Тема 1. Коммерческое право как отрасль права




1.1. Коммерческое право как учебная дисциплина: понятие учебной дисциплины, ее отличие от науки коммерческого права и коммерческого права как специальной части гражданского права, их взаимосвязь, задачи дисциплины коммерческого права в связи с формированием рыночных отношений в стране, развитием национального рынка и расширением торговых связей с другими государствами.

1.2. Коммерческое право, как специальная часть гражданского права (предмет и метод правового регулирования, особенности).

1.3. Функции коммерческого права, их соотношение с общими функциями права и отраслевыми функциями гражданского права. Специальные функции коммерческого права.

1.4. Причины возрождения российского коммерческого права в современных условиях.

1.5. Правовое регулирование коммерческой (торговой) деятельности. Понятие и сущность коммерции как одного из видов предпринимательства, направленной на получение прибыли в результате торговых сделок.

1.6. Торговый оборот как процесс продвижения товаров на возмездной договорной основе от изготовителей к потребителям.

Учебная литература по теме:

1. Баранов, В.А. Коммерческое право: правовое регулирование организации коммерческой деятельности / В.А. Баранов; Тамбовский государственный технический университет. – Тамбов: Тамбовский государственный технический университет (ТГТУ), 2017. – 129 с. – Режим доступа: по подписке. – URL: https://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=498910 (дата обращения: 14.04.2020). – Библиогр.: с. 111-126. – ISBN 978-5-8265-1711-6. – Текст: электронный;

2. Кирпичев, А.Е. Коммерческое право: основы и современные проблемы: курс лекций / А.Е. Кирпичев, В.А. Кондратьев; Российский государственный университет правосудия. – Москва: Российский государственный университет правосудия (РГУП), 2018. – 212 с.: табл. – Режим доступа: по подписке. – URL: https://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=560864 (дата обращения: 14.04.2020). – Бибилогр.: с. 205-206. – ISBN 978-5-93916-690-4. – Текст: электронный;

3. Коммерческое право: учебник для академического бакалавриата / Е. А. Абросимова, А. Т. Амиров, В. А. Белов [и др.]; под общ. ред. Б. И. Пугинского, В. А. Белова, Е. А. Абросимовой. – 5-е изд., перераб. и доп. — М.: Издательство Юрайт, 20176 — 471 с. — Серия: Бакалавр. Академический курс;

4. Коммерческое право: учебник / Н.Д. Эриашвили, М.Н. Илюшина, П.В. Алексий и др.; ред. М.М. Рассолов, И.В. Петров, П.В. Алексий. – 4-е изд., перераб. и доп. – Москва: Юнити, 2015. – 503 с.: табл. – (Dura lex, sed lex). – Режим доступа: по подписке. – URL: https://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=115313 (дата обращения: 14.04.2020). – Библиогр. в кн. – ISBN 978-5-238-01792-1. – Текст: электронный;

5. Толкачев, А.Н. Коммерческое право: учебное пособие / А.Н. Толкачев. – Москва: Дашков и К°, 2018. – 360 с.: ил. – (Учебные издания для бакалавров). – Режим доступа: по подписке. – URL: https://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=495838 (дата обращения: 14.04.2020). – Библиогр.: с. 342-344. – ISBN 978-5-394-01153-5. – Текст: электронный.

1.1. Коммерческое право как учебная дисциплина: понятие учебной дисциплины, ее отличие от науки коммерческого права и коммерческого права как специальной части гражданского права, их взаимосвязь, задачи дисциплины коммерческого права в связи с формированием рыночных отношений в стране, развитием национального рынка и расширением торговых связей с другими государствами.

Термин «коммерческое (торговое) право» используется для обозначения юридической учебной дисциплины, которая имеет целью формирование у учащихся таких знаний и навыков в области коммерческого права, которые позволяли бы им успешно заниматься юридическим обслуживанием коммерческой (торговой) деятельности, с одной стороны, и научным исследованием коммерческого права, с другой.

Учебная дисциплина предназначена для целей обучения, подготовки специалистов к практической работе. Учебные дисциплины формируются путем отбора теоретических положений, выработанных соответствующими науками, а также путем обобщения практического опыта. Они не создают нового знания, а лишь обобщают уже имеющиеся знания в удобном для усвоения виде. Примером может служить любой учебник или пособие по обучению.

Наука представляет собой вид деятельности по выработке теоретических знаний об объектах, процессах и явлениях действительности. Теоретическое знание — это особое представление, которое добывается на основе использования научных методов и средств. Полученные наукой сведения порой резко отличаются от ненаучного, или, как говорят, обыденного взгляда на одни и те же объекты.

Commercium (лат.) — это торговля. Предметом коммерческого права является правовое регулирование коммерческой, т. е. торговой деятельности, которую в упрощенном виде можно представить как совокупность действий субъектов коммерческой деятельности по продвижению товара от изготовителя к потребителю, а в более широком — как правоотношения, возникающие в сфере торговли.

Прежде всего, коммерческим правом регулируются порядок заключения и исполнения договоров купли-продажи, права и обязанности сторон по договорам и их взаимная ответственность, защита имущественных и личных неимущественных прав сторон и т. д.

К задачам коммерческого права как учебной дисциплины можно отнести:

1) изучение специфики оборота различных видов товаров и разработка рекомендаций по совершенствованию их нормативно-правового регулирования;

2) изучение границ, способов и средств государственного воздействия на коммерческую деятельность, а также разработка предложений об оптимизации государственного воздействия;

3) изучение и подготовка научно обоснованных предложений о законодательных мерах по совершенствованию организации субъектов торгового оборота, развитию структуры и инфраструктуры товарного рынка.

 

1.2. Коммерческое право, как специальная часть гражданского права (предмет и метод правового регулирования, особенности)

Движение товаров и услуг (товарообмен) представляет собой сложный процесс, регулируемый правовыми нормами, совокупность которых называется коммерческим правом.

Значение коммерческого права обусловлено значением товарооборота для жизни общества и государства. Его нормы прямо или косвенно затрагивают интересы каждого. Поэтому их изучение важно и необходимо для людей, занятых в разных сферах деятельности, особенно для юристов, финансистов, экономистов, предпринимателей и государственных служащих.

Обособление коммерческого права наблюдалось в XII—XIII вв. как следствие неспособности гражданского права регулировать новые отношения торгового оборота. Оно сформировалось как сословное право купцов (торговцев) и распространялось на торговые отношения, участниками которых были члены данного сословия, и поэтому первоначально называлось не торговым правом, а правом торговцев. Родиной торгового права признаются итальянские города, и прежде всего те из них, которые были связаны с морской торговлей на побережье Средиземного моря. Затем оно стало развиваться на севере Европы, в частности в городах, расположенных на побережье Балтийского моря, особенно в городах Ганзейского союза.

Первые попытки закрепить в законодательном порядке торговые отношения были осуществлены во второй половине XVII в. во Франции, которая всячески поддерживала развитие ремесел и торговли. Здесь были изданы два ордонанса (закона) — Ордонанс о сухопутной торговле 1673 г. и Ордонанс о морской торговле 1681 г., которые оказали большое влияние на развитие торгового права и в других странах, поскольку их положения применялись и иностранными судами.

В России обучение коммерческому праву велось с середины XIX в., когда в ведущих вузах страны были написаны и изданы учебники по данному курсу, образованы кафедры торгового права, которые просуществовали до 1917 г.

Современное коммерческое право не является реанимацией, реконструкцией прежде существовавшего в России торгового права после многих лет забвения. Термин «коммерческое (торговое) право» лишь недавно возвращен в российское правоведение. Это новая учебная дисциплина, построенная на принципах, учитывающих важность коммерческого права для решения стратегических задач построения цивилизованного рынка, определения целей, средств и методов деятельности организаций, учреждений и торгового оборота страны в целом.

Коммерческое право — это комплексный институт гражданского права, состоящий из правовых норм, регулирующих торговые отношения.

Под коммерческим (торговым) правом специалисты понимают совокупность норм частного права, общего и специального, предназначенную для обслуживания торгового (коммерческого) оборота и регулирующую взаимоотношения профессиональных предпринимателей (коммерсантов). Иными словами, это совокупность норм, имеющая применение в той области экономических отношений, которая именуется торговлей.

Относительно предмета коммерческого права сложилось два основных подхода.

Первый, который предложен кафедрой коммерческого права Московского государственного университета, в частности Б.И. Пугинским, состоит в том, что предметом коммерческого права является «купля-продажа товаров между коммерсантами (торговцами), осуществляемая в коммерческих целях, а также совокупность действий по продвижению товаров от изготовителей к потребителям».

Второй подход предусматривает включение в предмет коммерческого права не только отношений по купле-продаже и совокупности действий по продвижению торговли, но также и отношений, складывающихся в связи с государственным регулированием торговой деятельности.

Предмет торгового права включает четыре группы общественных отношений:

1) непосредственно отношения по купле-продаже товаров в целях, не связанных с личным, семейным и бытовым использованием. Тем самым розничная купля-продажа (потребительские отношения) не включается в предмет коммерческого права, так как ее целью является продажа товаров для личных нужд, хотя и отношения по розничной купле-продаже могут рассматриваться в рамках учебной дисциплины коммерческого права;

2) отношения по государственному регулированию торговой деятельности;

3) отношения, направленные на организацию торговой деятельности. В данную группу входят отношения, связанные с использованием торговых объектов, организацией и деятельностью ярмарок, розничных рынков, товарных бирж;

4) отношения, сопутствующие торговле, в данную группу можно отнести рекламную, маркетинговую, транспортную и подобные виды деятельности, которые сопутствуют торговле.

Если говорить о методах торгового права, то можно выделить три основных метода:

1) метод автономных решений. Предполагает возможность установления таких правил, которые позволяют (в том числе обязывают) субъектам торговой деятельности самостоятельно определять свои права и обязанности, прежде всего путем вступления в договорные отношения;

2) метод властных предписаний. Предполагает установление строгих требований к субъектам торговли, которые не могут ими быть изменены;

3) метод рекомендаций. Предполагает установление различных рекомендаций, например, по заполнению документов, оформлению отдельных торговых операций, несоблюдение которых не влечет негативных последствий для участников.

Определившись с предметом и методом коммерческого права, можно перейти к вопросу о месте коммерческого права в системе отечественного права. Данный вопрос не имеет единого, устоявшегося ответа. Всего можно выделить три основных подхода, сложившихся в юридической доктрине.

Первый подход, который также называют цивилистическим (поскольку он исходит из примата гражданского права и высказывается учеными-цивилистами), согласно этому подходу, коммерческое право не выделяется вообще или является подотраслью гражданского права. К цивилистическому подходу поэтому можно отнести и позицию кафедры коммерческого права СПбГУ (обоснованную в трудах В.Ф. Попондопуло и К.К. Лебедева), но ее специфика состоит в том, что отождествляются коммерческое и предпринимательское право и вместе рассматриваются как функциональная подотрасль гражданского права. При этом любые «вертикальные» отношения отрываются от частноправовых, поскольку государственное регулирование не относится к предмету гражданского права.

Второй подход, одним из ярких представителей которого является Б.И. Пугинский, предполагает рассмотрение коммерческого права как самостоятельной отрасли права, то есть предполагается существование в России дуализма частного права. В условиях отсутствия торгового или коммерческого кодекса данный подход отражает неявное, обособление предпринимательских отношений в рамках формально единого Гражданского кодекса РФ, однако, как и в цивилистическом подходе, подразумевается отрыв от коммерческого права отношений по государственному регулированию и появляется вопрос о соотношении норм о коммерческой (то есть торговой) с нормами об иных видах предпринимательской деятельности.

Третий подход, сторонником которого выступает Л.В. Андреева, предусматривает рассмотрение коммерческого права как подотрасли предпринимательского права. Данный подход предполагает признание специфики торговли как одного из элементов системы предпринимательской деятельности и позволяет включать в предмет коммерческого права государственное регулирование торговли, в том числе, ценовое, антимонопольное и техническое регулирование.

1.3. Функции коммерческого права, их соотношение с общими функциями права и отраслевыми функциями гражданского права. Специальные функции коммерческого права

Под функциями коммерческого права понимают главные направления правового действия, которое определяет значение норм коммерческого права в урегулировании оборота торговли.

Функции можно подразделить на общие и специальные.

Общие предполагают, что нормы коммерческого права устанавливают статус коммерческих организаций, занимающихся торговой деятельностью на профессиональной постоянной основе, определяют их разновидность; устанавливают правовой режим товара, являющегося объектом коммерческого правоотношения. Эти функции можно назвать коммуникативными, т.к. они выступают способом связи между субъектом и объектом

Специальные функции имеют тесную связь с предметом и принципами коммерческого права. Главным их предназначением является влияние на процессию торгового обращения. Специальные функции коммерческого права следует подразделить на: регулятивную и охранительную.

1.4. Причины возрождения российского коммерческого права в современных условиях

Современный этап развития отечественного коммерческого (торгового) права характеризуется высокой динамичностью. Переход экономики на путь рыночных преобразований резко изменил задачи и методы работы хозяйствующих субъектов, да и многих других видов организаций. Острая потребность в специалистах, юридических кадрах, подготовленных для налаживания умелой и эффективной реализации производимых товаров, осуществления внешнеторговой деятельности, переставшей быть прерогативой узкого круга государственных организаций, повлекла образование во многих юридических вузах и на факультетах кафедр коммерческого права либо введение учебной дисциплины коммерческого права. Очевидно, что по мере формирования структуры российского товарного рынка, развития, и четкой специализации его звеньев, наращивания объемов торгового оборота будет совершенствоваться правовое обеспечение коммерческой деятельности как в законодательном, так и в научно-образовательном аспектах.

1.5. Правовое регулирование коммерческой (торговой) деятельности. Понятие и сущность коммерции как одного из видов предпринимательства, направленной на получение прибыли в результате торговых сделок

В толковом словаре Д.И. Ушакова коммерция определяется как торговля, торговые дела. Исходя из лексического значения данного слова, можно сделать вывод, что коммерческая деятельность — это торговая деятельность. В Федеральном законе от 28.12.2009 № 381-ФЗ «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации» торговая деятельность (торговля) определена как вид предпринимательской деятельности, связанный с приобретением и продажей товаров. В юридической литературе относительно значения понятий «коммерческая деятельность», «торговая деятельность» ведутся дискуссии. Выявление значения данных терминов необходимо, прежде всего, для выделения соответствующего предмета правового регулирования, возможности применения к тем или иным отношениям соответствующих норм. Например, в Законе о торговле установлены специальные обязанности для субъектов, осуществляющих торговую деятельность при заключении договоров поставки. Возникает вопрос: «К каким субъектам они применимы, а к каким нет?» Так, Л.В. Андреева считает, что коммерческая деятельность является более широким понятием, так как коммерческая деятельность в свое содержание включает, помимо торговли, иные виды деятельности, способствующие процессу реализации и продвижения товаров от изготовителей к конечным потребителям (маркетинговая, рекламная и т.п.).

Представители научной школы Московского государственного университета считают, что коммерческая деятельность и торговая деятельность представляют собой тождественные понятия, которые можно определить как совокупность действий по продвижению товаров от изготовителей к потребителям.

Торговая (коммерческая) деятельность также подразделяется на отдельные виды (оптовая торговля и розничная).

Оптовая торговля — вид торговой деятельности, связанный с приобретением и продажей товаров для использования их в предпринимательской деятельности (в том числе для перепродажи) или в иных целях, не связанных с личным, семейным, домашним и иным подобным использованием.

Розничная торговля — вид торговой деятельности, связанный с приобретением и продажей товаров для использования их в личных, семейных, домашних и иных целях, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности. Правовое значение имеет разделение торговли и в зависимости от способа осуществления: дистанционная торговля, торговля по образцам, торговля в торговых объектах и т.п.

В зависимости от территории можно выделить международную (внешнюю) торговлю и торговлю внутригосударственную.

Таким образом, правовое регулирование торговой деятельности можно разделить на следующие направления:

1) регулирование создания (учреждения) субъектов торговой деятельности;

2) регулирование торговли отдельных видов товаров, включая лицензирование;

3) ценообразование;

4) антимонопольное регулирование;

5) регулирование в зависимости от вида торговли (оптовая, розничная, дистанционная);

6) договорное регулирование между субъектами торговой деятельности;

7) техническое регулирование;

8) международное регулирование и т. д.

1.6. Торговый оборот как процесс продвижения товаров на возмездной договорной основе от изготовителей к потребителям

Коммерческая или торговая деятельность в самом общем виде представляет собой совокупность действий по продвижению товаров от изготовителей к потребителям. Совокупность таких действий, приуроченная к известному субъекту, составит торговый оборот этого лица; совокупность торговых оборотов всех участников торговой деятельности составят торговый оборот в макроэкономическом смысле или товарный рынок — часть гражданского оборота, характеризующаяся не только особого рода субъектами (участниками) и объектами, но и особым содержанием, а также арсеналом используемых для организации этих отношений правовых средств. Именно торговля опосредует отношения обособленных товаропроизводителей, характеризующиеся общественным разделением труда. Эти отношения развиваются через рынок, куплю-продажу товаров.

Объединение всех актов покупки и продажи товаров в рамках понятия «торговый оборот» осуществляется, по сути дела, только потому, что эти отношения получают единообразное частноправовое оформление. Все они имеют вид договора купли-продажи, т.е. объединение осуществляется по исключительно юридическому критерию, без учета тех функций, того реального влияния, которое оказывает тот или иной акт торговли на состояние торгового оборота в макроэкономическом смысле.

Признаки торгового оборота:

1) регулярность и однотипность торговых операций. Торговля как коммерция слагается из операций, совершаемых не просто часто и даже не просто систематически, но повседневно, причем, операции эти — с точки зрения своего предмета, содержания, оформления, техники — являются однородными, подобными друг другу. Торговые сделки могут различаться по участникам и масштабам (количеству товаров и их цене) — все остальные их условия (включая условие о предмете — товарах) идентичны. Такие сделки совершаются уж конечно не всяким и каждым — их участниками являются, с одной стороны, производители товаров, с другой — их промышленные (оптовые) потребители; между теми и другими в том или другом качестве могут выступать посредники — перекупщики и перепродавцы — купцы или торговцы.

2) торговля — это системная деятельность, а не простая сумма отдельных торговых сделок. Ни макроэкономика, ни (следовательно), право, ни, стало быть, сами коммерсанты (купцы или торговцы) не могут себе позволить различать и выделять отдельные торговые операции — конкретные акты покупки и продажи конкретных партий товара. Торговый оборот рассматривается и оценивается в целом. В его рамках прибыль, принесенная одними торговыми сделками, наверняка будет «съедена» убыточностью других, равно как и наоборот, потери, понесенные на каких-то торговых сделках, могут и должны быть оценены только на фоне той выгоды, которую торговец получил на сделках с другими контрагентами и другими товарами.

3) торговля — это профессиональная деятельность, т.е. исключительная деятельность коммерсанта, деятельность, которой он промышляет — то, чем он живет, с помощью чего он зарабатывает себе на жизнь, доставляет средства к существованию. Торговля в этом смысле, следовательно, предполагает, во-первых, занятие собой во имя обогащения (извлечения прибыли), и во-вторых, неразрывное единство актов покупки и продажи товаров. Первое положение особого разъяснения не требует, а о втором нужно сказать два слова. Нет коммерсантов, которые только продают, как и нет коммерсантов, которые только покупают — всякий коммерсант является покупателем того, что он впоследствии с прибылью перепродаст, а также продавцом того, что он предварительно купил по более низкой цене. Да, конечно, между актами покупки и продажи может вклиниться процесс обработки или переработки купленного — в таком случае мы говорим уже не просто о коммерческом, но о промышленном предприятии. Сути дела, однако, это не меняет: быть предприятием промышленным, не будучи одновременно и предприятием коммерческим в эпоху рыночного хозяйства невозможно.

4) торговое предприятие. Торговля, будучи деятельностью системной и профессиональной никак не может осуществляться без ее надлежащей имущественной и управленческой организации. Имущественный комплекс, используемый исключительно для целей ведения торговой деятельности, а также комплекс прав и обязанностей, созданных для целей и в процессе ведения такой деятельности (прав, вещных, обязательственных, корпоративных, исключительных, личных неимущественных и трудовых), называется торговым предприятием. Торговое предприятие предполагает имущественное обзаведение, наличие лиц, непосредственно занимающихся ведением торговых дел (директоров, управляющих), а также вспомогательного наемного персонала; наконец, торговое предприятие не может работать без отлаженной системы планирования приобретения и сбыта.

5) товары (предмет торговли) — в первую очередь движимые вещи, определенные родовыми признаками. Торговое предприятие (торговая деятельность) имеет своим предметом прежде всего родовые движимые вещи, товары, а также тем или иным образом связанные с ними, ценности. В их число входят товарораспорядительные документы, товарные деривативы, цифровые продукты, поставляемые на материальных носителях или передаваемые по электронным каналам связи, а также услуги, оказание которых является необходимой предпосылкой к извлечению из традиционных товаров их потребительной стоимости.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-11-23 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: