МЕСТО ДИСЦИПЛИНЫВ СТРУКТУРЕ основной образовательной программы(ООП)




Федеральное государственное бюджетное образовательное

Учреждение высшего образования

«РОССИЙСКАЯ АКАДЕМИЯ НАРОДНОГО ХОЗЯЙСТВА
И ГОСУДАРСТВЕННОЙ СЛУЖБЫ

ПРИ ПРЕЗИДЕНТЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ»

 

УРАЛЬСКИЙ ИНСТИТУТ УПРАВЛЕНИЯ

Факультет государственного и муниципального управления

Кафедра «Информатики и математики»

 

      УТВЕРЖДЕНА решением кафедры «Информатики и математики» Протокол № 8 от 29 августа 2016 г.    

 

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ(МОДУЛЯ)

Б1.Б.9.1.Информационные технологии в управлении.
Ч.1.Информатика

направление подготовки

38.03.04 Государственное и муниципальное управление

Профиль

Организация работы органов государственного и муниципального управления

Квалификация:Бакалавр

 

Очная форма обучения

 

 

Год набора - 2016

 

г.Екатеринбург, 2016 г.

Автор–составитель:

к.соц.н., доцент кафедры информатики и математики

Шитова Т.Ф.

 

 

 

Заведующий кафедрой информатики и математикид.физ.-мат.н., профессор

Шашкин С.Ю.

 


 

СОДЕРЖАНИЕ

 

  1. Введение Цель и задачи дисциплины (модуля)……...……………………………………………..
2. Планируемые результаты обучения по дисциплине (модулю)………………………...
3. Место дисциплины (модуля) в структуре ОП ВО………………………………………
4. Объем дисциплины (модуля)……………………………………………………………..
5. Содержание и структура дисциплины (модуля)………………………………………...
6. Учебно-методическое обеспечение самостоятельной работы обучающихся по дисциплине (модулю)………….……………………………………………………….
7. Фонд оценочных средств промежуточной аттестации по дисциплине (модулю)…………………………………………….……………………………………...
8. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины (модуля)……….
  8.1. Основная литература……………………………………………………...…………
  8.2. Дополнительная литература…………………………………………………………
  8.3. Нормативные правовые документы………………………………….……………..
  8.4. Интернет-ресурсы, справочные системы…………………………………………...
9. Материально-техническое и программное обеспечение дисциплины (модуля)…...….

 

 


ВВЕДЕНИЕ

АКТУАЛЬНОСТЬ ДИСЦИПЛИНЫ

В современном мире коренным образом изменилась парадигма использования информационных систем. Теперь это не вспомогательный ресурс, помогающий в подготовке документации и отчетов, а стратегический ресурс предприятия, способный обеспечить конкурентные преимущества в условиях глобализации рынков производства и потребления.Такие системы более не просто инструмент, обеспечивающий обработку информации для отделов и конечных пользователей внутри организации. Теперь они напрямую участвуют в создании материального продукта или услуги, являясь ключевым фактором успешного управления.

Эффективность работы специалиста в любом из видов деятельности будет зависеть от того, насколько быстро он будет способен адаптироваться к исключительно быстро изменяющимся и совершенствующимся информационным технологиям и базирующимся на них информационным системам.

 

ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ДИСЦИПЛИНЫ

Дисциплина «Информационные технологии управления» направлена на формирование и развитие у студентов целостной системы базовых теоретических знаний, умений и навыков работы с современными информационными технологиями, активно используемыми сегодня во всех видах управленческой деятельности.

 

ТРЕБОВАНИЯ К РЕЗУЛЬТАТАМ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ

 

Процесс изучения дисциплины направлен на формирование следующих компетенций:

ОПК-6 - способность решать стандартные задачи профессиональной деятельности на основе информационной и библиографической культуры с применением информационно-коммуникационных технологий и с учетом основных требований информационной безопасности.

 

Планируемые результаты обучения по дисциплине«Информационные технологии в управлении. Ч.1.Информатика»

Код компетенции Содержание компетенции Планируемые результаты обучения по дисциплине
ОПК-6 способность решать стандартные задачи профессиональной деятельности на основе информационной и библиографической культуры с применением информационно-коммуникационных технологий и с учетом основных требований информационной безопасности Этап ОПК-6.1. Знать: З1. возможности численных и аналитических методов, встроенных в информационные технологии; способы хранения данных и извлечения из них информации; основные методы анализа данных, используемых в системах поддержки принятия решений (СППР) З2. принципы работы баз данных и способы работы с информацией, содержащейся в них Уметь: У1. использовать численные и аналитические методы для решения математических задач, связанных с анализом управленческих моделей; У2. использовать средства систем управления базами данных для извлечения необходимой информации из баз данных; применять информационные технологии для решения стандартных информационных и управленческих задач Владеть: Н1. навыками подготовки данных для их анализа с помощью соответствующих информационных технологий Н2. навыками работы с СУБД, позволяющими создавать базы данных, извлекать и изменять содержащуюся в них информацию
Этап ОПК-6.2. З.3.ограничение информационных технологий с точки зрения рисков их использования З.4.о закономерностях развития научно-технического прогресса; структуру локальных и глобальных компьютерных сетей; основные требования информационной безопасности; З.5.общих характеристик процессов сбора, передачи и обработки информации; современное состояние и тенденции развития технических и программных средств автоматизации и компьютеризации в области сохранности информации У.3.адекватно учитывать риски использования ИКТ, включая локальные и глобальные сети У.4.осуществлять профилактические мероприятия, предохраняющие от утери информации, несанкционированного доступа к данным. Н.3.систематической проверки оборудования, программного обеспечения, персональных машин и создаваемой информации на предотвращение локальных и глобальных рисков.

Формирование данныхкомпетенций начинается в течение изучения данной дисциплины.

Также студент по окончании данного курса должен обладать следующими знаниями, умениями и навыками:

Знать:

З1. структуру документа

З2. способы формирования документов

З3. способы и средства документирования;

З4. нормативно-методические требования к составлению документов, предназначенных для управленческой деятельности

Уметь:

У1. составлять документы различной степени сложности

У2. осуществлять обработку данных, представленных в текстовом, числовом, графическом виде

У3. унифицировать тексты документов

У4. составлять документы с использованием языковых вариантов в зависимости от назначения содержания и вида документа;

У3. унифицировать и проектировать формы документов

Владеть:

Н1. навыками работы с документами

Н2. правилами оформления документов Н3. навыками работы с правовыми актами и законодательной базой.

 

МЕСТО ДИСЦИПЛИНЫВ СТРУКТУРЕ основной образовательной программы(ООП)

Дисциплина «Информационные технологии в управлении. Ч.1.Информатика» входит в состав базовой части дисциплин базового образовательного стандарта высшего образования (СУОС ВО) РАНХиГСпо направлениюподготовки 38.03.04 «Государственное и муниципальное управление».

Освоение дисциплины опирается на минимально необходимый объем теоретических знаний в области «Математика» и «Информатика» в средней школе, а также на приобретенные ранее умения и навыки решать элементарные математические задачи и использовать ПК для работы с документами. Дисциплина реализуется в первом семестре и является базовой для освоения дисциплины «Информационные технологии в управлении. Ч.2.Информационные технологии в ГМУ». Данная дисциплина также дает необходимые базовые знания для изучения других дисциплин математического и естественнонаучного цикла: «Основы делопроизводства и документооборота в сфере ГМУ»; «Информационное обеспечение деятельности органов ГМУ. Ч.1. Информационное управление в органах ГМУ» и др. Кроме того, дисциплина «Информационные технологии в управлении. Ч.1.Информатика» является теоретическим и практическим основанием для дисциплинбазового профессионального циклаподготовки бакалавров в той их части, где рассматриваются проблемы применения информационных технологий для решения задач стратегического, финансового менеджмента, управления изменениями в организации, бизнес-планирования.

 

4Общая трудоемкость дисциплины составляет 3 зачетные единицы, 108 часов

Формы обучения Лекции (часы) Практические Занятия (часы) Самостоятельная работа (часы) Всего часов
  Очная форма обучения        

Форма итогового контроля: зачёт, состоящий из теста и результатов работы на практических занятиях (в соответствии с технологической картой дисциплины).

 


СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ

 

Структура дисциплины

 

  Кол-во часов   Наименование разделов и тем   Количество часов Всего часов Формируемые компетенции (код) Форма текущего контроля успеваемости, промежуточной аттестации
Л П\3 СМР ОПК-6 ПК-8
Тема 1. Данные и информация. - -     +   Тест
Тема 2. Аппаратные и программные средства современных персональных компьютеров. - -     +   Тест
Тема 3. Основные функции и принципы организации операционных систем Windows.   -     +   Тест
Тема 4. Офисные информационные технологии.         + + домашняя контрольная работа, аудиторная контрольная работа
Тема 5. Базы данных и системы управления базами данных (СУБД).         +   аудиторная контрольная работа
Тема 6. Справочные правовые системы (СПС).           + Индивидуальное выполнение заданий
Тема 7. Основы работы в среде локальных и глобальных компьютерных сетей.           + Тест
Тема 8. «Облачные» информационные технологи.           + Тест
Итого:              

 

Содержание дисциплины

 

Содержание лекционного курса

Введение

Сведения о курсе «Информационные технологии». Смысл понятия «технология». Объект и методы информационных технологий (ИТ). Основные группы ИТ. Понятие «алгоритм». Информационные технологии и компьютерная техника.

Тема 1. Данные и информация

Информация, интуитивное представление и уточнение понятия «информация». Сигнал. Данные. Различие понятий «данные» и «информация». Непрерывные и дискретные данные (информация). Дискретизация. Способы представления дискретных данных в компьютерных системах (алфавит). Представление числовых данных с помощью двоичного алфавита. Понятие о двоичной системе счисления. Представление текстовых данных с помощью двоичного алфавита (кодировка символов). Понятие «бит». Количество (объём) данных. Единицы измерения объёма данных (бит, байт). Дискретизация графических данных. Представление графических данных с помощью двоичного алфавита. Дискретизация звуковых данных. Представление звуковых данных с помощью двоичного алфавита.

 

Тема 2. Аппаратные и программные средства современных персональных компьютеров.

Современный компьютер как совокупность аппаратуры и программных средств, предназначенная для автоматизированной обработки данных (информации). Классификация компьютеров по назначению (по «кругу» задач, для решения которых применяется компьютер: суперкомпьютеры, серверы, персональные компьютеры, «технологические» компьютеры). Аппаратная организация персонального компьютера (ПК). Основные блоки ПК. Структурная схема ПК и назначение основных элементов: процессор (назначение и основные параметры), оперативное запоминающее устройство (ОЗУ – назначение и основные параметры). Энергонезависимая память компьютера (накопитель на жёстком магнитном диске (НЖМД), твёрдотельный накопитель (SSD) – назначение и основные параметры этих устройств энергонезависимой памяти). «Лазерные» диски и дисководы. Флеш-память. Дисплей (монитор), основные параметры. Адаптеры дополнительных устройств («сетевая карта» - назначение и разновидности, «звуковая карта»). Порты ввода-вывода. Системная плата персонального компьютера. Основные «периферийные» устройства: принтер, сканер (назначение), модем (назначение и разновидности).

Структура программного обеспечения современного персонального компьютера и назначение отдельных составляющих программного обеспечения.

Системное программное обеспечение.Операционная система. Базовая система ввода-вывода (BIOS).

Прикладное программное обеспечение.

Тема 3. Основные функции и принципы организации операционных систем Windows.

Краткие сведения о семействе ОС Windows.Графический интерфейс.Многозадачность.Технология «PlugandPlay».Файл и файловая система ОС Windows.Основные положения, касающиеся файловой системы Windows.Правила для имён файлов и папок в ОС Windows.Программы для работы с файлами и папками в ОС Windows.Обмен данными между приложениями, работающими в среде ОС Windows.Буфер обмена Windows и его использование.«Связывание» и «внедрение» объектов.Программы диагностики и обслуживания в ОС Windows.Основные задачи, выполняемые программами диагностики и обслуживания.Архивирование данных.

Тема 4. Офисные информационные технологии.

Пакеты офисных прикладных программ.Пакет MicrosoftOffice.Текстовый редактор MicrosoftWord и его основные возможности (Форматирование шрифта и его основные параметры.Форматирование абзаца и его основные параметры.Таблицы.Графика. Форматирование документа.Средства, облегчающие создание и редактирование документа).Электронные таблицы MsExcel и их назначение.«Устройство» документа программы Excel.Основы технологии электронных таблиц.Разновидности ссылок в Excel.Стандартные функции в Excel.Диаграммы и графики в Excel.«Плоские» базы данных («список», «таблица») в Excel. Другие программы в составе пакета MsOffice.

Оптическое распознавание текста.Кроссплатформенные и компактные форматы файлов документов.

Тема 5. Базы данных и системы управления базами данных (СУБД).

Задачи, решаемые информационными технологиями управления данными. Основы технологий хранения данных и «извлечения» из них информации. Хранение данных в файлах и извлечение информации. Основные недостатки простейших («примитивных») информационных систем и формулировка требований к «совершенным» информационным системам. Модели данных. Иерархическая, сетевая, реляционная и объектная модели данных. Реляционная модель как основная модель, используемая при построении современных баз данных. Основные положения реляционной модели данных. Структура информационной системы на основе реляционной модели данных. База данных и система управления базами данных (СУБД). Таблицы – хранилище данных в реляционной базе данных. Возможности хранения данных вне таблиц реляционной базы данных. Поля и записи. Понятие «первичный ключ» таблицы. Вторичный ключ и связанное с ним понятие «подчинённой» таблицы. Связи между полями таблиц, типы связей «один-ко-многим» и «один-к-одному». Принципы извлечения информации в реляционных базах данных. Инструменты для извлечения информации и представления её пользователю в реляционных базах данных (на примере реляционных баз данных, функционирующих под управлением СУБД «MsAccess»). Запросы и их разновидности. Структура и конструирование запроса «на выборку». Структура и конструирование перекрёстного запроса. Формы, их предназначение и конструирование. Отчёты, предназначение и конструирование. Элементарные сведения о конструировании реляционных баз данных. Эксплуатация реляционных баз данных в многопользовательском режиме:концепции «файл-сервер» и «клиент-сервер».

Тема 6. Справочные правовые системы (СПС).

Краткие сведения о правовой информации. Массив правовой информации и его основные свойства: огромный объём, взаимосвязанность, изменчивость. Источники правовой информации их достоинства и недостатки. Общие сведения о современных СПС (российских и зарубежных). Критерии качества информационного наполнения СПС (полнота, достоверность, оперативность актуализации, юридическая обработка). Справочная правовая система «КонсультантПлюс». «Устройство» СПС «КонсультантПлюс». Основные поисковые задачи, решаемые с помощью СПС «КонсультантПлюс». Основы технологии поиска с помощью СПС «КонсультантПлюс». «Сервисные» возможности СПС КонсультантПлюс. Справочная правовая система «Гарант». Поисковые и сервисные возможности СПС «Гарант». Краткие сведения о других российских СПС.

Тема 7. Основы работы в среде локальных и глобальных компьютерных сетей.

Функции и основные элементы компьютерной сети.Протоколы взаимодействия в компьютерной сети.Передача данных в компьютерной сети.Обеспечение совместимости оборудования и программного обеспечения в компьютерной сети.Топология компьютерной сети.Локальные и глобальные компьютерные сети.Физическая реализация связи между абонентами локальных сетей и локальными сетями.

Глобальная сеть Интернет.Общие сведения.Адресация компьютеров сети Интернет и разновидности соединения с провайдером.Основные информационные службы Интернет. Электронная почта (E-mail).Служба WWW (WorldWideWeb) – «Всемирная паутина».Поиск информации в Интернет. Поисковые системы.

Защита информации в локальных и глобальных компьютерных сетях.Угрозы и уязвимости в компьютерных сетях.Компьютерные вирусы и антивирусная защита.Общие сведения о компьютерных вирусах.Антивирусные программы (антивирусные пакеты).

Тема 8. «Облачные» информационные технологии.

Общие сведения. Основные модели обслуживания «облачных вычислений» («облачных услуг»). Модель «Программное Обеспечение как услуга» (SaaS). Сервис «Документы Google» («GoogleДиск»). Сервис «GoogleApps». Сервис «WindowsLive». Сопоставление некоторых традиционных сервисов и облачных сервисов SaaS. Достоинства и недостатки «облачных технологий».

 

План практических занятий

 

Все практические занятия проводятся в компьютерных классах и в них используются следующие интерактивные методы обучения:

ü компьютерное моделирование проблемы с последующим решением и анализом;

ü метод предоставления информации в проблемной формеи малыми порциями с возможностью самостоятельного контроля правильности получаемого результата самим студентом.

 

Практические занятия предусмотрены по Теме 4, Теме 5, Теме 6, Теме 7 и Теме 8.

Практические занятия № 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7 и 8

Тема 4. Офисные информационные технологии.

Создание простейших текстовых документов с помощью текстового процессора Word. Установка параметров страницы (знакомство с понятиями из полиграфии: полоса набора, поля, колонтитулы). Режимы отображения документа в редакторе Word.

Абзац, параметры абзаца, форматирование абзацев текстового документа. Шрифты, разновидности и параметры шрифтов, изменение шрифтового оформления документа, изменение параметров шрифта отдельных символов

Создание, форматирование и редактирование списков, сносок и использование специальных символов в документе Word. Поиск и замена слов, сочетаний символов.

i -Компьютерная симуляция, разбор конкретных ситуаций. Создание, форматирование и редактирование таблиц в документе Word. Изменение оформления строк, столбцов и отдельных ячеек таблицы. Использование формул в таблицах Word.

Настройки Word (добавление и удаление кнопок с панелей инструментов, автосохранение, резервная копия, выбор языка проверки правописания, расстановка переносов).

i -Компьютерная симуляция, разбор конкретных ситуаций. Стиль абзаца и стиль символа. Использование стилей для форматирования документа Word. Автоматизация создания оглавления документа на основе использования стилей. Создание собственного шаблона оформления документа.

Основные понятия электронных таблиц на примере Excel: рабочая книга, рабочий лист, ячейка рабочего листа, строка, столбец, имена столбцов и номера строк. Ввод чисел и формул в ячейки рабочего листа, выделение блоков ячеек. Копирование содержимого ячеек. Адрес ячейки, абсолютные, относительные и смешанные ссылки в формулах. «Распространение» и перемещение содержимого ячеек.

Использование стандартных функций в формулах, логические выражения, форматирование данных в ячейках.

i -Компьютерная симуляция, разбор конкретных ситуаций. Построение графиков и диаграмм. Подготовка данных для построения графиков и диаграмм. Типы графиков и диаграмм. Форматирование графиков и диаграмм.

i -Компьютерная симуляция, разбор конкретных ситуаций. Создание и эксплуатация простых («плоских») баз данных (списков). Назначение и использование форм, сортировка и фильтрация данных.

Обмен данными между программами Word и Excel. Встраивание и внедрение объектов.

Методические материалы к занятиям – в электронном виде (в формате .pdf) на сервере классов в папках:

Y:\_Teachers\а_Информ_Технологии_Ч1\Практика\Word

Y:\_Teachers\а_Информ_Технологии_Ч1\Практика\Excel

Практические занятия № 9, 10 и 11

 

Тема 5. Базы данных и системы управления базами данных (на примере СУБД MsAccess).

ИнтерфейсСУБД MS Access. Хранение данных в виде таблиц. Взаимосвязь таблиц. Создание запросов, форм и отчетов с помощьюСУБД MS Access. Усовершенствование базы данных «Библиотека» с целью более полного соответствия основным принципам построения реляционной базы данных. Анализ (обсуждение) несоответствий учебной базы данных реляционной модели.

Создание усложненных запросов с использованием преобразования данных и вычислений. Элементарный статистический анализ информации, извлеченной из базы данных.

Выполнениевсех практических заданийс использованием учебных баз данных и электронных методических пособий, расположенных на сервере классов в папке:Y:\_Teachers\а_Информ_Технологии_Ч1\Практика\Access

Практические занятия № 12, 13 и 14

 

Тема 6. Справочные правовые системы (СПС).

Вход в многопользовательскую СПС КонсультантПлюс с индивидуальными настройками. Основные элементы стартового окна СПС КонсультантПлюс. Быстрый поиск документов. Простые виды поиска документов с использованием Карточки поиска. Поля Карточки поиска. Вкладки полей Карточки поиска. Окно списка документов. Технология работы со списком найденных документов. Окно документа, его основные элементы. Справка к документу, оглавление документа, редакции, примечания в документе, связи. Использование Правового навигатора. Уточнение поиска (более сложные виды поиска, использование логических операций). Поиск с использованием поля Тематика. Сервисные возможности СПС КонсультантПлюс. Использование закладок, папок (в том числе и для логических операций со списками документов) и Истории поиска. Использование Словаря финансовых и юридических терминов.

Знакомство с СПС «Гарант». Интерфейс и основные виды поиска в СПС «Гарант». i – обсуждение (сравнение двух СПС при решении одной и той же поисковой задачи).

Выполнениевсех практических заданийс использованием электронных методических пособий, расположенных на сервере классов в папке:

Y:\_Teachers\а_Информ_Технологии_Ч1\Практика\СПС

Практическое занятие № 15

Тема 7. Работа с браузерами (MicrosoftInternetExplorer, GoogleChrome) настройка.

URL – адреса, ссылки, навигация по ссылкам. Средства поиска в сети. Сохранение найденной информации.Электронная почта. Создание почтового ящика. Рассылка и получение писем, основные правила обмена по электронной почте. Пересылка и получение присоединенных файлов.

(i – задания выполняются во взаимодействии с преподавателем и другими студентами группы).

Выполнениевсех практических заданийс использованием электронного методического пособия, расположенного на сервере классов:

Y:\_Teachers\а_Информ_Технологии_Ч1\Практика.

Практическое занятие № 16

 

Тема 8. «Облачные» информационные технологи.

Использование «облачной» технологии SaaSна примере сервиса оптического распознавания текста (сайт www.abbyyonline.com/ru). iО бсуждение (сравнение качества распознавания для различных параметров сканирования одного и того же текста).

Выполнениевсех практических заданийс использованием электронного методического пособия, расположенного на сервере классов:

Y:\_Teachers\а_Информ_Технологии_Ч1\Практика\Word

 




Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2018-01-08 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: