СУЩНОСТЬ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ПРОЦЕССА.




 

Педагогический процесс (образовательный процесс) - это целостная динамическая система, направленная на реализацию цели педагогической деятельности — образование человека.

Основные характеристики педагогического процесса: целенаправленность, обусловленность педагогического процесса внешними и внутренними факторами, целостность, системность, организуемость, непрерывность, цикличность, межсубъектность.

Структура педагогического процесса представлена следующими основными компонентами:

1. целевой — включает в себя цели (стратегическую и тактические) и задачи, которые могли бы быть определены как подчиненные (локализованные) цели, реализуемые в определенных условиях;

2. содержательный — определяет всю совокупность формируемых отношений, ценностных ориентации, опыта деятельности и общения, знаний;

3. деятельностный — характеризует формы, способы, средства организации и осуществления воспитательного взаимодействия, направленного на реализацию целей и задач, освоение содержания педагогического процесса;

4. результативный — достигнутые результаты и степень эффективности педагогического процесса, обеспечивает управление качеством воспитательно-образовательной деятельности;

5. ресурсный— отражает социально-экономические, нравственно-психологические, санитарно-гигиенические и другие условия протекания педагогического процесса, его нормативно-правовое, кадровое, информационно-методическое, материально-техническое, финансовое обеспечение.

На организацию и реализацию педагогического процесса оказывает влияние совокупность факторов: наследственность (природа человека), среда (социальные условия) и специально организованное педагогическое взаимодействие (сущность воспитания и обучения).

Эти факторы проявляются в закономерностях педагогического процесса.

Закономерности педагогического процесса – это объективные, существенные, повторяющиеся связи между педагогическими явлениями, процессами, определяющими их развитие.

В такой сложной, большой и динамичной системе, как педагогический процесс, проявляется большое количество разнообразных связей и зависимостей. Наиболее общие закономерности педагогического процесса следующие:

‑ динамика педагогического процесса предполагает, что все последующие изменения зависят от изменений на предыдущих этапах, поэтому педагогический процесс носит многоступенчатый характер – чем выше промежуточные достижения, тем весомее конечный результат (закономерность прироста достижений);

‑ темп и уровень развития личности в педагогическом процессе зависят от наследственности, среды, средств и способов педагогического воздействия (закономерность влияния факторов, закономерность взаимосвязи обучения, воспитания и развития);

‑ эффективность педагогического воздействия зависит от управления педагогическим процессом (закономерность управляемости);

‑ продуктивность педагогического процесса зависит от действия внутренних стимулов (мотивов) педагогической деятельности, от интенсивности и характера внешних (общественных, моральных, материальных) стимулов (закономерность мотивированности);

‑ эффективность педагогического процесса зависит, с одной стороны, от качества педагогической деятельности, с другой стороны – от качества собственной учебной деятельности учащихся (закономерность взаимосвязи образования и самообразования);

‑ педагогический процесс обусловлен потребностями личности и общества, материально-техническими, экономическими и другими возможностями общества, морально-психологическими, санитарно-гигиеническими, эстетическими и другими обстоятельствами, при которых он осуществляется (закономерность социальной и др. обусловленности).

Описанные выше закономерности находят свое конкретное выражение в принципах педагогического процесса. В современной науке принципы – это основные, исходные положения к.-л. теории, основные правила поведения, действия.

Принципы целостного педагогического процесса отражают основные требования к организации педагогической деятельности, указывают ее направление, а в конечном итоге помогают творчески подойти к построению педагогического процесса.

В современных педагогических системах выделяются следующие наиболее общие принципы обучения и воспитания обучающихся (воспитанников):

1. Принцип гуманистической направленности педагогического процесса.

2. Принцип демократизации образования.

3. Принцип природосообразности.

4. Принцип культуросообразности.

5. Принцип наглядности.

6. Принцип сознательности и активности обучающихся (воспитанников).

7. Принцип доступности и посильности обучения и воспитания личности.

8. Принцип связи теории с практикой, обучения и воспитания с жизнью.

9. Принцип прочности и осознанности результатов воспитания, обучения и развития.

10. Принцип систематичности и последовательности.

Педагогический процесс является органическим единством процессов обучения, воспитания и развития. Сущность его состоит в передаче социального опыта старшими и усвоении его подрастающими поколениями посредством их взаимодействия.

Основные функции педагогического процесса:

‑ образовательная — формирование мотивации и опыта учебно-познавательной и практической деятельности, освоение основ научных знаний, ценностных ориентации и отношений;

‑ воспитательная — формирование определенных качеств, свойств и отношений человека;

‑ развивающая — формирование и развитие психических процессов, свойств и качеств личности.

Все три функции выступают в органическом единстве: в процессе обучения решаются задачи воспитания и развития (Л. С. Выготский указывает на то, что обучение должно опережать развитие); воспитание объективно способствует образованию и развитию; развитие создает благоприятные предпосылки для обучения и воспитания.

В развитии всех педагогических процессов можно легко обнаружить одни и те же этапы. Этапы - это не составные части, а последовательности развития процесса. Главными этапами можно назвать подготовительный, основной и заключительный.

Основными этапами педагогического процесса являются:

целеполагание — подготовительный этап — организация педагогического процесса (целеполагание; диагностика; прогнозирование; проектирование; планирование);

На этапе целеполагания, т.е. подготовки педагогического процесса создаются надлежащие условия для его протекания в заданном направлении и с заданной скоростью. На этом этапе решаются следующие важные задачи:

обоснование и постановка цели,

диагностика условий,

прогнозирование, проектирование и планирование развития процесса.

целеосуществление — основной этап — осуществление педагогического процесса (педагогическое взаимодействие; обратная связь; диагностика, контроль, регулирование и корректировка деятельности);

Этап целеосуществления, т.е. осуществления педагогического процесса - основной этап, в котором выделяют следующие взаимосвязанные элементы:

постановка и разъяснение целей и задач предстоящей деятельности;

взаимодействие педагогов и учеников;

использование намеченных методов, средств и форм педагогического процесса;

создание благоприятных условий;

осуществление разнообразных мер стимулирования деятельности школьников;

обеспечение связи педагогического процесса с другими процессами.

анализ и оценка результатов — заключительный этап — анализ результатов педагогического процесса (выявление степени достижения целей, оценка результатов и ошибок; анализ причин достижений и отклонений; определение мер по совершенствованию обучения, воспитания, подготовки).

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-08-08 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: