Стадии законодательного процесса.




Стадия законодательного процесса - урегулированная Конституцией Российской Федерации, и федеральными законами совокупность действий полномочных органов государственной власти по внесению, рассмотрению, одобрению, подписанию и опубликованию нормативно правового акта. Иными словами это процесс рождения закона. Можно выделить следующие стадии данного процесса: При­ня­тие ре­ше­ния о под­го­тов­ке за­ко­но­про­ек­та. Сде­лать это мо­жет Го­су­дар­ст­вен­ная Ду­ма, Пре­зи­дент, Пра­ви­­тел­ьс­тво, со­став­ляя план под­го­тов­ки за­ко­но­про­ек­тов. Сбор не­об­хо­ди­мой ин­фор­ма­ции. Она слу­жит ба­зой всей за­ко­но­твор­че­ской ра­бо­ты. Сей­час ред­ко за­ко­но­про­ект пи­шет­ся с «чис­то­го лис­та». Ин­фор­ма­ция долж­на быть объ­ек­тив­ной, дос­то­вер­ной, свое­вре­мен­ной и пол­ной (но не из­бы­точ­­ной), дос­туп­ной и удоб­ной для поль­зо­ва­ния. Раз­ра­бот­ка кон­цеп­ции за­ко­но­про­ек­та. Кон­цеп­ция за­ко­но­про­ек­та, как пра­ви­ло, со­став­ля­ет­ся спе­ци­аль­но по­доб­ран­ной для этой це­ли груп­пой и пред­на­зна­че­на для за­ко­но­да­те­­лей. Вот по­че­му ее важ­но гра­мот­но сфор­му­ли­ро­вать в пись­мен­ном ви­де и офор­мить в ви­де до­ку­мен­та под на­зва­ни­ем «Кон­цеп­ция за­ко­на (да­лее идет его при­мер­ное на­зва­ние)». Воз­мож­но, при раз­ра­бот­ке про­ек­та за­ко­на на­зва­ние при­дет­ся уточ­нить или из­ме­нить. Со­став­ле­ние про­ек­та за­ко­на. Ес­ли кон­цеп­ция за­ко­на одоб­ре­на ор­га­ном, при­няв­шим ре­ше­ние о при­ня­тии за­ко­на, для раз­ра­бот­ки за­ко­но­про­ек­та соз­да­ет­ся груп­па раз­ра­бот­чи­ков. Про­ве­де­ние экс­пер­ти­зы. Экс­пер­ти­за при­зва­на дать оцен­ку за­ко­но­про­ек­та по мно­гим па­ра­­ме­трам: ♦ со­от­вет­ст­вия об­ще­при­знан­ным нор­мам и прин­ци­пам ме­ж­ду­на­­ро­дн­ого пра­ва, Кон­сти­ту­ции и дру­гим за­ко­нам ♦ со­от­вет­ст­вия всем пра­ви­лам пра­во­твор­че­ской тех­ни­ки (со­дер­­ж­ател­ьным, ло­ги­че­ским, струк­тур­ным, язы­ко­вым, ре­к­ви­зит­ным). В кон­це про­де­лан­ной ра­бо­ты со­став­ля­ют­ся со­про­во­ди­тель­ные до­ку­мен­ты:

♦ по­яс­ни­тель­ная за­пис­ка; ♦ пе­ре­чень ак­тов, под­ле­жа­щих при­зна­нию, ут­ра­тив­ши­ми си­лу, при­ос­та­нов­ле­нию, из­ме­не­нию, до­пол­не­нию и при­ня­тию в свя­зи с ис­ту­п­лен нем в си­лу дан­но­го за­ко­на; ♦ фи­нан­со­во-эко­но­ми­че­ское обос­но­ва­ние (ес­ли пред­по­ла­га­ют­ся ма­те­ри­аль­ные за­тра­ты); ♦ за­клю­че­ние Пра­ви­тель­ст­ва. Вне­се­ние за­ко­но­про­ек­та (ста­дия за­ко­но­да­тель­ной ини­циа­ти­вы). Со­ста­вить свой за­ко­но­про­ект и пред­ло­жить его за­ко­но­да­тель­но­­му ор­га­ну мо­жет лю­бое ли­цо. Но пар­ла­мент не обя­зан при­нять его к рас­смот­ре­нию. Он дол­жен рас­смат­ри­вать толь­ко про­ек­ты, вне­сен­ные ор­га­на­ми, ко­то­рые по Кон­сти­ту­ции поль­зу­ют­ся пра­вом за­ко­но­да­­тел­ьной ини­циа­ти­вы. Это пра­во не оз­на­ча­ет, что пар­ла­мент не­пре­мен­но дол­жен при­нять по­ло­жи­тель­ное ре­ше­ние, он лишь обя­зан вы­ра­зить свое от­но­ше­ние к про­ек­ту (от­кло­нить или при­нять его за ос­но­ву и на­пра­вить на до­ра­бот­ку). Рас­смот­ре­ние про­ек­та в ко­ми­те­тах и ко­мис­си­ях пар­ла­мен­та. За­ко­но­про­ект, под­ле­жа­щий рас­смот­ре­нию Го­су­дар­ст­вен­ной Ду­мой, на­прав­ля­ет­ся ее Со­ве­том в со­от­вет­ст­вую­щий ко­ми­тет ниж­ней па­ла­ты, ко­то­рый на­зна­ча­ет­ся от­вет­ст­вен­ным по за­ко­но­про­ек­ту. Об­су­ж­де­ние кон­цеп­ции за­ко­но­про­ек­та. Об­су­ж­де­ние кон­цеп­ции счи­та­ет­ся пер­вым чте­ни­ем за­ко­но­про­­е­кта. Рас­смот­ре­ние по­пра­вок к за­ко­но­про­ек­ту. Рас­смот­ре­ние по­пра­вок — вто­рое чте­ние за­ко­но­про­ек­та. При­ня­тие за­ко­на. Со­вет Го­су­дар­ст­вен­ной Ду­мы на­зна­ча­ет третье чте­ние за­ко­но­про­­е­кта для го­ло­со­ва­ния, что­бы при­нять его в ка­че­ст­ве за­ко­на. Здесь уже не до­пус­ка­ют­ся вне­се­ние в не­го по­пра­вок и воз­вра­ще­ние к его об­су­ж­­д­ению в це­лом ли­бо по от­дель­ным стать­ям, гла­вам, раз­де­лам. Ут­вер­жде­ние Со­ве­том Фе­де­ра­ции. Этот ор­ган су­ще­ст­ву­ет для до­пол­ни­тель­ной про­вер­ки то­го, ну­жен пи при­ня­тый за­кон, ка­ко­во его ка­че­ст­во, есть ли сред­ст­ва для его ис­­по­лн­ения и др. Верх­ней па­ла­те для вы­яс­не­ния этих во­про­сов да­ет­ся дне не­де­ли.

Под­пи­са­ние Пре­зи­ден­том Рос­сий­ской Фе­де­ра­ции. Пре­зи­дент Рос­сии вы­пол­ня­ет ко­ор­ди­ни­рую­щие функ­ции ме­ж­ду вет­вя­ми вла­сти. Под­пи­са­ние за­ко­но­про­ек­та Пре­зи­ден­том в двух­не­­дел­ьный срок мож­но рас­смат­ри­вать в этом клю­че. Кро­ме то­го, это еще один спо­соб кон­тро­ля пра­во­вых ак­тов, по ко­то­рым бу­дет жить вся стра­на. Пре­зи­дент мо­жет не под­пи­сать за­кон (пра­во ве­то), но обыч­но по­сле это­го сле­ду­ет разъ­яс­не­ние при­чин та­ко­го ре­ше­ния.

 

39. Опубликование нормативных актов: значение, сроки, источники, язык, ограничительные грифы. Опуб­ли­ко­ва­ние — это дей­ст­вие, за­клю­чаю­щее­ся в до­ве­де­нии нор­ма­тив­ных ак­тов до све­де­ния всех гра­ж­дан, ко­му они ад­ре­со­ва­ны. Для то­го что­бы обес­пе­чить со­блю­де­ние норм пра­ва, обя­за­тель­но нуж­но до­бить­ся их из­вест­нос­ти. Это не­об­хо­ди­мо не толь­ко для за­ко­­нов, но и для под­за­кон­ных ак­тов, ко­то­рые так­же за­тра­ги­ва­ют зна­чи­­тел­ьное чис­ло гра­ж­дан или групп на­се­ле­ния. В ос­но­ве это­го пра­ви­ла ле­жит пре­зумп­ция, со­глас­но ко­то­рой объ­ек­тив­ная не­воз­мож­ность уз­нать со­дер­жа­ние нор­ма­тив­ных ак­тов ло­­г­ич­ески долж­на ос­во­бо­ж­дать от обя­зан­но­сти их вы­пол­не­ния. Пра­во на ин­фор­ма­цию о но­вых за­ко­нах и иных нор­ма­тив­ных ак­тах — это од­но из при­знан­ных ме­ж­ду­на­род­ным со­об­ще­ст­вом прав че­­л­ов­ека. Го­су­дар­ст­во обя­за­но ува­жать дан­ное пра­во и со­дей­ст­во­вать его реа­ли­за­ции. Сро­ки опуб­ли­ко­ва­ния: На этот счет ус­та­нов­ле­ны сле­дую­щие пра­ви­ла. За­ко­ны под­ле­жат опуб­ли­ко­ва­нию в те­че­ние се­ми дней по­сле их под­пи­са­ния Пре­зи­ден­том Рос­сий­ской Фе­де­ра­ции. Ука­зы долж­ны быть до­ве­де­ны до све­де­ния всех пу­тем опуб­ли­ко­­в­ания в те­че­ние де­ся­ти дней по­сле их под­пи­са­ния. По­ста­нов­ле­ния Пра­ви­тель­ст­ва Рос­сий­ской Фе­де­ра­ции под­ле­жат офи­ци­аль­но­му опуб­ли­ко­ва­нию не позд­нее пят­на­дца­ти дней со дня их при­ня­тия, а при не­об­хо­ди­мо­сти не­мед­лен­но­го ши­ро­ко­го их об­на­ро­до­ва­ния до­во­дят­ся до все­об­ще­го све­де­ния че­рез сред­ст­ва мас­со­вой ин­фор­ма­ции без­от­ла­га­тель­но. Ве­дом­ст­вен­ные ак­ты офи­ци­аль­но пуб­ли­ку­ют­ся в те­че­ние де­ся­ти дней по­сле их ре­ги­ст­ра­ции. Источники опубликования. За­ко­ны пуб­ли­ку­ют­ся вПар­ла­мент­ской га­зе­те, Рос­сий­ской га­зе­те или в Со­б­ра­нии за­ко­но­да­тель­ст­ва Рос­сий­ской Фе­де­ра­ции. Ука­зы Пре­зи­ден­та Рос­сий­ской Фе­де­ра­ции под­ле­жат офи­ци­аль­­н­ому опуб­ли­ко­ва­нию в Рос­сий­ской га­зе­те и Со­б­ра­нии за­ко­но­да­тель­ст­ва Рос­сий­ской Фе­де­ра­ции. По­ста­нов­ле­ния Пра­ви­тель­ст­ва Рос­сий­ской Фе­де­ра­ции име­ют тот же ис­точ­ник офи­ци­аль­но­го опуб­ли­ко­ва­ния — Рос­сий­ская га­зе­та и Со­б­ра­нии за­ко­но­да­тель­ст­ва Рос­сий­ской Фе­де­ра­ции. Ве­дом­ст­вен­ные нор­ма­тив­ные ак­ты под­ле­жат офи­ци­аль­но­му опуб­ли­ко­ва­нию в Рос­сий­ской га­зе­те, в Бюл­ле­те­не нор­ма­тив­ных ак­тов фе­де­раль­ных ор­га­нов ис­пол­ни­тель­ной вла­сти. Со­хра­ни­лась и та­кая фор­ма офи­ци­аль­но­го ог­ла­ше­ния, как ве­дом­ст­вен­ная рас­сыл­ка. Она осу­ще­ст­в­ля­ет­ся в це­лях до­ве­де­ния ве­дом­ст­вен­ных ак­тов до их ис­пол­ни­те­лей и обыч­но нор­ма­тив­но рег­ла­мен­ти­ру­ет­ся са­ми­ми ве­­до­мс­тв­ами. Язык. Тек­сты за­ко­нов и дру­гих фе­де­раль­ных ак­тов долж­ны быть опуб­­л­ик­ов­аны как на рус­ском язы­ке, при­знан­ном го­су­дар­ст­вен­ным на всей тер­ри­то­рии Рос­сии, так и на го­су­дар­ст­вен­ных язы­ках рес­пуб­лик в со­ста­ве Рос­сий­ской фе­де­ра­ции. Ограничительный гриф. Тек­сты за­ко­нов и дру­гих фе­де­раль­ных ак­тов долж­ны быть опуб­­л­ик­ов­аны как на рус­ском язы­ке, при­знан­ном го­су­дар­ст­вен­ным на всей тер­ри­то­рии Рос­сии, так и на го­су­дар­ст­вен­ных язы­ках рес­пуб­лик в со­ста­ве Рос­сий­ской фе­де­ра­ции.

 

40. Способы вступления НПА в силу. Всту­п­ле­ние в си­лу нор­ма­тив­но­го пра­во­во­го ак­та - есть мо­мент, по­сле на­сту­п­ле­ния ко­то­ро­го пра­во­вые нор­мы, со­дер­жа­щие­ся в ак­те, на­чи­на­ют дей­ст­во­вать и яв­л-ся обя­за­т-­ми к при­ме­не­нию. Мо­мент всту­п­ле­ния в си­лу нор­ма­тив­ных пра­во­вых ак­тов оп­ре­д-­ся раз­л. спо­со­ба­ми. 1 спо­соб. В за­ко­но­д-­ве ус­та­нав­ли­ва­ет­ся об­щее пра­ви­ло: нор­ма­тив­ный акт всту­па­ет в си­лу по­сле оп­ре­де­лен­но­го сро­ка со дня их опуб­ли­ко­ва­ний, Нет осо­бой не­об­хо­ди­мо­сти до­ка­зы­вать, ка­кую важ­ную роль иг­ра­ет всту­п­ле­ние за­ко­на в си­лу не ера по­сле его опуб­ли­ко­ва­ния, а по про­ше­ст­вии оп­ре­де­лен­но­го сро­ка, по­зво­ляю­ще­го субъ­ек­там пра­ва уяс­нить со­дер­жа­ние нор­ма­тив­но­го ак­та, по­ка он на­хо­дит­ся в со­стоя­нии «без­дей­ст­вия», со­об­ра­зо­вать с ним свое по­ве­де­ние. 2 спо­соб. нор­ма­тив­ный акт всту­па­ет в си­лу с ука­зан­ной в нем кон­крет­ной ка­лен­дар­ной да­ты. 3 спо­соб — всту­п­ле­ние за­ко­на в си­лу со дня его офи­ци­аль­но­­го опуб­ли­ко­ва­ния — стал при­ори­тет­ным в по­след­нее вре­мя. 4 спо­соб. За­кон всту­па­ет в си­лу при на­сту­п­ле­нии оп­ре­­д­еле­нн­ого со­бы­тия или при ус­ло­вии со­вер­ше­ния ка­ких-ли­бо дей­ст­­вий.

41. Систематизация нормативных актов: понятие, значение, принципы. Сис­те­ма­ти­за­ция пра­во­вых ак­тов — это дея­т-ть, на­прав­лен­­ная на их упо­ря­до­че­ние и при­ве­де­ние дей­ст­вую­щих юри­ди­че­ских до­ку­мен­тов в еди­ную, со­гла­со­ван­ную сис­те­му. Зна­че­ние С. 1) Не­­о­бх­од­имость рас­про­стра­не­ния све­де­ний о пра­ве и уг­луб­лен­но­го, спе­­ци­ал­из­ир­ова­нн­ого зна­ния его вы­зы­ва­ет по­треб­ность в С, на­при­мер, в ви­де сбор­ни­ков; 2) С в раз­лич­ных сво­их ви­дах пред­­ста­вл­яет со­бой ма­те­ри­аль­ную и пуб­лич­ную опо­ру нау­ки пра­ва, а так­же важ­на для обу­че­ния сту­ден­тов; 3) Ко­л-во и не­по­сто­ян­ст­во за­ко­нов, раз­но­об­ра­зие их объ­ек­тов, дроб­ле­ние ад­ми­ни­ст­ра­тив­ных рег­ла­мен­тов, уве­ли­че­ние чис­ла осо­бых за­ко­нов — все это де­ла­ет точ­ное зна­ние пра­ва за­труд­ни­тель­ным да­лее для спе­циа­ли­стов. Тре­бу­ет­ся очень серь­ез­ная ра­бо­та по клас­си­фи­ка­­ции юри­ди­че­ской до­ку­мен­та­ции, с тем что­бы она (клас­си­фи­ка­ция) по воз­мож­но­сти ста­ла лег­ко дос­туп­ной и удоб­ной в об­ра­ще­нии; 4) Ана­лиз и об­ра­бот­ка дей­ст­вую­щих нор­ма­тив­ных ак­тов, груп­пи­ров­ка пра­­в­овых пред­пи­са­ний по оп­ре­де­лен­ной схе­ме, соз­да­ние внут­рен­не еди­ной сис­те­мы ак­тов яв­ля­ют­ся не­об­хо­ди­мы­ми ус­ло­вия­ми эф­фек­тив­но­­сти пра­во­твор­че­ской дея­т-ти. Прин­ци­пы С - это обя­за­т-е тре­бо­ва­ния, реа­ли­за­ция ко­то­рых по­зво­лит субъ­ек­там С дос­тичь по­став­лен­но­го ре­зуль­та­та по при­ве­де­нию сис­те­мы пра­во­вых ак­тов сба­лан­си­ро­ван­ную и при­год­ную для ис­поль­зо­ва­ния сис­те­му: -♦ пла­но­вость (ус­та­нов­ле­ние эта­пов про­ве­де­ния сис­те­ма­ти­за­ции сро­ков, кон­крет­ных ис­пол­ни­те­лей и др.); ♦ стрем­ле­ние к ми­ни­маль­но­му ко­ли­че­ст­ву нор­ма­тив­ных ак­тов;пол­но­та (речь идет не толь­ко об ис­чер­пы­ваю­щем сбо­ре ак­тов, но и о ре­ви­зии их по всем ос­но­ва­ни­ям); ♦ це­ле­со­об­раз­ность (ре­ви­зию ак­тов сто­ит про­во­дить лишь то­гда, ко­гда есть опас­ность сни­же­ния эф­фек­та от ис­поль­зо­ва­ния пра­во­вых ак­тов); ♦ опе­ра­тив­ность (по­сколь­ку пра­во это ди­на­мич­ная сис­те­ма при­ве­де­ние ее в ра­бо­чее со­стоя­ние долж­но быть бы­ст­рым, ибо по­сле­­ду­ющие ее из­ме­не­ния толь­ко ос­лож­нят ра­бо­ту); ♦ не­пре­рыв­ность (дос­ти­же­ние гар­мо­нии пра­во­вых ак­тов яв­ле­ние вре­мен­ное, ди­на­мизм пра­во­вой сис­те­мы не пред­по­ла­га­ет при­ос­та­нов­ку этой ра­бо­ты); ♦ эко­но­мич­ность (ра­бо­та по сис­те­ма­ти­за­ции от­но­сит­ся к чис­лу вы­со­ко­ин­тел­лек­ту­аль­ных, по­это­му по­вы­ше­ние ее про­из­во­ди­тель­но­сти, а так­же воз­мож­ное сни­же­ние из­дер­жек мо­жет ее уде­ше­вить); ♦ дос­туп­ность (по­сколь­ку юри­ди­че­ские до­ку­мен­ты за­тра­ги­ваю ин­те­ре­сы лю­дей, сле­ду­ет ду­мать о том, как рас­ши­рить и сде­лать дос­та­точ­но лег­ким поль­зо­ва­ние ими); ♦ де­мо­кра­тич­ность (име­ет­ся в ви­ду вы­яв­ле­ние об­ще­ст­вен­но­го мне­ния от­но­си­тель­но то­го, ка­кая фор­ма сис­те­ма­ти­за­ции бу­дет бо­лее под­хо­дя­щей); ♦ глас­ность (про­цесс и ре­зуль­та­ты ра­бо­ты по сис­те­ма­ти­за­ции по­­ле­зно де­лать дос­тоя­ни­ем об­ще­ст­вен­но­сти, т.к. пра­во­вые ак­ты за­тра­ги­ва­ют их ин­те­ре­сы); ♦ про­фес­сио­на­лизм (же­ла­тель­но, что­бы сис­те­ма­ти­за­тор­ской ра­­б­отой за­ни­ма­лись зна­то­ки это­го де­ла); ♦ на­уч­ность (при­вле­че­ние раз­ра­бо­ток уче­ных в об­лас­ти сис­те­ма­­т­из­ации по­зво­лит ис­поль­зо­вать не толь­ко ос­во­ен­ный, но и за­ру­беж­­ный опыт, а так­же но­вые про­грес­сив­ные идеи).

42. Кодификация и правила ее проведения. Ко­ди­фи­ка­ция — это упо­ря­до­че­ние нор­ма­тив­но­го мас­си­ва пу­тем ко­рен­ной пе­ре­ра­бот­ки со­дер­жа­ния имею­щих­ся в оп­ре­де­лен­ной сфе­ре пра­во­во­го ре­гу­ли­ро­ва­ния нор­ма­тив­ных ак­тов и соз­да­ния на их ос­но­ве еди­но­го юри­ди­че­ски и ло­ги­че­ски цель­но­го нор­ма­тив­но­го ак­та. По­сколь­ку по сво­ей су­ти ко­ди­фи­ка­ция от­но­сит­ся к пра­во­твор­че­­с­тву и лишь при­мы­ка­ет к сис­те­ма­ти­за­ции, пра­ви­ла ее про­ве­де­ния в боль­шей ме­ре от­но­сят­ся к пра­во­твор­че­ской тех­ни­ке. Ин­ст­ру­мен­ты фор­ми­ро­ва­ния со­дер­жа­ния ко­дек­са и его оформ­ле­ния во многом сход­ны с те­ми, ко­то­рые при­ме­ня­ют­ся при соз­­д­ании дру­гих нор­ма­тив­ных ак­тов. Это: 1) та­кая ра­бо­та очень слож­на и вы­со­ко за­трат­на. По­это­му она долж­на на­чи­нать­ся толь­ко то­гда, ко­гда вы­не­се­но ре­ше­ние го­с. ор­га­на о ее про­ве­де­нии и фи­нан­си­ро­ва­нии. Имен­но го­с. ор­ган бе­рет па се­бя ре­ше­ние во­про­са, не­об­хо­ди­ма ли ко­ди­­ф­ик­ация; 2) соз­да­ние ра­бо­че­го кол­лек­ти­ва — за­да­ча не из лег­ких. В нем долж­ны быть со­б­ра­ны про­фес­сио­на­лы вы­со­ко­го клас­са, при­чем раз­­н­ого про­фи­ля: и уче­ные — юри­сты, лин­гвис­ты, по­ли­то­ло­ги, спе­циа­ли­сты в той сфе­ре жиз­ни, ко­то­рая ста­ла объ­ек­том ко­ди­фи­ка­ции, и по­­л­ит­ики, и прак­ти­че­ские ра­бот­ни­ки с боль­шим опы­том; 3) план ра­бо­ты кол­лек­ти­ва дол­жен быть раз­бит на эта­пы с ука­за­­н­ием при­мер­ных сро­ков вы­пол­не­ния ра­бот на ка­ж­дом из них; 4) рас­пре­де­ле­ние обя­зан­но­стей ме­ж­ду чле­на­ми ра­бо­че­го кол­лек­ти­ва и оп­ре­де­ле­ние эта­па вклю­че­ния их в ра­бо­ту; 5) сбор и от­бор нор­ма­тив­но­го ма­те­риа­ла, под­ле­жа­ще­го ко­ди­фи­ка­ции; 6) обоб­ще­ние за­ру­беж­но­го опы­та в сфе­ре за­ко­но­да­тель­ст­ва, яв­ляю­щей­ся объ­ек­том за­ко­но­про­ект­ных ра­бот; 7) пред­ва­ри­тель­ный ана­лиз нор­ма­тив­но­го ма­те­риа­ла и ре­ше­ние во­про­са о це­ле­со­об­раз­но­сти ко­ди­фи­ка­ции. 8) не­об­хо­ди­мо изу­чить ре­аль­ную об­ста­нов­ку в стра­не и оп­ре­де­лить объ­ек­тив­ные и субъ­ек­тив­ные фак­то­ры, ко­то­рые мо­гут ска­зать­ся на дей­ст­вии бу­ду­ще­го ко­дек­са. 9) ана­лиз со­б­ран­ных для пе­ре­ра­бот­ки нор­ма­тив­ных ак­тов и выл чле­не­ние нор­ма­тив­ных пред­пи­са­ний, ко­то­рые вой­дут в ко­декс. Од­ним из важ­ных мо­мен­тов яв­ля­ет­ся ре­ше­ние во­про­са, од­но­род­ные ли об­ще­ст­вен­ные от­но­ше­ния они ре­гу­ли­ру­ют; в про­тив­ном слу­чае ко­декс не бу­дет цель­ным ак­том, а боль­ше бу­дет по­хо­дить на кон­со­ли­ди­­р­ова­нный акт. 10) нор­ма­тив­ные пред­пи­са­ния, ото­бран­ные для пе­ре­ра­бот­ки, долж­ны быть клас­си­фи­ци­ро­ва­ны по во­про­сам, ко­то­рые пред­по­ло­жи­­тел­ьно долж­ны най­ти от­ра­же­ние в бу­ду­щем ко­дек­се. Эта клас­си­фи­ка­ция долж­на стать ос­но­вой раз­ра­бот­ки струк­ту­ры ко­дек­са;

11) са­мый от­вет­ст­вен­ный этап — со­став­ле­ние тек­ста про­ек­та ко­­де­кса, фор­му­ли­ро­ва­ние его ста­тей. Здесь клас­си­фи­ка­ци­ей ото­бран­­ных и пе­ре­ра­бо­тан­ных нор­ма­тив­ных пред­пи­са­ний, как пра­ви­ло, не уда­ет­ся обой­тись. При­хо­дит­ся их до­пол­нять но­вы­ми нор­ма­тив­ны­ми пред­пи­са­ния­ми, как бы вос­пол­нять имею­щие­ся про­бе­лы в пра­во­вом ре­гу­ли­ро­ва­нии этой сфе­ры об­ще­ст­вен­ных от­но­ше­ний. Ко­неч­но, од­­н­ому че­ло­ве­ку это не по си­лам. Рас­пре­де­ле­ние струк­тур­ных эле­мен­­тов тек­ста ме­ж­ду со­ста­ви­те­ля­ми долж­но про­во­дить­ся с уче­том их же­ла­ния, ко­то­рое обыч­но оп­ре­де­ля­ет­ся их ком­пе­тент­но­стью в том или ином во­про­се; 12) текст про­ек­та дол­жен под­верг­нуть­ся ши­ро­ко­му об­су­ж­де­нию сре­ди на­уч­ной об­ще­ст­вен­но­сти. Воз­мож­но, от­дель­ные во­про­сы (ско­рее, со­ци­аль­но­го ха­рак­те­ра), ре­гу­ли­руе­мые про­ек­том, сле­ду­ет вы­не­стиина суд ши­ро­кой об­ще­ст­вен­но­сти; 13) по­сле это­го про­ект ко­дек­са дол­жен прой­ти все­сто­рон­нюю экс­­пе­рт­изу раз­лич­но­го про­фи­ля (юри­ди­че­скую, лин­гвис­ти­че­скую, ло­ги­­ч­ескую, по­ли­то­ло­ги­че­скую и др.); 14) да­лее про­ек­ту ко­дек­са с уч­тен­ны­ми за­ме­ча­ния­ми пред­сто­ит ут­вер­жде­ние на ко­мис­сии по ко­ди­фи­ка­ции; 15) обыч­но про­во­дит­ся от­рас­ле­вая ко­ди­фи­ка­ция. Од­на­ко мо­жет быть осу­ще­ст­в­ле­на ин­сти­ту­цио­наль­ная ко­ди­фи­ка­ция, толь­ко в ее на­­зв­ании не все­гда ис­поль­зу­ет­ся тер­мин «ко­декс» (на­при­мер, Лес­ной ко­декс, За­кон о не­со­стоя­тель­но­сти (бан­крот­ст­ве), Пра­ви­ла до­рож­но­­го дви­же­ния). Из ис­то­рии из­вест­ны об­ще­пра­во­вые ко­ди­фи­ка­ции, на­­пр­имер, Со­бор­ное уло­же­ние.

 

 

43. Консолидация и правила ее проведения. Кон­со­ли­да­ция — это объ­е­ди­не­ние мно­же­ст­ва пра­во­вых ак­тов по од­но­му или не­сколь­ким смеж­ным во­про­сам в один но­вый пра­во­вой акт. При­ме­ром кон­со­ли­ди­ро­ван­но­го нор­ма­тив­но­го ак­та яв­ля­ет­ся За­кон «О ве­те­ра­нах», объ­е­ди­няю­щий не­сколь­ко со­тен нор­ма­тив­ных ак­тов, ус­та­нав­ли­вав­ших со­ци­аль­ные льго­ты для этой ка­те­го­рии гра­ж­дан. Они до­воль­но спе­ци­фич­ны и от­ра­жа­ют, пре­ж­де все­го, ее юри­ди­че­скую при­ро­ду как пре­иму­ще­ст­вен­но раз­но­вид­но­сти пра­во­твор­че­ской дея­тель­но­сти: 1) кон­со­ли­да­ции под­ле­жат не толь­ко нор­ма­тив­ные ак­ты, но и ак­ты тол­ко­ва­ния (в ча­ст­но­сти, по­ста­нов­ле­ния су­дов выс­ших ин­стан­ций), а так­же пра­во­при­ме­ни­тель­ные ак­ты (об­зо­ры су­деб­ной прак­ти­ки); 2) в кон­со­ли­ди­ро­ван­ном ак­те мо­гут быть объ­е­ди­не­ны ак­ты не толь­ко од­но­го уров­ня, но и от­но­ся­щие­ся к раз­ным ис­точ­ни­кам пра­ва. Так, в За­ко­не «О ве­те­ра­нах» бы­ли объ­е­ди­не­ны льго­ты, ус­та­нов­лен­ные раз­лич­ны­ми ви­да­ми нор­ма­тив­ных ак­тов, но имею­щие фе­де­раль­ный ис­точ­ник фи­нан­си­ро­ва­ния. Прав­да, воз­ни­ка­ет мно­же­ст­во во­про­сов в свя­зи с ут­ра­той юри­ди­че­ской си­лы ак­тов, во­шед­ших в ук­руп­нен­ный акт. Они впол­не раз­ре­ши­мы, но уже по пра­ви­лам юри­ди­че­ской тех­ни­ки, ка­саю­щей­ся опуб­ли­ко­ва­ния и всту­п­ле­ния в си­лу нор­ма­тив­­ных ак­тов; 3) кон­со­ли­да­ция осу­ще­ст­в­ля­ет­ся в от­но­ше­нии бы­ст­ро ме­няю­щих­ся сфер об­ще­ст­вен­ной жиз­ни: там, где жизнь тре­бу­ет не­за­мед­ли­тель­но­го со­вер­шен­ст­во­ва­ния норм пра­ва, их уточ­не­ния, из­ме­не­ния от­ме­ны (сфе­ра об­ра­зо­ва­ния, ин­фор­ма­ци­он­ных тех­но­ло­гий и т.п.); I 4) юри­ди­че­ские до­ку­мен­ты, став­шие объ­ек­том кон­со­ли­да­ции как ми­ни­мум долж­ны ре­гу­ли­ро­вать во­про­сы, но­ся­щие смеж­ный ха­рак­­тер. Же­ст­кое тре­бо­ва­ние об их од­но­род­но­сти, как при ко­ди­фи­ка­ции, здесь не вы­дви­га­ет­ся; 5) кон­со­ли­ди­ро­ван­ный акт в от­ли­чие от ко­ди­фи­ци­ро­ван­но­го но­вые пра­во­вые пред­пи­са­ния не ус­та­нав­ли­ва­ет. Со­дер­жа­ние пра­во­вой рег­ла­мен­та­ции ос­та­ет­ся преж­ним; 6) пра­во­вые пред­пи­са­ния, пе­ре­шед­шие из объ­е­ди­няе­мых ак­тов, раз­ме­ща­ют­ся в оп­ре­де­лен­ной по­сле­до­ва­тель­но­сти. Схе­ма их рас­по­ло­­ж­ения — ноу-хау соз­да­те­лей кон­со­ли­ди­ро­ван­но­го ак­та; 7) при­да­ние ак­ту це­ло­ст­но­сти тре­бу­ет так­же ис­поль­зо­ва­ния сле­­ду­ющих пра­во­твор­че­ских пра­вил: ло­ги­че­ских (уст­ра­не­ние ус­та­рев­ших по­ло­же­ний, про­ти­во­ре­чий, дуб­ли­ро­ва­ния, не­оп­рав­дан­ных длин­нот; близ­кие по со­дер­жа­нию нор­мы объ­е­ди­ня­ют­ся в од­ну ста­тью, пункт и т.п.); язы­ко­вых (текст про­ве­ря­ет­ся на уни­фи­ци­ро­ван­ность тер­ми­но­ло­­гии, сти­ля и др.); 8) кон­со­ли­ди­ро­ван­ный акт при­об­ре­та­ет соб­ст­вен­ные ре­к­ви­зи­ты, со­от­вет­ст­вен­но преж­ние ак­ты ут­ра­чи­ва­ют не толь­ко свои ре­к­ви­зи­ты, по и юри­ди­че­скую си­лу; 9) кон­со­ли­да­ция в ос­нов­ном но­сит офи­ци­аль­ный ха­рак­тер. Ко­­не­чно, нель­зя от­ка­зать ни­ко­му в со­став­ле­нии про­ек­та нор­ма­тив­но­го ак­та или еди­но­го до­ку­мен­та из мно­же­ст­ва ре­гу­ли­рую­щих оп­ре­де­лен­­ный круг во­про­сов, по­ста­нов­ле­ний Вер­хов­но­го Су­да РФ. Но это бу­дет до­ку­мент ин­ди­ви­ду­аль­но­го поль­зо­ва­ния. Что ка­са­ет­ся об­зо­ров су­деб­ной прак­ти­ки, то эти до­ку­мен­ты мо­гут быть со­став­ле­ны лю­бым ли­цом и бу­дут от­но­сить­ся к не­офи­ци­аль­ной кон­со­ли­да­ции; 10) ак­ты кон­со­ли­да­ции в ос­нов­ном обя­за­тель­ны для ад­ре­са­тов. О ча­ст­ных об­зо­рах су­деб­ной прак­ти­ки это­го ска­зать нель­зя; 11) про­цесс кон­со­ли­да­ции дол­жен со­сто­ять из двух час­тей: ♦ со­вер­ше­ние всех ин­кор­по­ра­ци­он­ных опе­ра­ций. Имен­но они обес­пе­чи­ва­ют доб­рот­ную ос­но­ву для соз­да­ния кон­со­ли­ди­ро­ван­но­го ак­та; ♦ со­вер­ше­ние пра­во­твор­че­ских опе­ра­ций, на­прав­лен­ных на внеш­нюю об­ра­бот­ку объ­е­ди­няе­мых пра­во­вых пред­пи­са­ний.

 

44. Инкорпорация и правила ее проведения. Ин­кор­по­ра­ция — это объ­е­ди­не­ние пра­во­вых ак­тов по оп­ре­де­лен­­ным кри­те­ри­ям без ка­ко­го-ли­бо из­ме­не­ния их со­дер­жа­ния или фор­мы в еди­ные сбор­ни­ки. Тех­ни­ко-юри­ди­че­ские пра­ви­ла ин­кор­по­ра­ции Их мно­же­ст­во, но все юри­ди­че­ские опе­ра­ции в про­цес­се ин­кор­по­­р­ации на­прав­ле­ны на внеш­нюю об­ра­бот­ку юри­ди­че­ских до­ку­мен­тов. Сна­ча­ла оп­ре­де­ля­ет­ся кри­те­рий от­бо­ра пра­во­вых до­ку­мен­тов в сбор­ник: ♦ юри­ди­че­ская си­ла. Имен­но этот кри­те­рий взят в ка­че­ст­ве пер­во­­н­ачал­ьн­ого в Со­б­ра­нии за­ко­но­да­тель­ст­ва. Ес­ли его не до­пол­нить дру­гим кри­те­ри­ем, то ин­кор­по­ра­ция, да­же в элек­трон­ном ва­ри­ан­те, не бу­дет эф­фек­тив­ной в си­лу зна­чи­тель­но­го объ­е­ма; ♦ хро­но­ло­ги­че­ский. Он мо­жет быть пер­во­на­чаль­ным и един­ст­вен­­ным, а мо­жет быть до­ба­воч­ным, как в Со­б­ра­нии за­ко­но­да­тель­ст­ва; ♦ сис­те­ма­ти­че­ский. Это очень труд­ный вид ин­кор­по­ра­ции, хо­тя да­ет воз­мож­ность об­стоя­тель­ней сгруп­пи­ро­вать пра­во­вой ма­те­ри­ал. Та­кая ин­кор­по­ра­ция мо­жет ох­ва­ты­вать всю от­расль пра­ва, но го­раз­до ча­ще — ее часть, по­сколь­ку со­вре­мен­ное за­ко­но­да­тель­ст­во слиш­ком раз­рос­лось и име­ет боль­шой объ­ем. До­пус­тим, соз­дать сбор­ник нор­­м­ати­вных ак­тов по фи­нан­со­во­му пра­ву фи­зи­че­ски не­воз­мож­но, по на­ло­го­во­му — край­не труд­но, по бюд­жет­но­му — впол­не ре­аль­но. Обыч­но дан­ный вид ин­кор­по­ра­ции ис­поль­зу­ет­ся при­ме­ни­тель­но к мо­ло­дым от­рас­лям пра­ва (на­при­мер, эко­ло­ги­че­ское пра­во) или, что ча­ще, к под­от­рас­лям пли ин­сти­ту­там пра­ва; ♦ пред­мет­ный. Здесь речь не идет о все­объ­ем­лю­щей ин­кор­по­ра­ции и при­вяз­ке к от­рас­ли или под­от­рас­ли пра­ва. Вы­би­ра­ет­ся оп­ре­­д­еле­нная раз­но­вид­ность об­ще­ст­вен­ных от­но­ше­ний или яв­ле­ние, по­­л­учи­вшее пра­во­вую ок­ра­ску, и про­во­дит­ся сбор со­от­вет­ст­вую­щих нор­ма­тив­ных ак­тов, на­при­мер ка­саю­щих­ся об­ра­зо­ва­ния, здра­во­охра­­н­ения, охо­ты, са­до­во-то­ва­ри­ще­ских коо­пе­ра­ти­вов и т.п. Пред­ме­том ин­кор­по­ра­ции мо­гут быть раз­лич­ные пра­во­вые до­­к­уме­нты: ♦ нор­ма­тив­ны ак­ты; ♦ ак­ты тол­ко­ва­ния (на­при­мер, по­ста­нов­ле­ния су­дов выс­ших ин­стан­ций); ♦ пра­во­реа­ли­за­ци­он­ные ак­ты (их об­раз­цы), на­при­мер до­го­во­ры; ♦ пра­во­при­ме­ни­тель­ные ак­ты (на­при­мер, ак­ты су­дов выс­ших ин­стан­ций по кон­крет­ным де­лам). Текст пра­во­во­го до­ку­мен­та ос­во­бо­ж­да­ет­ся от по­ло­же­ний ус­та­рев­ших и имею­щих вре­мен­ное зна­че­ние, а по­то­му по­те­ряв­ших юри­ди­че­скую си­лу. В пер­во­на­чаль­ный текст пра­во­во­го до­ку­мен­та вно­сят­ся офи­ци­аль­ные из­ме­не­ния. Ес­ли нор­ма­тив­ный акт на­ря­ду с нор­ма­тив­ны­ми по­ло­же­ния­ми содер­жит и ин­ди­ви­ду­аль­ные рас­по­ря­же­ния, их сле­ду­ет ис­клю­чить, нопри этом в при­ме­ча­нии сле­ду­ет ого­во­рить, по­че­му на­ру­ше­на ну­ме­ра­ция пунк­тов и по­че­му они от­сут­ст­ву­ют. Ин­кор­по­ри­руе­мые пра­во­вые ак­ты со­хра­ня­ют свои ре­к­ви­зи­ты. Юри­ди­че­ская си­ла объ­е­ди­няе­мых пра­во­вых до­ку­мен­тов ос­та­ет­сяпреж­ней.

 

45. Понятие и значение учета правовых актов. Учет пра­во­вых ак­тов — это раз­но­вид­ность сис­те­ма­ти­за­ции пра­­в­овых до­ку­мен­тов, за­клю­чаю­щая­ся в их сбо­ре, хра­не­нии, ре­ги­ст­ра­­ции, рас­по­ло­же­нии в оп­ре­де­лен­ном по­ряд­ке и под­дер­жа­нии в кон­троль­ном со­стоя­нии для бы­ст­ро­го на­хо­ж­де­ния и ис­поль­зо­ва­ния. Зна­че­ние уче­та пра­во­вых до­ку­мен­тов не сто­ит пе­ре­оце­ни­вать,од­на­ко с оп­ре­де­лен­но­стью мож­но кон­ста­ти­ро­вать, что это весь­ма по­лез­ная юри­ди­че­ская дея­тель­ность. Во-пер­вых, ве­ли­ко его зна­че­ние для реа­ли­за­ции нра­ва, в ко­то­рой уча­ст­ву­ет ши­ро­кий круг гра­ж­дан и ор­га­ни­за­ций. Ру­ко­во­ди­те­ли лю­бой ор­га­ни­за­ции оза­бо­че­ны тем, что­бы не кон­флик­то­вать с за­ко­ном, а для это­го за­ко­но­да­тель­ст­во на­до иметь под ру­кой, уметь в слу­чае не­­о­бх­од­им­ости бы­ст­ро им вос­поль­зо­вать­ся. Учет пра­во­вых ак­тов здесь обыч­но по­ру­ча­ет­ся юри­сту пред­при­ятия. Во-вто­рых, учет еще бо­лее не­об­хо­дим в пра­во­при­ме­ни­тель­ной дея­тель­но­сти. Ведь здесь го­су­дар­ст­вен­ным ор­га­нам при­хо­дит­ся при­ни­мать вла­ст­ные ре­ше­ния, ока­зы­ваю­щие серь­ез­ное воз­дей­ст­вие на субъ­ек­тов пра­ва. Осо­бен­но это ка­са­ет­ся про­ку­рор­ских, су­деб­ных ор­­г­анов, ад­во­кат­ских бю­ро. Оши­бить­ся нель­зя, луч­ше лиш­ний раз за­­гл­януть в пра­во­вой акт, а для это­го не­об­хо­ди­мо бы­ст­ро его най­ти, ус­­т­ан­овить свя­зи с дру­ги­ми ак­та­ми. В-треть­их, пра­во­твор­че­ская дея­тель­ность во­об­ще не­мыс­ли­ма без точ­но­го на­ла­жен­но­го уче­та за­ко­но­да­тель­ст­ва; в про­тив­ном слу­чае ждать ква­ли­фи­ци­ро­ван­но­го под­хо­да к под­го­тов­ке за­ко­на, его экс­пер­ти­зе не сле­ду­ет. В-чет­вер­тых, учет пра­во­вых ак­тов — это ор­га­ни­че­ская часть ко­ди­­ф­ик­ации, кон­со­ли­да­ции и ин­кор­по­ра­ции, сво­его ро­да их пер­во­на­­чал­ьная ста­дия, хо­тя, как бы­ло ука­за­но вы­ше, учет име­ет и са­мо­стоя­­тел­ьное зна­че­ние. В-пя­тых, без уче­та пра­во­вых ак­тов нель­зя осу­ще­ст­в­лять ра­бо­ту по пра­во­во­му вос­пи­та­нию, под­го­тов­ке спе­циа­ли­стов в об­лас­ти пра­ва, за­ни­мать­ся на­уч­ной ра­бо­той в об­лас­ти юрис­пру­ден­ции. Од­ним сло­вом, учет пра­во­вых ак­тов об­слу­жи­ва­ет ин­фор­ма­ци­он­­ные по­треб­но­сти субъ­ек­тов пра­ва.

 

46. Толкование: понятие, структура, причины толкования. Тол­ко­ва­ние — это дея­тель­ность по ус­та­нов­ле­нию со­дер­жа­ния пра­во­вых норм для их прак­ти­че­ской реа­ли­за­ции. Структура Т. Тол­ко­ва­ние-уяс­не­ние. Уяс­не­ние смыс­ла пра­во­вых норм — глав­ная и обя­за­тель­ная час­ти тол­ко­ва­ния. Тол­ко­ва­ние-уяс­не­ние вы­сту­па­ет как внут­рен­ний мыс­ли­тель­ный про­цесс, по­это­му оно, как пра­ви­ло, не име­ет внеш­них форм вы­ра­же­ния. Так по­сту­па­ет су­дья при вы­не­се­нии ре­ше­ния по де­лу. Ко­неч­но, су­дья мо­жет и оз­ву­чить ход сво­их рас­су­ж­де­ний (толь­ко не впри­сут­ст­вии дру­гих лиц, ес­ли тол­ко­ва­ние идет в со­ве­ща­тель­ной ком­на­те), но это не час­то встре­ча­ет­ся. Тол­ко­ва­ние-уяс­не­ние мо­жет осу­ще­ст­в­лять­ся чис­то в по­зна­ва­­тел­ьных це­лях, при­су­щих ли­цам, обу­чаю­щим­ся в юри­ди­че­ских ву­зах. Так по­сту­па­ют и гра­ж­да­не, же­лаю­щие при­об­ре­сти оп­ре­де­лен­ные юри­ди­че­ские зна­ния, с тем что­бы не иметь кон­флик­тов с за­ко­ном. Ино­гда Тол­ко­ва­ние ими осу­ще­ст­в­ля­ет­ся при реа­ли­за­ции пра­ва (на­­пр­имер, при на­ме­ре­нии по­сту­пить в вуз или на ра­бо­ту). Т-уяс­не­ние все­гда пред­ше­ст­ву­ет разъ­яс­не­нию. Тол­ко­ва­ние-разъ­яс­не­ние. Разъ­яс­не­ние — это вто­рая часть тол­ко­ва­ния. Она не все­гда сле­ду­­ет за уяс­не­ни­ем. Разъ­яс­не­ние — это из­ло­же­ние смыс­ла нор­ма­тив­но­го ак­та, ко­то­рое ста­ло воз­мож­ным в ре­зуль­та­те дея­тель­но­сти по уяс­не­нию. Оно ад­ре­­с­ов­ано не се­бе, а дру­гим уча­ст­ни­кам пра­во­от­но­ше­ния. Его цель: ♦ вне­сти до­пол­ни­тель­ную яс­ность для се­бя; ♦ оз­ву­чить смысл нор­мы для дру­гих за­ин­те­ре­со­ван­ных лиц или для все­об­ще­го све­де­ния. Не­об­хо­ди­мость в разъ­яс­не­нии воз­ни­ка­ет в пра­во­при­ме­ни­тель­ной дея­тель­но­сти, ко­гда ис­пол­ни­тель­ный или пра­во­ох­ра­ни­тель­ный ор­ган, рас­смат­ри­вая кон­крет­ное юри­ди­че­ское де­ло, объ­яс­ня­ет его уча­ст­ни­кам смысл нор­мы пра­ва и ус­та­нов­лен­ные ею их пра­ва и обя­зан­но­сти. Причины Т. Объ­ек­тив­ные при­чи­ны — это при­чи­ны, ко­то­рые нель­зя уст­ра­нить и ко­то­рые не мо­гут быть по­став­ле­ны в ви­ну за­ко­но­да­те­лю. Сре­ди них мож­но на­звать сле­дую­щие: 1) аб­ст­ракт­ный ха­рак­тер норм пра­ва. Од­на­ко аб­ст­ракт­ные пра­во­­вые нор­мы при­ме­ня­ют­ся к кон­крет­ным си­туа­ци­ям. По­это­му нор­му пра­ва нуж­но рас­тол­ко­вать и по­нять, ох­ва­ты­ва­ет­ся ли ее со­дер­жа­ни­ем и объ­е­мом ре­гу­ли­руе­мая си­туа­ция, т.е. нор­му «при­вя­зать» к кон­крет­­ной си­туа­ции. 2) ус­лож­не­ние жиз­ни и по­яв­ле­ние си­туа­ций, ко­то­рые при­об­ре­ли но­вые при­зна­ки, не из­вест­ные на мо­мент при­ня­тия нор­мы пра­ва. 3) уяс­не­ние во­ли за­ко­но­да­те­ля, ко­то­рая мо­жет ме­нять­ся с те­че­ни­­ем вре­ме­ни. 5) уяс­не­ние лю­бой фор­мы ре­чи, ко­то­рая име­ет оп­ре­де­лен­ную ав­то­ном­ность от мыс­ли. Нор­мы пра­ва вы­ра­жа­ют­ся по­сред­ст­вом слои пред­ло­же­ний, фор­му­ли­ро­вок. Для то­го что­бы по­нять их смысл и зна­че­ние, ло­ги­че­скую связь ме­ж­ду ни­ми, не­об­хо­ди­мо про­де­лать не­ма­лую мыс­ли­тель­ную ра­бо­ту. 6) уяс­не­ние спе­ци­аль­ных тер­ми­нов (офер­та, ак­цепт, не­вме­няе­мость, ви­на, не­ус­той­ка), юри­ди­че­ских кон­ст­рук­ций (со­став пре­сту­п­ле­ния, со­став пра­во­от­но­ше­ния, со­став до­го­во­ра и др.), сис­те­мы от­сы­лок и т.п. 7) ис­поль­зо­ва­ние оце­ноч­ных по­ня­тий, имею­щих от­кры­тое со­дер­жа­ние или, ина­че, не­точ­ных, не­оп­ре­де­лен­ных по­ня­тий. Субъ­ек­тив­ные при­чи­ны есть ре­зуль­тат упу­ще­ний субъ­ек­тов пра­во­твор­че­ст­ва, и при вни­ма­тель­ном от­но­ше­нии к де­лу соз­да­ния нор­ма­тив­ных ак­тов они впол­не мог­ли быть уст­ра­не­ны. Их дос­та­точ­но мно­го: не­уме­лое при­ме­не­ние пра­вил пра­во­твор­че­ской тех­ни­ки (со­дер­жа­тель­ных, ло­ги­че­ских, струк­тур­ных, язы­ко­вых); ♦ пло­хая ре­дак­ция тек­ста нор­ма­тив­но­го ак­та; ♦ от­сут­ст­вие пред­ви­де­ния об­стоя­тельств, при ко­то­рых нор­ма пра­ва бу­дет при­ме­нять­ся; ♦ от­сут­ст­вие из­ме­не­ний в нор­ма­тив­ном ак­те, ко­гда из­ме­ни­лись пред­по­ла­гае­мые об­стоя­тель­ст­ва или поя­ви­лись но­вые; ♦ от­сут­ст­вие спе­ци­аль­ных зна­ний ав­то­ра нор­ма­тив­но­го ак­та, ко­то­рый ка­са­ет­ся той или иной спе­ци­аль­ной об­лас­ти

47. Техника толкования правовых актов. Тол­ко­ва­ние — это слож­ная ин­тел­лек­ту­аль­ная дея­тель­ность, ко­то­рая ве­дет­ся по оп­ре­де­лен­ным пра­ви­лам. При ее осу­ще­ст­в­ле­нии ис­поль­зу­ет­ся це­лый на­бор прие­мов, спо­со­бов, ме­то­дов тол­ко­ва­ния. Рас­смот­рим наи­бо­лее важ­ные спо­со­бы тол­ко­ва­ния т.е. со­во­куп­ность мыс­ли­тель­ных опе­ра­ций или спе­ци­аль­ных прие­мов вы­яс­не­ния во­ли пра­во­твор­че­ско­го субъ­­е­кта, со­дер­жа­щей­ся в нор­ма­тив­ном ак­те. Язы­ко­вое Т. Этот вид пред­по­ла­га­ет уяс­не­ние смыс­ла нор­мы пра­ва на ос­но­ве ана­ли­за ее тек­ста. Язы­ко­вое тол­ко­ва­ние со­сто­ит из сле­дую­щих ста­дий: 1) вы­яс­ня­ет­ся зна­че­ние от­дель­ных слов (на­при­мер, убий­ст­во - это ли­ше­ние че­ло­ве­ка жиз­ни, а не мо­раль­ное убий­ст­во, не под­рыв его дос­то­ин­ст­ва, не уни­же­ние чес­ти); 2) про­из­во­дит­ся грам­ма­ти­че­ский раз­бор пред­ло­же­ния (на­при­­мер, при­чи­не­ние вре­да в слу­чае со­вер­ше­ния ха­лат­но­сти на­ка­зы­вае­те лишь то­гда, ко­гда он но­сит су­ще­ст­вен­ный ха­рак­тер); 3) ус­та­нав­ли­ва­ют­ся свя­зи слов в пред­ло­же­нии (на­при­мер, вы­яс­­н­яе­тся, на­ка­зы­ва­ет­ся ли при­чи­не­ние ущер­ба лич­но­сти и (или) иму­ще­ст­ву); 4) оп­ре­де­ля­ет­ся струк­ту­ра пред­ло­же­ния в це­лом и роль зна­ков пре­пи­на­ния, сою­зов (хре­сто­ма­тий­ный при­мер: каз­нить нель­зя по­ми­­л­овать). Язы­ко­вое тол­ко­ва­ние пред­ше­ст­ву­ет при­ме­не­нию дру­гих спо­со­­бов тол­ко­ва­ния. Ло­ги­че­ское Т. Ло­ги­че­ское Т ос­но­ва­но на ис­поль­зо­ва­нии средств фор­маль­ной ло­ги­ки. Его суть со­сто­ит в ис­сле­до­ва­нии ло­ги­че­ско­го по строе­ния нор­ма­тив­но­го ма­те­риа­ла. Здесь при­ме­ня­ют­ся та­кие ло­ги­че­ские ин­ст­ру­мен­ты, как по­ня­тие, су­ж­де­ние, умо­зак­лю­че­ние, за­кон ло­ги­ки, ак­сио­ма и др. Юрист про­из­во­дит де­дук­тив­ные дей­ст­вия, для то­го что­бы рас­по­ло­жить со­глас­но этим пра­ви­лам нор­ма­тив­ные пред­­п­ис­ания, прин­ци­пы и ак­сио­мы, вы­те­каю­щие из всех норм, ко­то­рые ему по­ру­че­но при­ме­нить или объ­яс­нить. В этом слу­чае юри­ди­че­ские умо­зак­лю­че­ния бу­дут ис­поль­зо­вать­ся по­сто­ян­но, час­то в ин­стинк­тив­ной или под­ра­зу­ме­вае­мой фор­ме. Сис­те­ма­ти­че­ское Т. Этот спо­соб тол­ко­ва­ния пред­по­ла­га­ет ана­лиз и срав­не­ние не от­дель­ных слов, а свя­зей ме­ж­ду час­тя­ми нор­мы пра­ва (ги­по­те­зой, дис­по­зи­ци­ей, санк­ци­ей), ме­ж­ду раз­ны­ми нор­ма­ми пра­ва од­но­го за­ко­на, а ино­гда ме­ж­ду нор­ма­ми, на­хо­дя­щи­ми­ся в раз­лич­ных нор­ма­тив­ных ак­тах. По­это­му тре­бу­ет­ся ус­та­нов­ле­ние мес­та нор­мы пра­ва в сис­те­ме от­­ра­сли или да­же в сис­те­ме пра­ва в це­лом. Гл.я мыс­ли­тель­ная опе­ра­ция здесь — срав­не­ние. Од­на­ко срав­­н­ивать мож­но лишь нор­ма­тив­ные пред­пи­са­ния, ре­гу­ли­рую­щие од­но­­ро­дные об­ще­ст­вен­ные от­но­ше­ния или вы­пол­няю­щие сход­ные функ­ции. Ис­то­ри­че­ское Т. Этот спо­соб тол­ко­ва­ния пред­по­ла­га­ет уяс­не­ние смыс­ла норм пра­ва с опо­рой па зна­ние фак­тов, свя­зан­ных с ис­то­ри­ей воз­ник­но­ве­ния тол­куе­мых норм. Здесь ин­тер­пре­та­тор вы­яс­ня­ет кон­крет­но-ис­то­ри­че­ские ус­ло­вия, су­ще­ст­во­вав­шие па мо­мент при­ня­тия тол­ку­ем нор­мы, эко­но­ми­че­скую, со­ци­аль



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-04-27 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: