Психологическое здоровье педагогов




Педагог-психолог Оловянников А.А.

В 1979 году Всемирной Организацией Здравоохранения был введен термин «психическое здоровье». В отличие от понятия «психическое здоровье» термин «психологическое здоровье» встречается пока не часто.

Свои представления о здоровой, зрелой, хорошо адаптированной личности высказывали многие западные ученые, психологи XX века, изучавшие теорию личности в русле психоаналитического и гуманистического направлений. В понятие здоровой личности они вкладывали, по сути, представление о «психологическом здоровье».

Психология здоровья ставит в центр своего рассмотрения здорового человека, его индивидуальные психологические особенности, ресурсы его психики, позволяющие ему сохранять здоровье при неизбежном воздействии патогенных факторов окружающей среды.

Ни для кого не секрет, что профессия педагога относится к разряду стрессовых, поскольку в педагогической деятельности постоянно отмечается состояние эмоциональной напряженности. После пребывания в напряженных ситуациях педагог чаще ощущает разбитость, подавленность, желание расслабиться. В отдельных случаях эмоциональная напряженность достигает критического момента и результатом становится потеря самообладания и самоконтроля, что может привести к «синдрому эмоционального выгорания».

 

Существуют внешние и внутренние причины СЭВ:

Внешние причины, провоцирующие выгорание у педагогов, касаются окружения, среды

  • Специфика профессиональной педагогической деятельности (необходимость постоянного общения, сопереживания, ответственность за жизнь и здоровье детей, стаж работы)
  • Служебные неприятности; неудовлетворенность работой;
  • Неблагополучная атмосфера в коллективе: однополый состав (преобладающее большинство женщин), наличие конфликтов и непонимание.

Внутренние причины СЭВ касаются личности самого человека

  • Отсутствие умения выходить из трудных ситуаций при взаимодействии с детьми, родителями, коллегами, администрацией; неумение регулировать собственные эмоции.
  • Тяжелые заболевания близких, материальные затруднения, личная неустроенность, сложные внутрисемейные отношения.

 

В повседневной жизни очень многие события могут стать стрессорами (то есть то, что может вызвать стресс):

  • перегрузки
  • однообразие
  • беспомощность (неопределенность ситуации)
  • сверхурочные и неудобные часы работы
  • ответственность за людей
  • низкий социальный статус
  • недостаток авторитета
  • неудовлетворенность профессиональным ростом
  • негативные или холодные отношения в коллективе,
  • неадекватная самооценка (завышенная или заниженная)
  • эмоциональная неустойчивость
  • неудовлетворение потребностей

 

Практика показывает, что педагогу в большей мере нужны не лекарственные препараты, а социально-психологическая поддержка, целью которой является специальная помощь в выработке необходимых профессиональных качеств, умений и навыков, которые направлены на сохранение эмоциональных резервов и повышение адаптации к напряженным ситуациям в работе.

Такие умения и навыки могут вырабатываться на специальных тренингах, курсах и конечно в самостоятельной работе педагога над собой.

 

При возникновении стрессовой ситуации необходимо

1. Выйти из нее приемлемым способом

2. Найти собственный ресурс, чтобы эта стрессовая ситуация не повлекла за собой проблемы со здоровьем (психологическом или физическом)

 

Что можно предпринять в качестве «скорой помощи»? (чтобы выйти из ситуации):

Если почувствовали, что эмоции зашкаливают, можно:

  • Выйти и ополоснуть руки холодной водой, умыть лицо.
  • Медленно сосчитать предметы, эмоционально окрашенные нейтрально, например, листья на цветке, буквы на странице и т. д.
  • Вспомнить подробно 20 сделанных вами вчера дел.
  • Перечислить 20 качеств, которые вам в себе нравятся.
  • Если позволяют обстоятельства, разорвать несколько листов бумаги или газет на мелкие кусочки, что-нибудь разбить (тарелку, чашку).
  • Сделать так называемую «передышку». В течение нескольких минут дышать медленно, спокойно и глубоко, можно с закрытыми глазами. Считайте до пяти, пока делаете вдох, и до семи, когда выдыхаете. Так выполнить 10 вдохов и 10 выдохов. Сама по себе концентрация внимания на счете дыхания выключает эмоции и включает разум.
  • Заняться физическим трудом или выполнить физические упражнения (можно просто что-то кидать)

 

Все эти приемы, особенно последние помогают снять напряжение, высвобождают адреналин, то есть дают выход негативной энергии, а в конечном счете действуют успокаивающе.

 

Хочется здесь упомянуть опыт Японии, где на каждом предприятии установлены мягкие куклы для битья, и где каждый сотрудник может воспользоваться этим приемом для снятия напряжения (у них там вообще с эмоциональным выгоранием и его последствиями идет серьезная работа. На предприятиях на каждое рабочее место очень большое число желающих, и сотрудник как правило очень боится его потерять, отсюда высокая эмоциональная напряженность. Там сейчас даже все окна защищает специальная сетка, потому что очень сильно возросло количество людей, склонных к самоубийствам вследствие высоких эмоциональных перегрузок).

Но самая важная часть в работе со стрессом и эмоциональным выгоранием — это поиск внутреннего ресурса, или источника, который надолго обеспечивает нас положительными эмоциями.

 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-06-29 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: