Практическое занятие 7. Эпилог. Авторские примечания




Эпилог – обозначение заключительной части произведения, в которой рассказывается о дальнейшей судьбе персонажей, в отличие от послесловия, содержащего общие соображения и размышления по поводу изображенного.

Авторские примечания стали популярны в русской литературе с XVIII в. Примечания, которыми сопровождали свои сочинения, например, А. Кантемир, Г. Р.Державин, имели характер автоинтерпретации названных произведений, т.е. перевод художественных образов на язык логических понятий. Позднее, в начале XIX в. (в частности, в творчестве А.С. Пушкина) примечания стали выполнять художественные функции, влияя на общий смысл произведения.

Вопросы и задания

1. Чем отличается Эпилог от Послесловия? Приведите примеры эпилогов и послесловий из произведений мировой литературы.

2. Перечитайте эпилог романа Тургенева «Отцы и дети». Какие события здесь изображены? В чем смысл этого эпилога?

3. Приведите примеры из русской литературы авторских примечаний. Какие функции они выполняют?

4. Прочтите фрагмент книги «Пушкин. Тютчев. Опыт имманентного исследования». Ответьте на вопросы.

«Примечания или, точнее, прибавления к «Бахчисарайскому фонтану» лишь внешне напоминают традиционные разъяснения. На самом деле задача их совсем иная. С появлением южных поэм примечания у Пушкина выполняют особую структурную функцию, вводя новые точки зрения внутрь художественной системы. Отдельные части произведения, по-разному говоря об одном и том же, вступают между собой в диалог и семантически осложняют текст. В стихотворном тексте поэмы читаем:

Где скрылись ханы? Где гарем?
Кругом все тихо, все уныло,
Все изменилось… но не тем
В то время сердце полно было:
Дыханье роз, фонтанов шум
Влекли к невольному забвенью… (IV, 170)

А в прибавлении к поэме «Отрывок из письма» Пушкин описывает свое настроение в том же месте совершенно иначе:

«Вошед во дворец, увидел я испорченный фонтан; из заржавой железной трубки по каплям падала вода. Я обошел дворец с большой досадою на небрежение, в котором он истлевает… NN почти насильно повел меня по ветхой лестнице в развалины гарема и на ханское кладбище: но не тем в то время сердце полно было: Лихорадка меня мучила» (IV, 176).

Охарактеризуйте роль примечания («прибавления к поэме»). Обладает ли оно объясняющей или поучающей функциями?

5.Откройте том 1 книги П.И. Мельникова-Печерского «На горах». Прочтите несколько примечаний. Кто является автором этих примечаний? В чем смысл приема, использованного автором в данном случае? Объясните необходимость этих примечаний.

6.Найдите примеры авторских комментариев в произведениях современной зарубежной литературы. Определите функцию этих комментариев.

7.Прочтите фрагмент из работы В.Шкловского «Литература вне «”сюжета”» об авторских комментариях В.В. Розанова в «Опавших листьях».

„Пейзаж“ Розанова — второго типа. То есть это пейзаж противопоставленный. Я говорю про те сноски внизу отрывков, в которых сказано, где они написаны. Некоторые отрывки написаны в ватерклозете, мысли о проституции пришли ему, когда он шел за гробом Суворина, статья о Гоголе обдумана в саду, когда болел живот. Многие отрывки „написаны“ „на извозчике“ или приписаны Розановым к этому времени. Вот что пишет об этом сам Розанов:

„Место и обстановка пришедшей мысли“ везде указаны (абсолютно точно) ради опровержения фундаментальной идеи сенсуализма „nihil est in intellectu quod non furat in sensu“. Всю жизнь я, наоборот, наблюдал, что in intellectu происходящее находится в полном разрыве с quod fuerat in sensu. Что вообще жизнь души и течение ощущений, конечно, соприкасаются, отталкиваются, противодействуют друг другу, совпадают, текут параллельно, но лишь в некоторой части. На самом же деле жизнь души имеет и другое русло, свое самостоятельное, а самое главное — имеет другой исток, другой себе толчок.

Откуда же?

От бога и рождения.

Несовпадение внутренней и внешней жизни, конечно, знает каждый в себе, но в конце концов с самых ранних лет (13-ти — 14-ти) у меня это несовпадение было до того разительно (и тягостно часто „служебно“ и „работно“ — глубоко вредно и разрушительно), что я бывал в постоянном удивлении этому явлению (степени этого явления); и пиша здесь вообще все, что поражало и удивляло меня“ как и что „нравится или очень не нравится“, записал и это. Где против „природы вещей“ (время и обстановка записей) нет изменений ни йоты.

Это умственно. Есть для этих записей обстановки и времени и моральный мотив, о котором когда-нибудь потом.“

Все это примечание помещено в „Опав. лист.“ на стр. 525 после списка опечаток, здесь мы видим обычный прием Розанова: помещение материала на необычное место».

Подтвердите мысль критика другими примерами из «Опавших листьев» В.Розанова.

8.Прочтите примечания А.Кантемира к его Сатире I «На хулящих учение»

Чем, по вашему мнению, вызвана необходимость этих объяснений? Выделите группы объясняющих и поучающих примечаний.

9.Прочтите эпиграф, примечания автора и издателя в рассказе Х.Л. Борхеса «Вавилонская библиотека». Как соотносятся эти фрагменты текста между собой? С основным текстом?

10. Сделайте вывод, различаются ли функции примечаний в эпических и лирических произведениях?

 

Рекомендуемая литература

  1. Белкин Д.И. Поэтика авторских примечаний в цикле «Подражания Корану» // Пушкин: проблемы творчества, текстологии, восприятия. – Калинин: «Свет», 1989. – 370 с.
  2. Мильчина В.А. Поэтика примечаний//Вопросы литературы, 1978. № 11.
  3. Чумаков Ю.Н. Об авторских примечания к «Евгению Онегину»//Чумаков Ю.Н. Пушкин. Тютчев: Опыт имманентных рассмотрений. М.: Языки славянских культур. 2008. С.106-120.

URL:https://www.telenir.net/literaturovedenie/pushkin_tyutchev_opyt_immanentnyh_rassmotrenii/index.php

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-04-20 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: