К нам обратилась женщина средних лет с нарушением речи, которое проявлялось в виде фонематических и морфологических дисфункций. Трудности в произношении связывались также с аффективным переживанием попытки осуществления любого вербального действия. После проведения ряда диагностических проб в качестве предположения была выдвинута гипотеза о характере ее заболевания – «афферентная моторная афазия». Исследования, проведенные А. Р. Лурия и его учениками (Хомская, 1987), раскрывают генезис афазий. Форма афферентной моторной афазии возникает при поражении нижних отделов теменной области мозга или задней оперкулярной области коры, что обусловливает нарушение речевой кинестезии. Описанные признаки речевых нарушений подкреплялись общим впечатлением о морфологическом статусе, характере эмоционально-чувственной и телесной форм выражения.
Состояние души и тела реципиента можно было охарактеризовать словами В. Райха, как «панцирь характера»: ригидная пластика, амимичное лицо, блеклое проявление чувств и эмоций, нарушение в сенситивной и кинестетической сферах. Исходя из представлений о механизмах формирования целостного выражения, мы разработали методику по коррекции процесса звуковоспроизведения и звукооформления. Алгоритм работы включает три этапа:
• На первом этапе активизируются функции тела – кинетическая и кинестетическая сферы. Выполняются несложных двигательные формы, освоение которых обусловливает постепенное расширение способности к осознанию реципиентом своего тела, развитие способности к сенситивному восприятию.
• На втором этапе используются техники трансонаведения, благодаря которым реципиент научается наблюдать жизнь собственного тела, снимать его напряжение, осознанно регулировать состояние активности и покоя.
• На третьем этапе пристальное внимание уделяется развитию дыхания и формированию звуков: от закрытого «М» до воспроизведения сложного набора согласных и гласных в различной тональности. Подбор звукового ряда осуществляется на основе анализа характера звучания реципиента, его голосовых возможностей. Через игру звуковых проб достигается способность к резонансному звучанию.
На седьмом занятии Надежда была способна распевать отдельные слова и, таким образом, частично восстановила коммуникативную функцию. К двенадцатому занятию (занятия проходили три раза в неделю по два часа) она могла свободно «разговаривать» – петь. В процессе работы наблюдалось и раскрытие эмоционально-чувственной сферы, изменилась мимика лица и общая пластика тела. Ушли страхи в произношении, но, по всей видимости, еще остались функциональные нарушения, связанные с состоянием областей мозга. Безусловно, коррекция афазий требует комплексной терапии и длительного времени по восстановлению пораженных морфологических структур мозга и их функций. Тем не менее, именно опыт работы со звуком, с резонансом дал качественный скачек в звуковоспроизведении. Освобождение от страха произношения позволило Надежде воспринимать себя свободно в коммуникациях. На смену подавляющей чувственность рационализации пришло удовлетворение от звучания собственного голоса. Именно последнее обстоятельство, с нашей точки зрения, сформировало у реципиента целевое намерение на работу с собою, и эта потребность в самовыражении привела к ощутимому результату.
Послесловие
В заключение работы хотелось бы подчеркнуть мысль о том, что понимание содержания и принципов построения художественного образа, характера его воздействия на человека не может быть объективным без исследования всех составляющих элементов процесса творчества. Представленный в монографии онтосинергетический подход в арт-терапии позволяет преодолеть субъективизм в интерпретации как сущности художественного действия, так и характера восприятия образа и последующего переживания впечатлений о нем. Критериями научного анализа выступают художественные признаки образа, в частности особенности композиционного построения, которые раскрывают скрытые закономерности его формирования как целостной системы. Знание принципов гармонизации отражено в завершенных художественных произведениях, исследование которых обусловливает возможность использования художественных признаков в диагностической практике арт-терапевта. С другой стороны, понимание законов восприятия, чувствования и воображения позволяет увидеть закономерности воздействия художественной работы на человека.
Таким образом, онтологические, синергетические и эстетические критерии являются теми базовым кирпичиками, которые обеспечивают объективную оценку результатов арт-терапевтической практики и потому выступают в качестве характерологических признаков при интерпретации содержания «внутреннего мира» творящего индивидуума.
И последнее: методы арт-терапии следует рассматривать не только как инструментарий в решении психологических проблем человека. Знание законов построения целостного художественного образа, будь то рисунок, танец, драматический этюд или голосовая импровизация, позволяет разрабатывать техники и приемы развития индивидуальных когнитивных, креативных, телесных способностей, расширять сферу чувствования, заглянуть по ту сторону прагматической реальности. Человек не может не творить. К этому выводу приходит Хельмут Плеснер в своем исследовании природы живого. Иначе говоря, искусство является тем пространством жизни человека, в котором он не только выражает себя, но в котором он может открыть для себя и других новые знания о смыслах своего присутствия в мире, приблизиться к пониманию значения своего существования.
Литература
Абушенко В. Л. Самосознание // Постмодернизм. Минск, 2001.
Агафонов А. Ю. Основы смысловой теории сознания. СПб., 2003.
Агранович С. З., Березин С. В. Homo amphiboles: Археология сознания. Самара, 2005.
Аксенов А. Н. Тувинская народная музыка. М., 1964.
Анастази А. Психологическое тестирование. М., 1982.
Андреев А. А. Очерки русской этнопсихологии. СПб., 2000.
Аристотель. Поэтика. М., 1957.
Армстронг Д. М. Льюис и теория тождества // Вестник МГУ. Сер. 7. Философия. 2005. № 5.
Арнхейм Р. Виктор Ловенфельд и тактильность // Арнхейм Р. Новые очерки по психологии искусства. М., 1994.
Арнхейм Р. Искусство и визуальное восприятие. Благовещенск, 2000.
Аронов Р. А. Сознание и квантовый мир // Вопросы философии. 2005. № 6.
Артемьева Е. Ю. Психология субъективной семантики. М., 1980.
Арто А. Театр и его двойник. Театр Серафима. М., 1993.
Афанасьев А. Н. Древо жизни: Избранные статьи. М., 1983.
Баксанский О. Е. Психологические основания эзотерических учений (в свете аналитической психологии К. Юнга) // Дискурсы эзотерики (философский анализ). М., 2001.
Баксанский О. Е., Кучер Е. Н. Нейролингвистическое программирование как практическая область когнитивных наук // Вопросы философии. 2005. № 1.
Барт Р. Эффект реальности // Постмодернизм. Энциклопедия. Минск, 2001.
Бахтин М. М. Творчество Франсуа Рабле и народная культура средневековья и Ренессанса. М., 1965.
Бахтин М. М. Эстетика словесного творчества. М., 1979.
Бахтин М. М. Эстетика словесного творчества. М., 1986.
Беккет С. Общение. М., 1999.
Беккет С. Театр парадокса. М., 1991.
Бергсон А. Длительность и одновременность. СПб., 1923.
Бергсон А. Опыт о непосредственных данных сознания. Собр. соч. М., 1992. Т. 1.
Бергсон А. Смех // Бергсон А. Собр. соч. СПб., 1914. Т. 5.
Бергсон А. Творческая эволюция. М., 2006.
Бердяев Н. А. Самопознание (опыт философской автобиографии). М., 1990.
Бернштейн Н. А. О построении движений. М., 1947.
Бернштейн Н. А. Физиология движений и активность. М., 1990.
Бертолини М., Нери Ф. Теоретические и клинические проблемы психотерапии ранних детских психозов // Мать, дитя, клиницист. Новое в психоаналитической терапии. М., 1994.
Бетенски М. Что ты видишь? Новые методы в арт-терапии. М., 2002.
Бонгард-Левин Г. М., Ильин Г. Ф. Индия древности. М., 1985.
Бранский В. П. Искусство и философия: Роль философии в формировании и восприятии художественного произведения на примере истории живописи. Калининград, 1999.
Бранский О. Е. Коэволюционные репрезентации современной направленности сознания. М., 1999.
Брентано Ф. О внутреннем сознании // Новые идеи философии. СПб., 1912.
Брехт Б. Избранные произведения. М., 1976.
Быховская И. М. Homo somatikos: аксиология человеческого тела. М., 2000.
Вайкль Б. О пении и прочем умении. М., 2000.
Валента М. Драматерапия. М., 2013.
Васильев В. В. Мозг и сознание: выходы из лабиринта // Вопросы философии. 2006. № 1.
Вильсон Г. Психология артистической деятельности: таланты и поклонники. М., 2001.
Вильянуэва Э. Что такое психологические свойства? Метафизика психологии. М., 2006.
Власов В. Г. Новый энциклопедический словарь изобразительного искусства. В 10 т. СПб., 2004–2009.
Воробьева С. В. Денотат // Постмодернизм: Энциклопедия. Минск, 2001.
Воррингер В. Абстракция и вчувствование // Современная книга по эстетике: Антология. Пер. с англ. М., 1957.
Вундт В. Психология душевных волнений // Психология эмоций: Тексты. М., 1984.
Выготский Л. С. Избранные психологические исследования. М., 1956.
Выготский Л. С. Психология искусства. М., 1968.
Гадамер Г.-Г. Онемение картины. Понятийная живопись // Гадамер Г.-Г. Актуальность прекрасного. М., 1991.
Гаццулло Г., Музетти К. Перцептивная репрезентация движения и речи в терапевтическом процессе // Мать, дитя, клиницист. Новое в психоаналитической терапии. М., 1994.
Гегель Г. В.-Ф. Философия духа. Соч. М., 1956. Т. 3.
Гелен А. Образы времени. М., 1991.
Гибсон Дж. Экологический подход к зрительному восприятию. М., 1988.
Грегори Р. Л. Глаз и мозг: Психология зрительного восприятия. М., 1970.
Голубева О. Л. Основы композиции. М., 2004.
Голубовский Б. Г. Пластика в искусстве актера. М., 1986.
Гончарук П. Т. Биофоника. М., 2011.
Гордеева Н. Д. Экспериментальная психология исполнительного действия. М., 1995.
Горных А. А. Лакан // Постмодернизм: Энциклопедия. Минск, 2001.
Горных А. А., Дисько М. Р. Коннотация // Постмодернизм: Энциклопедия. Минск, 2001.
Гороховик Е. М. Понятийно-терминологический аппарат североиндийской классической музыки в его взаимосвязях со спецификой музыкального мышления: введение в проблематику // Проблемы терминологии в музыкальных культурах Азии, Африки и Америки: Сборник научных трудов. М., 1990.
Гороховик Е. М. Рага – универсальный принцип мышления в музыкальной культуре Индии // Весці Беларускай дзяржаўнай акадэміі музыкі. 2003. № 4. С. 54.
Гройсман А. Л., Росляков А. Ф. Теория и практика театрализованной и ролевой психокоррекции. М., 2003.
Гроф С. Надличностное видение: Целительные возможности необычных состояний сознания. М., 2002.
Грязнова Е. В. Виртуальная реальность: Измененное состояние сознания или информационный феномен? // Измененные состояния сознания. СПб., 2006.
Гуссерль Э. Идеи к чистой феноменологии и феноменологической философии. Кн. 1. Общее введение в чистую феноменологию. М., 1999.
Гуссерль Э. Феноменология внутреннего сознания времени // Гуссерль Э. Соч. М., 1994. Т. 1.
Делез Ж. Эмпиризм и субъективность: опыт о человеческой природе по Юму. Критическая философия Канта: учение о способностях. Бергсонизм. Спиноза. М., 2001.
Деррида Ж. О грамматологии. М., 2000.
Джемс У. Психология. М., 1991.
Джемс У. Существует ли «сознание»? // Новые идеи в философии. Сб. 4. СПб., 1913.
Джемс У. Что такое эмоции? // Психология эмоций: Тексты. М., 1984.
Дубровский Д. И. Субъективная реальность и мозг // Философия и будущие цивилизации. Т. 1. М., 2005.
Духовный опыт Китая. М., 2006.
Ержимский Г. Л. Психология дирижирования. М., 1988.
Запорожец А. В. Восприятие и действие. М., 1967.
Запорожец А. В. Развитие произвольных движений. М., 1960.
Зейгарник Б. В. Введение в психопатологию. М., 1969.
Зигфрид В. Танец – искусство движения: красота как свойство поведения // Красота и мозг. Биологические аспекты эстетики. М., 1995.
Зинченко В. П. Продуктивное восприятие // Вопросы психологии. 1981. № 6.
Зинченко В. П., Мунипов В. М. Основы эргономики. М., 1979.
Идеографический словарь русского языка. М., 1995.
Ильенков Э. В. Идеальное // Философская энциклопедия. М., 1962.
Искусство. Современная иллюстрированная энциклопедия. М., 2007.
История красоты. М., 2005.
История философии. М., 2008.
К вопросу о композиции // Проблемы композиции. М., 2000.
Калина Н. Ф. Основы психоанализа. М. – Киев, 2001.
Камю А. Миф о Сизифе. Эссе об абсурде // Бунтующий человек. М., 1990.
Кандинский В. В. О духовном в искусстве. М., 1992.
Кант И. Критика чистого разума. М., 1994.
Карнап Р. Значение и необходимость. М., 1958.
Карцев И. Е. Жиль Делез. Введение в постмодернизм. Философия как эстетическая имагинация. М., 2005.
Кипнис М. Драматерапия. Театр как инструмент решения конфликтов и способ самовыражения. М., 2002.
Киппер Д. Клинические ролевые игры и психодрама. М., 1993.
Клаппаред Э. Чувства и эмоции // Психология эмоций: Тексты. М., 1984.
Козлов В. В., Гиршон А. Е. Веремеенко Н. И. Интегративная танцевально-двигательная терапия. М., 2010.
Кононенко Б. И. Большой толковый словарь по культурологии. М., 2003.
Копытин А. И. Основы арт-терапии. СПб., 1999.
Корнетов А. Н., Самохвалов В. П., Коробов А. А., Корнетов Н. А. Этология в психиатрии. Киев, 1990.
Костецкий В. В. О терминологии измененных состояний сознания // Измененные состояния сознания. СПб., 2006.
Костецкий В. В. Экстаз как феномен культуры. Философский анализ трансцендентального субъекта: Автореф. дис. … докт. филос. наук. Тюмень, 1996.
Крейдлин Г. Е. Невербальная семиотика: Язык тела и естественный язык. М., 2004.
Крысин Л П. Иллюстрированный толковый словарь иностранных слов. М., 1998.
Кубанов И. Аффект и индивидуация (Ф. Достоевский и А. Белый) // Логос. 1999. № 2.
Кузин В. С. Психология. М., 1997.
Кузин И. В. Танцы в темноте, или неустойчивость реальности без «изменения» сознания // Измененные состояния сознания. СПб., 2006.
Кунцман П., Буркард Ф.-П., Видман Ф. Философия. М., 2002.
Кыргыс З. К. Тувинское горловое пение. Новосибирск, 2002.
Лаврова Е. В., Коптева О. Д., Уклонская Д. В. Нарушения голоса. М., 2006.
Лакан Ж. Инстанция буквы в бессознательном, или судьба разума после Фрейда. М., 1997.
Лакан Ж. Семинары. Кн. 7: Этика психоанализа (1959/60). М., 2006.
Лейтц Г. Психодрама. Теория и практика: Классическая психодрама Я. Л. Морено. М., 1994.
Лексикон нонклассики. Художественно-эстетическая культура XX века. М., 2003.
Леонтьев А. Н. Человек и культура // Проблемы развития психики. М., 1972.
Литературная энциклопедия: Словарь литературных терминов. В 2 т. М.—Л., 1925.
Лобанова М. Н. «Экстаз» и «безумие»: особенности дионисийского мировосприятия А. Н. Скрябина // Вопросы философии. 2007. № 3.
Локк Дж. Опыт о человеческом разумении // Локк Дж. Соч. В 3 т. М., 1985. Т. 1.
Лурия А. Р., Виноградова О. С. Объективное исследования динамики семантических систем // Семантическая структура слова (психолингвистические исследования). М., 1959.
Лысенко В. Г. Непосредственное и опосредованное в чувственном познании: Дигнага и Прашастапада // Вопросы философии. 2006. № 5.
Макаров П. О. Методики нейродинамических исследований и практикум по физиологии анализаторов человека. М., 1959.
Малахов Н. К. О модернизме. М., 1993.
Мамардашвили М. К. Картезианские размышления. М., 1993.
Манифесты итальянского футуризма. М., 1914.
Маритен Ж. Ответственность художника // Самосознание европейской культуры XX в. М., 1991.
Маски: от мифа к карнавалу: Материалы научной конференции «Випперовские чтения – 2007». Вып. XXXVIII. Тула, 2008.
Матисс А. Сборник статей о творчестве. М., 1958.
Махлин В. Л. Диалогизм М. М. Бахтина как проблема гуманитарной культуры XX века // Бахтинский сборник. М., 1990. Вып. 1.
Махлин В. Л. Невидимый миру смех. Карнавальная анатомия нового Средневековья // Бахтинский сборник. М., 1991. Вып. 2.
Махов А. Е. Ранний романтизм в поисках музыки. Слух. Воображение. Духовный быт. М., 1993.
Меграбян А. Психодиагностика невербального поведения. СПб., 2001.
Мейерхльд В. Статьи. Письма. Речи. М., 1968. Т. 2.
Мерлин В. Производство удовлетворения: Очерки симптомологии русского тела. М., 2006.
Мерло-Понти М. Видимое и невидимое. Минск, 2006.
Мерло-Понти М. Феноменология восприятия. СПб., 1999.
Микешина Л. А. Философия познания. Полемические главы. М., 2002.
Минделл А. Сила безмолвия: Как симптомы обогащают жизнь. М., 2004.
Можейко М. А. Дискурс // Постмодернизм: Энциклопедия. Минск, 2001.
Можейко М. А. «Я» // Постмодернизм: Энциклопедия. Минск, 2001.
Можейко М. А. Экспрессионизм // Постмодернизм: Энциклопедия. Минск, 2001.
Морено Дж. Театр спонтанности. Красноярск, 1993.
Морозов В. П. Искусство резонансного пения. Основы резонансной теории и техники. М., 2002.
Морозов В. П. Тайны вокальной речи. М., 1967.
Музыкальная эстетика стран Востока. М., 1967.
Мухина В. С. Телесная презентация души // Развитие личности. 2003. № 2.
На пути к постнеклассическим концепциям управления. М., 2005.
Назарова Л. Д. Введение в песенный фольклор. Орел, 2000.
Назарова Л. Д. Фольклорная арттерапия. СПб., 2002.
Назлоян Г. М. Портретный метод в психотерапии. М., 2001.
Начала современного естествознания. Тезаурус. Ростов-на-Дону, 2006.
Никитин В. Н. Пластикодрама. Инновационные методы в арт-терапии. М., 2003.
Никитин В. Н. Психологическая коррекция неадекватного образа «Я» в подростковом и юношеском сознании методами телесно-ориентированного подхода: Автореф. дис. … канд. психол. наук. Ярославль, 2002.
Николаенко Н. Н. Психология творчества. СПб., 2007.
Николис Г., Пригожин И. Самоорганизация в неравновесных системах. М., 1979.
Никольская-Береговская К. Ф. Русская вокально-хоровая школа IX–XX веков. М., 1998.
Ницше Ф. Так говорил Заратустра // Ницше Ф. Соч. М., 1990. Т. 2.
Ожегов С. И. Толковый словарь русского языка. М., 1992.
Патнэм Х. Философия сознания. М., 1999.
Петренко В. Ф. Психосемантика сознания. М., 1998.
Петров-Стромский В. Идеи М. М. Бахтина в гуманитарной парадигме культуры // Вопросы философии. 2006. № 12.
Петрушин В. И. Музыкальная психологи. М., 2006.
Платон. Сочинения. В 3 т. М., 1968. Т. 1.
Платон. Федр // Платон. Федон, Пир, Федр, Парменид: Диалоги. М., 1999.
Плеснер Х. Ступени органического и человек: Введение в философскую антропологию. М., 2004.
Подорога В. А. Феноменология тела. Введение в философскую антропологию (материалы лекционных курсов 1992–1994 гг.). М., 1995.
Полани М. Личностное знание. М., 1985.
Поппер К. Мир предрасположенностей // Эволюционная эпистемология и логика социальных наук. М., 2000.
Поппер К. Объективное знание. М., 2002.
Постмодернизм: Энциклопедия. Минск, 2001.
Пропп В. Я. Ритуальный смех в фольклоре // Пропп В. Я. Фольклор и действительность. М., 1976.
Психология ощущения и восприятия. М., 2002.
Райл Дж. Понятие сознания. М., 2000.
Рансьер Ж. Эстетика бессознательного. СПб., 2004.
Раушенбах Б. В. Геометрия картины и зрительное восприятие. СПб., 2001.
Рид Т. Исследования человеческого ума на принципах здравого смысла. СПб., 2000.
Риккерт Г. Философия жизни. Киев, 1998.
Рубинштейн С. Л. Бытие и сознание. М., 1957.
Рюмина М. Т. Эстетика смеха. Смех как виртуальная реальность. М., 2006.
Салас Дж. Играем реальную жизнь в Плейбек-театре. М., 2009.
Сартр Ж.-П. Воображаемое. Феноменологическая психология воображения. СПб., 2002.
Сартр Ж.-П. Очерки теории эмоции // Психология эмоций: Тексты. М., 1984.
Семантическая структура слова. М., 1971.
Серль Дж. Открывая сознания заново. М., 2002.
Синергетика и психология: Тексты. Вып. 3: Когнитивные процессы. М., 2004.
Записи А. Н. Скрябина // Русские пропилеи: Материалы по истории мысли и литературы. Т. 6. М., 1919.
Спиноза Б. Избранные произведения. Т. 1. М., 1957.
Спиноза Б. О происхождении и природе аффектов // Психология эмоций: Тексты. М., 1984.
Тайны сознания: альтернативные стратегии исследования // Вопросы философии. 2004. № 10.
Тейлор Э. Б. Первобытная культура. М., 1989.
Теплов Б. М. Психология музыкальных способностей // Теплов Б. М. Избр. труды. М., 1985. Т. 1.
Раушенбах Б. В. Геометрия картины и зрительное восприятие. СПб., 2001.
Терапия искусством: Учеб. пособие по арт-терапии. София, 2012.
Тонкова-Ямпольская Р. В. Спектографическая и интонационная характеристики голосовых звуков новорожденных детей // От простого к сложному. Л., 1964.
Торчинов Е. А. Пути философии Востока и Запада: познание запредельного. СПб., 2005.
Февральский А. В. Чаплин и чаплинизм // Пути к синтезу: Мейерхольд и кино. М., 1978.
Федяева Т. А. Массы и карнавал: Элиас Канетти и Михаил Бахтин // Вопросы философии. 2007. № 3.
Философия: Энциклопедический словарь. М., 2004.
Философский энциклопедический словарь. М., 1983.
Философский энциклопедический словарь. М., 2010.
Фрейд З. Введение в психоанализ: Лекции. М., 1991.
Фрейд З. По ту сторону принципа удовольствия. М., 1993.
Фрейд З. Психология бессознательного: Сборник произведений. М., 1989.
Фрейд З., Брейер Й. Исследования истерии // Фрейд З. Собр. соч. В 26 т. Пер. с нем. СПб., 2005.
Функциональная асимметрия мозга и изменение структуры зрительного пространства при патологии эмоций и психотропных воздействиях // Журнал ВНД. 1991. Т. 41. № 4.
Хайгл-Эверс А., Хайгл Ф., Отт Ю., Рюгер У. Базисное руководство по психотерапии. СПб., 2001.
Хайдеггер М. Исток художественного творения // Зарубежная эстетика и теория литературы XIX–XX вв. М., 1987.
Хайдеггер М. Основные проблемы феноменологии. СПб., 2001.
Ханскарл Л. Кататимное переживание образов. М., 2004.
Харламов И. Н. Неозначенное сознание как предмет изучения философской антропологии // Вестник Моск. ун-та. Сер. 7. Философия. 2006. № 5.
Ходоров Дж. Танцевальная терапия и глубинная психология. Движущее воображение. М., 2009.
Хомская Е. Д. Нейропсихология. М., 1987.
Шаров К. С. Симуляция-игра отличительных национальных признаков в музыке // Вопросы философии. 2006. № 7.
Шелер М. Формы знания и образования // Шелер М. Избр. произв. М., 1994.
Шеллинг Ф. В. Философия искусства. М., 1999.
Шлецер Б. Ф. Скрябин. Личность. Мистерия. Т. 1. Берлин, 1923.
Шредингер Э. Мой взгляд на мир. М., 2005.
Штумпф К. Душа и тело // Новые идеи философии. Сб. 8. СПб., 1913.
Щитцова Т. В. Memento nasci: сообщество и генеративный опыт (Штудии по экзистенциальной антропологии). Вильнюс, 2006.
Эйзенштейн С. Собр. соч. Т. 4. М., 1966.
Эмерсон К. Карнавал: тела, оставшиеся неоформленными; истории, ставшие анахронизмом // Диалог. Карнавал. Хронотоп. 1997. № 2.
Энафф М. Маркиз де Сад: Изобретение тела либертена. СПб., 2005.
Эпштейн М. Н., Тульчинский Г. Л. Философия тела. Тело свободы. СПб., 2006.
Юлен М. Чувственные качества (qualia) – вызов материалистическим теориям сознания? // Вопросы философии. 2005. № 3.
Юлина Н. С. Головоломки проблемы сознания: концепция Дэниела Деннетта. М., 2004.
Юм Д. Трактат о человеческой природе. М., 1995. Кн. 1 // Юм Д. Малые произведения. В 3 т. М., 1995. Т. 3.
Юнг К. Г. Об отношении аналитической психологии к поэзии // Юнг К. Г., Нойманн Э. Психоанализ и искусство. М., 1996.
Юнг К. Г. Об отношении к аналитической психологии к произведениям литературы. М., 1986.
Яковлева Н. А. Сотворческое восприятие произведения искусства // Анализ и интерпретация произведения искусства. М., 2005.
Ясперс К. Общая психопатология. М., 1997.
Arnheim R. Artistic Symbols – Freudian and otherwise // Toward a Psychology of Art. 1966.
Chalmers D. J. The Coscious Mind. In Search of Fundamental Theory. N. Y., 1996.
Clynes M. Music beyond the Score // Communication and Cognition. 1986. № 19.
Dauer A. M. Zum Bewegungsverhalten afrikanischer Tänzer // Research Film. 1969. V. 6. № 6.
Decroux E. Paroles sur le mime. Paris, 1963.
Dennett D. C. Animal Consciousness: What Matters and Why // Social Research. 1995. V. 1. № 3.
Freeman N. H. Strategies of Representation in young Children: Analysis of spatial Skills and drawing Processes. London, 1980.
Goldstein G. Uber den Einfluss des vollstandigen Verlustes des optischen Vorstellungsvermogens auf das taktile Erkennen // Psychologische Analysen hirnpathologischer Falle. Leipzig, 1920.
James W. The Principles of Pshycology. London, 1918. V. II.
Kim J. Mind in a Physical World. Cambridge, 2000.
Kim J. Supervenience and Mind. Cambridge, 1993.
Levitin D. J. This Is Your Brain on Music: The Science of a Human Obsession. N. Y., 2006.
Lorenz K. Über die Bildung des Instinktbegriffes. Berlin, 1937.
McDougall W. Emotion and Feeling distinguished // Feelings and Emotions. Worcester, 1928.
Moreno J. L. Psychodrama. N. Y., 1969. V. 3.
Osgood C. E., Suci G., Tannenbaum P. The Measurement of Meaning // Semantic Differential Technique. Chicago, 1968.
Plesner H. Lachen und Weinen. 1941.
Rubin E. Synsoplevede Figurer. Kobenhavn, 1915.
Scheff T. J. Catharsis in Healing, Ritual and Drama. Berkeley: University of California Press, 1979.
Searle J. Mind, Language and Society. Philosophy in the Real World. N. Y., 1999.
Smart J. Sensations and Braine Process // Philosophical Review. 1959.
Wertheimer M. Untersuchung zur Lehre von der Gestalt. II // Psychologishe Forshung. 1923. № 4. S. 301–305.
Zubiri X. Elorigen del hombre // Revista de Occidente. 1964. № 6.
Благодарности
Бойчо Автову (исполнительный директор Восточно-европейской ассоциации арт-терапии – East European Arts Therapy Association, г. София) за поддержку научно-исследовательских и научно-экспедиционных проектов;
А. И. Лобанову за помощь в подготовке аналитического материала по вопросам терапии изобразительно-художественными средствами и художественное оформление книги;
А. Н. Аникину за помощь в разработке методического обеспечения в области трансперсональной голосовой терапии;
Н. Н. Никитиной за перевод статей и редактирование текста.
[1]«Трансгрессия» – это одно из ключевых понятий постмодернизма, обозначающее феномен перехода непроходимой границы. Содержание понятия «трансгрессивный переход» раскрывается в работах Бланшо, Делеза, Гваттари, Батая и др. французских философов. Согласно Фуко, «философия трансгрессии извлекает на свет отношение конечности к бытию, этот момент предела» (Можейко, 2001, с. 842–843).
[2]Антонен Арто видит в «театре жестокости» возможность «заставить метафизику войти в души через кожу». «Театр жестокости» – это преображающая жизнь болезнь, наполненная свободой от нравственных правил (с. 108).
[3]С точки зрения В. Петрова-Стромского, «эстетика Бахтина уникальна по существу: это не гносеологическая теория, а… социальная онтология» (Петров-Стромский 2006, с. 87).
[4]Гадамер справедливо полагает, что «картина не просто должна привлекать к себе внимание, приглашая к созерцанию, но и одновременно указывать на жизненные обстоятельства, в которых она существует и частью которых является» (Гадамер, 1991, с. 185).
[5]Форма отражает пространственные аспекты воспринимаемого объекта. С точки зрения теории восприятия Р. Арнхейма, зрительно воспринимаемая модель не есть только облик предмета «всякий облик есть форма некоторого содержания». Познавая тело как форму, человек познает содержание своего «Я» (Арнхейм Р. Искусство и визуальное восприятие. Благовещенск, 2000. С. 93).
[6]До недавнего времени в психологии движение человека не рассматривалось как психический процесс. Моторика как бы изолировалась от психической сферы. Однако, по мнению Н. А. Бернштейна, движение – это реактивное, развивающийся «функциональный орган», обладающий дифференцирующейся на детали структурой и собственной биодинамической тканью (Бернштейн, 1990, с. 133).
Под «функциональным органом» понимается всякое временное сочетание сил, способное осуществить определенные достижения.
[7]Представление о природе инстинкта нашло отражение в теориях философской антропологии. Исследуя «сферу животного», Х. Плеснер отмечает, «что понятие инстинкта больше не рассматривается как простой антипод понятия сознания, что имеет место при механической интерпретации инстинкта как рефлективной цепи или чего-то подобного» (Плеснер, 2004, с. 230).
[8]К. Ясперс различает интеллект (умственные способности) и содержание разума, т. е. совокупность знания. По его мнению, невозможно подсчитать все критерии, используемые для оценки интеллекта. Тем не менее, он выделяет практическую смышленость, для которой «характерны быстрый и правильный выбор из множества возможностей» и «абстрактный интеллект, который в моменты принятия решений переходит в почти абсолютную тупость» (Ясперс, 1997, с. 268).
[9]«Дообъектное видение», как феномен, отражается в движении, которое «предвосхищается без помощи представления, и это возможно лишь в том случае, если сознание определяется не как ясное полагание его объектов, но более широко – как соотнесение с объектом… как бытие в мире».
[10]В «манифесте доктрины» Этьен Декру утверждает, что «театр – искусство актера». В сценическом действии основополагающее значение имеет не столько понятийный смысл слов, сколько интонация, с которой эти слова произносятся и пластическое действие актера. «Чем богаче текст, тем беднее должна быть музыка актера, и чем беднее текст, тем музыка актера должна быть богаче». Декру сформулировал основные принципы актерской игры: 1) отказ от всякого рода имитаций; 2) признание решающей роли движения в воссоздании жизни души человека на сцене; 3) создание иллюзии, когда «идеи одного мира» передаются в пределах материальных возможностей другого (Decroux, 1963, с. 41–55).
[11]Проблема выразительности активно изучалась в теории биомеханики, разработанной Всеволодом Мейерхольдом. «Так как творчество актера есть творчество пластических форм в пространстве, то он должен изучить механику своего тела…» (Мейерхольд, 1968, 487–488). Основной закон биомеханики очень прост: в каждом нашем движении участвует все тело. Исследуя искусство Чарли Чаплина, Мейерхольд писал: «Движению предшествуют намерения и задания, толчок… отсюда – необходимость целесообразной установки тела» (Мейерхольд, 1978, с. 228). Развивая идеи Мейерхольда, Сергей Эйзенштейн разработал принцип «отказа» в драматургических композициях: перед началом какого-либо движения предшествующий ему отказ подчеркивает его направление, потому что сосредоточивает внимание на подготовке к нему. Этим приемом достигается максимальная выразительность действия (Эйзенштейн, 1966, с. 83).
[12]Возврат к анализу отдельных когнитивных признаков тактильного восприятия был новаторской идеей в истории искусства, однако она не была заслугой Виктора Ловенфельда. Венский историк искусства Алоис Ригль указывал на характерную двойственность двух чувственных модальностей: зрения и осязания (Combrich, 1979, с. 195).
[13]Апраксии отражают неспособность субъекта осуществлять движения, адекватные его представлению о цели. По мнению К. Ясперса, между механизмами апраксии и осознанным волевым импульсом существует целый спектр внесознательных функций, поэтому природа этого явления остается неясной (Ясперс, 1997, с. 226).
[14]На значимость психологического фактора для достижения состояния трансцендентальности указывают исследования церковного хорового пения. Как отмечает В. П. Морозов, характерной особенностью древне-церковного звучания является унисонное пение. При пении в унисон достигается наибольший звуковысотный и тембровый консонанс и ансамбль. Синхронизируются не только основные тона голоса, но и его обертоны. В многоголосном церковном пении, также как и в архаической этнофонии резонанс достигается не путем механической «наводки» голосов, а благодаря духовной общности поющих. Поэтому резонансное пение можно рассматривать как форму единения людей.