Какая сила стоит за Иисусом? (3,20-30).




a) Хула на Духа Святого (3,20-27) (Мф 12,22-45; Лк 11,14-23).

20 Приходят в дом; и опять сходится народ, так что им невозможно было и хлеба есть. 21 И, услышав, ближние Его пошли взять Его, ибо говорили, что Он вышел из себя. 22 А книжники, пришедшие из Иерусалима, говорили, что Он имеет в Себе веельзевула и что изгоняет бесов силою бесовского князя. 23 И, призвав их, говорил им притчами: как может сатана изгонять сатану? 24 Если царство разделится само в себе, не может устоять царство то; 25 и если дом разделится сам в себе, не может устоять дом тот; 26 и если сатана восстал на самого себя и разделился, не может устоять, но пришел конец его. 27 Никто, войдя в дом сильного, не может расхитить вещей его, если прежде не свяжет сильного, и тогда расхитит дом его.

Неизбежно возникает вопрос: Если к Иисусу действительно тянулись толпы народа со всей страны, если от Него все ожидали чудесных исцелений, то почему Он, в конечном счете, все же не обрел успеха в этом самом народе? – Марк дает ответ на этот вопрос, ответ, который имеет не только исторический интерес.

Исходный пункт новой истории – снова собирающаяся вокруг Иисуса толпа. Людей так много, и Он так ими занят, что Ему с Его учениками не было возможности даже поесть. В эту ситуацию вмешиваются родственники Иисуса. Из всего, что они о Нем слышали, они смогли сделать только один вывод: их родственник потерял рассудок, и пора увести Его домой. Однажды Иисус сказал: «враги человеку – домашние его» (Мф 10,36). Причин так думать у родственников было предостаточно.

1. Иисус оставил Свой дом и Свое ремесло плотника в Назарете. Он бросил все, чтобы стать странствующим нищим проповедником. И они полагали, что ни один разумный человек не бросит работу, которая всегда приносила деньги.

2. Кроме того они считали, что ни один разумный человек не посмеет выступить против власть имущих, потому что в конфликте с ними он всегда обречен на поражение. Это не сойдет ему с рук.

3. Наконец, кого Он набрал в Свою компанию? Очень странное общество. Ни один разумный человек не станет набирать себе в друзья таких людей!

Непонимание Иисус встречает не только среди родных, но и со стороны книжников, которым принадлежало последнее слово в вопросах права и Закона. Они ради Иисуса прибыли из Иерусалима (!), чтобы разобраться в том, что это за новое движение в народе. И их суждение оказалось отрицательным: «Он одержим веельзевулом и изгоняет бесов силою бесовского князя» [5].Нет, книжники ничуть не сомневались в чудесных исцелениях, производимых Иисусом. Но ведь чудеса могут иметь различную природу.

 

 

О чудесных исцелениях.

Иисус был великим чудотворцем. Неслучайно в иудействе I века Его имя стало волшебным словом. Об этом свидетельствует хотя бы рассказ Книги Деяний о скитающихся иудейских заклинателях, которые заклинали злых духов именем Иисуса (Деян 19,13). Но Он ведь был не единственным чудотворцем. Иудейское предание сообщает нам о других великих чудотворцах. О чудотворениях пишет и Иосиф Флавий. Вот, к примеру, его интересный рассказ о случае при дворе императора Веспасиана, о чудотворных способностях царя Соломона и некоем заклинателе Елеазаре:

«Мне пришлось слышать о некоем Елеазаре, нашем единоплеменнике, как он однажды в присутствии Веспасиана, сыновей последнего, тысяцких и массы войска избавил всех, одержимых злыми духами, от последних. При этом он поступил следующим образом: он подносил к носу одержимого демоном палец, на котором находился перстень с включенным в нем корнем указанного Соломоном растения, и тем извлекал у бесноватых демона из ноздрей. Больной, конечно, тотчас падал замертво на землю, и всякий, присутствовавший при этом, готов был бы поклясться, что он уже больше не придет в себя, если бы не было Соломона и составленных им формул заклинаний. Желая, однако, вполне убедить присутствующих в том, что он действительно обладает указанной силою, Елеазар велел ставить вблизи бесноватого наполненный водою кубок и сосуд для омовения ног и приказывал демону при выходе из тела больного опрокидывать сосуд, чтобы все зрители на деле могли убедиться, что злой дух действительно покинул одержимого. Так … всем представлялась возможность убедиться в действительно глубокой мудрости Соломона. Мы потому считали себя принужденными рассказать об этом случае, чтобы всем стала известна необычайная даровитость богоприятного царя [Соломона] и чтобы никому из живущих на земле не оставалось неизвестным, в какой мере Соломон обладал всеми качествами для того, чтобы считаться совершенством».

Подобные чудеса бытовали и среди язычников. Самым известным языческим чудотворцем был Аполлоний Тианский (I век РХ). А вот что историк Светоний сообщает о самом императоре Веспасиане (9-79 гг.).

«Новому императору еще недоставало, так сказать, величия и как бы веса, но и это вскоре пришло. Два человека из простонародья, один слепой, другой хромой, одновременно подошли к нему, когда он правил суд, и умоляли излечить их немощи, как указал им во сне Серапис: глаза прозреют, если он на них плюнет, нога исцелится, если он удостоит коснуться ее пяткой. Нимало не надеясь на успех, он не хотел даже и пробовать; наконец, уступив уговорам друзей, он на глазах у огромной толпы попытал счастья, и успех был полным» (Веспасиан, 7,2-3).

Античным людям не приходило в голову сомневаться в фактичности таких рассказов. Они не задавались в принципе такими вопросами, которые занимали богословов в более поздние времена: Влияет ли Бог на события в этом мире? Может ли Бог действовать вопреки установленным Им же законам природы? И тому подобное.

 

Людей в Израиле мало интересовали вопросы естествознания или философии. Они просто были убеждены в том, что давать чудотворную силу может не только Бог (Моисею, Илие и прочим чудотворцам), но и другие власти, которые снабжают людей подобными свойствами. Мнение о том, что чудеса могут быть вызваны демонами, было широко распространено. Чудеса существуют. В этом не было сомнений. Вопрос состоял в том, божественные ли это чудеса или незаконные, бесовские. Книжники вынесли отрицательный вердикт. Чудесная власть Иисуса – от союза с князем бесовским, то есть Он именем верховного беса изгонял мелких бесов. Иначе говоря, они утверждали, что Иисус занимался черной магией.

 

Беседа № 9.

Упрек в бесовской одержимости, который книжники выдвигали против Иисуса, не был чем-то новым и неожиданным: Ведь то же самое говорили о пророке Иоанне Крестителе: «Пришел Иоанн, ни ест, ни пьет; и говорят: в нем бес» (Мф 11,18). Да и у язычников встречался подобный упрек в безумии по отношению к тем, кто пытался основать новую религию или какое-то новое религиозное направление. Например, в трагедии Еврипида «Вакханки» звучат такие слова: «Дитя мое! … не чуждайся народной веры. Теперь твой ум блуждает, он болен, хотя и кажется здравым. Пусть Дионис не бог, как ты говоришь; все равно называй его таковым, решись на благочестивую ложь, утверждая, что он действительно бог» (Вакханки 334). Ориген сообщает о том, как язычник Цельс относился к чудесам, совершаемым Иисусом Христом: «Иисус, – утверждает он, – воспитывался тайно, потом пришел в Египет и здесь, занимаясь поденной работой, постиг некоторые искусства творить чудеса, отсюда снова возвратился (в свое отечество) и при помощи тех искусств объявил себя богом» (I, 38).

Конечно, и христиане, говоря о нехристианских чудотворцах, мыслили не иначе. Так же и для них за чудесами, производимыми «иноверцами» скрывались демоны и сам сатана. Отличные примеры взаимных обвинений дают многочисленные апокрифы конца 2-го – начала 3-го века. Например, «Страсти апостолов Петра и Павла» приводят очень длинный спор между Симоном Магом и Апостолом Петром перед лицом императора Нерона:

«Стал охваченный завистью Симон на все лады поносить Петра, утверждая, что бунтарь он и чародей. И поверили ему те, кто восхищался его чудесами, ибо заставлял он медного змея двигаться, каменные и медные статуи ходить и смеяться; а бывало - велит себя закопать и тотчас парящим в воздухе появлялся.

Иное – Петр единым словом расслабленных исцелял, молитвой слепых зрячими делал, приказом в бегство демонов обращал, а случалось, – и мертвых он воскрешал и говорил людям, чтоб не только бежали они от соблазна Симонова, но и разоблачали его.

И в конце концов прокляли все мужи благонравные Симона Мага и злодеем его объявили. Но приверженцы Симона, во всем заодно с ним будучи, ложно ручались и утверждали, будто маг – Петр. Дошел этот спор до Нерона Цезаря, и повелел тот, чтоб Симон к нему явился.

Явившись, предстал перед ним Симон и тут же начал обличьем меняться: сделался вдруг мальчиком, потом – старцем и тотчас – цветущим юношей; менялся лицом и фигурой, пол свой менял и возраст, словом, на все лады, услужая дьяволу, неистовствовал. Как увидел это Нерон, решил, что и впрямь он Сын Божий. Апостол же Петр говорил, что он вор и обманщик, маг, урод, злодей, подлец и во всех заповедях Божьих истины извратитель … Тогда, придя к Нерону, сказал Симон: Послушай меня, славный император. Я сын Божий, с неба спустился. … Говорит тут Симону Петр: Сумел ты всех провести, но не меня отнюдь; а тех, кого ты прежде уже обманул, вывел из заблуждений через меня Господь. И поскольку уж известно тебе, что не в силах ты меня победить, удивляюсь, зачем на глазах у царя ты так на рожон лезешь, будто думаешь колдовским искусством своим учеников Христа одолеть?» (11-17) и так далее. Этот, так сказать, «ученый диспут» продолжается на многих страницах.

Короче говоря, для Иудеев за чудесами Иисуса скрывался Веельзевул, для христиан за чудесами Симона Волхва (или Аполлония Тианского) скрывался Сатана!

Итак, книжники об Иисусе утверждали: «Он одержим веельзевулом и изгоняет бесов силою бесовского князя». Иисусу нетрудно было опровергнуть этот довод. Он не доказывает неправоту книжников, но говорит слова, с которомы они, как и все, должны согласиться: «Если царство разделится само в себе, не может устоять царство то; и если дом разделится сам в себе, не может устоять дом тот». И отсюда следствие: «Если сатана восстал на самого себя и разделился, не может устоять, но пришел конец его». Иначе говоря, если книжники установили, что Он Иисус, изгонял бесов с помощью князя бесовского, то они должны были бы сделать логическое следствие: царству Сатаны пришел конец. А это означает: Началось время Мессианского Царства.

Если же кому-то не было очевидно, что действия Иисуса свидетельствуют о конце сатанинского царства, то у Него было наготове и другое объяснение Его исцелений. Допустим, вы намерены ограбить физически сильного человека. Но до тех пор, пока вы не подчините себе этого сильного человека, вам нечего и надеяться на это. Вы можете взять добро такого человека лишь после того, как вы покорите его. Победа над демонами вовсе не доказывала, что Иисус находился в союзе с сатаной, а показывала, что сопротивление сатаны сломлено; появился Иисус, Который сильнее «сильного» сатаны. Он в состоянии похитить из царства (дома) Сатаны тех, кого тот держит в плену. И с этим книжники тоже должны были согласиться. Должны были, но… не согласились. В людях существовало и существует глубоко укоренившегося и широко распространенное предубеждение. Они усматривают действие злых сил во всех тех людях, которые своим поведением ставят под сомнение их собственные взгляды и привычки.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-04-20 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: