Тест на адаптацию школе
1. Какая информация для тебя имеет наибольшую ценность? Та, которую ты получаешь от:
-одноклассников (2)
-друзей (1)
-ТВ, прессы, интернета (0)
-учителя (3)
2. Ты слушаешь музыку и смотришь фильмы, которые:
-тебе советуют старшие (учителя, родители), (3)
-которые смотрят одноклассники (2)
-которые понимаешь и любишь только ты (1)
3. Когда у тебя проблемы ты пойдешь за советом к:
- родителям (1)
-одноклассникам (2)
-учителям (3)
4. Чья оценка твоей личности тебя наиболее интересует:
-учителей (3)
-родителей (1)
-одноклассников (2)
-мне не важно, что обо мне думают окружающие (0)
5. Как ты считаешь, сколько лет нужно учиться в школе:
-До 9 класса (0)
-12-летнее образование (1)
-отменить школу за ненадобностью (1)
6. Какие у тебя планы на ближайший год? Для учеников 9 классов.
-еще не решил (0)
-продолжать учиться дальше (1)
-получить аттестат и распрощаться со школой (-1)
Ключ к тексту. Чем больше общая сумма набранных баллов. Тем выше адаптация к школе у учеников.
Стрессоустойчивость личности
Вопросы теста: | Часто | Редко | Иногда |
1. Я думаю, что меня недооценивают в классе | |||
2. Я стараюсь приходить в школу, даже если бываю не совсем здоров | |||
3. Я постоянно переживаю за свои оценки | |||
4. Я бываю настроен агрессивно | |||
5. Я не терплю критики в свой адрес | |||
6. Я бываю раздражителен | |||
7. Я стараюсь быть лидером там, где это возможно | |||
8. Меня считают человеком настойчивым и напористым | |||
9. У меня бывает бессонница | |||
10. Своим недругам я могу дать отпор | |||
11. Я эмоционально болезненно переживаю неприятности в школе | |||
12. У меня не хватает времени на отдых | |||
13. У меня возникают конфликтные ситуации в школе | |||
14. Мне не достает власти, чтобы реализовать себя | |||
15. У меня не хватает времени, чтобы заняться любимым делом | |||
16. Я все делаю быстро | |||
17. Я испытываю страх, что не поступлю в институт | |||
18. Я действую сгоряча, а затем переживаю за свои дела и поступки |
Суммарное число баллов | Уровень стрессоустойчивости |
50-54 | Очень низкий |
46-49 | Низкий |
42-45 | Ниже среднего |
38-41 | Чуть ниже среднего |
34-37 | Средний |
30-33 | Чуть выше среднего |
26-29 | Выше среднего |
22-25 | Высокий |
18-21 | Очень высокий |
Тест на адаптацию к учебному процессу
1. Трудно ли тебе просыпаться утром к первому уроку?
А) невыносимо трудно (1)
Б) трудно иногда (2)
В) легко (3)
2. Как быстро ты начинаешь чувствовать усталость в школе?
А) на 1-2 уроке (1)
Б) к 3-4 уроку (2)
В) не устаю совсем (3)
3. Твое отношение к домашнему заданию
А) готовлюсь к каждому предмету (3)
Б) делаю только то, что хорошо получается и что мне интересно (2)
В) делаю домашнее задание очень редко (1)
4. Сколько времени у тебя уходит на домашнее задание?
А) я трачу столько времени, сколько необходимо (3)
Б) я делаю домашнее задание, пока не надоест, часто не завершая работу (2)
В) домашнее задание я списываю у друзей (1)
5. ты ходишь в школу
А) чтобы пообщаться с друзьями (2)
Б) чтобы получить знания необходимые в жизни (3)
В) по обязанности (ради аттестата, ради родителей (1)
6. Неприязнь к школе вызывают
А) одноклассники (1)
Б) учителя (некоторые предметы) (1)
В) неприязнь к школе не испытываю (3)
7. Как ты считаешь, учителя
А) недооценивают твои знания (1)
Б) оценивают справедливо (2)
В) иногда переоценивают (3)
8. Ты относишься к учителям
А) с уважением (3)
Б) безразлично (2)
В) отрицательно (1)
Чем больше ученик набрал баллов, тем выше его адаптация к школе.
Психолого-педагогическая характеристика класса
Схема изучения классной группы
I. Общие сведения:
1. Количество учащихся
2. возрастные особенности.
3. соотношение полов
4. когда был образован класс
5. была ли смена классного руководства и педагогов
II.Социально психологическая структура (Методы социометрии)
1. Характеристика официальных лидеров
2. Характеристика лидеров неформальных
3.Характер взаимоотношений между лидерами официальными и неформальными.
4. Социометрическая характеристика (с использованием тестов)
5. Наличие группировок
III.Характеристика деятельности коллектива
1. Учебная деятельность:
А) общий интеллектуальный уровень учащихся
Б) академическая успеваемость
В) традиции класса, связанные с учебным процессом
Г) количество успевающих и неуспевающих
Д) отличники и отношение к ним в коллективе
Е) не успевающие и отношение к ним
Ж) формы сотрудничества в рамках учебной деятельности в классе
2. Трудовая деятельность
А) отношение класса к самообслуживанию
Б) отношение к УПК
3. Общественно-политическая деятельность
А) отношение класса к экономическим и политическим изменениям в обществе;
Б) характер отношений к внешним политическим явлениям у отдельных группировок и в целом класса
В) отношение к общественной работе
IV. Психологический климат
1. Общее настроение
2. наличие конфликтов в классе
3. характер взаимодействий вне стен школы
4. взаимодействие класса с классным руководителем
5. Выводы: задачи работы с коллективом
Графический тест
Из изображенных фигур выберите ту, которая Вам больше всего понравилась
Квадрат. Трудолюбие. Усердие, потребность доводить начатое дело до конца, упорство, позволяющее добиваться завершения работы, - вот чем знамениты истинные Квадраты. Выносливость, терпение и методичность обычно делают Квадрата высококлассным специалистом в своей области.
Квадрат любит раз и навсегда заведенный порядок: все должно находиться на своем месте, происходить в свое врем. Идеал Квадрата – распланированная, предсказуемая жизнь. Ему не по душе «сюрпризы» и изменения привычного хода событий.
Прямоугольник. Временная форма личности, которую могут носить остальные устойчивые фигуры в определенные периоды жизни. Это люди, не удовлетворенные тем образом жизни, который они ведут сейчас, и потому занятые поисками лучшего положения. Поэму ведущие качества прямоугольника – любознательность, пытливость, живой интерес ко всему происходящему и смелость. Они открыты для новых идей, ценностей, способов мышления и жизни, легко усваивают все новое.
Треугольник. Эта фигура символизирует лидерство. Самая характерная особенность истинного Треугольника – способность концентрироваться на главной цели. Треугольники – энергичные, неудержимые, сильные личности, которые ставят ясные цели и, как правило, достигают их. Они честолюбивы и прагматичны, умеют представить вышестоящему руководству значимость собственной работы и своих подчиненных. Сильная потребность быть правым и управлять положение делает Треугольник личностью, постоянно соперничающей, конкурирующей с другими.
Круг. Самая доброжелательная из пяти фигур. Он обладает высокой чувствительностью, развитой эмпатией - способностью сопереживать, сочувствовать, эмоционально отзываться на переживания другого человека. Круг ощущает чужую радость и чувствует чужую боль как свою собственную. Он счастлив тогда, когда все ладят друг с другом. Поэтому, когда у Круга возникает с кем-то конфликт, наиболее вероятно, что именно Круг уступит первым. Он стремится найти общее даже в противоположных точках зрения.
Зигзаг. Фигура, символизирующая творчество. Комбинирование различных, несходных идей и создание на этой основе чего-то нового, оригинального – вот что нравится Зигзагам. Они никогда не довольствуются способами, при помощи которых вещи делаются в данный момент или делались в прошлом. Зигзаг – самый восторженный, самый возбудимый из всех пяти фигур. Когда у него появляется новая и интересная мысль, он готов поведать ее всему миру! Зигзаги – неутомимые проповедники своих идей и способны увлечь за собой многих.
Карточка-схема наблюдений за учениками во время уроков
Ученик___________________________________ Класс______
Урок________________________________ время______
Время от начала урока, мин. | Индикатор наблюдаемого явления | |||||||||||||
Активность в работе | Заинтересованность | Отвлечения | Речевые высказыванеия | Результативность работы | ||||||||||
Низкая | Средняя | Высокая | Низкая | Средняя | Высокая | Отсутствуют | Редко | Часто | С затруд-нениями | Без затруд-нений | низкая | средняя | высокая | |
Примечание: результаты наблюдения могут быть зафиксированы значком «+» в соответствующих графах и столбцах карточки.