Российский Государственный Гуманитарный Университет




Российский Государственный Гуманитарный Университет

 

 

ОТЧЕТ №2

Исследование поведения в ситуациях

Лжи и правды

Выполнила: студентка 1 курса

факультета клинической психологии

Андреева Галина

Дисциплина: общепсихологический практикум

 

План

I. Введение

II. Основная часть

III. Заключение

 

 

I. Введение

Замысел. Исследовать поведение людей в ситуации сообщения заведомо ложной информации и правды. Студенты психологического факультета, обозначив предварительно свои позиции в специальной анкете, сообщали свое мнение, которой было либо противоположно заявленному, либо совпадало с ним. При этом выступление записывалось на камеру. Пользуясь методикой по Меграбяну мы пытаемся научиться отличать поведение лгущего от человека, говорящего правду

Цель. Уметь замечать различия в поведение людей в подобных ситуациях. А так же проверить насколько хорошо работает выбранная нами методика.

Задача исследования. Сначала необходимо составить таблицу, в которой удобно фиксировать поведение людей. Затем обрабатываются видеозаписи и заполняются таблицы. Далее они анализируются, на основание чего делается вывод.

Обзор. Подобными наблюдениями и экспериментами на тему отличия поведения лгущего от поведения человека, говорящего правду занимались Меграбян и Экман

Гипотезы.

Попытаемся построить несколько гипотиз, которые можно подтвердить или опровергнуть с помощью выбранной методики.

  1. Гипотеза Экмана и Фризена: части тела, обладающие меньшей емкостью каналов, дают больше информации о неискренности (по порядку – ступня, кисти, лицо).
  2. Поза и положение: коммуникатор менее открыт своему адресату, когда он обманывает, чем когда он искренен.
  3. Движение: когда коммуникатор обманывает, он жестикулирует и кивает головой чаще, чем когда он искренен.
  4. Чем больше поведенческих проявлений, тем больше вероятность того что человек лжет.

 

II. Основная часть

Методы и процедуры.

Ниже представлена используемая нами методика А. Меграбяна:

 

Измерение открытости (по А. Меграбяну):

Прикосновение – телесный контакт между коммуникатором и адресатом, когда они, например, держатся за руки или соприкасаются плечами. Относительная продолжительность.

Расстояние – 1) прямая дистанция – расстояние от передней части стула адресата до центральной перекладины стула коммуникатора (по плиткам на полу); 2) боковая дистанция – отклоненность коммуникатора вправо или влево от воображаемой плоскости, разделяющей надвое его стул, измеряется по плиткам от воображаемой плоскости до центральной перекладины стула коммуникатора.

Наклон вперед – количество градусов, на которое плоскость от плеч до бедер коммуникатора отклоняется от вертикали (углы измеряются в числах, кратных 10).

Контакт глаз – время, в течение которого коммуникаторы смотрят друг другу в глаза (относительная продолжительность).

Наблюдение – доля периода взаимодействия, когда коммуникатор смотрит на лицо адресата, вне зависимости от того, можно ли убедиться, что адресат делает то же самое.

Ориентация – градус, на который плоскость, перпендикулярная плоскости плеч коммуникатора, отворачивается от срединной плоскости адресата.

 

Движения (по А. Меграбяну):

Движения раскачивания – сколько раз испытуемый изменит угол наклона назад или вперед на десять градусов или более. Циклические движения считаются одной единицей.

Кивки головой – количество циклических движений головой вверх-вниз, каждое из которых принимается за единицу. Учитываются, если очевидно, что кивок головой предназначен адресату.

Покачивание головой – количество циклических движений головой из стороны в сторону, каждое из которых принимается за единицу.

Жестикуляция – количество движений ладонью или пальцами, исключая направленные на себя движения, описываемые ниже. Сюда входят движения из стороны в сторону, вперед-назад и вверх-вниз. Циклические движения считаются за одну единицу каждое.

Направленные на себя действия – движение части тела в контакте с другой частью тела – непосредственно или с помощью инструмента. Сюда относятся почесывания, растирания или постукивания по руке или ноге пальцем или ручкой. Отдельно оцениваются короткие движения в одном направлении, и отдельно – циклические движения. Короткому (то есть длящемуся меньше 5 секунд) движению начисляется один балл, длительные движения получают по балу каждые 5 секунд.

Действия с предметами – оцениваются так же, как и направленные на себя действия, за исключением того, что действие должно быть направлено на предмет, который не используется в качестве средства воздействия коммуникатора на собственное тело.

Движения ног – количество движений ноги в коленном суставе (например, постановка одной ступни на другую или скрещивание ног). Каждое циклическое движение оценивается как одна единица. Сюда не входят движения, сопровождающие повороты туловища или движения раскачивания.

Движения ступней – количество раз, когда лодыжка сгибалась или поворачивалась. Не учитываются движения, сопровождающие движения ног.

Мимическая активность – общее число мимических проявлений, как позитивных, так и негативных. Баллы начисляются за каждое движение мышц лица, нарушающее нейтральное выражение, например, удивленное приподнимание бровей или кусание губ. Длительные проявления получают по баллу каждые 5 секунд.

 

На основе этих предположений составим следующую таблицу, с котрой будет вестись работа в дальнейшем, а именно туда будут заноситься количественная оценка невербальных действий.

 

Таблица 1

раскачивание        
кивки головой        
покачивания головой      
Движения

жескикуляция        
действие на себя        
действие с предметом        
движ. Ног        
движ. Ступни        
мимика        
прикосновение      
Измерение открытости  

расстояние        
наклон вперед        
контакт гл        
наблюд.        
ориентация        

 

Просматривая видео записи в замедленном темпе постепенно заполняется таблица.

В нашем распоряжение записи четырех испытуемых, по 7 выступлений у каждого.

В первом выступление испытуемый говорит всегда правду, т.к. оно пробное и мы его учитывать и заносить в таблицу не будем.

Итак, получается следующее:

 

ВИДЕО 26 (девочка 1)            
раскачивание            
кивки головой \ \\\\ \\\\ \\\\ \\\ \\\
покачивания головой   \ \\ \\\\\\ \\ \
Цеклический жест \ \ \\\   \  
жескикуляция \\\ \\\ \\\\ \\\\\ \\ \\\
действие на себя         \   \   \   \  
действие с предметом     \ \\   \\   \\   \  
движ. Ног \\ \\ \ \\ \\ \\\
движ. Ступни            
Движ.головой в сторону \   \   \ \\
мимика \ \     \\ \
Взгляд вверх \   \   \ \\
прикосновение            
расстояние            
наклон вперед            
контакт гл            
наблюд.            
ориентация            

 

ВИДЕО 27 (мальчик 2)            
раскачивание \\\\   \\      
кивки головой \   \\\\ \\ \\\\ \
покачивания головой   \ \   \ \
Цеклический жест \\ \\   \ \\ \
жескикуляция \\\\\ \\\\ \\ \\ \  
действие на себя \\\\\\\   \\\\\\\   \\\\\   \\\   \\   \\\  
действие с предметом \\               \   \  
движ. Ног   \   \\    
движ. Ступни \\\\\ \\\ \\\ \\ \\ \
Движ.головой в сторону \\ \\\\ \\   \\  
мимика \\\\ \\\\ \\\\ \ \\\ \\
Взгляд вверх \\   \\\   \   \   \\   \  
прикосновение            
расстояние            
наклон вперед            
контакт гл            
наблюд.            
ориентация            

 

ВИДЕО 28 (девочка 3)          
раскачивание          
кивки головой \\\   \\\ \\  
покачивания головой \       \
Цеклический жест          
жескикуляция \\   \\ \\  
действие на себя          
действие с предметом          
движ. Ног          
движ. Ступни          
Движ.головой в сторону \         \      
мимика         \
Пожимания плечами \ \ \\   \
Взгляд вверх   \     \
прикосновение          
расстояние          
наклон вперед          
контакт гл          
наблюд.          
ориентация          

 

ВИДЕО 29 (девочка 4)          
раскачивание          
кивки головой \\        
покачивания головой   \ \    
Цеклический жест          
жескикуляция \ \   \\ \
действие на себя \ \      
действие с предметом          
движ. Ног \\ \   \ \
движ. Ступни         \\
Движ.головой в сторону \   \\       \   \  
мимика   \     \
Пожимания плечами \   \ \ \
Взгляд вверх \       \          
прикосновение          
расстояние          
наклон вперед          
контакт гл          
наблюд.          
ориентация          

 

 


 

Интерпретация результатов.

Первое, что кидается в глаза, это различное количество движений у разных участников. Это может быть связано с индивидуальными особенностями этих людей, поэтому совершенно не известно, что это значит и нет смысле проверять эту гипотезу.

К сожалению, все остальные гипотезы мы не можем проверить, так как не знаем кто из участников говорит правду, а кто врет.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-03-17 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: