Основные теории личности




В зарубежной психологии существуют разные подходы к пониманию
и происхождению личности.
Социогенетический подход старается объяснить особенности личности
исходя из структуры общества, способов социализации, взаимоотношений
с окружающими людьми.
Так, согласно теории социализации, человек, рождаясь биологической
особью, становится личностью лишь благодаря воздействию социальных
условий жизни.
Другая теория в рамках этого подхода, теория научения, считает
жизнь личности, ее отношения результатом подкрепляемого научения,
усвоения суммы знаний и навыков (Э. Торндайк, Б. Скинер и др.).
Теория ролей, в свою очередь, исходит из того, что общество предлагает
каждому человеку набор устойчивых способов поведения (ролей),
определяемых его статусом. Эти роли накладывают отпечаток на
характер поведения личности, ее отношения с другими людьми (У. Дол-
лард, К. Левин и др.).
В итоге каждая из этих теорий объясняет социальное поведение
личности, исходя из замкнутых в себе свойств среды, к которой человек
вынужден как-то приспосабливаться. При этом совсем не учитываются
объективные, общественно-исторические условия жизни
человека.
Биогенетический подход ставит в основу развития личности биологические
процессы созревания организма.
Так, С. Холл считал, что развитие личности повторяет в свернутом
виде такие стадии развития общества, как собирательство, охота и т.д.
Другой вариант биогенетического подхода разрабатывал Э. Креч-
мер, выводя типы личности из особенностей телосложения человека.
Особенно ярко биологизм выступил в трактовке личности 3. Фрейдом,
который считал, что все поведение личности обусловлено физиологическими,
бессознательными влечениями человека.
Психогенетический подход не отрицает значения ни биологии, ни
среды, но на первый план выдвигает развитие собственно психических
процессов.
В рамках этого подхода представители психодинамической ориентации
объясняют поведение личности, главным образом, через эмоции,
влечения и другие внерациональные компоненты психики (Э. Эриксон
и др.).
Представители когнитивистской ориентации отдают предпочтение развитию интеллектуально-познавательной сферы психики личности

(Ж. Пиаже, Д. Келли и др.).
Ученые, стоящие на позициях персонологичеасой ориентации, акцентируют
внимание на развитии личности в целом (Э. Шпрангер, А. Мас-
лоу и др.).

Подходы к изучению личности в отечественной психологии

Подход Ананьева Б.Г. Рассматривает человека, личность в единстве
четырех сторон: 1) человека как биологического вида; 2) онтогенезе и
жизненном пути человека как индивида; 3) человека как личности; 4)
человека как части человечества.
Подход Абульхановой К.А. Представляет личность как субъект жизненного
пути и субъект деятельности. В основе ее развития лежит развитие
таких качеств, как активность (инициатива, ответственность),
способность к организации времени, социальное мышление.
Подход Леонтьева А.Н. и Петровского А.В. Согласно этому подходу,
при объяснении любых психических явлений личность выступает как
целостная система внутренних условий, через которые преломляются
все внешние воздействия, в силу чего в личности можно выделять компоненты
разной меры общности и устойчивости.
Подход Мясищева В.В. Рассматривает ядро личности как систему
ее отношений к внешнему миру и самому себе, которая формируется
под воздействием отражения сознанием человека окружающей действительности,
являясь одной из форм этого отражения.
Подход военных психологов. Согласно ему личность - это конкретный
человек, являющийся представителем определенного общества,
определенной социальной группы, занимающийся конкретным видом
деятельности, осознающий свое отношение к окружающему и наделенный
определенными индивидуально-психологическими особенностями.
Подход Платонова К.К. Согласно ему личность имеет динамическую
функциональную структуру, элементами которой являются: 1) направленность,
2) опыт, 3) особенности психических процессов и ее 4)
биопсихологические свойства.
Подход Узнадзе Д.Н. Рассматривает личность как целостное и духовное
образование, мотивы и поступки которой могут носить и неосознанный
характер. Узнадзе Д.Н. - основатель теории установки как
общепсихологической концепции, раскрывающей закономерности развития
и функционирования психики личности в процессе ее целенаправленной
активности.
Подход Фельдштейна Д.И. Согласно ему, в онтогенезе личность
развивается поуровнево, проходя различные этапы социальной зрелости.
При этом ведущим фактором её формирования является общественно
значимая деятельность.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-08-08 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: