Раздел 4. Характеристика отрасли и конкурентной среды




1. Тенденции развития отрасли (специфика и значимость продукции, работ, услуг предприятий отрасли, доля отрасли в национальной экономике Украины, АР Крым по числу предприятий и объему реализованной ими продукции, работ, услуг; индексы объемов реализации продукции (услуг) предприятий отрасли за последние пять лет, степень износа их основных средств, средний уровень производительности, инвестиционная привлекательность (объем и направления инвестиционных вложений), структура операционных затрат; финансовые показатели (средний уровень рентабельности операционной деятельности, доля убыточных и прибыльных предприятий), существующие системы сбыта продукции (услуг) в отрасли, перспективы развития отрасли и стадия ее жизненного цикла) (анализ выполняется по материалам статистических ежегодников АР Крым и Украины, www.ukrstat.gov.ua, www. sf.ukrstat.gov.ua);

2. Характеристика рынка сбыта предприятия (тип рынка – рынок потребительских товаров, рынок товаров производственного назначения), стадия жизненного цикла развития рынка (зарождение, рост, зрелость, спад), территориальное размещение рынка (регион и концентрация населения), ограничения рынка – экономические, правовые и другие (табл. 3);

Таблица 3 – Характеристика типа рынка сбыта предприятия

Тип рынка Стадия жизненного цикла Территориальное размещение (географические границы) Ограничения рынка
       

3. Сегментация рынка сбыта (выделить сегменты рынка, обслуживаемые предприятием, с указанием признаков сегментации, оценить емкость сегментов рынка и долю предприятия на каждом из них, для потенциальных целевых сегментов рынка – оценить также их доступность и возможность освоения, обосновать наиболее привлекательные целевые сегменты рынка, отметить, что привлекает типичного покупателя сегмента в продукции предприятия);

4. Прогноз объема продаж (табл. 4).

Таблица 4 – Прогноз продаж продукции (услуг) предприятия по рыночным сегментам, тыс. грн.

Вид продукции Годы Всего
20____ 20___ 20___ …….
кварталы
I II III IV
Рынок 1
Продукт А                
Продукт Б                
Итого                
Рынок 2
………                

 

5. Изучение конкурентной среды, выявление конкурентных преимуществ (число предприятий, реализующих подобную продукцию, работы, услуги; определить крупнейшего конкурента – лидера рынка, выполнить сравнительный конкурентный анализ предприятия и его конкурентов (табл. 5), сделать вывод о сильных и слабых сторонах предприятия;

 

Таблица 5 – Сравнительный конкурентный анализ

Критерий* Предприятие Конкуренты
конкурент 1 конкурент 2 …… ……
Доля рынка, %          
Размещение предприятия          
Период функционирования, лет          
Имидж, репутация          
Качество продукции, услуг          
Ассортимент          
Цены          
Интенсивность рекламной деятельности          
Известность бренда (ов)          
Система распределения продукции          
Наличие и уровень сервисного обслуживания          
Сроки выполнения заказа          
Уровень используемой технологии          
Обеспеченность и уровень квалификации персонала          
Финансовое положение, прибыльность, рентабельность          
Научные исследования и разработки (количество патентов, изобретений, авторских прав, лицензий)          
Качество менеджмента (численность управленческого персонала, состав структурных подразделений, число иерархических уровней управления, распределение прав и ответственности; специфика информационного обмена при принятии и реализации управленческих решений)          
………          

*Выбор критериев осуществляется с учетом специфики деятельности предприятия

 

6. Сравнительная характеристика особенностей производимой продукции предприятия по сравнению с продукцией конкурентов (табл. 6). Выявление преимуществ и недостатков продукции предприятия по сравнению с продукцией конкурентов

 

Таблица 6 – Характеристика количественных и качественных показателей продукции (услуг) основных конкурентов

 

Основные конкуренты предприятия Наименование продукции Преимущества продукции конкурентов
     

 

 

Раздел 5. План маркетинга

1.Перечень и характеристика существующих на предприятии маркетинговых служб и организация сбытовой деятельности (транспортировка, емкость складов месторасположение, кадровое обеспечение сбытовой службы);

2. Характеристика методов ценообразования, используемых на предприятии, в в отношении производимой и планируемой к выпуску продукции

3. Характеристика каналов сбыта предприятия (табл.7);

Таблица 7 – Характеристика каналов распределения

Перечень каналов сбыта Объем реализованной продукции
За отчетный год прогноз
Собственные каналы    
со склада производителя    
через сеть торговых точек, магазинов    
Через посредников    
оптом    
в розницу    
Заказы по телефону    
по почте    
через e-mail    
через Интернет    

 

4. Характеристика рекламной деятельности на предприятии (табл.8);

Таблица 8 – Характеристика рекламной деятельности

Вид рекламы Частота Стоимость, грн .
факт прогноз факт прогноз
Рекламные щиты и билборды        
Рекламные объявления в журналах и газетах        
Теле – и радиореклама        
Интернет реклама        
Разработка собственного сайта        
……..        
Итого        

5. Характеристика существующей и перспективной организации послепродажного обслуживания

 

План производства

1. Перспективная производственная программа (табл.9);

Таблица 9 – Перспективная производственная программа

Вид продукции Ед. изм. Объем производства по периодам
20…. г. 20…. г. 20… г.
1 кв 2 кв 3 кв 4 кв 1 п/г 2 п/г  
                 

2. Описание производственного процесса, его прогрессивности. Предложения по совершенствованию отдельных стадий технологического процесса, его частичной или полной замене. Доля амортизационных отчислений на основное производственное оборудование.

3. Требуемые производственные мощности для выполнения производственной программы (табл.10);

 

Таблица 10 – Потребность в основных фондах, тыс. грн.

Основные фонды Действующие Техническое состояние (степень износа) Необходимый прирост
20… г. 20… г. 20… г.
Земельные участки          
Здания, сооружения, передаточные устройства          
Машины и оборудование          
Транспортные средства          
Инструменты, приспособления, инвентарь          
Прочие          
Итого          

 

4. Характеристика оборудования. Возможность использования существующего оборудования, предложения по его обновлению (табл.11)

Таблица 11 – Общая потребность в оборудовании

Наименование оборудования, технических средств Тип или модель Завод-изготовитель Срок поставки Стоимость оборудования, грн.
           

5. Характеристика потребности в материальных и трудовых ресурсах для выполнения производственной программы (табл.12, 13)

Таблица 12 – Потребность в материальных ресурсах на производственную программу

Вид и наименование ресурса 20… г. 20… г. Поставщик
Коли-чество, натур. ед. Цена ед. ресурса, грн Стои-мость, грн Коли-чество, натур. ед. Цена едини-цы ресурса, грн Стои-мость, грн
Сырьё и материалы, ед. изм.              
Покупные изделия и полуфабрикаты              
Топливо, ед. изм.              
Энергия, кВт              
Тара, шт              
Запчасти, ед. изм.              
Незавершенное производство, ед. изм.              
Готовая продукции на складе, ед. изм.              
Прочие, ед. изм.              
Итого              

Таблица 13 – Потребность в персонале и средствах на оплату его труда

Категория работников 20… г.
1кв 2кв 3кв 4кв
чел. ФОТ, грн чел. ФОТ, грн чел ФОТ, грн. чел. ФОТ, грн.
Рабочие основного производства                
Рабочие вспомогательного производства                
Специалисты и служащие                
Всего                

 

6. Составление сметы затрат на производство планового объема продукции (табл.14)

Таблица 14 – Смета затрат на производство, тыс. грн.

Статьи калькуляционных затрат 20… г.
1 кв. 2 кв. 3 кв. 4 кв.
  Сырье и материалы        
  Покупные комплектующие и полуфабрикаты        
  Топливо        
  Энергия        
  ФОТ с начислениями основных производственных рабочих        
  ФОТ прочих категорий рабочих        
  Отчисления на социальные мероприятия (37,7% от ФОТ)        
  Амортизация        
  Расходы на сбыт        
  Проценты за кредит        
  Налоги, включаемые в себестоимость*        
  Арендная плата        
  Прочие расходы        
…. ……….        
  Себестоимость товарной продукции        

*В себестоимость продукции (работ, услуг) включаются: налог на пользователей автомобильных дорог; налог с владельцев транспортных средств; единый социальный налог; таможенная пошлина; государственная пошлина; земельный налог; плата за право пользования недрами; отчисления на воспроизводство минерально-сырьевой базы; плата за пользование водными объектами; плата за фактическое загрязнение (в пределах норматива) окружающей природной среды; плата за пользование объектами животного мира и водными биологическими ресурсами.

 

7. Организационный план

 

В разделе обосновывается организационная структура предприятия. Раздел содержит: квалификационные требования к персоналу; режим труда и сменность работы; функциональные обязанности управленческого персонала; основные принципы кадровой политики предприятия (условия подбора и найма, продвижения сотрудников, потребность их обучении и т.д.); схема организационной структуры управления предприятием (рис.).

 

8. Финансовый план

 

1. Прогноз основных показателей хозяйственной деятельности предприятия на перспективу (табл. 15) с учетом прогноза продаж (табл. 4).

Таблица 15 – Планирование основных показателей экономической деятельности предприятия на _______ гг.

Показатель 20… г. 20… г. 20… г.
1. Чистый доход (выручка) от реализации продукции, работ, услуг (без НДС, акцизов и других отчислений)      
2. Себестоимость реализованной продукции, в т.ч.      
сырье и материалы      
расходы на энергоносители      
расходы по оплате труда      
арендная плата      
амортизация      
прочие расходы      
3. Валовой доход      
Затраты на сбыт      
Административные затраты      
Прочие расходы      
4. Прибыль до выплаты процентов и налогов      
Процентные платежи      
5.Прибыль до уплаты налогов      
Налог на прибыль      
6.Чистая прибыль      

 

2. Определяется и обосновывается потребность в необходимых инвестициях, табл. 16)

Таблица 16 – Потребность в дополнительных инвестициях и формировании источников финансирования

Потребность в дополнительных инвестициях Сумма, тыс. грн Источники финансиро-вания  
20__ 20___ 20___ Всего 20__ 20___ 20___ Всего
                   
1.Необоротные активы         1.Собственные средства        
1.1.Здания, сооружения, передаточные устройства         2.Заемные средства        
1.2. Машины и оборудование         2.1.Долгосрочные кредиты        
1.3.Другие             2.2.Краткосрочные кредиты        
                   
2.Оборотные активы         2.3.Другие источники финансирования        
2.1.Запасы         3.Другие источники финансирования        
2.2. Денежные средства         4.Всего по источникам финансирования        
3. Всего: потребность в дополнительных инвестициях         Потребность в дополнительных инвестициях (гр.5, п.3 – гр. 10, п. 4)        

 

Риски и страхование

Указываются основные виды рисков при выполнении бизнес-плана: риск задержки начала выполнения работ, риск невыхода на плановый объем производства реализации продукции, риск изменения экономической политики государства (ведение лицензирования, изменения в налогообложении, таможенном и валютном регулировании и др.) По основным видам рисков дается их оценка для определения общего уровня риска по бизнес-плану.

 


Список рекомендуемой литературы

 

1. Афитов Э.А. Планирование на предприятии: Учеб. Пособие – Мн.: Выш. шк., 2001. – 285 с.

2. Бизнес-планирование: Учебник / Под ред. В.М. Попова, С.И. Ляпунова. – М.: Финансы и статистика, 2002. – 672 с.

3. Бизнес-план. Практикум. – М.: Бератор-пресс, 2002. – 168 с.

4. Бринк И.Ю., Савельева Н.А. Бизнес-план предприятия», теория и практика. Р н/Дону: Феникс, 2002 год. – 384 с.

5. Бухалков М.И. Внутрифирменное планирование: Учебник. – М. ИНФРА-М, 2002. – 400 с.

6. Горемыкин В.А. Планирование на предприятии. Учебник. – М.: Информационно-издательский дом «Филинъ», 2000. – 328 с.

7. Завгородняя А.В., Ямпольская Д.О. Маркетинговое планирование. – СПб.: Питер, 2002. – 352 с.

8. Любанова Т.П., Мясоедова Л.В. и др. Бизнес-план: Учебно-практическое пособие. – М.: «Издательство «Приор», 2002. – 96 с.

9. Тян Р.Б. Планирование деятельности предприятий: Уч. пос. – К.: МАУП, 1998. – 156 с.

10. Экономика и статистика фирм: Учебник / В.Е. Адамов и др.; под ред. д.э.н., проф. С.Д. Ильенковой. – М.: Финансы и статистика, 1996 г. – 240 с.

11. Экономика предприятия: Учебник для вузов / В.Я. Горфинкель, Е.М. Куприяков и др. – М.: Банки и биржи, ЮНИТИ, 1996. – 367 с.

 

 


Приложение 1

Образец титульного листа

 

Министерство образования и науки Украины

Национальная академия природоохранного и курортного строительства

 

Кафедра экономики предприятия

 

 

курсовая работа

по дисциплине «Планирование деятельности предприятия»

на тему: Разработка бизнес-плана

 

 

Выполнил студент

группы ЭКП-

Иванов А.И.

Проверил:

ФИО преподавателя

 

Симферополь, 2011

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-06-21 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: