звук придумайте слова-действия.

На второй звук — слова-предметы. к — На третий звук — слова-признаки.

Используя схемы слов, составьте предложения. (Педагог меняет схемы местами) (Мчится красный автобус.)

5. Незнайка рассердился на него и говорит: «Всегда ты летишь как угорелый, поэтому у тебя буквы и потерялись и всегда ты голову морочишь!»

— Как вы понимаете выражения: «летит как угорелый», «морочить голову»?

Тут к Растеряйке пришёл Торопыжка. Незнайка ему и говорит: «Явился ты как снег на голову! Я готов перед ребятами сгореть со стыда!» Объясните значение этих двух выражений.

(Выставляются картинки. Дети должны указать, какая из них отражает переносное значение, а какая— буквальное. Аналогично разбирается второе крылатое выражение.)

— А когда говорят: «Зарубите себе на носу»?

II Физкультминутка.

Вот Незнайкина зарядка.

Выполняйте по порядку.

Быстро встаньте, улыбнитесь,

Выше, выше потянитесь.

Ну-ка плечи распрямите,

Поднимите, опустите.

Влево, вправо повернулись,

Рук коленями коснулись.

Сели — встали, сели — встали.

Вы, надеюсь, не устали?

Надо вам свободней встать

И спокойнее дышать.

7. — Художник Тюбик принёс вам картинки. Возьмите их. А теперь встаньте в пары, но так, чтобы ваши картинки объединило маленькое слово-предлог. (Картинки: лес, дом, берёза, девочка, птицы, гнездо, река, цветы, клумба, камыш, ёж, забор, солнце, скамейка.)

(Дети попарно выставляют картинки на фланелеграфе, проговаривая словосочетания с предлогом.)

8. Раздается стук в дверь. Почтальон приносит телеграмму. Телеграмма зашифрована.

атябер!

етьватсос закссар оп макнитрак акинж-одухакибют. акзалгенис.

(Ребята! Составьте рассказ по картинкам художника Тюбика. Синеглазка.)

Дети составляют творческие рассказы, используя картинки (см. пункт 7).

III. Подведение итога занятия.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-10-12 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: