Её основателем по праву считается Иммануил Кант (1724 - 1804). Родился в семье ремесленника. После окончания Кенигсбергского университета Кант 9 лет работал учителем и занимался самообразованием. Затем он получает место приват-доцента, а впоследствии и профессора. Отличался пунктуальностью. Любил проводить свободное время в кругу близких друзей, ценил компанию красивых и воспитанных женщин, но не был женат. В творчестве Канта различают два периода: докритический и критический. В первый период его интересовали вопросы естествознания. Он выдвинул гипотезу об образовании Солнечной системы из газовой пыли. Эта гипотеза получила название теории Канта-Лапласа.
Критический период его творчества назван так по названию его работ «Критика чистого разума», «Критика практического разума», «Критика способности суждения».
Кант считал, что философия должна ответить на вопросы: «что я могузнать? что я должен делать? на что я могу надеяться?»
По мнению Канта наше знание – синтез созерцаний и понятий, выраженный в суждениях. Достоверное теоретическое знание имеется только в математике и естествознании. Мы познаем мир не так, как он есть на самом деле, а так, как он нам является. Нашему знанию доступны только явления вещей. Но миру явлений соответствует независимая от человеческого сознания сущность вещей – «вещи в себе». Их полностью познать невозможно. Человек живет в двух мирах: в мире явлений, где все обусловлено, и в мире «вещей в себе», который является сверхчувственным.
В области нравственности Кант разработал понятие категорического императива. Его суть – долг перед человечеством и перед своей совестью заставляет нас вести себя нравственно.
Георг Вильгельм Фридрих Гегель (1770 – 1831 г.)
Представитель классического немецкого идеализма. Главные труды «Феноменология духа», «Наука логика», «Философия права». Считал, что Мировой дух – это деятельное начало, давшее импульс возникновению и развития мира. Деятельность абсолютной идеи заключается в мышлении, цель – в самопознании.
Гегель считает, что процесс развития обусловлен противоречием, принимает форму трехэтажного движения. Первая ступень – тезис, затем его противоположность – антитезис, третья ступень – синтез. Это знаменитая гегелевская триада.
Представителями немецкой классической философии были так же Иоганн Фихте и Фридрих Шеллинг. Для Фихте (1762 - 1814) подлинная реальность – это единство субъекта и объекта. Он считает одинаково реальным и воображаемое и реально существующее. Получается 2 ряда действительности: одна создает сама себя, другая возникает в результате творческого акта сознания того, кому нужно её существование. Реальное существует только в связи с жизнью человека. Реальное – это факт сознания, «внутреннее чувство» и «функция души». Государство по Фихте – это гарант реализации права свободного телесного и духовного развития человека.
Шеллинг считает, что в человеке духовное начало осознает себя, в природе оно бессознательно. Природа – это динамическое единство противоположностей. Формы разумного познания – не умозаключения и доказательства, а непосредственное интеллектуальное созерцание – интуиция. Субъектом такого постижения сущности может быть лишь философский и художественный гений. Развитие он характеризует как целесообразное: на одном полюсе материя, на другом – истина познания. Бог и есть разум. Большое внимание уделял идее свободы. Воля свободна, человек стоит перед выбором добра и зла.
Людвиг Фейербах (1804 - 1872) – немецкий философ, создатель одного из вариантов антропологического материализма. Он понимал человека как высший продукт природы. Исходным пунктом воззрений Фейербаха являлась идея, выраженная в афоризме: «Не Бог создал человека, а человек создал Бога». Идеальное он рассматривал как производное от определенного уровня организации материального. Фейербах был материалистом по своим взглядам. Он критиковал религию и гегелевский идеализм. Религии он придавал потусторонний, отчужденный от самого человека смысл.
Согласно антропологическому принципу все проблемы философии, так же как и их решения скрыты в самом человеке, в рациональном понимании его бытия и деятельности.
Выводы
1. 17 век в Европе характеризуется интенсивным развитием буржуазных отношений в обществе. В этот период разум рассматривается вместе с наукой как полезные инструменты сознания и преобразования мира.
2. Основным направлениями в эпоху Нового времени были эмпиризм и рационализм.
3. Эпоха нового времени вошла в историю как период научно-технической революции. Произошли открытия в естественных науках, особенное место стала занимать механика. Возникла потребность в осмыслении новых научных данных. В философии стала насущной проблема возникновения нового метода.
4. Ф. Бэкон, Р. Декарт, Б. Спиноза, Дж. Беркли по- своему решали проблему нового метода исследования.
5. 18 век называют веком Просвещения. Всех философов этой эпохи объединяет идея построения жизни на разумных началах. Появляются идеи демократии и республиканской формы правления. В этот период издается первая в мире энциклопедия, вобравшая в себя всевозможные знания о мире.
Глоссарий
Эмпиризм - философское направление, источником знаний о мире считавшее опыт.
Рационализм – философское направление, считавшее, что истинное знание о мире может дать только разум, интеллект.
Субъективный идеализм – философское направление, рассматривающее мир, как отражение человеческих ощущений.
Эпоха Просвещения – 18 век во Франции, философские представители которой стремились распространить полезные знания среди широких кругов образованных людей, считая, что это позволит перестроить жизнь на разумных началах.