ФРАНЦИЯ, ГОЛЛАНДИЯ, XVI XVIII ВВ.




 

Первая половина XVI в. - это годы юности Марии Стюарт, проведенные в Париже. Вот как характеризует Францию этого времени Стефан Цвейг: "Только что миновало мрачное средневековье, и последние романтические отблески умирающего рыцарства еще озаряют поколение переходной эпохи. По-прежнему сила и храбрость проявляют себя в стародавних суровых и мужественных потехах: охоте, игрищах, турнирах, приключениях, войне, но в высших кругах общества уже одерживает верх духовное начало; гуманизм завоевывает вслед за монастырями и университетами и королевские замки". К городам еще вплотную подступали дремучие леса, в которых водилась богатая дичь. На обширных пространствах леса вырубались, уступая место сельскохозяйственным угодьям (рис. 4.2).

Быстро росли города, а вместе с ними экологические проблемы: отсутствие сточной канализации, скученность населения, нечистоты на улицах вызывали страшные эпидемии чумы, холеры, черной оспы (рис. 4.3, 4.4).

К этому периоду относится деятельность великих писателей и ученых-просветителей. Творческий гений проявил себя ярко и многогранно в философии, литературе и искусстве. XVII столетие дало Франции великих мыслителей, драматургов - Корнеля, Расина, Мольера. Пышности королевского двора отвечало помпезное искусство барокко.

Интеллектуальная мощь французских гуманистов была направлена на раскрепощение человеческой личности; она расчищала дорогу для научного познания природы. Величайшим мыслителем Франции первой половины XVII в., заложившим основы нового естествознания, боровшимся со схоластическим мировоззрением средневековья, был Декарт.

Рене Декарт родился в семье французского дворянина на юге Франции. Свою учебу он начал в Иезуитской коллегии в годы, когда борьбу за корону вел Генрих Наваррский, ставший вскоре королем Франции Генрихом IV. Все преподавание и воспитание в коллегии подчинялось задаче - сформировать убежденных католиков, ревностно служащих римско-католической церкви и ордену иезуитов. Достоинством обучения было внимание к совершенному владению латинским языком. Литературным материалом для чтения служили произведения античной поэзии и научные трактаты Аристотеля. В последующем многие свои работы Декарт писал на латинском языке, бывшем в ту пору международным языком ученых.

Молодой Декарт по окончании школы приезжает в Париж. Иезуитская коллегия, научив латыни, воспитала неприязнь к схоластическим церковным наукам. Любознательный ум искал пищи. "Как только возраст позволил мне выйти из подчинения наставникам, - писал Декарт, — я совершенно оставил изучение наук и решился не искать иной науки, кроме той, которую мог бы обрести в себе самом или в великой книге мира. Я употребил остаток своей юности на то, чтобы путешествовать..."

Рис. 4.3. На улице Парижа, по J. Ottosen, N. Malier

Декарт решает стать волонтером и поступает на службу в голландскую армию. Нидерланды, где он провел большую часть творческой жизни, оказали на Декарта большое влияние. Голландия (Нидерланды) была первой в феодальной Европе страной, где буржуазная революция увенчалась победой. Борьба против испанского абсолютизма была направлена одновременно против римско-католической церкви

и привела к утверждению в Голландии протестантизма (кальвинизма). Завоевание национальной независимости и уничтожение феодального строя открыли перед Голландией возможности для бурного развития промышленности, торговли, науки и искусства. К середине XVII в. Голландская буржуазная республика оказалась далеко впереди крупнейших европейских держав.

Рис. 4.4. Глашатай, предупреждающий об опасности заражения чумой, по J. Ottosen, N. Miller

Не случайно Петр I начал свое приобщение к европейским ремеслам и наукам именно в Голландии. Маленькая страна дала миру много выдающихся личностей: Спинозу (философия), Гюйгенса (физика), Левенгука (биология). Высокие достижения голландской культуры были связаны с живописью - всемирно известны имена Рембрандта, Халса, Вермеера и др.

Декарта влекло в эту цветущую и богатую республику стремление к свободе мысли и научного исследования. Положение волонтера, материальная независимость не связывали Декарта обременительными обязанностями по службе, и он совершает длительные путешествия по Европе. Поездки обогатили Декарта впечатлениями, а главное - расширили круг его знакомств с выдающимися философами и учеными того времени.

В своих философских и научных исканиях Декарт мало мог положиться на книжный опыт. По свидетельству биографа Декарта В. Асмуса, книг он читал мало и лишь бегло. Часто, едва заглянув в конец и ознакомившись с содержанием, откладывал книгу не читая. Он предпочитал самостоятельно решить ту же задачу, следуя своему собственному методу. Опыты и наблюдения Декарта распространялись на физику, механику, оптику, анатомию, физиологию и ботанику. В своем саду он выращивал плодовые деревья, овощи, держал ульи. Они были необходимы ему не только для опытов; он стал убежденным сторонником и пропагандистом вегетарианской диеты задолго до того, как к выводу о пользе ее пришли врачи-диетологи.

Декарт первым ставит вопрос о возможности научного познания и о методе, посредством которого может быть получено такое знание. Достоверное и строгое познание возможно, говорит Декарт, только при условии сведения всех качеств и элементов физического мира к элементам математического познания. Истинная наука о действительности есть та, которая доступна математическому, ясному и отчетливому постижению. Для современной научной методологии, основанной на строгих методах математического моделирования, эти слова звучат очень современно.

Декарт стоял у истоков новой космогонии. Он отрицал мысль об особой природе нашей планеты и относил Землю к разряду обычных небесных тел, каких во Вселенной множество. Центральным пунктом концепции Декарта о происхождении Земли является то, что Земля первоначально представляла собой расплавленную горячую звезду. Расплавленное вещество постепенно затвердевало, облекаясь все утолщавшейся коркой. При этом шел процесс, который мы назвали бы теперь дифференциацией вещества, в результате чего тело планеты разделялось на оболочки различного состава.

Космогония Декарта разрывала связь с библейской легендой о сотворении мира в шесть дней. Богу отводится только роль Творца материи, развитие же Вселенной шло по естественным законам природы. Идее развития Декарт придает универсальное значение. Развитие охватывает, по Декарту, весь мир и все области природы: от образования небесных тел до развития Земли, органической жизни на ее поверхности и, наконец, до развития человека.

Серьезным философским учением в начале XVII в. во Франции становится скептицизм. Он опирался на труды античных авторов, говорящих о противоречиях и иллюзиях в показаниях наших чувств, о равной силе противоречащих друг другу утверждений об одной и той же вещи. Французские скептики - Монтень, Шаррон - направили аргументы скептицизма не только против истолкования результатов опыта, но и против церковной схоластики.

На смену феодальной раздробленности приходит абсолютизм, который достигает апогея в годы правления короля-солнца Людовика XIV. Ему не без основания приписывают девиз: "Государство - это я!".

В галантный век королевской роскоши и отважных мушкетеров осторожные ростки стала давать наука. Покровительствуя наукам и искусствам, кардинал Ришелье в годы царствования Людовика XIII основал Французскую академию. "Науки служат одним из величайших украшений государства, и обойтись без них нельзя, - говорил Ришелье, но тут же добавлял: - Черни больше приличествует грубое невежество, чем утонченное знание".

Смена королей - от Людовика XIII до Людовика XVI - сопровождалась ростом праздности, расточительства знати и упадком экономики всего государства. Недовольство нарастало со всех сторон. Надвигалась буржуазная революция 1789 г.

Интересы развивающейся буржуазии требовали развития науки. Свет знаний стал распространяться трудами целого созвездия французских просветителей.

Центрами просвещения становились великосветские салоны, для которых, по выражению современников, "философ стал такой же необходимой принадлежностью, как люстра со своими яркими огнями". Закостенелые церковные догмы меркли в блеске остроумия. Так, о познаваемости законов природы Д. Дидро высказывался довольно игриво: "Природа напоминает женщину, любящую переодеваться, - и ее разнообразные наряды, из-за которых ускользает то одна часть тела, то другая, дают надежду настойчивым поклонникам когда-нибудь узнать ее всю".

Язвительный ум и острое перо Вольтера были направлены на высмеивание и высшего сословия, и церкви. Перед талантом Вольтера преклонялись цари - Фридрих Великий в Пруссии и Екатерина II в России. Цари не ведали, что ветер вольнолюбия, посеянный Вольтером, подготовит революционную бурю, которую пожнет новое поколение.

В качестве примера сатиры Вольтера, направленной на высмеивание полной целесообразности в природе, предусмотренной Творцом, приведем рассуждения одного из гер.оев его философской повести "Кандид": "Доказано, что вещи не могут быть иными, так как все создано сообразно цели. Вот заметьте, носы созданы для очков, потому у нас очки. Ноги, очевидно, назначены для того, чтобы быть обутыми, и мы их обуваем. Камни образовались для того, чтобы их тесать и чтобы из них строить замки, и вот владетельный барон имеет прекрасный замок. Свиньи созданы, чтобы их ели, - мы едим свинину круглый год".

Сатира действует убийственней, чем сухие научные доказательства. Несомненно, что именно под влиянием Вольтера очень похожее сатирическое рассуждение, высмеивающее божественную целесообразность, использует Гейне (см. с. 93).

Жан-Жак Руссо проповедовал необычные для своего времени взгляды, отрицающие антропоцентризм и полезные результаты просвещения. В своем первом трактате "Способствовало ли возрождение наук и искусств очищению нравов?" (1750) он дает отрицательный ответ на этот вопрос. По его утверждению легендарный Прометей, похитивший для людей искру небесного огня и олицетворявший мыслящую силу человечества, принес не пользу, а вред людям. Раскрывая взгляды Руссо, Дидро писал своему оппоненту: "Руссо считает человека добрым от природы, а Вы считаете его дурным. Руссо считает, что общество годится только для того, чтобы портить естественного человека, а Вы считаете, что имеются хорошие общественные законы, которые могут исправить первоначальные недостатки природы. Руссо полагает, что все самое лучшее находится в лесах, самое худшее - в городах. Вы же думаете, что в городах довольно плохо, но хуже всего - в лесах".

В трактате "Рассуждения о происхождении и основаниях неравенства между людьми" (1755) Руссо развивает мысль об изначально доброй природе человека, о счастливом естественном состоянии первобытных людей, о том, что это состояние было нарушено в результате развития общества. Характеризуя первобытного человека, Руссо пишет: "Его желания не идут далее его физических потребностей; единственные блага в мире, которые ему известны, - это пища, самка и отдых; единственные беды, которых он страшится, - это боль и голод". Первобытный человек в естественном состоянии не нарушал гармонии природы: "естественное состояние - это такое состояние, когда забота о нашем самосохранении менее всего вредит заботе других о самосохранении, и состояние это, следовательно, есть наиболее благоприятное для мира и наиболее подходящее для человеческого рода..."

Руссо рисует картину возрастания неравенства в социальной организации людей, ухудшения условий их жизни по мере исторического развития человечества. "Когда, с одной стороны, смотришь на безмерные труды людей, на такое множество наук, ими разработанных, искусств, ими изобретенных, на такое множество сил, ими приложенных, засыпанных пропастей, срытых гор, снесенных скал, рек, превращенных в судоходные, распаханных земель, вырытых озер, осушенных болот, огромных зданий, воздвигнутых на суше; на море, покрытое кораблями и матросами; и когда, с другой стороны, исследуешь, немного поразмыслив, какие подлинные блага принесло все это для счастья рода человеческого, то можно лишь поразиться удивительному несоответствию между первыми и вторыми итогами и пожалеть об ослеплении человека, которое, дабы насытить его гордыню и не знаю уж какое тщеславное восхищение самим собою, заставляет его с жаром гоняться за тем, что может его сделать несчастным и что благодетельная природа позаботилась от него отвратить."

Руссо оправдывает действие естественного отбора в обществе: "Природа поступает с ними (с людьми - К. П.) так же, как закон Спарты с детьми ее граждан; она делает сильными и крепкими тех, которые хорошо сложены, и уничтожает всех остальных..." Человек в общественном состоянии, будучи рабом, "делается слабым, боязливым, приниженным, а его образ жизни, изнеженный и расслабленный, окончательно подтачивает его силы и его мужество". Социальный человек вырождается; чтобы избежать вырождения, Руссо призывает жить согласно естественным законам в своей семье и в своем государстве.

Развитие цивилизаций по Руссо зависит от природных условий: "... вообще народы Севера более изобретательны, чем народы Юга, потому что им труднее без этого обойтись; как если бы природа таким образом хотела уравнять возможности, наделив умы тем плодородием, в котором она отказала почвам". От географических условий зависит и форма правления: "...монархия... пригодна только для богатых народов; аристократия - для Государств средних как по богатству, так и по величине; демократия - для Государств малых и бедных".

Среди бед цивилизации Руссо отмечает "ряд вредных занятий, которые сокращают жизнь или разрушают здоровье, таких, как работа в рудниках, различные виды обработки металлов, минералов, в особенности же свинца, меди, ртути, кобальта, мышьяка, реальгара, иные опасные ремесла, которые ежедневно стоят жизни многим работникам: то ли кровельщикам, то ли плотникам, то ли каменотесам и тем, кто работает в каменоломнях". В "Проекте конституции для Корсики" Руссо обращается к негативным последствиям хозяйствования в Швейцарии: "Швейцария была некогда покрыта лесами в таком изобилии, что испытывала от этого неудобства; но как ради умножения пастбищ, так и для создания мануфактур они были вырублены без меры и без порядка; и теперь вместо этих необозримых лесов видны лишь почти голые скалы. По счастью, наученные горьким опытом Франции, швейцарцы увидели опасность и приняли меры к упорядочению вырубки... Остается еще только решить, не слишком ли запоздали их предосторожности, ибо, если, несмотря на все это, количество лесов в Швейцарии с каждым днем уменьшается, то ясно, что эти леса должны в конце концов исчезнуть".

В статье "О политической экономии" (1755) Руссо отмечает, что слово "экономия", или "ойкономия", происходит из греческого языка и означает "дом". По своему первоначальному смыслу - это благоразумное управление домом для общего блага всей семьи. Значение термина "экономия" распространилось и на "управление большой семьей, то есть Государством". Так различаются "домашняя" экономия и "общая", или "политическая", экономия. Руссо обращает внимание и на народный смысл слова "экономия", подразумевающий бережное отношение к тому, что есть, а не приобретение того, чего нет. В упомянутом выше "Проекте..." Руссо осуждает нерациональное использование лесов: "Не следует поступать так, как во Франции, где смотрители вод и лесов, имея право срубить одно дерево, находят для себя выгодным уничтожить все; они к тому же делают это весьма старательно. Следует глядеть в далекое будущее: хотя и несвоевременно сейчас создавать флот, но наступит время, когда его должны будут создать; и тогда вы почувствуете выгоду того, что вы не отдали для постройки чужих флотов прекрасные леса, расположенные вблизи моря. Надлежит вырубать или продавать деревья старые и уже бесполезные; но следует оставить все те деревья, которые полны сил; они найдут применение в свое время".

В трактате "Об общественном договоре, или Принципы политического права" (1762) Руссо утверждает, что "самое древнее из всех обществ и единственное естественное — это семья". Путем общественного договора создается "условное коллективное Целое" - Государство. Последнее должно иметь соразмерную территорию, "чтобы земли было достаточно для пропитания жителей Государства, а их должно быть столько, сколько земля может прокормить."

Жорж Луи Леклерк де Бюффон выделяется среди первых натурфилософов Франции.

Бюффон имел средства, чтобы полностью удовлетворить свое желание заниматься естественными науками. Он объездил всю Францию и Италию, обстоятельно исследуя ландшафты. К его услугам были прекрасные коллекции и естественноисторические книги всех сколько-нибудь известных тогда натуралистов. Он мог пользоваться консультациями ученых - ботаников, зоологов, минералогов. Наконец, занятиям естественными науками способствовала его должность управляющего Королевским ботаническим садом в Париже. Этот сад был не только ботаническим, но и зоологическим.

Бюффон берется за поистине титанический труд: его "Естественная история" вышла в свет в 44 томах (последние 7 томов были дописаны уже после смерти Бюффона его неизменным сотрудником Добантоном). К этому следует добавить, что Бюффон и Добантон писали статьи по естествознанию в знаменитую "Энциклопедию или толковый словарь наук, искусств и ремесел". Редакторами этого многотомного издания - 17 томов текста и 11 томов таблиц — были Дидро и Д'Аламбер.

Книги Бюффона, написанные образным языком, прекрасно иллюстрированные, произвели огромное впечатление на читающую публику. "Естественная история" переиздается и переводится на иностранные языки. Под ее влиянием начинает формироваться материалистическое мировоззрение широких слоев общества. Из "Естественной истории" взошли ростки эволюционизма Ламарка, выросло могучее эволюционное учение Дарвина.

Исходной предпосылкой космогонии Бюффона служит чисто материалистический взгляд на неразрывность материи и движения. "Материя без движения никогда не существовала, - говорит он, - движение, следовательно, столь же старо, как и материя".

Бюффон отрицает миф о божественном происхождении Земли. В ее долгой истории он выделяет семь периодов. Первые четыре периода - это геологическая предыстория Земли: первый - рождение планет Солнечной системы; второй - от общей массы вещества, составляющего Землю, отделились более легкие частицы, образовавшие первичную атмосферу; Земля в это время была огненно-жидкой, затем она постепенно оделась твердой оболочкой; третий - поверхность Земли остыла, и водяные пары, охладев, полились на нее потоками дождей, покрывших Землю "всемирным океаном"; четвертый - уровень всемирного океана начал понижаться, и над его поверхностью выступила суша, которая была единой. Заметим, что основоположник современной теории образования материков и океанов А. Вегенер также говорил об изначально существовавшем сверхматерике "Пангея", который был окружен сверхокеаном "Панталассом".

Во время пятого и шестого периодов последовательно происходило образование животных и растений и разделение единого материка на части, заложившие основу современных материков. Для доказательства того, что все материки были некогда едины, Бюффон пользуется современным научным методом, а именно данными палеонтологии и биогеографии. Сходные черты фауны и флоры удаленных в настоящее время друг от друга материков говорят о том, что некогда они представляли единое целое.

В последний, седьмой период появился человек. Предложенная Бюффоном периодизация истории Земли в целом не противоречит современным научным представлениям.

Профессора парижского университета Сорбонны сочли богохульством деление истории Земли на многовековые периоды, в то время как в Святом писании акт творения занял всего лишь шесть дней. Сорбонна постановила сжечь произведения Бюффона руками палача. Однако этот акт не воспрепятствовал просветительской деятельности Бюффона, имя которого очень популярно и овеяно славой во всех цивилизованных странах.

О смелости для своего времени научных гипотез, с которыми выступил Бюффон, свидетельствует то, с каким трудом давались человеку очевидные, казалось бы, умозаключения о том, что встречаемые в пластах горных пород окаменелости принадлежат некогда жившим организмам. Наиболее распространенным был взгляд, объяснявший причину возникновения "фигурных камней" божественной волей: если Богу было угодно сотворить живые существа различных видов и форм, то почему бы ему было не создать аналогичные формы в виде камней? При этом высказывалось предположение, что прежде чем создать живые существа, Бог практиковался на камнях, делая модели будущих организмов.

Длинный ряд противников органического происхождения окаменелостей заканчивается в первой четверти XVIII в. трагикомической фигурой немецкого профессора Берингера. Вот как описывает случившийся с ним казус известный русский геолог В. В. Белоусов. Хотя Берингер видел в ископаемых лишь "хитрость природы", он чрезвычайно увлекался их коллекционированием. Облюбовав в окрестностях Вюрцбурга, где он жил и работал, холм, сложенный породами, чрезвычайно богатыми окаменелостями, он проводил там много часов за сбором все новых и новых раритетов. Студенты, проследившие его маршрут, вздумали подшутить над своим профессором и стали подбрасывать на его пути "ископаемые", сделанные весьма искусно из гипса. Берингер собирал их и присоединял к коллекции. В 1726 г. он выпустил книгу, где все эти подделки были изображены. В иллюстрациях нет ни одной подлинной окаменелости, все рисунки свидетельствуют лишь о неистощимой фантазии студентов. Берингер тщательно зарисовывал муляжи ящериц, крабов, змей, насекомых, звезд с лучами и человеческими лицами, рыб, букв различных алфавитов, цифр и много других не менее удивительных для ископаемого мира вещей. Сопроводительный текст полон восторгов автора, трепетно преклонявшегося перед многообразием и изобретательностью природы.

Когда книга была издана, некоторые друзья Берингера обратили его внимание на то, что он, вероятно, стал жертвой обмана. Но в специальной статье он отверг это предположение, настаивая на подлинности своих "ископаемых". Мистификация, однако, обнаружилась, когда профессор однажды во время очередных сборов нашел у себя под ногами "окаменелость" с собственным именем. Разочарование обошлось дорого: вся эта история преждевременно свела его в могилу.

Много страниц в обширном труде Бюффона посвящено влиянию окружающей среды на организмы. "Каждое животное, - говорит он, - имеет свою страну, свое естественное отечество, в котором оно и держится силой физической необходимости. Каждое является детищем обитаемой им местности". По мнению Бюффона, "в кругу животных каждый вид изменяется согласно различию климата, и общим результатом этих изменений являются различные расы..."

Отмечая изменчивость организмов под влиянием условий окружающей среды, Бюффон вплотную подходит к эволюционным идеям происхождения организмов от одного предка. "Перед нами встает вопрос более важный и широкий - это вопрос об изменении самих видов, вопрос о преобразованиях более старых, происходивших с незапамятных времен и, по-видимому, имевших место в каждом семействе... В таком семействе обычно отмечают один общий основной ствол, от которого как бы выходят различные ветви, тем более многочисленные, чем более плодовиты и более мелки по размерам индивиды каждого вида." Этот образ ветвящегося дерева, отражающего связь всего многообразия ныне живущих животных и растений с общими предками, широко вошел в обиход эволюционистов последующих поколений под названием филогенетического древа. Ниже мы приведем его описание, сделанное Дарвином.

Большое внимание уделяет Бюффон происхождению домашних животных. Со времен Вергилия и Лукреция обращалось внимание на роль искусственного отбора в процессе разведения новых пород. Но Бюффон впервые излагает этот вопрос строго научно. Среди многочисленных примеров Бюффон рассматривает выведение человеком новых пород голубей. Благодаря систематически проводимому из поколения в поколение подбору родичей, говорит Бюффон, "можно со временем, на наших же глазах вывести множество новых существ, которых сама природа не произвела бы на свет". По-видимому, не без влияния Бюффона Дарвин для подтверждения изменчивости видов обращался к опыту искусственного отбора и сам занимался выведением новых пород голубей. В историческом обзоре к своему "Происхождению видов" Дарвин пишет: "...должно признать, что первый из писателей новейших времен, обсуждавших этот предмет в истинно научном духе, был Бюффон".

ГЕРМАНИЯ, XVIII В.

 

В своем социально-экономическом и политическом развитии Германия значительно отставала от Англии и Франции. Она еще очень долго оставалась феодальной раздробленной страной. Политическая жизнь характеризовалась господством княжеского абсолютизма. Постепенно на первый план выдвигается герцогство Прусское, приобретшее статус королевства. Своего наивысшего развития Пруссия достигла при Фридрихе II (1740-1786), претендовавшем на роль просвещенного монарха.

Научные основы естествознания заложены немецкими мыслителями, сочетавшими дух романтизма и пытливый ум естествоиспытателей. У истоков натурфилософии в Германии стоят два гения: в XVIII в. - Кант, в XIX в. - Гете.

Иммануил Кант с юных лет тяготел к наукам. Он любил читать книги французских просветителей, увлекался поэмой Лукреция Кара "О природе вещей", серьезно занимался вопросами механики, астрономии, физики, химии, науками о живой природе. Сохраняя веру в божественное провидение, Кант дерзнул говорить об эволюции форм и живой природы в то время, когда большинство натуралистов пребывало во власти библейской легенды.

Кант дерзнул вскрыть тайну происхождения Вселенной, картину происхождения Солнечной системы. В 1755 г. выходит в свет "Всеобщая естественная история и теория неба". Канту было тогда всего 30 лет. В более завершенном виде теория Канта была изложена позже знаменитым французским математиком и астрономом Лапласом, напечатавшим в 1797 г. "Изложение системы мира". Напомним основные положения гипотезы Канта-Лапласа.

Из слегка мерцающей туманности, сперва бесформенной, потом шарообразной, возникло центральное светило Солнечной системы. Вращаясь вокруг своей оси, оно отбросило от себя ряд таких же, как само, туманных колец. Кольца эти, сгущаясь, образовали светила значительно меньших размеров. Эти "дети Солнца" яркими звездами сияли в небе, и среди них маленькой звездочкой искрилась Земля. Дочерние звезды, отбросив, в свою очередь, кольца, образовали спутники. Огненные, вращающиеся шары звезд постепенно охлаждались, тускнели, гасли и, наконец, оделись в твердый панцирь. Умерев, звезды оставили свои трупы - планеты Солнечной системы.

Идеи Канта - Лапласа легли в основу современных взглядов на происхождение Солнечной системы. Согласно теории аккреции Солнечная система образовалась путем сгущения протопланетного облака разреженного газа и пыли.

Кант был поборником естественного происхождения организмов, их родства и постепенного развития. Приведем мысли Канта о взаимоотношениях организма с окружающей средой. Любой организм относительно "целесообразен", т. е. и построен, и функционирует применительно к изменчивым условиям места и времени; между организмом и окружающей его средой есть определенная взаимосвязь и определенные взаимоотношения, устанавливающие необходимый для его существования образ жизни. Под этими словами и сегодня подпишется каждый, кто считает себя экологом.

Будучи типичным "кабинетным ученым", Кант не участвовал в экспедициях и дальних поездках. Однако он живо интересовался географией и в течение 40 лет читал в Кенигсбергском университете курс лекций, названный им "Физической географией". Он видел в географии исключительно важную воспитательную и познавательную дисциплину ("без знания географии человек остается тупым, узким, ограниченным").

Кант уделял большое внимание обсуждению философских категорий "пространство и время" применительно к изучению природы. "География и история заполняют весь объем нашего познания, - говорил он, - а именно: география - пространство, история - время".

РОССИЯ, XVIII В.

 

Россия прошла сложный путь исторического развития, ассимилировала передовые идеи западноевропейского Просвещения и заложила прочный фундамент самобытной русской культуры. В 1714 году, при спуске на воду военного корабля, Петр I напоминает, что эпоха Возрождения в Европе началась благодаря грекам, бежавшим в Италию под давлением турок, и предсказывает, что отныне и Россия, преодолев "нерадение предков", встает на путь развития наук: "...я чувствую некоторое по сердце моем предувидение, что оные науки убегут когда-нибудь из Англии, Франции и Германии и перейдут для обитания между нами на многие века, а потом уже возвратятся в Грецию на прежнее свое жилище".

Обновленная Россия жадно впитывала и вплетала в ткань своей самобытной культуры идеи Просвещения и достижения науки и искусства Голландии и Франции, Германии и Англии. Уходящая корнями в далекое прошлое великая русская культура обретала новые черты. Указом от 28 января (8 февраля) 1724 года учреждается Академия наук. Начинается активный перевод на русский язык античных и западноевропейских авторов нового времени. Литература освобождается от пут богословия (до Петра православная церковь запрещала читать "бесовские" теории античности).

Л. С. Берг (1946) отмечает, что научные географические исследования и вообще развитие географии как науки начались у нас только в петровское время. Систематическое картографирование государства завершилось в 1734 г. изданием первого "Атласа Всероссийской Империи". Одним из последних географических начинаний Петра I было снаряжение в 1725 г. Первой Камчатской экспедиции В. Беринга - А. И. Чирикова для разрешения вопроса, где Азия "сошлась с Америкой". Смерть Петра I не остановила начатого дела - вскоре развернулись грандиозные работы Второй Камчатской, или, как ее часто называют, Великой Северной экспедиции, продолжавшейся с 1733 по 1743 гг. Весьма сильно способствовали изучению обширных пространств России большие академические экспедиции 1768-1774 гг. К именам соратников Беринга: Крашенинникова, Стеллера и Гмелина - добавились новые имена ученых-путешественников: Палласа, Лепехина и др.

Послепетровская Россия не только не свернула с намеченного пути, но заметно преуспела в развитии наук и искусств. Созданная по замыслу Петра I Академия наук объединила крупнейших европейских и российских ученых. Начавшийся благодаря преобразованиям Петра I век Просвещения в России неразрывно связан с именем М. В. Ломоносова.

В 19 лет Ломоносов приходит в Москву из далекого поморского села в устье Северной Двины и поступает учиться в Славяно-греко-латинскую академию. Изучение классических языков, обязательное в высших духовных учебных заведениях, давало возможность ее студентам в оригинале читать труды античных авторов, служивших в то время непререкаемыми научными авторитетами.

В 1735 г. счастливый случай помог Ломоносову попасть в число студентов Петербургской Академии наук и отправиться стажироваться в Германию. Там Ломоносов пробыл пять лет, обогатив свои знания опытом европейской культуры и науки.

Период научного и литературного творчества Ломоносова охватил около 25 лет - со времени возвращения в Россию в 1741 г. и до смерти в 1765 г. Однако за это время сделать ему удалось очень многое. "Ломоносов, - писал А. С. Пушкин, - был великий человек. Между Петром I и Екатериною II он один является самобытным сподвижником просвещения. Он создал первый университет. Он, лучше сказать, сам был первым нашим университетом".

Ломоносов критиковал систему мира Птолемея и активно пропагандировал еретическое, по мнению Синода, воззрение Коперника на устройство Солнечной системы. Популяризации этих идей немало способствовало шутливое стихотворение Ломоносова.

Случились вместе два Астронома в пиру

И спорили весьма между собой в жару.

Один твердил: земля, вертясь, вкруг солнца ходит,

Другой, что солнце все с собой планеты водит.

Один Коперник был, другой слыл Птолемей.

Тут повар спор решил усмешкою своей.

Хозяин спрашивал: ты звезд течение знаешь?

Скажи, как ты о сем сомненье рассуждаешь?

Он дал ответ: что в том Коперник прав,

Я правду докажу, на солнце не бывав:

Кто видел простачка из поваров такова,

Который бы вертел очаг кругом жаркова?

 

Почти одновременно с трудами Бюффона появилось сочинение Ломоносова "О слоях земных". В этом сочинении он формулирует задачи геологии: "Велико есть дело достигать во глубину земную разумом, куда рукам и оку посягнуть возбраняет натура; странствовать размышлениями в преисподней, проникать рассуждением сквозь тесные расселины, и вечною ночью помраченные вещи и деяния выводить на солнечную ясность".

Говоря об изменениях земной коры, испытанных ею на протяжении тысячелетий, Ломоносов указывает на двоякого рода факторы, обусловливающие эти изменения. Одни из них внешние - воздух и вода; другие - внутренние, вызываемые "подземным пожаром". Такого же разделения факторов, контролирующих формирование рельефа земной поверхности, придерживается и современная наука.

Замечательны рассуждения Ломоносова о внутренних силах Земли, вызывающих "долговременные земной поверхности понижения и повышения. Чем возвышены великие хребты Кавказские, Таврийские, Кордерьерские, Пиренейские и другие, и самые главные горы, то есть части света? - спрашивает Ломоносов и отвечает: - Конечно, не ветрами, не дождями, не реками, не приливами и не потопами, ибо все они не достаточны для произведения столь мощных образований, как горные хребты и континенты. Сила, поднявшая таковую тягость, ничему... приписана быть не может, как господствующему жару в земной утробе".

Ломоносов был далек от мысли единовременного акта творения Земли: "Такие перемены произошли на свете не один раз, но случались в разные времена, несчетным множеством крат, и ныне происходят, и едва ли когда перестанут".

Отметим еще ряд новых для того времени взглядов Ломоносова. Наступление моря на сушу и выход суши на дневную поверхность Ломоносов объясняет "поднятием и опущением земной поверхности". Слоистые горные породы образовались путем осаждения из воды, о чем свидетельствует нахождение в них ископаемых остатков морских животных. Чередование таких пластов указывает на смену различных эпох в жизни Земли. Торф, который Ломоносов называет "подземным экономическим сокровищем", произошел из растений. При обугливании торфа на глубине без доступа воздуха, "в глухом огне", образовался каменный уголь. Чернозем произошел в результате "согнит



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-04-03 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: