Стратегии поведения в конфликте





Широкое распространение в конфликтологии получила разработанная американскими психологами К. Томасом и Р. Киллменом двухмерная модель стратегии поведения личности в конфликтном взаимодействии. Ее авторы исходили из положения о том, что в любом социальном конфликте каждый участник оценивает и соотносит свои собственные интересы и интересы соперника. Отражение этих интересов может происходить более или менее осознанно. Основываясь на результатах исследований, авторы установили, что чем меньше в конфликте осознаны интересы (свои и соперника), тем больше поведение участников насыщено мощным эмоциональным напряжением. В качестве стратегий авторы выделили пять способов конфликтного взаимодействия: уход, уступка, компромисс, сотрудничество, соперничество.

 

               
   
     
     
 
 
 


Уровень

направленности

на интересы соперника

       
   
 
 


ВысокийУступкаСотрудничество

 

Компромисс

Средний

 

Соперничество

 
 


Уход Уровень направленности

Низкий на собственные интересы

Средний Высокий

 

 

При анализе конфликтов на основе двухмерной модели Томаса - Киллмена следует учитывать, что уровень направленности на собственные интересы или интересы соперника зависит от трех обстоятельств:

1. Содержание предмета конфликта;

2. Ценности межличностных отношений;

3. Индивидуально-психологических особенностей личности;

4. Приведем описание основных стратегий.

Уступка или приспособление выражается в стремлении сохранить или наладить благоприятные отношения, обеспечить интересы соперника путем сглаживания разногласий. При этом наблюдается готовность уступить, пренебрегая собственными интересами. Это выражается в уклонении от обсуждения спорных вопросов, в согласии с требованиями и претензиями. Эта стратегия может быть признана рациональной, если предмет разногласий имеет для человека меньшую ценность, чем взаимоотношения с соперником.

Уход или избегание, уклонение предполагает стремление не брать на себя ответственность за принятие решения, не видеть разногласий, отрицать конфликт, считать его безопасным. Наблюдается стремление выйти из ситуации не уступая и не настаивая на своем, воздерживаясь от споров, дискуссий и возражений противоборствующей стороне. Такое поведение уместно, если предмет разногласий не представляет для человека большой ценности, а сам он ориентируется на разрешение ситуации само собой.

Сотрудничество представляет собой поиск решений в конфликте, полностью удовлетворяющих интересам обеих сторон в ходе открытого обсуждения. Наблюдается содержательный и откровенный анализ разногласий в ходе выработки решений. Такое поведение ориентировано не на отстаивание своих интересов любой ценой, а на поиск совместного решения.

Сотрудничество рационально, если предмет разногласий имеет одинаково высокую ценность как для Вас, так и для соперника.

Cоперничество или противоборство, конкуренция выражается в стремлении настоять на своем путем открытой борьбы за свои интересы, в занятии жесткой позиции непримиримости антагонизма в случае сопротивления. Могут быть формы соперничества, такие как применение власти, давление, использование зависимого положения соперника. Конфликтная ситуация и особенно ее разрешение воспринимаются как вопрос победы или поражения. Такая стратегия обычно применяется, когда направленность на собственные интересы значительно превышает интересы соперничающей (конкурирующей) стороны. Однако, недостатком этой стратегии является возможность повторных вспышек конфликта из-за ухудшения взаимоотношений.

Компромисс представляет собой стремление урегулировать разногласия путем двухсторонних уступок. Выражается в поиске такого решения. Когда внешне никто не выигрывает, но и не проигрывает. В этом случае интересы обеих сторон полностью не раскрываются. Такая стратегия ведет к уменьшению недоброжелательности, позволяет относительно быстро разрешить конфликт. Вместе с тем есть вероятность появления неудовлетворенности «половинчатыми» решениями. Было установлено, что особое место в оценке стратегий занимает ценность межличностных отношений (МЛО), с соперником. На практике мы встречаемся с ситуациями, когда относительно низкая ценность МЛО способствует или связана с различными деструктивными проявлениями в ходе конфликта и соответственно, выбором в качестве стратегии соперничества, проявляющегося в формах борьбы или принуждения. На основе выделения параметра ценности МЛО двухмерная модель Томаса-Киллмена была преобразована в трехмерную.

 

Уровень Межличностные

направленности взаимоотношения

на интересы соперника

       
   
 
 


ВысокийУступкаСотрудничество

 

Компромисс

Средний

 

Уход Соперничество

 
 


Уровень направленности

Низкий на собственные интересы

Средний Высокий

 

 

Некоторые исследователи в качестве основной характеристики поведения личности в конфликте выбирают стиль.

 

Ситуация 1

Идет урок математики, Лариса Петровна объясняет новую тему. Один из учеников все время отвлекается, вертится и мешает другим слушать урок. «Федя, прекрати болтать. Мы проходим очень сложную тему», — делает замечание учитель. Федя продолжает шуметь. Учитель снова делает замечание: «Федя, ты очень мешаешь. Как тебе не стыдно! Пока ты не успокоишься, я не буду продолжать урок. Или веди себя спокойно, или выйди из класса».

«Вы просто ко мне придираетесь, я не болтаю, а обсуждаю новую тему с соседом», — отвечает ей ученик.

«Я бы на твоем месте не грубила, твоих родителей и так вызывают каждую субботу к завучу. Я продолжу урок тогда, когда ты извинишься», — отвечает Лариса Петровна.

Учительница прекращает вести урок, садится за стол и начинает делать записи в журнале. В классе стоит шум, все ученики ополчились против Феди, а виновник не извиняется и продолжает сидеть на своем месте. Проходит 10 минут, звенит звонок, Лариса Петровна объявляет, что весь класс остается после уроков на дополнительное занятие.

 

Ситуация 2

Один человек опоздал в театр на несколько минут. Он вошел в зал, когда свет начал постепенно гаснуть. Его место оказалось занято.

—Извините, но это мое место, — сказал он молодому человеку.

—Не надо было опаздывать. Я не собираюсь в темноте искать свое место.

—Молодой человек, свет еще не совсем погас, вы вполне можете пересесть. И не надо хамить, мы находимся в театре, — попытался не вспылить человек.

Сама ситуация ему была неприятна. Он понимал, что опоздал, но и сидеть, где попало, ему не хотелось.

—Да что вы ко мне пристали? Вон на следующем ряду все места свободны! Я никуда не уйду! — ответил молодой человек.

—Тогда я приведу администратора! — не выдержал человек.

—Пока вы скандалите, спектакль уже начался. Никто не будет разбираться. Человеку ничего не оставалось делать, как занять свободное место.

 

Ситуация 3

Когда все расселись и в классе наступило временное затишье, Зинка Фокина закричала: - Ой, ребята! Это просто какое-то несчастье! Новый учебный год еще не успел начаться, а Баранкин и Малинин уже успели получить две двойки! В классе снова поднялся ужасный шум.

—В таких условиях я отказываюсь быть главным редактором! (Это сказала Эрка Кузякина.)

—А еще слово давали, что исправятся! (Мишка Яковлев.)

—Трутни несчастные!

—Только наш класс позорят!

—Да выгнать их из нашей школы и все!

Меня и Костю больше всего разозлило, что громче всех орал Венька Смирнов. Уж чья бы корова мычала, а его бы молчала. У этого Веньки успеваемость в прошлом году была еще хуже, чем у нас.

—Рыжий, — закричал я на Веньку, — а что ты орешь громче всех? Если бы первым вызвали тебя к доске, ты бы не двойку, а единицу схлопотал! Так что молчи в тр-почку!

—Эх ты, Баранкин, — заорал на меня Венька, — я же не против тебя, я за тебя ору! Я что хочу сказать, ребята! Нельзя после каникул к доске вызывать. Надо, чтобы мы сначала пришли в себя.

—Смирно! — крикнула на Веньку Зинка Фокина.

—И вообще, — продолжал кричать Венька, — предлагаю, чтобы в течение пер-вого месяца никому не задавали никаких вопросов. Здесь опять все ребята закричали в один голос и так громко, что уже нельзя бы-ло разобрать ни одного слова.

—Ой, тише, ребята, — сказала Фокина, — замолчите! Пусть говорит Баранкин!

—А что говорить? — сказал я. — Мы с Костей не виноваты, что Михаил Михай-лович в этом учебном году вызвал нас к доске первыми.

—Ты бы лучше не острил, а брал бы пример с Миши Яковлева, — сказала Фокина. Ребята опять засмеялись, а Эрка покачала головой, как большая, и сказала:

—Баранкин! Ты лучше скажи, когда будешь исправлять свои двойки.

—Малинин! — сказал я Косте.

— Разъясни...

—Вот пристали! — сказал Малинин.

— Да исправим мы ваши двойки... То есть наши.

—Когда? Юра, когда мы исправим? — спросил меня Костя.

— Ребята, это что же получается? Класс должен всю четверть переживать эти несчастные двойки? И не пойдем в поход?

—Баранкин! — сказала Зина Фокина.

— Класс постановил, чтобы вы исправили двойки завтра.

—Извините, пожалуйста! — сказал я. — Завтра воскресенье.

—Ничего, позанимаетесь!

—Привязать их веревками к партам! — сказала Эрка Кузякина.

—А если мы не понимаем с Костей решение?

—А я вам объясню! (Миша Яковлев.) Мы с Костей переглянулись и ничего не сказали.

—Молчание — знак согласия! — сказала Зинка.

— Значит, договорились на воскресенье! Утром позанимаетесь с Яковлевым, а потом придете в школьный сад — будем сажать деревья!

—Что? — заорали мы с Костей. — Еще и деревья сажать? Да мы же устанем.

—Алик! — сказала староста нашего класса. — Смотри, чтобы они не сбежали!

—Не сбегут!..

 

 

Ситуация 4

 

На собрании рабочей группы обсуждается вопрос о заключении договора сотрудничества с фирмой X, оказывающей полиграфические услуги.

—Я предлагаю встретиться с представителями еще нескольких полиграфических фирм и обсудить более гибкую систему скидок, — предложил участник 1.

—Не согласен, фирма X была рекомендована нашими партнерами как одна из лучших. Нам важнее короткие сроки, за которые может быть выполнен наш заказ, — возразил участник 2.

—При выполнении проекта мы не можем выходить за рамки установленной суммы. Я думаю, что вы преследует свои личные интересы, сотрудничая с фирмой X, — ответил участник 1.

Руководитель рабочей группы предложил высказать все «за» и «против» в отношении сотрудничества с фирмой X.





Читайте также:
Определение понятия «общество: Понятие «общество» употребляется в узком и широком...
Теория по геометрии 7-9 класс: Смежные углы – два угла, у которых одна...
Обряды и обрядовый фольклор: составляли словесно-музыкальные, дра­матические, игровые, хореографические жанры, которые...
Романтизм: представители, отличительные черты, литературные формы: Романтизм – направление сложившеесяв конце XVIII...

Рекомендуемые страницы:



Вам нужно быстро и легко написать вашу работу? Тогда вам сюда...

Поиск по сайту

©2015-2022 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-08-08 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту:


Мы поможем в написании ваших работ!
Обратная связь
0.021 с.