Воспитатель дает краткую характеристику данной программы. Предлагаемая программа духовно-нравственного воспитания старших дошкольников построена в соответствии с личностно-ориентированным подходом к воспитанию детей, что позволяет обеспечивать ее единство с современными программами дошкольного образования.
Программа по своей направленности является светской. В соответствии со ст. 12 Федерального закона «Об образовании в РФ», которая включает требования, учитывающие разнообразие мировоззренческих подходов и формирование и развитие личности человека в соответствии с принятыми в семье и обществе духовно - нравственными и социальными ценностями.
Основные задачи:
- сохранение духовно-нравственного здоровья детей;
- развитие общения и взаимодействия ребенка со взрослыми и сверстниками;
- формирование представлений о национальных культурных традициях и их богатстве, истории жизни русского народа, о красоте и благородстве;
- знакомство с природно-экологическим своеобразием Саратовской области и России;
- освоение детьми норм и ценностей, принятых в обществе, включая моральные и нравственные ценности;
- создание условий для возрождения традиций семейного воспитания.
- формирование уважительного отношения и чувства принадлежности к своей семье, малой родине и Отечеству.
Принцип построения программы:
Программа построена на принципе культуросообразности. Реализация этого принципа обеспечивает учет социокультурных ценностей нашего народа, отечественных традиций и праздников; развитие предпосылок ценностно-смыслового восприятия и понимания произведений искусства, мира природы; воспитание в детях отношения к изобразительному искусству и другим видам творчества как к отражению красоты окружающего мира.
Образовательная деятельностьпо программе духовно - нравственного воспитания старших дошкольников может реализовываться в разных видах деятельности детей:
- на занятиях (НОД);
- в режимных моментах и повседневной жизни в ДОУ.
Процесс приобретения общих культурных умений во всей его полноте возможен только в том случае, если взрослый участвует в реализации поставленной цели наравне с детьми, как более опытный и компетентный наставник,поддерживающий и развивающий мотивацию ребенка.
Такое взаимодействие способствует формированию у детей различных положительных качеств. Он приобретает чувство уверенности в себе и не боится ошибок. Когда взрослые предоставляют ребенку возможность действовать самостоятельно, оказывают поддержку, вселяют веру в его силы, он настойчиво ищет пути преодоления трудностей.
Выбор форм работы осуществляется педагогом самостоятельно. Воспитание происходит опосредованно, в процессе увлекательной для детей деятельности.
В педагогике давно доказано, что нет «взрослых» и «детских» нравственных норм и понятий: все нравственные категории усваиваются детьми. Хотя уровень усвоения, конечно же, зависит от возраста. Этот вывод позволил включить в программу духовно-нравственного воспитания дошкольников такие понятия, как: «Совесть», «Благодарность», «Зло и добро», «Щедрость и жадность», «Милосердие», «Дружба и верность», «Прощение» и др. Определяя содержание каждой темы необходимо выделить доступные дошкольнику, и в то же время, требующие дополнительной внутренней духовной работы, вопросы.
Занятия по теме «Прощение» должны способствовать воспитанию у детей внутренней силы, стойкости в непростых ситуациях. Педагог обсуждает с детьми: что такое обида, почему мы обижаемся, замечаем ли мы как обижаем, раним близких, как мы понимаем слово «прощение» (по В.И. Далю – простить, значит сделать простым, пустым, свободным от вины, долга, примириться сердцем, не питая вражды за обиду); зачем необходимо просить прощение и прощать.
Тема «Милосердие» имеет следующее содержание: «Что такое милосердие. Умеем ли мы видеть, когда другому человеку трудно. Чем мы можем ему помочь? Что значит жалеть? Сердце наше способно чувствовать печаль, беду другого. Мы должны прислушиваться к голосу сердца и уметь дарить любовь, которая исходит из глубины сердца.
В программе предусмотрена также тема «Совесть». Ее основные положения: совесть - советчик, помогающий ощутить свою вину, жить по совести – строго и требовательно думать о себе, закон хранения совести, зачем надо хранить свою совесть, сравнение совести с пламенем зажженной свечи, выполнение правила: «Всякое дело необходимо согласовать с совестью, а затем делать».
Тема «Послушание» помогает детям понять различие слов «слушать» и «слышать», почему они бывают непослушными, определить послушание как способность слышать и понимать другого человека, откликаться на его просьбы; узнать, как бороться с нежеланием слушать кого бы то ни было.
Каждая тема программы побуждает детей задуматься, поразмышлять, прийти к самостоятельному выводу.
Таким образом, духовно-нравственное воспитание поможет детям найти взаимопонимание, поверить в добро, любовь и сострадание.
В заключение родительского собрания можно предложить родителям заполнить анкету и заявление (см. приложение)
Приложение № 1
Анкета для родителей
Вопросы | да | затрудняюсь ответить | нет |
Согласны ли Вы на реализацию православного компонента в образовательном процессе с детьми? | |||
Необходима ли Вам педагогическая и консультативная помощь специалистов ДОУ в условиях семейного воспитания по данному направлению? |
Дата заполнения анкеты «______»_____________20_____г.
Ф.И.О. анкетируемого ______________________________________________
(фамилия, имя, отчество прописью полностью)
Подпись _________________
Приложение № 2
ЗАЯВЛЕНИЕ