Основные методические принципы




Постановка правой руки

Опустите спокойно руку от плеча вдоль туловица, и Вы получите естественное положение руки. Кисть и пальцы «p, i, m, a, e » расслаблены. Большой палец образует с указательным крест, пальцы спокойно согнуты во всех суставах, кисть прямая, без большого запястья и почти без разворота.

В таком положении положите руку на гитару. Вес руки равномерно распределяется на трех точках: плечо – плоскость деки и угол обечайки и струны. Поставьте Ваши пальцы в следующем порядке: «p » на 4-ю струну, «i » на 3-ю, «m » на 2-ю, «а » на 1-ю. Постановка руки – ПОСТАВИТЬ ПАЛЬЦЫна струны! Возникает момент техники смычка скрипки или виолончели.

Звукоизвлечение

Прежде чем извлекать звуки, точно разграничим два понятия: вертикальное положение 2-й и 2-й фаланги пальцев «a-m-i » на струнах (то есть по отношению к плоскости деки, под углом 900), и направление движения каждого пальца по отношению к длине струны от 600 до 450. Следует обратить особое внимание на работу большого пальца «р », именно от него зависит угол движения пальцев «a-m-i ». Извлечение звука почти центральной частью ногтя и подушечкой пальца соответствует направлению движения пальцев «a-m-i » около 600 – 750 (при этом кисть немного разворачивается к подставке), если звук извлекать левой кромкой ногтя и мякоти, угол движения пальцев «a-m-i » изменится до 450 (кисть почти прямая).

Примечание: каждый палец имеет три сустава – первый соединяется с ладонью, второй расположен посредине пальца, третий наиболее близкий к ногтю. Между суставами и на кончике пальца находятся фаланги: большой палец имеет две, а остальные по три фаланги.

Касание струны начинается от двух точек одновременно: левой кромки ногтя и немного мякоти. Надо поставить палец, например «i » на 3-ю струну и тащить ее до тех пор, пока она будет в состоянии удержаться на кончике пальца.

Чем больше сопротивление струны, чем больше усилий для удержания суставов от разгиба, чем сильнее врезается струна в палец, порой достигая середины поверхности мякоти, - тем с большей скоростью «соскочит» струна с ногтя, тем с большей силой зазвучит струна. Причем, мякоть даст плотность, густоту звука, а ноготь – ясность и остроту. Ваша задача – отрегулировать силу звука, чтобы она не стала чрезмерной, грубой, то есть всегда оставалась в пределах благородного тембра, в границах красивого тона, в пределах управляемого тембра звука от пианиссимо до фортиссимо*.

Звук должен быть управляем Вашим ухом и всегда оставаться в пределах Вашего контроля. Помните, что при меццо-форте, сила натяжения, а от этого и сопротивления (необходимого напряжения) пальца гораздо меньше, чем при форте, а при пианиссимо этот контакт идет от легкого касания кончика пальца к струне, сопротивление ее минимально.

Вы должны постоянно пропускать звук «через себя», надо уметь остановиться и подумать – что я делаю, и что из этого выходит, а это возможно только в очень медленном темпе. Потом, время на обдумывание будет сокращаться, но для этого нужен постоянный контроль Вашего уха (хотя пауз совсем избежать невозможно, касание и давление – уже пауза, чем она короче – тем лучше кантилена).

Возьмите себе за правило постоянно изучать, слышать, преклоняться только перед одним гитарным божеством – ЗВУКОМ!.

Густота и плотность, наполненность и активность, чистота и ясность – все это звук. Но успех овладения им, познания его тайн зависит, прежде всего, от величины степени создания СМЫСЛА и концентрации личностного отношения к звуку, к каждому прикосновению.

Прежде чем начать боготворить – задумайтесь и услышьте: как Вы хотите прикоснуться, какой Вы хотите получить звук?!

О взаимодействии рук

«Для каждого звука функция правой руки мгновенна, тогда как функция левой руки продолжается, пока длятся колебания. Струна должна быть прижата левой рукой именно в тот момент, когда правая дает импульс, что составляет тесную связь обеих рук. Левая рука не должна применять большую силу; правая так же должна экономить, чтобы производить в зависимости от обстоятельств, звуки ясные, блестящие, сильные, но не грубые. Либо ясные, нежные, мягкие, но не слабые». (Д.Агуадо).

Короткое, емкое и верное замечание величайшего классического гитариста.

Одно из основных препятствий, стоящих на пути к всеми так любимой быстрой игре – это синхронизация Ваших рук. Если одна (любая) опережает другую, то артикуляция будет нечеткой.

Вот полезное упражнение, которое Вы можете применить в любой гамме, в любом пассаже, в любой пьесе: возьмем гамму до-мажор, восходящую от 3-й струны 5-го лада.

Первую ноту возьмите 1-м пальцем левой руки и средним пальцем правой, подготовив (поставив) их заранее до извлечения звука, абсолютно синхронно и вместе, единым импульсом.

Теперь, прежде чем прозвучит следующая нота («ре»), нужно одновременно подготовить обе руки, расположив 3-й палец левой руки и указательный палец правой на струне. Причем на счете 3-и и 4-е подготовьте (зависните) 3-м пальцем и указательным пальцем («i ») на струной. На счет «раз» (звук «ре») спокойно поставьте палец на 3-ю струну и возьмите ноту абсолютно синхронно и подготовьтесь к следующей ноте, и так далее. Начинайте играть это упражнение очень медленно, чтобы четко ощутить и продумать заранее все свои действия.

Одна из причин, почему рок-гитаристы могут играть быстро, состоит в том, что многие фразы включают в себя короткие «взрывы» нот. Работа над такими «взрывами» очень важна для развития скорости. Она поможет Вам быстро выйти из тупика при работе, как над скоростью, так и над артикуляцией. Если Вы хотите освоить длинный ход, то разбейте его на более доступные короткие части. Поработайте сначала над первыми двумя нотами, и когда научитесь играть их быстро и аккуратно, добавьте третью и так далее, пока не получится гамма в одну октаву, которую, чтобы виртуозно сыграть, коротко вздохнув, надо играть на спокойном и широком выдохе.

Самое пристальное внимание с первых шагов уделите правильной артикуляции, умение прекратить звучание (глушение) либо левой рукой, быстро расслабив ее и заглушив ненужные звуки, либо правой рукой, мгновенно поставив подушечку нужного пальца. Например – большой палец поставить на звучащий бас, прекратив колебание струны, а еще лучше снять звук правой и левой рукой одновременно, так же извлекаются все звуки на гитаре.

Основные методические принципы

Постановка правой руки.

3-я и 2-я фаланги пальцев «i, m, a » вертикальны к плоскости деки. Запястье немного поднято. Движение пальцев 600 – 700 по отношению длины струны. Большой палец немного впереди указательного. Постановка, которая обеспечивает относительно удобное одновременное использование приемов «тирандо» и «апояндо» из одного положения кисти.

Постановка левой руки.

Большой палец располагается сзади грифа между 2-м и 3-м пальцем. 1-й, 2-й, 3-й и 4-й пальцы минимально приподнимаются над грифом. При обратном движении (в пассажах) пальцы подготавливаются в зависимости от аппликатуры гаммы или пассажа (то есть встают на последующую струну).

3. Апояндо (опираясь) – играется мелодически рельефный музыкальный материал.

4. Тирандо (натягивая) – играется: арпеджио, аккомпанемент, подголоски. Тирандо – звук щипок, мелодическая тембровая окраска, когда исполняется одним ногтем.

5. Верхняя нота арпеджио чаще играется апояндо, если она мелодическая, либо тирандо, если она остинатная.

6. Большой палец играет апояндо в одинарных опорных басах. Если мелодия проходит в басах, большой палец играет как апояндо, так и тирандо в зависимости от музыкального материала.

7. Чередование пальцев происходит всегда, за исключением специфических моментов: «скользящий палец» - апояндо на 1-й струне, затем тирандо по 2-й струне, верхний звук – нижний звук (примеры чередования: i-m, a-i, a-m-i, a-m-i-m, p-i).

8. Прием «длинный палец» - при переходах со струны на струну при восходящих движениях на боле «дальнюю» струну идет более длинный палец, чаще всего средний.

9. Два звука одновременно извлекаются: «р » - тирандо, «а » - апояндо в интервалах октава и больше. Если в басу проходит мелодия, то она играется на апояндо, а верхний звук – тирандо.

10. Звукоизвлечение аккордов. Пальцы «a, m, i » двигаются к деке, как бы стремясь к апояндо, а потом резко уходят в ладонь после извлечения звуков на тирандо. Большой палец двигается навстречу им и играет либо тирандо (образуя крест с указательным пальцем), либо апояндо, если в басу проходит мелодия.

11. Четко продуманное сочетание (соотношение) аппликатуры и штрихов правой и левой рук. Особенно в мелодических сочетаниях: арпеджио – гамма.

Технически все сводится вроде бы к простом вещам: Ведь в принципе (грубо!) любое произведение это:

А) различные виды арпеджио

Б) различные виды гамм и пассажей

В) различные виды интервалов и их обращений

Г) различные виды аккордов и их обращений

Достаточно подвести под это правильную технологическую, методическую и психологическую основу и ВСЁ!

Но…

Прежде чем начать учиться на каком бы то ни было инструменте, обучающийся – будь то ребенок, отрок или взрослый – должен уже духовно владеть какой-то музыкой: так сказать, хранить ее в своем уме, носить в своей душе и слушать своим слухом. Весь секрет таланта и гения состоит в том, что в его мозгу уже живет полной жизнью музыка раньше, чем он первый раз прикоснется к клавише или проведет смычком по струне; вот почему младенцем Моцарт «сразу» заиграл на фортепиано и на скрипке.

Всякое исполнение – очевидно, состоит из трех основных элементов: исполняемого (музыки), исполнителя и инструмента, посредством которого воплощается исполнение. Лишь полное владение этими тремя элементами (в первую очередь музыкой) может обеспечить хорошее художественное исполнение.

Эти простые вещи приходится повторять потому, что в педагогической практике чрезвычайно часты преувеличения в ту или иную сторону, отчего неизбежно страдает один из трех элементов, особенно же (и это печальнее всего) – в сторону недооценки содержания, то есть самой музыки (как говорится, «художественного образа»), с преобладающим устремлением, внимание в сторону «технического овладения инструментом. Другое заблуждение, правда, значительно более редкое у инструменталистов и состоящее в недооценке трудности и важности задачи полного овладения инструментом в угоду, так сказать, самой музыке, неизбежно также приводит к несовершенной, «музыкальной», игре с налетом дилетантизма, без должного профессионализма.

Несколько слов о технике.

Чем яснее цель (содержание, музыка, совершенство исполнения), тем яснее она диктует средства для ее достижения. Эта аксиома не требует доказательства. Что определяет как, хотя, в конечном счете, как определяет что (диалектический закон). Метод моих занятий вкратце сводится к тому, чтобы играющий как можно раньше (после предварительного знакомства с сочинением и овладения им хотя бы вчерне) уяснил себе то, что мы называем «художественным образом», то есть содержание, смысл, поэтическую сущность музыки, и досконально сумел бы разобраться (назвать, объяснить) с музыкально-теоритических позиций в том, с чем он имеет дело. Эта ясно осознанная цель и дает играющему возможность стремиться к ней, достигать ее, воплотить в своем исполнении – все это и есть вопрос «техники».

Так как будет часто идти речь о «содержании» как главном иерархическом принципе исполнения и я предвижу, что слово «содержание» (или «художественный образ», или «поэтический смысл» и т.д.) может при слишком частом его повторении раздражать молодого гитариста, то я представил себе его возможную реплику «Все только «содержание» да «содержание»! Вот если я сумею сыграть хорошо все виртуозные трудности в вариациях, и при этом не забуду о музыке, то у меня выйдет «содержание», а если я буду мазать и фальшивить, то никакого «содержания» не будет».

Совершенно верно!

Золотые слова! Один умный писатель сказал о писателях: «Усовершенствовать стиль значит усовершенствовать мысль. Кто с этим сразу не согласится, тому нет спасения!» Вот правильное понимание техники («стиля»)! Я часто напоминаю ученикам, что слово «техника» происходит от греческого слова «технэ», а «технэ» означало – искусство. Любое усовершенствование техники есть усовершенствование самого искусства, а значит, помогает выявлению содержания, «сокровенного смысла», другими словами, является материей, реальной плотью искусства. Беда в том, что многие играющие на гитаре под словом техника подразумевают только беглость, быстроту, ровность, бравуру – иногда преимущественно «блеск и треск» - то есть отдельные элементы техники, а не технику в целом, как ее понимали греки и как ее понимает настоящий художник. Техника - «технэ» - нечто гораздо более сложное и трудное. Обладание такими качествами, как беглость, чистота, даже грамотное музыкальное исполнение и т.п., само по себе еще не обеспечивает артистического исполнения, к которому приводит только настоящая, углубленная, одухотворенная работа. Вот почему у очень одаренных людей так трудно провести точную грань между работой над техникой и работой над музыкой (даже если им случается по сто раз повторять одно и тоже место). Здесь все едино.

 

Цели и задачи:

  1. Развитие творческого потенциала учащегося, развитие индивидуальных способностей на основе четкой методики и принципов технического, психологического и духовного развития каждого учащегося.
  2. Развитие профессиональных навыков необходимых для обладания специальностью музыканта.
  3. Точное прогнозирование творческого пути будущего музыканта на основе педагогического опыта и правильных методических разработок стройной системы позволяющей многогранно, творчески подходить к определению и сохранению индивидуальных способностей и особенностей учащегося.
  4. Развитие русских исполнительских традиций «поющего инструментализма». «… Превращение инструмента в человеческий орган речи, в голос, несущий всюду всепроникающую мелодию» (Б. Асафьев).

Задача педагога – научить слышать музыку, дать прочную гитарную и музыкальную психологическую основу, приучить работать с максимальной концентрацией слуха и внимания. Комплексное воспитание гармонично развивает музыканта, когда музыкальный интеллект, чувство и инструмент сливаются воедино.

В результате правильного воспитания у гитариста (читай – инструменталиста) появляется особое чувство, когда кончик пальца становится как бы продолжением уха. Точность и чуткость подушечки пальца, прикосновения являются решающими в звукоизвлечении и в конечном итоге создают образ, смысл и стиль воплощения и раскрытия любого произведения.

При этом руки сосредоточены, спокойны и готовы к любым перемещениям по струнам. Ошибочно представление, будто руки музыканта-инструменталиста должны быть все время свободны. Игра – это постоянная смена напряжения и покоя.

Необходимо учить мгновенному освобождению руки после взятия ноты. Аккорда, интервала. Ученики с сильными пальцами часто бывают «зажаты». Те же, кто используют излишне свободные руки, играют невнятно, лишены точности и ясности. Соединение независимых пальцев с гибкой кистью и пластичной рукой, способность быстро изменить свое положение на грифе, струнах – необходимый синтез для гитариста. В осознание этого огромная роль принадлежит педагогу. Но в тоже время всемерно поддерживать попытки самостоятельности, инициативы, веры в возможности ученика. Вера удесятеряет силы, укрепляет волю ученика, способствует его внутреннему раскрепощению, помогает более полно раскрыть его личность, его способности. Ученик подсказывает сам как с ним заниматься, надо только внимательно присматриваться, прислушиваться к нему, изучать. В каждом питомце ищите что-то свое, отличное от другого. Эти крупицы индивидуальности для меня важнее всего. Величайший дар педагога – умение раскрыть и сохранить индивидуальные особенности ученика в прокрустовом ложе четкой методики. Всегда с интересом слушаю новое произведение, принесенное в первый раз на урок: и радует, прежде всего, свое, не подслушанное, не подсказанное.

Прогнозируемый результат – это комплекс правильных решений методического, технического и психологического развития индивидуальной личности готовой выдержать любые испытания. Будь то поступление в профессиональное учебное заведение (училище, институт, консерватория), либо самое трудное испытание – профессиональный путь концертирующего музыканта.

 

 

Г, Фетисов Д M Ш 91

 


* Когда струна вибрирует после звукоизвлечения, Вы ловите и гасите ее колебания левой кромкой мякоти (чуть ближе к центру) и ногтя, плотно обхватив ее этим двойным контактом, протаскиваете ее к деке и параллельно плоскости деки до довольно крутой траектории соскакиваете со струны (по существу с ногтя). Качество звука зависит от профессиональной заточки, полировки и угла атаки левой кромки ногтя. Звук фиксируется ногтем и мякотью в одной точки струны, а отрыв кончика пальца от струны идет с ногтя. Ни в коем случае не скользите по струне ногтем, иначе «скрежет» от канители струн (басов) будет постоянно раздражать Вас



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-06-21 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: