Статус Конституционного Суда РФ как органа судебной власти, его политико-правовая природа.




1. В системе государственных органов современной России Конституционный Суд занимает весьма важное место и играет многоплановую и трудно переоценимую роль. В Федеральном конституционном законе "О Конституционном Суде Российской Федерации" (ст. 1) данный институт рассматривается как "судебный орган конституционного контроля, самостоятельно и независимо осуществляющий судебную власть посредством конституционного судопроизводства".

 

В данном нормативном определении, как справедливо отмечается в научной литературе, "в концентрированной форме выражаются основные характеристики Конституционного Суда"*(1175), а именно: а) статус Конституционного Суда и его место в системе государственных органов (судебный орган); б) основополагающие принципы его организации и деятельности (принципы самостоятельности и независимости); в) процессуальная форма деятельности Конституционного Суда (конституционное судопроизводство); г) его функциональное предназначение (осуществление конституционного контроля)*(1176).

 

Однако данная, весьма лаконичная, выражающая суть и основное содержание предназначения и деятельности Конституционного Суда дефиниция не отражает всех аспектов его характеристики, которая содержится не только в конституционном законодательстве, касающемся статуса Конституционного Суда, но и складывается в процессе его практической деятельности*(1177).

 

Речь при этом идет, во-первых, о тех непосредственно стоящих перед Конституционным Судом целях и задачах, которые закрепляются в соответствующих законах и реализуются им на практике. В прямой форме цели и задачи данного судебного органа закрепляются в Законе "О Конституционном Суде РФ" (ст. 3), в косвенной - в Конституции РФ (ст. 125). В их числе: защита основ конституционного строя России, защита основных прав и свобод человека и гражданина, а также обеспечение верховенства и прямого действия Конституции РФ на всей территории государства.

 

Следует заметить, что законодатель не проводит четкой грани между целями и задачами Конституционного Суда, а исходит, судя по логике изложения нормативно-правового материала, из того, что между ними нет четкого водораздела. Хотя определенные нюансы явно просматриваются не только в их общности, но и в особенностях. Ибо, по справедливому замечанию Б.С. Эбзеева, если цель - это то, "к чему стремятся, предвидимый и желаемый субъектом, а также желательный с точки зрения закона результат, достижению которого должна служить деятельность Суда, то задача представляет собой предметное выражение цели. Через выполнение стоящих перед судом задач реализуются его цели"*(1178).

 

Будучи одними из важнейших судебных органов, осуществляющих наряду с другими аналогичными органами судебную власть и принимающих весьма важные в юридическом и социально-политическом плане решения*(1179), Конституционный Суд решает, в частности, такие задачи, как укрепление правопорядка в стране*(1180), утверждение законности и конституционности в деятельности государственных органов и должностных лиц, укрепление федеративных начал Российского государства*(1181), воспитание уважительного отношения должностных лиц и рядовых граждан к Основному Закону России, защита конституционного статуса единой федеральной судебной системы, призванной "обеспечивать равные гарантии для граждан во всех субъектах Федерации и исключать какую-либо зависимость судей в любых судах от территориального уровня государственной власти"*(1182).

 

Во-вторых, имеются в виду те разнообразные и довольно многочисленные функции, которые выполняет Конституционный Суд в процессе решения стоящих перед ним задач и достижения обусловленных его статусом целей.

 

В числе основных функций Суда следует выделить такие наиболее важные направления его деятельности, обусловленные его целями и задачами, как правоприменительная деятельность; деятельность, связанная с формированием "правовых ориентиров для всех судебных органов, применяющих закон"*(1183); деятельность, касающаяся нормоконтроля и толкования конституционных норм и положений, имея в виду, что только Конституционный Суд, а не какой-либо иной судебный орган "дает общеобязательное, нормативное толкование Конституции, прекращает действие признанных им несоответствующими Конституции нормативных актов или не допускает их вступления в силу (нератифицированный договор РФ) либо, признавая закон не противоречащим Конституции, дает такое его толкование (путем выявления его конституционно-правового смысла), которое служит непременным условием его конституционности, и имеет, стало быть, нормативное значение для всех правоприменителей, в том числе судов общей юрисдикции"*(1184).

 

В-третьих, имеется в виду особый характер отношений Конституционного Суда как составной части государственного механизма современной России с другими - законодательными и исполнительно-распорядительными органами в процессе его повседневной деятельности, а также с судебными органами в процессе осуществления судебной власти.

 

В научной юридической литературе по поводу данного аспекта характеристики Конституционного Суда, напрямую связанного с определением места данного органа судебного конституционного контроля в Российской Федерации и его юридической природой, резонно замечается, что он является довольно спорным и что ведущаяся по поводу его в течение длительного времени дискуссия в настоящее время "едва ли может считаться завершенной"*(1185).

 

Среди авторов, занимающихся вопросами организации и деятельности Конституционного Суда РФ, как известно, с самого начала - с момента создания данного конституционного органа сформировались два различных представления и подхода к определению места Суда в "системе разделения властей" и, соответственно, относительно характера его отношений с другими государственными органами, включая все иные суды.

 

Один из них, нашедший свое отражение в законодательстве, заключается в том, что Конституционный Суд, будучи судебным органом конституционного контроля, рассматривается как неотъемлемая составная часть судебной системы России, как один из обычных носителей судебной власти*(1186).

 

Суть второго подхода состоит в том, что данный орган судебного конституционного контроля рассматривается "вне традиционно вычленяемых трех властей - законодательной, исполнительной и судебной - и находится в известном смысле над ними, обеспечивая деятельность этих властей и олицетворяющих их органов в пределах своих полномочий"*(1187).

 

Разновидностью данного подхода является утверждение о том, что Конституционный Суд не находится над всеми другими государственными институтами, однако при этом проявляет "настойчивое стремление стать надзорной инстанцией для других ветвей судебной власти"*(1188).

 

Наряду с такого рода довольно слабо аргументированным утверждением в научной литературе предлагается рассматривать Конституционный Суд и все другие органы судебного конституционного контроля в качестве одной из форм и носителей контрольной власти, выводя тем самым органы судебного конституционного контроля за пределы системы судебных органов и ставя их в один ряд с государственными - исполнительно-распорядительными и другими органами, осуществляющими государственный контроль*(1189).

 

Анализ действующего законодательства, закрепляющего статус Конституционного Суда РФ и органов судебного конституционного правосудия на уровне субъектов Федерации, а также практики деятельности данных конституционных органов со всей убедительностью свидетельствует о том, что хотя Конституция РФ относит их, в лице Конституционного Суда, к системе судебных органов, т.е. органов, осуществляющих посредством конституционного судопроизводства судебную власть, во избежание ошибок их не следует рассматривать как чисто судебные органы.

 

В частности, Конституционный Суд, будучи наделенным полномочиями как в сфере правоприменительной деятельности, так и в области нормоконтроля и нормотворчества, фактически в своей повседневной деятельности выступает как носитель не только судебной власти, но и других государственных властей. Имея двойственную юридическую природу, Конституционный Суд соответствующим образом строит свои отношения как с судебными, так и с другими государственными органами.

 

В-четвертых, для полной и всесторонней характеристики статуса Конституционного Суда РФ важно иметь в виду, что его деятельность в ряде аспектов проявляется не только и даже не столько как сугубо юридическая, сколько как политико-правовая.

 

Разумеется, речь не идет при этом о какой бы то ни было политизации разносторонней деятельности Конституционного Суда, о превращении его из органа, осуществляющего судебную власть посредством конституционного судопроизводства, в орган, осуществляющий политические функции и решающий политические задачи.

 

При этом принимается во внимание, как об этом было уже сказано, прежде всего тот факт, что конституционная материя, с которой имеет дело Конституционный Суд, отнюдь не является в основе своей чисто правовой, а носит разносторонний, в том числе политический, характер. Кроме того, следует иметь в виду, что далеко не всегда можно провести четкую грань между правом, в особенности конституционным, с одной стороны, и политикой - с другой, между правовыми и политическими вопросами, рассматриваемыми в том числе в Конституционном Суде.

 

В силу этого для того чтобы избежать политизации Конституционного Суда РФ, ему предстоит еще, как справедливо замечает Б.С. Эбзеев, найти ту "золотую середину" между юридизацией политики и политизацией конституционного правосудия, которая позволит ему оставаться независимым и беспристрастным органом, стоящим вне политической борьбы и над столкновениями фракций в парламенте и пользующимся доверием и поддержкой всего или, по крайней мере, большинства общества*(1190).

 

В-пятых, имеются в виду такие весьма важные для характеристики Конституционного Суда и определения его статуса особенности, которые касаются предмета деятельности Суда и его полномочий.

 

Как известно, в соответствии с Конституцией РФ (ст. 125) и Законом о Конституционном Суде РФ (ст. 3) Суд, для решения стоящих перед ним задач и достижения соответствующих целей, которые, в конечном счете, касаются не только правовой, но и всех иных сфер жизни общества, наделяется следующими полномочиями: а) по разрешению дел о соответствии Конституции РФ законов и других нормативных правовых актов, а также договоров между органами государственной власти РФ и органами государственной власти субъектов Федерации, договоров между органами государственной власти субъектов Федерации и международных договоров Российской Федерации, не вступивших в силу*(1191); б) по разрешению споров о компетенции между различными государственными органами; в) по проверке конституционности законов, применяемых или подлежащих применению в конкретном деле; г) по толкованию Конституции РФ; д) по заключению о соблюдении установленного порядка выдвижения обвинения Президента РФ в государственной измене или совершении иного тяжкого преступления; д) по реализации права законодательной инициативы, осуществляемой Судом по вопросам своего ведения.

 

Кроме того, Конституционный Суд, в соответствии с Законом о Конституционном Суде РФ (ст. 3 п. 7) "осуществляет иные полномочия, предоставляемые ему Конституцией Российской Федерации, федеративным договором и федеральными конституционными законами". Согласно Закону он может также пользоваться правами, предоставляемыми ему договорами, заключенными в соответствии с Конституцией РФ (ст. 11) о разграничении предметов ведения и полномочий между органами государственной власти РФ, с одной стороны, и органами государственной власти субъектов Федерации - с другой, при условии, что эти права не противоречат "юридической природе и предназначению" Конституционного Суда как органа конституционного контроля.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-08-08 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: