Петровские ассамблеи
Указ об ассамблеях, изданный Петром I, стал переломным в жизни городского населения, особенно это коснулось сферы развлечений. В ноябре 1718 года женщины впервые обрели право участвовать в общественных собраниях. Вход на ассамблею должен был быть открытым для всех людей, которые имели возможность прилично одеться, не допускались только слуги и крестьяне. Культура при Петре I приравнивалась к важным деловым, служебным и государственным аспектам.
Указ об ассамблеях генерал-полицмейстер Петербурга Девиер обнародовал 26 ноября 1718 года, и вскоре же состоялось первое такое собрание, в доме генерал-адмирала Апраксина — владельца знаменитого оркестра, состоявшего из труб, валторн и литавр. Но впоследствии открывался и закрывался зимний сезон ассамблеями у генерал-губернатора Меншикова. В списке лиц, проводивших ассамблеи, часто фигурировало имя Петра Михайлова — самого царя, — устраивавшего их в Почтовом доме на Адмиралтейской стороне.
Предпосылки
Петр I считал, что не только дела должны вестись разумно, но и развлечения должны устраиваться так же. Даже отдых государь направлял на переустройство России. Он считал, что государственные интересы гораздо важнее личных. Царь хотел поставить культуру России на одну ступень с европейскими государствами. Большое влияние оказало нахождение Петра I среди иностранцев, частые путешествия по Европе. Стремясь сделать Россию похожей на современное европейское государство, император вводил новые реформы, касающиеся службы и досуга. А его реформы, как известно, были обязательными для всех без исключения.
Что такое ассамблея?
"Ассамблея" – французское слово, которое обозначает целый ряд действий и событий. Во-первых, это развлечения и забавы, во-вторых, решение и обсуждение различных деловых вопросов, в том числе и государственной важности. За короткое время ассамблеи при Петре I стали традицией и вошли в историю. После его смерти они несколько изменились, но все равно пользовались популярностью в обществе.
Обязательные условия
Вышедший указ Петра I о ассамблеях включал в себя перечень требований:
· извещать о предстоящей ассамблее необходимо в письменном виде;
· уточнять половую принадлежность гостей (могут присутствовать либо одни мужчины, либо предстатели обоих полов);
· начинаться мероприятие должно не ранее четырех-пяти часов;
· заканчивать ассамблею нужно не позже полуночи;
· хозяин не должен встречать, провожать или потчевать своих гостей, в его обязанности входит только предоставление свободного пространства для танцев, еда и питье на столах, а также игры, в которые он предлагает играть своим гостям.
Следуя этим правилам, каждый мог приобщиться ко всеобщему веселью.
Отношение церкви
Культура эпохи Петра I требовала одобрения духовных служителей. Император был уверен, что без разрешения церкви его указ об ассамблеях не пройдет. Он знал, что люди испытывают священный страх по отношению к царю, как к Богу на земле, но понимал, что страх перед адом и падением бессмертной души – сильнее.
А потому, для того чтобы изменить традиционное неприятие по отношению к танцам, он привлекает к светским мероприятиям черное духовенство. Согласно его указу в Синоде с 1723 года ассамблеи учредили в московских монастырях. И уже 29 декабря того же года состоялась первая ассамблея архимандрита Донского монастыря. Она была устроена для президента Синода, архиепископов московских монастырей, архиепископа Новгородского Феодосия, чиновников синодальной конторы, а также для архиепископа Крутицкого Леонида и др. Оставались недовольные этим действом, но в основном ассамблеи имели положительный отклик.
Ассамблеи при Петре I
По обычаю для проведения сего действа от мебели освобождались четыре большие комнаты. Первая – для танцев, следующая - для бесед, еще одна – для мужчин, которые курили табак, пили вино, и последняя – для игр в шашки или шахматы. В случае если дом не настолько большой, чтобы освободить сразу четыре комнаты, то все действа происходили в одной комнате. Однако это было очень неудобно по многим причинам. Считалось, что звуки танцев, бесед, запахи табака и спиртных напитков неуместны в дамском обществе.
Традиции проведения
Ассамблеи при Петре I давали все придворные по очереди. Иногда царь самостоятельно решал, у кого все должны собираться в следующий раз. День и время ассамблеи разглашались придворными глашатаями, о ней извещали барабанными дробями и объявлениями, которые развешивались на каждом перекрестке.
В своем указе Петр I кратко описал основные моменты проведения торжеств. Посетить мероприятие могли все прилично одетые люди, но не слуги и крестьяне. В числе гостей встречались вельможи, чиновники, состоятельные купцы, духовенство, ремесленники и даже рядовые матросы. Женатые мужчины в обязательном порядке брали с собой жен и взрослых дочерей. По сложившейся традиции хозяин дома мог выбрать из молодых девушек царицу бала. После выбора он вручал ей живую розу. По окончании мероприятия царица передавала эту розу какому-нибудь кавалеру. Это означало то, что следующая ассамблея должна проводиться в его доме.
Музыкальное сопровождение
Зачастую на подобных собраниях играл духовой оркестр, который состоял из труб, гобоев, литавр, фаготов и валторн. Иногда к ним присоединялись скрипки. Танцам жителей России обучали пленные офицеры из Швеции или жители немецкой слободы. Процесс обучения танцевальному искусству происходил очень медленно.
Поначалу на ассамблеях играла духовая музыка, однако в 1721 году герцог Голштинский завез в столицу небольшой струнный оркестр, который сразу завоевал популярность у публики. С тех пор стали появляться свои музыканты, инструменты для которых завозились специально из-за рубежа. Все это было очень затратно, но вельможи были готовы к подобным тратам, ведь самых расторопных бояр царь награждал.
Танцы
Что касается танцев, то сначала это были обычные поклоны и приседания под музыку, а вот в дальнейшем на ассамблеях уже начали танцевать менуэт и полонез. Движения становились плавнее, а танцы – изящнее. Вторая половина мероприятия была более веселой и подвижной, включала аллеманду, контрданс и англез, которые особенно любили молодые люди. Они выбирали первую пару, которая должна была придумывать новые па, а остальные повторяли за ней. Первыми по очереди становились разные люди, а потому такого рода веселье могло продолжаться очень долго.
Требования к гостям
Петр I кратко изложил в своем указе об ассамблеях требования к гостям, которых они были обязаны придерживаться, чтобы иметь право посещать подобного рода мероприятия. Перечень выглядит так:
· гость обязан быть старательно вымытым и чистым;
· мужчины в обязательном порядке должны быть тщательно выбритыми;
· перед ассамблеей нельзя наедаться и тем более приходить пьяным;
· нужно быть опрятно и богато одетым, но не чересчур, потому что это привилегия дам;
· женщинам дозволено использовать косметику, однако в меру, также они должны быть добры, грациозны и веселы;
· нельзя наедаться, дабы живот не мешал танцевать в полную силу;
· обязательно нужно быть веселым и общительным, приветливо улыбаться и заводить беседы с окружающими, нельзя замыкаться и оставаться поодаль;
· придя в дом в первый раз, необходимо ознакомиться с расстановкой и расположением комнат, особенно отметить про себя местонахождение уборных;
· вина пить позволяется вволю, пока держат ноги, когда перестают держать, то потреблять напиток нужно сидя, а ежели просит лежачий, то ему не разрешено подавать;
· тому, кто не знает своей меры, царь рекомендует положиться на товарищей;
· тех, кто упился, нужно укладывать отдельно от остальных во избежание неприятных конфузов;
· гость, которому стало плохо, без промедления должен отправиться в уборную, дабы не испортить праздник остальным;
· холостым мужчинам или тем, которые явились на действо без супруг, запрещалось глядеть на дам;
· не допускалось распускать руки во время танцев, это строго наказывалось;
· во время пения не рекомендовалось присоединяться ко всеобщему веселью людям, у которых отсутствовал музыкальный слух;
· напоминалось о том, что женщину лучше всего покорять музыкой и сладкоголосием;
· встретив на ассамблее знатную особу, в том числе и царя, не разрешалось высовываться и пытаться услужить, особенно в нетрезвом виде.
Активным участником ассамблей был и Петр I. Век, в котором он жил, был охарактеризован развитием культуры, новым направлением в музыке и танцах, а также костюмах и забавах.