Какие факторы препятствуют внедрению инноваций в образовательный процесс и способы их решения?




БОЛОНСКИЙ ПРОЦЕСС

Интерес российского образовательного сообщества к Болонской системе совершенно понятен. Прежде всего, это главная линия развития высшего образования в современной Европе, предполагающая формирование единого образовательного пространства, построенного на ряде обязательных принципов. Самоизоляция от процессов, развивающихся в едином европейском образовательном пространстве, ведет к отрицательным последствиям для любого университета, пусть даже очень сильного.
Первоначально Россия оказалась в стороне от данного процесса. Однако с подписанием в сентябре 2003 года Болонской Декларации российской высшей школе все же включилась в него.

! Россия должна обеспечить конкурентоспособность своей системы высшего профессионального образования как на европейском, так и мировом рынках труда

Выгода России от принятия системы легко понимаемых и сопоставимых степеней очевидна. Если диплом российских вузов станет европейским, если российские степени бакалавра и магистра будут безоговорочно признаваться в Европе, студентам из СНГ будет целесообразно обучаться в России, а уже потом трудоустраиваться в тех странах, где есть потребность в квалифицированных работниках.
Приложение к диплому сделает его образовательные степени узнаваемыми и признаваемыми по всей Европе, что существенно увеличит шансы выпускников на трудоустройство по специальности. С дипломом бакалавра или магистра и Приложением европейского образца студент сможет участвовать в конкурсах на замещение вакансий за рубежом, возрастут его перспективы найти работу по профессии. Со временем Приложение полностью отменит необходимость дополнительного сопоставления дипломов. Выпускники российских вузов станут полноценными конкурентами для иностранных бакалавров и магистров не только в совместных предприятиях на территории России и в представительствах иностранных компаний в Российской Федерации, но и за рубежом[3].
Европейские студенты должны получать такие квалификации, которые дадут им возможность эффективно учиться дальше (после бакалавриата в магистратуре и потом в докторантуре) и работать по всей Европе. Это то, что называют "общим знаменателем европейского образования"

Также введение двухуровневой системы позволит:
§ повысить эффективность использования бюджетных средств;
§ привлечь работодателей к финансированию подготовки кадров, причем преимущественно на второй ступени - магистратуре;
§ продолжать учебу в любом вузе Европы российским студентам;
§ легче устраиваться на работу за рубежом;
§ решить проблему с переизбытком на рынке труда специалистов.

проблемы, препятствующие полноценному вхождению России в Болонский процесс, среди которых можно выделить следующие:
§ проблема формирования эффективной системы аккредитации;
§ неготовность значительного числа вузов в России к переходу на двухуровневую систему подготовки специалистов, и т. д.[44].
Наряду с перечисленными проблемами по содержанию и качеству образования существуют и трудности, связанные с ресурсным и социальным обеспечением интеграции:
§ недостаточность научно-методического, кадрового, материально-технического обеспечения для реализации положений Болонской Декларации;
§ недостаточность уровня применения информационных технологий в образовательном процессе и менеджменте;
§ отток высококвалифицированных специалистов[45].
Т. Екимова, Ю. Краснова и Д. Харитонов выделяют следующие проблемы, с которыми столкнулась система высшего профессионального образования России на пути реализации Болонской Декларации:
1. Инерционность восприятия рынком труда степени бакалавра.
2. Неготовность части российской высшей школы выступать равноправным партнером в программах мобильности (недостаточное финансирование, слабоезнание иностранных языков).
3. Излишняя регламентация недостаточная гибкость, адаптивность учебных программ.
4. Неготовность многих вузов к формированию новых компетенций выпускников, направленных на мобильность в рынке труда

КОПЕНГАГЕНСКИЙ ПРОЦЕСС

в ноябре 2002 года в Копенгагене была принята Декларация, которая положила начало так называемому «Копенгагенскому процессу». Ее подписали министры образования европейских стран.

Копенгагенский процесс имеет три основные цели:

· Повышение качества образования;

· Повышение привлекательности профессионального образования;

· Развитие мобильности студентов и выпускников.

Для их достижения в Декларации прописаны восемь важных задач:

· Формирование единого образовательного пространства в Европе;

· Повышение прозрачности квалификаций;

· Формирование системы переноса зачетных единиц;

· Развитие отраслевых компетенций и квалификаций;

· Разработка общих критериев и систем обеспечения качества;

· Развитие систем профессиональной ориентации и консультирования;

· Признание неформального и спонтанного обучения;

· Повышение квалификации преподавателей и мастеров производственного обучения.

В 2003 году Россия подписала Болонскую декларацию. И хотя наша страна официально не вступала в Копенгагенский процесс, некоторые его положения реализуются. По целям, задачам и путям реализации Болонский процесс практически аналогичен Копенгагенскому, отличие заключается лишь в уровнях образования.

Болонский процесс относительно успешно приживается в нашей стране. Этому способствует то, что системы высшего профессионального образования в России и странах ЕС вполне сравнимы по уровням и квалификациям. В среднем профессиональном образовании ситуация сложнее, поскольку в наших странах слишком разные и практически несопоставимые системы. Начальное и среднее профессиональное образование в России является, по сути, самостоятельной системой.

Существуют два вида академической мобильности: вертикальная и горизонтальная. Первая довольно успешно реализуется у нас: выпускники ссузов могут продолжить образование в вузе по профильной специальности. Однако горизонтальная мобильность (обучение студентов в других ссузах, совместное использование технической базы и т.д.), к сожалению, пока практически не реализуется.

Основные причины, мешающие реализации процесса — это отсутствие компетенций, позволяющих измерить соответствие работника требованиям и «негибкость» образовательных программ, разница в образовательных стандартах, терминологии, квалификациях.

 

Система квалификаций в Европе, в соответствии с Копенгагенским процессом, выстраивается таким образом: акцент делается не на освоении каких-то конкретных программ обучения, а на те компетенции и навыки, которые получил человек во время обучения. При продолжении образования они учитываются, независимо от того, где и когда были получены.

Билет 3.

Процесс информатизации отдельного сектора экономики, как явление комплексное, неразрывно связано с информатизацией всего общества в целом. На него воздействуют две группы факторов, внешних и внутренних:

  • Внешние факторы характеризуются достигнутым уровнем развития информационной индустрии, широтой применения информационных технологий во всех сферах жизни общества. Они определяют доступность и качество средств вычислительной техники, технологически возможный уровень информатизации общества, требуемую общеобразовательную подготовку и общий уровень информационной культуры.
  • Внутренние факторы контролируются самой системой образования. Они отражают не только текущий уровень развития педагогической науки и практики, но также способность системы воспринять и освоить информационные технологии. Данные факторы определяют формы и методы организации работы учащихся, степень разработанности нового содержания образования, эффективность использования ИТ в учебном процессе. Здесь большое значение имеет уровень профессиональной подготовки педагогов, их знакомства с потенциальными возможностями информационных технологий и умения использовать эти возможности в своей практической деятельности. С другой стороны, внутренние факторы определяют гибкость системы управления образованием, готовность ее к изменению содержания, переходу на новые прогрессивные формы и методы учебной работы.

Опыт российских регионов и городов, успешно внедряющих ИТ — в том числе и в сфере образования, показывает необходимость предварительной информатизации всех органов управления. Эффективность здесь во многом зависит от решения кадрового вопроса. Как показывает практика, трудности в работе с новым оборудованием или факты выявления неполной отдачи в его использовании в значительной степени связаны с неумением соответствующим образом организовать учебный процесс. В целом же применение информационных технологий в обучении дает два позитивных следствия: во-первых, позволяет интегрировать различные области знаний, и, во-вторых, совершенствовать методическую систему.

В контексте реализации программ по информатизации основными задачами российских учебных заведений сейчас становятся следующие:

  • развитие информационно-образовательной сети,
  • организация учебного процесса с использованием новых информационных технологий,
  • информатизация управленческой деятельности (переход к безбумажному документообороту, создание системы статистической отчетности, информационных баз данных),
  • переход к оснащению информационно-технических комплексов,
  • нормативно-правовое обеспечение функционирования информационной сети,
  • координация деятельности по информатизации образования в рамках регионов,
  • переподготовка кадров.

Для повышения эффективности этого процесса необходимо обеспечить проведение единой государственной политики в области информатизации. Первоочередной задачей здесь должно стать обеспечение органов управления образованием объективной информацией для подготовки и принятия решений. Необходимо обеспечить более эффективное использование бюджетных средств, а также дополнительное привлечение инвестиций различных уровней.

Определяющая роль также должна принадлежать развитию дистанционного образования. Некоторые вузы — например, Московский государственный университет экономики, статистики и информатики и Современный гуманитарный институт — претендуют на то, чтобы в скором времени полностью реализовывать программы высшего образования дистанционным способом. Однако при отведении более 70% учебного времени на дистанционное образование, возникают особые требования к материальной базе учебного заведения, к подготовке учебно-методических материалов, к организации текущего контроля, к квалификации преподавателей — а следовательно, требуются дополнительные инвестиции в инфраструктуру.

билет 4.

Внутрипредметные инновации: то есть инновации, реализуемые внутри предмета, что обусловлено спецификой его преподавания. Примером может служить переход на новые УМК и освоение авторских методических технологий.

Общеметодические инновации: к ним относится внедрение в педагогическую практику нетрадиционных педагогических технологий, универсальных по своей природе, так как их использование возможно в любой предметной области. Например, разработка творческих заданий для учащихся, проектная деятельность и т.д.

Административные инновации: это решения, принимаемые руководителями различных уровней, которые, в конечном счете, способствуют эффективному функционированию всех субъектов образовательной деятельности.

Идеологические инновации: эти инновации вызваны обновлением сознания, веяниями времени, являются первоосновой всех остальных инноваций, так как без осознаний необходимости и важности первоочередных обновлений невозможно приступить непосредственно к обновлению.

Примеры применяемых инновационных образовательных средств:

Говоря о конкретном опыте внедрения инноваций в нашей школе необходимо, прежде всего, отметить, что сравнительно успешному осуществлению этого процесса способствует несколько факторов:

1. В течение нескольких последних лет (2-4 года) произошла полная смена административного состава школы. Ни один из сегодняшних руководителей не имел опыта административной работы, что потребовало активного самообразования, и в частности, изучения позитивного опыта других учебных заведений как России, так и ближнего зарубежья. Одним словом, не было опыта, но и не было груза устоявшихся взглядов и сложившихся межличностных отношений.

2. За последние годы произошел значительный приток свежих сил, что снизило долю консерватизма в педагогическом коллективе и расширило круг единомышленников.

Кому-то все наши инновации могут показаться само собой разумеющимися мероприятиями, но для нас это очень прогрессивные шаги:

· сложилась устойчивая система преподавания английского языка на первой ступени обучения (УМК "Enjoy English" М.З. Биболетовой и др.);

· идет подготовка к введению билингвального обучения (внедрение немецкого языка на основе УМК Бим И.Л. "Шаги" в 5-м классе для детей, изучавших английский с первого класса);

· переход на новые УМК по всем предметам, и соответственно, освоение авторских технологий;

· введение предмета "Информатика" с 7-го класса;

· широкое использование дистанционных форм работы (участие в конференциях, семинарах, олимпиадах, профиль-классах, курсах для учителей, проводимых Центром Дистанционного образования ЭЙДОС);

· использование существующих и разработка собственных методик формирования классов с углубленным изучением отдельных предметов;

· разработка учителями собственных элективных курсов;

· разработка и проведение "Ярмарки элективных курсов";

· введение триместров с установлением гибкой системы выбора предметов для зачета;

· проведение внутришкольного конкурса "Урок года";
и т.д.

Какие факторы препятствуют внедрению инноваций в образовательный процесс и способы их решения?

Отсутствие должного финансирования. Регулярные субвенции должны идти на обновление и дополнение, а пока идут на штопанье дыр.

Недостаточная компетентность (неинформированность, в частности) представителей вышестоящих органов управления образованием района. Нет выездных курсов, которые позволили бы без существенных материальных затрат учителям повысить свой профессиональный уровень, а дистанционные курсы позволяют решить общеметодические задачи, а не "предметно-конкретные". Несогласованность действий отдельных учебных заведений.

В отличие от крупных городов, родители не имеют возможности приобрести необходимую учебную литературу и "добывание" всех необходимых учебников и рабочих тетрадей ложится на плечи и без того загруженных учителей.

Как это ни странно звучит, со стороны родителей социальный заказ отсутствует как таковой: учите, чему хотите.

И, наверное, самый традиционный фактор - педагогический консерватизм.

Решение данных проблем видится в создании атмосферы открытости, информированности всех субъектов образовательного процесса, что должно привести, на наш взгляд, к осознанию происходящих изменений извне, требующих существенных изменений внутри отдельно взятого образовательного учреждения.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-08-08 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: