Взаимодействие «педагог – семья»
Ни одна, даже самая лучшая педагогическая система не может быть в полной мере эффективна, если в этой системе нет места семье. Ребенок не может существовать вне семейной системы. Если дошкольное учреждение и семья закрыты друг для друга, ребенок оказывается между двух несообщающихся систем. Отсюда конфликты, непонимание, неуверенность. Я считаю, что эти две значимые для ребенка системы должны стать открытыми. Это не означает, что дома должны быть созданы условия как в детском саду, а детский сад решать проблемы семьи. Главной должна стать атмосфера добра, доверия и взаимопонимания между педагогом и родителями. Только в этом случае возможно создание условий, помогающих раскрытию всех творческих и человеческих возможностей ребенка.
Сегодня мне хочется рассказать о своих родителях: добрых, отзывчивых, внимательных и самое главное активных во всех начинаниях.
Знакомство с родителями - это очень ответственный момент, часто он определяет, будут ли родители доверять воспитателю, прислушиваться к его советам, наладится у них контакт и взаимопонимание. «Какая она? Как она будет относиться к моему ребёнку?» - сверля взглядом, мысленно сканируя, пытаются угадать. Это далеко не простой шаг и для воспитателя и для родителей, но сделать его необходимо в первую очередь ради ребенка. Каждую встречу с родителями, я стараюсь сделать познавательной и интересной, оказывая посильную практическую помощь в решении педагогических проблем.
Обобщить лучший семейный опыт позволили следующие мероприятия:
- «Дни открытых дверей» - не только средство удовлетворения
Естественного интереса к тому, как живут дети в детском саду. Это
Прежде всего, способ познакомить родителей с условиями,
содержанием, методами и приемами воспитательно - образовательной
Работы, а также преодолеть иногда у части родителей
Поверхностного мнения о роли детского сада в жизни и воспитании
Ребенка. Знакомство с организацией педагогического процесса, с
Приемами работы воспитателя, его манерой общения с детьми может
Многому научить родителей.
- Библиотека для родителей – это обогащение и пополнение знаний родителей в вопросах педагогики и психологии. Знакомство с задачами нравственного воспитания, которое оказывает на личность особое влияние и становится тем важнейшим фактором, который активизирует и физическое, и умственное, и эстетическое развитие.
Обеспечение родителей литературой для самообразования.
- Родительское собрание в форме дискуссий – круглый стол. Мне она
Более близка, особенность ее состоит в том, что родители
Обмениваются мнениями друг с другом при полном равноправии
Каждого. В работе с родителями я выбираю, не назидательную
Позицию, а сотрудничество, совместное решение проблем, самоанализ.
Организуя дискуссию, ориентирую родителей на внимательное,
Непредвзятое отношение к различным мнениям, фактам и тем самым
Формирую у родителей опыт конструктивного участия в обмене
Мнениями, суждениями. Освоение моделей общения, включающих
Дискуссию, неизбежно связано с работой над изменением собственной
Личности в сторону дискуссионной культуры, которой так недостает в
Окружающем нас мире.
- «Родительская почта» - интересная форма работы с родителями: письменные обращения и пожелания. Собранная информация из «почтового ящика» дает мне возможность дальнейшего планирования работы с детьми, корректируя отдельные моменты.
- Создание электронного альбома - пользуется огромной популярностью среди родителей. В альбоме с помощью фотографий отражаются все режимные моменты нашей группы. Этот альбом ведется с младшей по подготовительную группу, а к выпуску детей из детского сада расформировывается в маленькие электронные фотоальбомы – подарки для выпускников. На протяжении четырех лет родители не только слышат, но и имеют возможность видеть, чем занимаются их дети в детском саду.
- Ценим и поддерживаем в группе семейные традиции – празднование Дня Рождения. Праздник своего ребенка может стать праздником и для других детей, но об этом должны позаботиться взрослые. Они готовят рассказ о ребенке, о себе, о дедушках и бабушках, приносят фотографии – все это делается вместе со своим ребенком и для всех детей группы.
В нашей группе всегда весело и интересно, потому что, каждый день мы превращаем в праздник. А праздники - особая, любимая часть нашей общей жизнедеятельности. Родители – полноправные участники таких действ – от идеи до воплощения:
· Обмен идеями, практическими советами по поводу предстоящего праздника;
· Помощь в разработке сценария;
· Поиск литературного материала;
· Разучивание стихов, песен, танцев, работа над ролью, придумывание сказок, историй;
· Подготовка отдельных номеров;
· Пошив костюмов;
· Помощь в изготовлении сюрприза и подарков;
Такой подход побуждает к творческому сотрудничеству, устраняет отчужденность, вселяет уверенность, решает многие проблемы.