Понятие управления в организации, принципы и методы управлени
Стратегическое планирование (СП) и управление в организациях
1 Понятие управления в организации принципы и методы управления
Управление происходит от латинского «манус»-рука
Управление организацией- это способ взаимодействия систем, пикоторых одна ситкма (субъект управления) воздействует на др систему (объект управлния) с цедью вызваьб соответствующую реакцию необходимую для адаптации к условия внешне й среды.
Большинство отеч предприяьтй рабртает в состоянии не определоенности По этому уравлкнией должно быть гибким
Обычно слово управление (менеджмент) употребляется по отношению к людям организации и коллективу.
Понятие «управление» очень многозначно и употребляенся в сл значениях:
1) Наука об управлении. Область знаний, соц эконом процесс
2) ИСКСТВО управления. Набор управленческих навыков
Орган управления и люди его составляющие
Принципы организации процесса управления:
1 принцип духовной ориентации управления при решении спец. Задач операется на нац. Философию и не выходит за рамки дух. Ценностей и ориентиров народа и гос-ва
2 принцип сочетания централизации и децентрализации
3 принцип единонгачалия
4 п-п коллегиальности
5 п-п плановости
6 п-п научной обоснованности
Понятие и сущность менеджмента
Менеджмент это комплекс процессов обекспечения целенапрвленой хоз деятельности организации, эффективного использования факторов производства к-ый основывается на системе принципов, ф-ций методов и организационной культуры управления, соответствующей условиям ее внешней среды.
Существует 2 вида менеджмнта
1 общий менеджмент –изучает принципы и закономерности управления социально экономическими процессами (функции управления, управленческий цикл)
2 спец менеджмент- рассматривает управление специфическими объектами (финюменеджмент инновационный менеджмент)
Объектом общего мееджмеента является люди в организации и совокупность отношений между ними, возникающих в процессе управления этой организацией
Объктом спец менеджмента- особые отношения между людьми в организации отражающие специфику последней
Предмет менеджмента (общего) является экономический механизм, организационная структура
Предметом спец менежмента – персонал, поведение людей информация и тд.
Функции управления и их характеристика
Ф-ции управления- целенаправленный вид управленческого воздействия, осуществление которого рассматривается как составная часть процесса управления.
Кажлая ф-ция характеризуется назначением повторяемостью. Однородностью содержания, спецификой, нгеобходимго для ее выполнения персонала.
Выделяют
1 основные общие ф-ции управления
-целеполагание(цель основной мотив к-й побуждает к действию ради чегото)
- планирование (стратегич)
- организация(процесс структурирования организации)
- мотивация
- контроль – важнейшая функция необходимая организации для выполнения своих функций
Существует 3 аспекта управленческого контроля
А) установление стандарта в процессе планирования(точное определение целей и времени в течении котро го они должны быть выполнены)
Б) измерение того что было достигнуто
В) сравнение достигнутого с ожидаемым результатом
Связующие ф-ции – принятие решений и коммуникация
-принятие решений – для успешной работы руководитель должен делать правильный выбор из нескольких альтернативных возможностей
-коммуникация- процесс обмена информацией м/у 2мя или более людьми
5) Методы, применяемые в менеджменте
Методы –способы реализации функций менеджмента
Методы совр менедж-та по принципу их исполнения делятся на:
1)Общенаучные – представлены метадич. Инструментарием, к/й применяется не только в науке и управлении, но и в др областях знаний (исторический, комплекс. Методы, моделирование, экспертные. Математич и др)
2) Специфические (частные) применяются в менеджменте и характеизуются большим разнообразием, что обеспечивается множественностью достижения целей и различных объектов становления
Существует с-л классификация методов управления
1 по содержанию методов управления
-экономические (цены, оплата труда и тд)
-административные
-социально психологические
-правовые
2 по мотивации
-материальная
-Моральная
-принудительная(властная)
3 по орг форме
- единоличные
-коллективные
- коллегиальные
4 по объекту управления
- управление производством
-управление людьми
-управление организацией
-управление внеш. Связями
6) Управление на основе стратегических задач
Управление планирование осуществляемы на основе путемранжирования стратегических задач ориентируется на тактическую выживаемость предпияттия. В основе которой лежит сохранение позиций в базовой сфере деятельности.
Необходимо разработать совершенные стратегии предприятия, к-е бы учитывали изменения происходящие во внешней среде
Но не одна современная стратеги яне может учесть всех ситуаций которые возникают в результате изменений на рынке а в результате развития самой организации. В ответ на их появление предприятие формирует и решает стратегические задачи с помощью которых осуществляется не обходимая корректировка его деятельности Примером таких задач является достяжение высоких темпов роста, захват новых рынков улучшение внутреннего климата в коллективе.
Управление и планирование на основе стратегических задач используется в том случаи когда события которые могут произойти полностью или частично предсказуемы. Но для реакции на них менять общую линию поведения предприятия н целесообразно или невозможно.
Существует 2 источника возникновения стратегических задач
1- тенденция изменения во внешней среде организации. Они отражают политическ. Действия, НТП, соц тенденции (усиление требований к персоналу, поддержка уровня занятости)
2- 2- внутренние тенденции естественные (рост заболеваемости персонала)
Технологические (устаревшее оборудование)
Экономические (диверсификация,)
Социальные (развитие мотивации, улучшение условий труда)
7) Управление по сильным и слабым сигналам, особенности, характеристика
Очевидные ии конкретные проблемы выявленные в организации в результате наблюдения назыааются силдьными сигналами
Проблемы, известные по ранним и не точными признакам наз-ся слабыми сигналами
Таким образом чем сильнее сигнал тем меньше времени располагается предприятию для ответа
Пассивному сигналу предприятия действовать решительно
Рнакция на слабый сигнал может быть растянута во времени и усиливатся по мере нарастания сигнала.
Алгоритм действия при слабых сигналах:
1 при наличии неточных признаков опасности (1 уровень) необходимы постоянные наблюдения за внешней средой и ориентирование относительно силы сигнала
2 когда источники опасности становятся ясными (уровень 2) принмаются меры к снижению внешней стратегической уязвимости и повышению внутренней гибкости предприятия
3 дальнейшее усиление сигнала (уовень3) позволяет оценить масштаб опасности или уровень новых возможностей. Такой сигнал свидетельствует о необходимости приступать к разработке новой продукции и технико экономическим обновлениям
4 когда сущность проблемы раскрыта и пути решения установбены (уровень разрабатываются планы практических мероприятий поих решению и начинается их осуществление.
8) Принципы стратегического управления
Стратегическое управление базируется на ряде принципов основными из к-х является:
1) Научность в сочетании с элементами искусства. Менеджмент по стратегическому планированию испощьзует данные множетсва наук. Но в тоже время он длжен искать индивидуальные подходы к ситуации, т.е влаждеть искусством управления в зависимости от складыающейся ситуации
2) целенапрвленность стратегического управления, стратегический анализ и формирование стратегии джолжны поджчиняться принципу целенапрвленнности управленческого процесса на решение конкретных проблем
3) гибкость стратегического планирования и управления
Подразумевает возможность внесения коррективов в ране принятые планы и решения или их пересмотрение в любой момент времени в соответствии с изменяющимися обстоятельствами
Реализация пр-па предполагает оценку соответствия текущей сратегии требованиям внеш среды, в случаи развития непредвидиных событий
4) единство стратегических планов и программ
Для достяжения успеха ситратегического решения разных уровней должно быть согласованны и тесно увязаны м-у собой единство стратегических планов коммерческой организации достигается по средствам стратегий структур подразделений, взаимного согласия функциональных отделов и служб и предприятия в целом
5) создание необхождимых условий для реализации стратегий
Стартег план не обеспечивает его успешность управления Поэтому процесс стратегич планирования и управления должны включать в себя создание организационных условий для осуществления стратегических планов и программ, т.е формирования сильной орг структуры, разработку системы мотивации совершенствования процесса планирования и управления