Классный час «Час музыки», преподаватель Н.М.Лотошникова




Г.


Цель:
Дать понятие об основных музыкальных терминах.

Задачи:
Развивать творческие способности, расширять кругозор детей

Возрастная группа:
Ученики 4-7 классов и гости.

 

Учитель: Добрый день, дорогие наши гости!

Ребята! Тема нашего классного часа сегодня «Час музыки». Мы будем учиться слушать и понимать музыку.

И начинаем мы его интеллектуальной разминкой:

oКаким термином обозначается скорость исполнения музыкального произведения? /темп/

oКакой музыкальный инструмент сочетает в себе фортепиано и гармонь? /аккордеон/

o Название какого инструмента содержит два термина «громко» и «тихо»? /фортепиано/

oКакой музыкальный инструмент назван в честь древнерусского певца-сказителя? /баян/

o Большой коллектив музыкантов, руководимый дирижёром? /оркестр/

o Назовите птицу, которую называют «певцом русских полей». /жаворонок/

o Музыкальное произведение, предназначенное для организованного движения войск, массовых шествий, ходьбы? /марш/

o Графические знаки для обозначения музыкальных звуков? /ноты/

oКак называется соловьиная песня? /трель/

oКаким музыкальным инструментом владел Садко? /гусли/

oСамый большой духовой музыкальный инструмент? /орган/

oКак называют модную песенку, хит, «гвоздь» сезона? /шлягер/

oКак называется дирижёр, который руководит хором? /хормейстер/

oКакой европейский город считают родиной вальса? /Вена/

oС именем какого эстрадного певца связана жизнь популярной песни Д. Тухманова «День Победы»? /Лев Лещенко/

o Писатель Э. Успенский придумал крокодила Гену, а кто из композиторов «научил» этого персонажа петь? /В. Шаинский/

oКак называют музыканта-исполнителя, в совершенстве владеющего техникой своего инструмента? /виртуоз/

 

Учитель: Что заставляет душу поэта танцевать? Музыка. Что заставляет художника рисовать прекрасные картины, музыканта петь прекрасные песни? Вдохновение, которое даёт красота. Подобно тому, что мы зовём музыкой, в повседневной жизни для многих: архитектура – это музыка, садоводство – это музыка, фермерство – это музыка, рисование – это музыка, поэзия – это музыка. Во всех занятиях жизни, где красота является вдохновением, существует музыка.

Но среди различных искусств музыкальное искусство считается особо божественным, потому что оно является в миниатюре точной копией закона, действующего во всей вселенной. Например, если мы будем изучать себя, то обнаружим, что удары пульса и сердца, вдохи выдохи дыхания, - всё это работает в ритме. Жизнь зависит от ритмической работы всего тела. Дыхание проявляется как голос, как слово, как звук; и этот звук постоянно слышим, звук вовне и звук внутри нас самих. Это музыка. Музыка вдохновляет не только душу великого музыканта, но и каждое дитя, которое как только приходит в мир, начинает двигать своими маленькими ручками в ритме музыки. Поэтому не будет преувеличением сказать, что музыка есть язык красоты.

Говорить и петь древние люди начали одновременно. Потом они научились извлекать звуки из различных предметов. Появились первые, очень примитивные музыкальные инструменты.

Люди издавна прислушивались к звукам природы и слышали в них музыку.

А слышали ли вы когда-нибудь музыку дождя, музыку ветра, музыку птичьих голосов? Музыка живёт повсюду, проявляясь в разных звуках.

Чтобы понять и полюбить музыку, надо, прежде всего, научиться её слушать. Музыка сходна с интонацией человеческого голоса, человеческой речи. А интонацией голоса мы передаём состояние своей души, свои чувства и переживания. Даже не понимая слов, по одной только интонации речи, а также по её громкости и темпу мы можем определить, с чем к нам обращаются: с радостью или печалью, приказом или просьбой и т.д.

Так же и в музыке. «Музыка – это область чувств и настроений. Это в звуках выраженная жизнь души», - такое точное определение дал ей композитор А. Серов.

В музыке можно выразить все человеческие чувства: восторг и отчаяние, тихую радость и бурное ликование, торжество и разочарование, тревогу и надежду. «Стенографией чувств» назвал музыку Л. Толстой «От сердца – к сердцу» - сказал о ней Л. Бетховен.

А вы знаете, что загадки на уроках музыки развивают фантазию детей, с их помощью школьники с интересом включаются в мыслительное творчество. В некоторых из них музыкальное начало (признаки, особенности, характер музыки) скрыто в самом загадываемом слове. Такие загадки - ещё и источник новых знаний.

 


Низким голосом медведь

может громко зареветь.

Слышно льва, хоть он не близко.

Его голос тоже низкий.

Назовите мне сейчас

Самый низкий голос...

 

 

В самый сказочный момент

Вступит этот инструмент.

Но совсем не каждый знает,

Что в оркестре он играет!

Тихо, нежно зазвенит,

Будто всё посеребрит.

А затем умолкнет скоро

По сигналу дирижёра.

Знает ли то каждый школьник,

Что такое...

 

Знайте, они с барабаном соседи.

Сделаны они из меди.

Вовремя нужно руками взмахнуть,

Звонко ударить, потом отдохнуть.

Партия их не пустяк, не безделка,

В музыке тоже бывают…

 

 

Это что за инструмент

Высотою в целый дом?

В трубы, в дерево одет,

украшения на нём.

Голосов имеет много

Этот звучный великан.

Он то ласковый, то строгий,

А зовут его...

 

 


Форте — громко,

Пиано — тихо.

Кто наигрывает мне?

Без ошибки, без изъяна

Ну, конечно…

 

 

 


Как будто девушка запела,

И в зале словно посветлело.

Скользит мелодия так гибко.

Затихло всё: играет…

 

 


Звучит сигнал, на бой зовёт!

Вставай, солдат, она поёт…

 

 

 

Научиться слушать и понимать серьёзную музыку сложно. Это процесс творческий, требующий от человека напряжения всех душевных сил.

«Музыка – могучий источник мысли».

- Кто сочиняет музыку?

- Каких композиторов вы знаете?

- Как музыка приходит к нам?

- Кто исполняет музыку?

- Какие музыкальные инструменты вы знаете?

У каждого народа есть своя музыка. Музыка нашей Родины неповторима. «В ней наше славное прошлое и достойное настоящее, седая старина и современность. Русская музыка так много говорит сердцу каждого из нас потому, что в ней живёт душа народа».

А сейчас вспомним величайшего русского композитора Петра Ильича Чайковского. Пожалуй, нет ни одного композитора, который бы работал в стольких музыкальных жанрах, как он. Чайковский писал симфонии, оперы, балеты, симфонические поэмы, инструментальную музыку, вокальные произведения и др. он оставил огромное музыкальное наследие.

Яков Полонский посвятил Чайковскому стихотворение «Музыка».

И плывут, и растут эти чудные звуки

Захватила меня их волна…

Поднялась, подняла, и неведомой муки и блаженства полна…

Их божественный лик на мгновенье

Неуловимой сверкнув красотой

Всплыл, как живое виденье,

Над этой воздушной, кристальной волной.

И отразился,

И покачнулся,

Не то улыбнулся

Не то прослезился…

Имя этого русого композитора знакомо, прежде всего, по замечательным произведениям для фортепиано.

Сергей Васильевич Рахманинов очень любил свою Родину, русскую природу.

Мелодия возникла и пропала.

И вновь возникла,

И опять пропала,

Как будто из далёкого далёка

Её волнами доносили ветры.

Наверно,

Можно было бы заметить

Как ясный звук

Легко рождался в сердце

Потом бежал по нервам

К чутким пальцам,

А пальцы плавно клавишей касались,

Послушным струнам звук передавали.

И вот она, мелодия живая

Восстала страстно из небытия.

Как самые большие реки начинаются с истока, так западноевропейская музыка начиналась с Иоганна Себастьяна Баха. Его творчество открыло дорогу великим классикам: Гайдну, Моцарту, Бетховену. Поэтому имя его близко и дорого истинным любителям музыки.

Я знаю – ты музыкой стала

Когда мне бывает невмочь

Лишь музыки острое жало

Пусть больно – но может помочь.

Приникнет, пронзит дерзновенно

Тоски застаревший комок,

И рану омоет мгновенно

Мелодии светлый поток.

Я знаю – ты музыкой стала

Невидимой, властной волной,

Она от земного причала

Меня увлекает с собой.

И чёрная немочь не душит,

И снова как в прежние дни

Врачует подбитую душу

Поющие руки твои.

Музыкальных инструментов существует великое множество. Это и духовые – медные и деревянные, и смычковые – скрипки, виолончели, и клавишные, и ударные и др.

Королём музыкальных инструментов называют орган. Когда играет орган, у слушателя возникает ощущение, что мощь его звучания раздвигает стены просторных залов и музыка звучит откуда-то издалека, извне.

Инструменты могут звучать и отдельно, и в дуэте, и в квартете, и наконец, все вместе в оркестре.

Существуют оркестры духовые, симфонические, оркестры народной музыки.

Играть в ансамбле не только интересно, но и трудно. Нужно думать, представлять, чувствовать одинаково. Ведь «ансамбль» в переводе с французского означает «вместе».

Ну вот мы и подошли к кульминации нашей встречи.

Растаяли в тишине последние звуки прекрасной мелодии…

Какая музыка была!

Какая музыка звучала…

Она совсем не поучала,

А лишь тихонечко звала.

Подошло к концу наше свидание с музыкой. Сегодня я хотела показать вам, светлую тропинку в мир прекрасного. Этот мир безбрежен как океан.

Впереди у вас целая жизнь. Будьте пытливы, настойчивы, любознательны. Сохраните в своих сердцах любовь к музыке, и она откроет вам свои тайны.

Всего вам доброго, дорогие друзья!

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2021-12-14 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: