ФОРМЫОБУЧЕНИЯ
1. ИНДИВИДУАЛЬНАЯ
Подразумевает взаимодействие учителя с одним учеником (репетиторство, консультации, тьюторство).
ГРУППОВАЯ
Учащиеся работают в группах, создаваемых на различных основах.
КОЛЛЕКТИВНАЯ
Предполагает работу с классом как целостным коллективом.
ИСТОРИЧЕСКИ ИЗВЕСТНЫЕ И СОВРЕМЕННЫЕ ФОРМЫОБУЧЕНИЯ
КЛАССНО-УРОЧНАЯ СИСТЕМА
Я.А. Коменский 17в.
Ø учащиеся одного возраста;
Ø единый годовой план, программы, расписание;
Ø единственное занятие – урок, он посвящен одной теме, предмету;
Ø работой учащихся руководит учитель.
Ø
+ чёткая организационная структура, простое управление, экономичность времени.
- трудность в учёте индивидуальных особенностей, затруднена связь обучения с жизнью.
БЕЛЛАНКАСТЕРСКАЯ СИСТЕМА ВЗАИМНОГО ОБУЧЕНИЯ НАЧ. XX В.
Старшие ученики, получившие знание от учителя, обучали тех, кто знает меньше.
+ один учитель обучает сразу много детей;
- низкое качество обучения.
МАНГЕЙМСКАЯ СИСТЕМА
(20-Е ГОДЫXX СТ.)
Ø Создавались классы, разные по уровню развития, способностям, подготовке учеников (слабые, средние, сильные). Отбор в классы определялся результатами экзаменов.
ДАЛЬТОН – ПЛАН
(ЕВРОПА, США, XX В.)
Ø Учащийся брал задание на год по каждому предмету и отчитывался по ним в установленные сроки.
Коллективная работа – 1 час в день. Остальное время – индивидуальная работа в предметных мастерских, лабораторных, консультации с учителями. В СССР – с. 20- х по 32 гг. XX ст
ТРАМПА – СИСТЕМА 50 ГГ. XX В.
Ø Лекции с применением технических средств – 100- 150 учеников (40 % времени).
Ø Работа в группах – 10-15 учеников (20 % времени).
Ø Индивидуальная работа в школьных кабинетах (40 % времени).
Ø Классов нет, малые группы меняют свой состав.
Ø “ Неградуированные классы ”.
УРОК - форма организации обучения с группой учащихся одного возраста, постоянного состава, по твёрдому расписанию и с единой для всех программой обучения.
ТИПЫУРОКОВ |
Ø Урок овладения новыми знаниями; |
Ø Комбинированные уроки, на которых решается несколько дидактических задач; |
Ø Урок формирования и совершенствования умений и навыков; |
Ø Контрольно – проверочные уроки; |
Ø Урок общения и систематизации знаний. |
СРЕДСТВА ОБУЧЕНИЯ- ЭТО ИСТОЧНИК ПОЛУЧЕНИЯ ЗНАНИЙ, ФОРМИРОВАНИЕ УМЕНИЙ.
Классификация средств обучения (В. Оконь) | |
Простые средства: | Сложные средства: |
Словесные: учебники и др. тексты; | Механические визуальные приборы, диаскоп, микрофон, кодоскоп и пр. |
Простые визуальные средства: реальные предметы, модели, картины и пр. | Аудиальные средства: проигрыватель, магнитофон, радио. |
Аудиовизуальные: звуковой фильм, TV, видео. | |
Средства, автоматизирующие процесс обучения: лингвистические кабинеты, компьютеры, информационные системы, телекоммуникационные сети. |
Методы обучения
Методы обучения – это методы совместной деятельности учителя и учеников, направленное на решение задач обучения.
Метод – это путь, способ продвижения к истине, к ожидаемому результату.
Я.А. Коменский: «Все, что только возможно, предоставлять для восприятия чувствами: видимое, для восприятия зрением; слышимое – слухом; запахи-обонянием; подлежащее вкусу - вкусом; доступное осознание - путем осознания …»
И.Г. Песталоцци: «Мой метод в основном базируется на организации последовательного ряда искусственных приемов, имеющих целью общее и гармоничное развитие природных задатков человеческого ума...»
Составной частью метода является прием. В зависимости от ситуации приемы могут играть роль метода, а метод может стать отдельным приемом в рамках другого метода. Многообразие сочетания приемов составляют методики преподавания.
Словесные методы – позволяют в короткий срок передать большую по объему информацию, поставить перед учащимися проблемы и указать их решения, активировать воображение и чувство учащихся.
По характеру учебно-познавательной деятельности