МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ДЕТСКИЙ САД КОМБИНИРОВАННОГО ВИДА «РЯБИНУШКА»
Практическое занятие
«Легомоделирование как визуальный помощник при освоении грамоты для детей с особыми образовательными потребностями»»
Подготовила:
Воспитатель группы компенсирующей направленности
МАДОУ ДСКВ «Рябинушка» Таранова Л.Б.
Г. Покачи, 2020
Практическое занятие «Легомоделирование как визуальный помощник при освоении грамоты для детей с особыми образовательными потребностями»
Тема: «Цветик-семицветик»
Задачи:
1. Развитие психических процессов: слуховой памяти, концентрации и устойчивости внимания, зрительного и пространственного восприятия, мышления.
2. Развитие связной речи. Расширение словарного запаса.
3. закрепить умение делить слова на слоги, определять количество слогов в слове.
4. Формировать умение осуществлять звуковой анализ слов.
5. Учить выкладывать схему слова, обозначая гласные звуки красным цветом, согласные твердые – синим, согласные мягкие – зеленым цветом.
6. Закреплять представления о понятиях «слово», «звук», «буква».
7. Формирование умения составлять план действий и применять его для решения практических задач, осуществлять анализ и оценку проделанной работы.
8. Развитие общей и мелкой моторики, зрительно-моторной координации.
9. Совершенствование коммуникативных навыков. Сплочение детского коллектива, формирование чувства симпатии друг к другу.
7. Снижение психоэмоционального напряжения.
Здоровьесберегающие технологии: физминутка, сказкотерапия.
Методы: словесные, наглядные, практические.
Материалы и оборудование: конструктор LEGO Education, детали конструктора LEGO-дупло, схемы по сборке, индивидуальные карточки к упражнениям, проектор, компьютер, экран.
Этап, продолжительность | Задачи этапа | Деятельность педагога | Деятельность воспитанников | Методы, формы, приемы, возможные виды деятельности | ||||
Психологический настрой, 1 мин | Создание атмосферы психологической безопасности: эмпатическое принятие, эмоциональная поддержка ребенка | Приветствие - Давайте поприветствуем друг друга с помощью колокольчика. | Дети становятся в круг. Называя свое имя, передают друг другу колокольчик. Например: – меня зовут Ваня! Дин-дон-дон! – меня зовут Катя! Дин-дон-дон! И так далее, пока колокольчик не обойдет весь круг. | Игровой момент | ||||
Вводно-организационный, 1 мин | Организация направленного внимания | - Ребята, посмотрите письмо, давайте прочтем его. «Здравствуйте дети, пишет вам фея Цвета из страны Цветалии.Злой волшебник ворвался ко мне в королевство и заколдовал мой волшебный цветок, Цветик-семицветик, он забрал у него все цвета на его прекрасных лепесточках. Чтобы расколдовать цветок нужно выполнить семь заданий. Дети, помогите мне, пожалуйста». | Осознают и принимают поставленную задачу. | Сюрпризный момент (письмо) | ||||
Мотивационно-побудительный, 1 мин | Формирование представлений о предстоящей деятельности, ее задачах | - Ребята, поможем фее Цвета? Но для этого нам нужно будет отправиться в страну Цветалию. Давайте встанем в круг, педагог берет волшебную палочку и произносит волшебное заклинание: Лети, лети, лепесток через Запад на Восток, Через Север, через Юг Возвращайся сделав круг, Лишь коснешься ты земли Быть по нашему вели, Вели чтобы мы оказались в стране Цветалии - Ребята, посмотрите, как здесь красиво. А вот и тот самый цветок (на экране). Посмотрите, какой он несчастный. Поможем его расколдовать? | Осознают и принимают поставленную задачу. Отвечают на вопросы. Встают в круг, кружатся вокруг себя, проговаривая слова вместе с педагогом. Рассматривают цветок, отвечают педагогу. | Создание проблемной ситуации. Придание личностной значимости предстоящей деятельности. Сюрпризный или соревновательный момент. | ||||
Актуализация, 2 мин | Актуализация имеющихся знаний, представлений. Создание ситуации, в которой возникает необходимость в получении новых представлений, умений | Педагог берет первый лепесток, и читает задание:
Упражнение
«Слоговая лесенка из ЛЕГО - конструктора »
Педагог называет слово, ребенок произносит это слово по слогам. Каждая ступенька это слог. На какой ступеньке остановились пальчики ребенка, столько и слогов в заданном слове. Педагог: - Отлично справились с заданием! - Посмотрите, какого цвета стал наш лепесток? | Выполняют задание. Дети: красного цвета. | Беседа, игровые и занимательные приемы, упражнения. | ||||
Восприятие и усвоение нового, 4 мин | Усвоение (закрепление, расширение, обобщение, систематизация) определенного объема знаний и представлений о свойствах и качествах объектов, их преобразовании, связях, способах действий. | Педагог берет второй лепестоки читает задание: Дидактическое упражнение «Скажи наоборот» Педагог называет слова. Большой – Мягкий – Жара – Тяжелый – Светлый – Грязный – Говорить – Добро – - Молодцы! Какого цвета стал лепесток? - А вот и третий лепесток с заданием: Дидактическая игра «Один – много» Педагог показывает картинки с рисунком. - мяч - мышь - рыба - гриб - дом - цыпленок - машина - гусеница - Вы справились с заданием. Какого цвета стал этот лепесток? | Дети подбирают к нему слово с противоположным значением. - маленький - твердый - холод - легкий - темный - чистый - молчать - зло - желтый Преобразовывают во множественное число. – мячи. – мыши. – рыбы. – грибы. – дома. – цыплята. - машины. - гусеницы. - зеленый. | Приемы активизации самостоятельного мышления детей. Фантазирование. Моделирование. Решение проблемной ситуации. Импровизация. Наглядный показ образца, способа действия. Беседа, рассказ воспитателя, объяснение с наглядной демонстрацией объектов. Обсуждение. Дидактические игры. Групповые, парные, индивидуальные формы организации деятельности | ||||
Динамическая пауза, 1 мин | Смена вида деятельности, предупреждение утомляемости | 4 лепесток Физминутка «А теперь на месте шаг» А теперь на месте шаг. Выше ноги! Стой, раз, два! (Ходьба на месте) Плечи выше поднимаем, А потом их опускаем. (Поднимать и опускать плечи) Руки перед грудью ставим И рывки мы выполняем. (Руки перед грудью, рывки руками) Десять раз подпрыгнуть нужно, Скачем выше, скачем дружно! (Прыжки на месте) Мы колени поднимаем — Шаг на месте выполняем. (Ходьба на месте) От души мы потянулись, (Потягивания — руки вверх и в стороны) И на место вновь вернулись. (Дети садятся). - Вы справились с заданием. Какого цвета стал этот лепесток? | Выполняют движения согласно тексту, проговаривают слова. Дети: голубого. | Игровые приемы | ||||
Практическая работа, 5 мин | Овладение способами действия, применение знаний, навыков и умений | - Чтобы расколдовать 5 лепесток, нужно выполнить следующее задание. Упражнение «Выложи схему слова» Педагог показывает ребенку картинку и предлагает выполнить звуковой анализ слова. Ребенок поочередно называет звуки слова и выкладывает из кирпичиков пирамидку. Упражнение «Запомни и выложи узор» Выставляется ряд деталей ЛЕГО с соблюдением какой-либо закономерности. Педагог подчеркивает, что для лучшего запоминания надо понять закономерность, с которой поставлены детали в образце. Дети в течение нескольких секунд рассматривают образец и затем выставляют то же по памяти. - Вы справились со всеми заданиями. Какого цвета стал этот лепесток? | Принимают условия игр. Выполняют практические упражнения. Дети: розовый. | Приемы активизации самостоятельного мышления детей. Объяснение. Упражнение. Индивидуальная работа. | ||||
Рефлексивно-корригирующий, 3 мин | Формирование элементарных навыков самоконтроля. Корректирование при необходимости деятельности и результата в соответствии с поставленными задачами | На шестом лепестке тоже есть задание: Упражнение «ЛЕГО – буквы» Педагог предлагает каждому ребенку сконструировать буквы из ЛЕГОкирпичиков. | Дети индивидуально выполняют задание на ЛЕГО- пластине. | Игровые приемы | ||||
Динамическая пауза, 1 мин | Смена вида деятельности, предупреждение утомляемости | Физминутка Раз – подняться, подтянуться Два – согнуться, разогнуться Три – в ладоши три хлопка, Головою три кивка. На четыре – руки шире, Пять – руками помахать Шесть – на стульчик сесть опять. | Выполняют движения согласно тексту, проговаривают слова. | Игровые приемы | ||||
Практическая работа, 5 мин | Овладение способами действия, применение знаний, навыков и умений | 7 лепесток Дидактическая игра «Назови общим словом» Педагог предлагает три слова, – волк, лиса, заяц. - брюки, шорты, блузка. - дерево, роза, фиалка - мороженое, хлеб, суп – машина, троллейбус, трамвай. - И каким стал наш лепесток? | Подбирают обобщающее слово. - Животные - Одежда - Растения - Продукты питания - Транспорт - коричневым | Беседа, обсуждение. Фронтальная работа | ||||
Заключительный этап. Рефлексия 2 мин | Подведение итогов НОД, обобщение полученного ребенком опыта. Формирование элементарных навыков самооценки | - Вот и расцвёл цветик-Семицветик, вновь Фея стала веселая. Она благодарит вас за помощь. - Педагог подводит итог занятия, задает вопросы. - Дети, какие задания мы сегодня выполняли? - Понравилось ли вам конструировать буквы из ЛЕГО? - Какие задания вызвали у вас затруднения? - Предлагаю устроить фейерверк из цветов. Если вам понравилось наше занятие, то прикрепите желтую звездочку, а если было неинтересно, то - синюю звездочку. - С каким настроением вы вернулись в детский сад? - Всем спасибо. До новых встреч! | Отвечают на вопросы педагога. Дети на магнитной доске прикрепляют звездочки. | Беседа, обсуждение. Фронтальная работа, индивидуально-коллективная |