Защита жизнеобеспечение населения в условиях ЧС




Лекция №2

Тема: Организационные основы защиты населения от ЧС

-МЧС России

-РСЧС

- ГО, структура и задачи

Защита жизнеобеспечение населения в условиях ЧС

В ЧС защита населения представляет собой комплекс мероприятий, имеющих целью не допустить поражение людей или максимально снизить степень воздействия порaжующих факторов при возникновении ЧС.

Правовой основой защиты населения и территорий от ЧС является Федеральный закон,» О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» от 21.12.1994 N9 68-ФЗ. Законом определены принципы, способы и основные мероприятия защиты. Принципы зашиты, представляют собой основные положения, которыми необходимо руководствоваться при организации защиты населения и территорий от ЧС.

Основными принципами защиты населения являются:

1.принцип заблаговременности (преемственности) проведения мероприятий защиты, поскольку своевременная готовность к спасению от бедствия - это половина успеха;

2.принцип дифференцированного подхода в определении мероприятий защиты по регионам. Это позволяет рационально учесть экономические, природные и иные возможности, особенности территорий, определить степень реальной опасности возникновения ЧС в конкретной местности;

3.принцип необходимой достаточности мероприятий защиты. Объем и содержание мероприятий по защите населения и территорий должны определяться исходя из максимально возможного использования имеющихся сил и средств;

4.принцип самостоятельной ликвидации ЧС силами и средствами организаций, органов самоуправления, органов исполнительной власти субъектов РФ, на территории которых сложилась ЧС.

Основными способами защиты от ЧС являются: укрытие людей в защитных сооружениях, эвакуация (рассредоточение) персонала объектов экономики и населения за пределы пострадавшей зоны, а также использование средств индивидуальной защиты.

Основные мероприятия защиты в условиях ЧС можно разделить

на три группы.

П е р в у ю г р у п п у составляют предупредительные мероприятия. Сюда относятся проводимые заблаговременно мероприятия:

о предупреждении ЧС;

планированию защиты объектов экономики (ОЭ) и населения от ЧС;

созданию фондов средств защиты, разведки, профилактики и обеззараживания;

обучению (подготовке) населения мерам защиты от ЧС;

подготовка сил и средств для ликвидации последствий ЧС.

Вторую группу составляют защитные мероприятия.

К ним относятся:

выявление и оценка обстановки в ЧС;

оповещение персонала объектов и населения о возникновении (или угрозе ее возникновения);

укрытие персонaла и населения в защитных сооружениях;

эвакуация (рассредоточение) персонала и населения;

использование средств индивидуальной защиты;

дозиметрический и химический контроль;

медико-профилактические и лечебно-эвакуационные мероприятия;

определение и соблюдение режимов радиационной и химической защиты персоналом объектов экономики и населением.

Организация общественного порядка в зоне ЧС

Третья группа аварийно-спасательные работы

Локализация отдельных очагов повышенной опасности устранению аварий и повреждений на сетях и линиях коммунальных и производственных коммуникаций; созданию минимально необходимых условий для жизнеобеспечения населения, организации работы по санитарной очистке и обеззараживанию территории.

В 1992 г. по инициативе МЧС России (тогда — Государственного комитета по чрезвычайным ситуациям) постановлением Правительства РФ была создана Российская система предупреждения и действий в чрезвычайных ситуациях. Позже она была преобразована в Единую государственную систему предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (сохранив прежнюю аббревиатуру — РСЧС) и закреплена законом Российской Федерации «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» (1994 г.). В России впервые в истории появился постоянно действующий единый управляющий и организующий центр в области предупреждения чрезвычайных ситуаций и ликвидации их последствий — МЧС России. Появилась единая государственная система, объединившая органы управления, силы и средства федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов РФ, органов местного самоуправления и организаций, в полномочия которых входит решение вопросов по защите населения и территорий от ЧС.

Эта система осуществляет свою деятельность в целях выполнения задач, предусмотренных законом «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера».

Основные задачи РСЧС: — разработка и реализация правовых и экономических норм по обеспечению защиты населения и территорий от ЧС; — осуществление программ, направленных на предупреждение ЧС и повышение устойчивости функционирования организаций, а также объектов социального назначения в ЧС;

— обеспечение готовности к действиям органов управления, сил и средств, предназначенных и выделяемых для предупреждения и ликвидации ЧС;

— подготовка населения к действиям в ЧС, в том числе на водных объектах; — организация оповещения и информирования населения о ЧС в местах массового пребывания людей;

— создание резервов финансовых и материальных ресурсов для ликвидации ЧС;

— осуществление государственной экспертизы, надзора и контроля в области защиты населения и территорий от ЧС;

— ликвидация чрезвычайных ситуаций;

— осуществление мероприятий по социальной защите населения, пострадавшего от ЧС, проведение гуманитарных акций, а также выполнение других задач.

Координационными органами являются комиссии по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности (КЧС ПБ); на федеральном уровне — Правительственная комиссия такого же названия и назначения. Постоянно действующими органами управления РСЧС являются:

— на федеральном уровне — МЧС России; — на межрегиональном уровне — региональные центры МЧС России; — на региональном уровне — Главные управления МЧС России по субъектам Российской Федерации; — на муниципальном уровне — органы ГОЧС при органах местного самоуправления; — на объектовом уровне — подразделения ГОЧС организаций.

В состав сил и средств каждого уровня РСЧС входят силы и средства постоянной готовности, предназначенные для оперативного реагирования на ЧС. Их основу составляют аварийно-спасательные службы, аварийно- спасательные формирования, иные службы и формирования, оснащённые специальной техникой, оборудованием, снаряжением, инструментом, материалами. Состав и структуру этих сил определяют создающие их органы. Для ликвидации чрезвычайных ситуаций на всех уровнях РСЧС создаются и используются соответствующие резервы финансовых и материальных ресурсов. Для приёма информации о чрезвычайных ситуациях, в том числе вызванных пожарами, используются единый номер вызова экстренных оперативных служб «112».

Органы управления и силы РСЧС функционируют в режимах:

а) повседневной деятельности — при отсутствии угрозы возникновения ЧС;

б) повышенной готовности — при угрозе возникновения ЧС;

в) чрезвычайной ситуации — при возникновении и ликвидации ЧС.

При введении режима повышенной готовности или режима чрезвычайной ситуации в зависимости от различных факторов, влияющих на безопасность жизнедеятельности населения, устанавливается один из следующих уровней реагирования:

а) объектовый; б) местный; в) региональный (межмуниципальный); г) федеральный.

 

Гражданская оборона — система мероприятий по подготовке к защите и по защите населения, материальных и культурных ценностей на территории Российской Федерации от опасностей, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий, а также при возникновении чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера;

Основные задачи гражданской обороны:

— обучение населения в области гражданской обороны;

— оповещение населения об опасностях, возникающих в мирное и военное время;

— эвакуация населения, материальных и культурных ценностей в безопасные районы;

— предоставление населению убежищ и средств индивидуальной защиты (убежища, противогазы и др.);

— проведение аварийно-спасательных работ;

— первоочередное обеспечение пострадавшего населения;

— обеспечение постоянной готовности сил и средств ГО и др.

Ведение гражданской обороны начинается с момента объявления состояния войны либо введения Президентом России военного положения на территории страны или в отдельных её местностях, а также при возникновении ЧС природного и техногенного характера.

Руководство гражданской обороной в стране осуществляет Правительство РФ, на территориях субъектов РФ и муниципальных образований — главы органов исполнительной власти субъектов и руководители органов местного самоуправления, в организациях — их руководители.

Управление гражданской обороной возложено:

— в масштабах страны — на МЧС России, федеральный орган исполнительной власти, имеющий право выполнять специальные, разрешительные, надзорные и контрольные функции в области гражданской обороны;

— в пределах территорий — на региональные центры МЧС России и Главные управления МЧС России по субъектам РФ;

— в федеральных органах исполнительной власти и в организациях — на их структурные подразделения (или назначенных работников).

Силы гражданской обороны включают: спасательные воинские формирования МЧС России, подразделения федеральной противопожарной службы, аварийно-спасательные формирования и спасательные службы, а также создаваемые на военное время специальные формирования.

На вооружении спасательных воинских формирований имеется специальная техника, а также боевое ручное стрелковое и холодное оружие. Военнослужащим этих формирований выдаются удостоверения личности со специальной отметкой и международные отличительные знаки гражданской обороны — голубой равносторонний треугольник на оранжевом фоне.

Перед гражданской обороной России стоят многообразные и ответственные задачи. Основные из них:

обучение населения способам защиты от опасностей, возникающих при ведении военных действий или в результате этих действий;

оповещение населения об опасностях, возникающих в мирное и военное время;

эвакуация населения, материальных и культурных ценностей в безопасные районы;

предоставление населению средств коллективной и индивидуальной защиты (убежища, противогазы и др.);

проведение аварийно-спасательных работ; первоочередное обеспечение пострадавшего населения, в том числе оказание первой помощи, и др.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-12-05 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: