Факультет истории, философии и права




Продолжается прием заявлений в очную магистратуру «Философская антропология и философия культуры»

 

Магистратура «Философская антропология и философия культуры» представляет философию не как совокупность учений о человеке и культуре с определенным набором идей и понятий, но и как современные интеллектуальные практики.

Что такое интеллектуальные практики: познание человека и познание культуры как формы интеллектуальных практик – это практика дискурсивная (речь, текст и т.д.), практика исследовательская и интерпретационная и т.д. Каждое из направлений философской антропологии и философии культуры – это определенные новационные, интерпретационные практики. Например, практика постмодернизма – это определенная «оптика», дискурс, деконструкция, даже экспертная деятельность.

Об интеллектуальных практиках можно говорить в контексте идей философской антропологии и философии культуры будущего педагога. Например, навигаторская практика – формирование компетенций, реализующихся в поиске и «прокладыванию курса» в море сверхизбыточной современной информации. Ключевым в данном случае является вопрос о критериях знания, о формах знания и т.п. – это те вопросы, с которыми работает философия.

Интеллектуальные практики – это и современная коммуникация в ее разных формах и сферах, в которых актуальным являются универсальные и профессиональные критерии, что обсуждается в современной философской антропологии и философии культуры.

 

Магистерская программа «Философская антропология и философия культуры» включает следующие курсы:

Базовые курсы (по алфавиту)

Компьютерные технологии в науке и образовании

Методика преподавания философии в высших учебных заведениях

Новейшие тенденции и направления зарубежной философии

Педагогика высшей школы

Прикладная антропология

Риторика

Современные проблемы философии

Теория и практика аргументации

Техника в мире культуры

Феноменология мужского и женского в духовной культуре

Философия искусства в русской философии конца ХIX-первой половины ХХ вв.

Философия истории: классическая традиция и современные тенденции

Философия культуры

Философская антропология

 

Курсы по выбору (по алфавиту)

Антропологические идеи русской философии

Онтология поэтического слова

Проблема субъекта в немецкой классической философии XIX-ХХ вв.

Психоаналитические концепции человека

Теоретический антигуманизм в философии ХХ в.

Философия городской культуры

Философия кризиса

Человек и антиутопии

 

Предлагаемые в данной магистерской программе философские курсы читают высококвалифицированные преподаватели кафедры философии ОмГПУ: профессора, доктора философских наук (по алфавиту): Г.В. Горнова, С.Ф. Денисов, Л.К. Нефедова, В.В. Николин, О.И. Николина, Д.М. Федяев; доценты, кандидаты философских, а также исторических наук: Н.Л. Варова, А.В. Грачев, Е.С. Ильичева, Л.М. Карпова, Н.Г. Красноярова.

 

Предлагаем аннотации некоторых курсов.

 

«Теория и практика аргументации» (Л.М. Карпова)

Курс представляет интерес не только для философов, но и для всех специалистов, стремящихся повысить доказательность и убедительность своих выступлений и письменных текстов.

Раскрываются логические, риторические психологические и этические аспекты аргументации.

Аргументация с точки зрения классической логики. Эмпирическая и теоретическая аргументации. Логическая структура доказательства. Виды доказательства. Опровержение и его виды.

Дискуссия и спор. Формы дискуссии и спора.

Особенности процедур обоснования в реальной речевой деятельности. Диалогическая природа аргументации. Современные концепции аргументации.

Коммуникативная структура аргументации. Структурный анализ аргументативного дискурса. Прагматический аспект аргументации. Речевой акт и его структура. Диалогическая природа речевого акта. Ответственность слушателя и ответственность оратора в аргументативном дискурсе. Идеальная модель рациональной критической дискуссии и аргументативная практика. Правила эффективного рационального речевого общения.

Ошибки, уловки и манипуляции логического, психологического и языкового характера.

 

«Философия истории: классическая традиция и современные тенденции» (А.В. Грачев): основная задача курса - показать необходимость философского анализа феномена истории как ключа к решению проблем современности.

Курс носит междисциплинарный характер, тесно связан с историей, историографией, культурологией, психологией, геополитикой.

В процессе освоения курса магистранты знакомятся с философско-историческими воззрениями мыслителей прошлого, таких как Вико, Кондорсе, Гегель, Маркс и др, а так же анализируются взгляды на историю последователей позитивизма, постмодернизма. Особое внимание уделяется школам и направлениями в исторической науке (школа анналов, историческая антропология, микро-история и др.)

Занятия проходят в форме лекций и семинаров, в конце курса проводится дискуссия в формате игры «Парламентские дебаты» на тему: "Движущие силы истории"».

«Психоаналитические концепции человека» (Г.В. Горонова)

Курс проходит в формате лекций-бесед, в которых мы познакомимся с психодинамической концепцией З. Фрейда и на собственном примере убедимся, как на нас влияет бессознательное, когда мы совершенно уверены, что поступаем абсолютно рационально и взвешенно. При изучении взглядов на человека в индивидуальной антропологии А. Адлера мы по-новому взглянем на комплекс неполноценности и комплекс превосходства, на присущий нам и нашим знакомым стиль жизни, узнаем, что такое фикционный финализм. В аналитической теории личности К.Г. Юнга, рассуждая о коллективном бессознательном, попробуем применить архетипическую теорию к интерпретации наших собственных сновидений и сюжетов нашей жизни. Если успеем затронуть юнгианцев и неоюнгианцев, то порассуждаем о природе романтической любви (сразу отгадка – будем рассматривать ее как проекцию) и ее отличия от любви зрелой; рассмотрим все многообразие женских архетипов в сюжетах мифов и сказок. Получше познакомимся с типологией Юнга (не только с делением людей на экстравертов и интровертов) и ее дальнейшей конкретизацией в соционике. В концепции К. Хорни рассмотрим азы женской психологии, гендерные конфликты, материнские конфликты, используя зрелую теорию Хорни, сможем ответить на вопрос: являемся ли мы невротиками или нет, и почему неразделенная, несчастливая любовь – это всегда зависимость или созависимость. Кратко обсудим зарождение телесно-ориентированной психотерапии, истоки которой в западной традиции восходят, как ни странно, к психоанализу. Затронем проблематику гештальт-терапии и психодрамы. Какие вопросы рассматриваются более углубленно, а какие менее, зависит от группы, так как именно в диалоге рождается запрос на конкретизацию знания.

«Философия культуры» (Н.Г. Красноярова)

Среди рассматриваемых вопросов – например, органы чувств как «органы культуры» или световые, цветовые, осязательные образы культуры, «звуковой диапазон» культуры, молчание (тишина) как концепт культуры, пищевые образы культуры, оптика культуры, визуализация как условие культуры, современная визуализация культуры, пространственные и временные координаты культуры, пейзажное мышление и составляющие его «природные» концепты культуры (земля, вода, река, дерево, «опавшие листья», ризома и др.).

«Философия городской культуры» (Г.В. Горнова)

В этом лекционном курсе речь пойдет о том, что город не является для человека чем-то нейтральным, безразличным, так как в духовном мире человека город занимает весьма значимое место, даже если человек не отдает себе в этом отчет на сознательном уровне (см. положения предыдущего курса).

В разговоре о витальной парадигме города будем разбирать, почему нам удобно жить в том или ином городе, а что раздражает в том городе (городах), в котором мы бы не хотели жить. Анализируя экзистенциальную парадигму города, постараемся понять, почему город способен порождать переживания, в чем специфика переживания города, чем схожи между собой смысл города и смысл человека, как возможно замыкание жизненных смыслов и обретение соразмерности человека и города. И, конечно, рефреном всегда будут возникать темы, связанные с Омском, потому что жить в городе и быть свободным от города нельзя.

«Техника в мире культуры» (Д.М. Федяев)

Курс был впервые разработан в 90-е гг. для студентов-культурологов Уральского госуниверситета по просьбе руководства факультета. С тех пор он постоянно обновлялся в процессе преподавания в магистратуре философского факультета и факультета искусств ОмГПУ.

Техника рассматривается не только как совокупность средств труда, «железо», но и более широко – как способ воспроизводства живой человеческой деятельности. Изложение материала построено в исторической последовательности, от Древнего Востока к нашему времени. Курс не обременен чрезмерно тяжелыми категориальными изысками, воспринимается легко и естественно.

Рассмотрение технического основания культуры помогает увидеть взаимосвязь между феноменами, которые обычно воспринимаются как совершенно различные: например, между спецификой ремесленного труда и христианским учением о грехе; между логикой работы компьютера, тенденциями современного образования и литературным творчеством.

Материал курса позволяет понять и почувствовать единство культуры. Если же Вы намерены написать диссертацию, но затрудняетесь с выбором темы, он может навести Вас на идею, которую стоит развернуть.

 

«Прикладная антропология» (Г.В. Горнова)

Эта учебная дисциплина познакомит с историей формирования прикладной антропологии, из которой сразу станет понятно, почему эта антропология именно прикладная. Коснемся темы гендерной антропологии, разбирая мужские и женские практики социализации (служба в армии и период нахождения женщины в роддоме) при этом будем использовать юнгианскую методологию. Возможно, затронем тему антропологии профессий. И в заключительной части курса поговорим о городской антропологии, в которой человек может быть понят со стороны своих телесных проявления как городское животное (социобиологический подход), душевная жизнь горожанина заставит еще раз поднять вопросы, связанные с невротичностью (психоаналитический подход), а дух окажется неразрывно связан со свободой и с антиномичностью, так как главная ценность города – это свобода.

 

«Философия искусства в русской философии конца ХIX-первой половины ХХ вв.» (Н.Г. Красноярова)

Основная мысль курса – профессиональное становление русской философии происходило как становление философии искусства. Развитиефилософского дискурса в России осуществлялось через философское прочтение русской литературы. Русские философы задолго до герменевтических и структуралистских и постструктуралистских изысканий ХХ века предложили ряд стратегий философского анализа и интерпретации произведений искусства, не только литературы, но и изобразительного искусства, танца, музыки и театра. Философия искусства – особая область философского знания, не поглощаемая ни какой известной философской дисциплиной, например, эстетикой. Философия искусства может предложить свои интеллектуальные практики прочтения и анализа искусства, посмотреть на искусство как на сферу рождения мысли с неизбежной для этого процесса рефлексией.

 

Магистерская программа подготовки «Философская антропология и философия культуры» может быть полезна в качестве следующей ступени образования для закончивших обучение по программе бакалавриата и специалитета самых разных направлений, так как она расширяет горизонты профессиональной подготовки до универсального культурного контекста, контекста антропологических смыслов профессиональной деятельности, до овладения практическими навыками и умениями анализа деятельности и ее результатов в самых разных сферах современного общества.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-10-12 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: