Раздел III. Специальная психология




Специальная психология. Предмет, цели, задачи, принципы и методы специальной психологии. Отрасли специальной психологии – олигофренопсихология, тифлопсихология, сурдопсихология, логопсихология, психология детей с задержкой психического развития (ЗПР), нарушениями опорно- двигательного аппарата. Категория развития в специальной психологии.

Психическое развитие и деятельность. Понятие аномального развития (дизонтегенеза). Параметры дизонтогенеза. Типы нарушения психического развития: недоразвитие, задержанное развитие, поврежденное развитие, искаженное развитие, дисгармоничное развитие.

Понятие «ребенок с ограниченными возможностями здоровья». Специфика адаптации детей с отклонениями в развитии к условиям обучения и воспитания в системе образования. Система учреждений для детей с нарушениями в развитии.

Сущность аддиктивного поведения. Виды аддиктивного поведения.

Сущность девиантного поведения. Виды норм и особенности отклоняющегося от данных норм поведения. Варианты отклоняющегося поведения по В.В. Ковалеву. Социальная природа девиации.

Особенности девиации у несовершеннолетних. Несовершеннолетние как дети «группы риска». «Трудные» школьники из неформальных групп общения.

Раздел IV. Инклюзия в образовании

Философия, методология и нормативно-правовая база инклюзивного образования в образовательных организациях. Понятие и основные принципы инклюзивного образования. Основные понятия инклюзии.

Приоритеты и условия эффективной инклюзии различных категорий детей. Социальная адаптация как основной приоритет инклюзивного образования детей с различными вариантами дизонтогенеза.

Развитие коммуникативных компетентностей как один важнейших приоритетов инклюзии. Преодоление и профилактики искусственной изоляции семьи ребенка с ОВЗ. Особенности инклюзивного образования в различных странах.

Субъект инклюзии – ребенок с особыми образовательными потребностями. Социальный подход к пониманию инвалидности. Принципы инклюзии как философская проблема. Особенности восприятия инвалидности и положение в обществе детей с ОВЗ. Медицинская, традиционная и социальная модели восприятия инвалидности в обществе. Социальный подход к пониманию инвалидности. Семья ребенка инвалида как группа риска по социальной инвалидности и маргинализации.

Правовые основы и нормативные документы сопровождения детей с ОВЗ в образовательных учреждениях. Организационные формы инклюзии. Правовые основы организации инклюзивного процесса. Готовность педагогического коллектива как одно из условий возможности организации инклюзии.

Общие подходы к типологизации отклоняющегося развития. Современные представления об общих и специфических закономерностях развития. Трехкомпонентная модель анализа психического развития. Ее применимость к анализу вариантов дизонтогенеза. Основные типологические группы отклоняющегося развития. Особенности психического развития различных категорий детей, относимых к отклоняющемуся развитию.

Основная литература

Нормативно-правовые источники

Указ Президента РФ от 1 июня 2012 г. N 761 «О Национальной стратегии действий в интересах детей на 2012–2017 годы» [электронный ресурс]. Режим доступа: https://base.garant.ru/70183566/ (дата обращения 27.03.2014)

Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 декабря 2010 г. № 1897 [электронный ресурс]. Режим доступа: https://www.rg.ru/2010/12/19/obrstandart-site-dok.html (дата обращения 27.03.2014)

Федеральный закон от 29.XII.2012 №273-ФЗ (ред. От 03.02.2014) «Об образовании в Российской Федерации» [электронный ресурс]. Режим доступа: https://base.garant.ru/70291362/ (дата обращения 27.03.2014)

Государственная программа Российской Федерации «Развитие образования» на 2013–2020 годы (утв. распоряжением Правительства РФ от 15 мая 2013 г. N 792-р) [электронный ресурс]. Режим доступа: https://base.garant.ru/70379634/ (дата обращения 27.03.2014)

О концепции интегрированного обучения лиц с ограниченными возможностями здоровья (со специальными образовательными потребностями) – Письмо Минобразования РФ от 16.04.2001 N 29/1524-6 [электронный ресурс]. https://base.garant.ru/ 834/378/ (дата обращения 08.11.2015)

О создании условий для получения образования детьми с ограниченными возможностями здоровья и детьми-инвалидами – Письмо Министерства образования и науки РФ от 18.04.2008 № АФ-150/06 [электронный ресурс]. https://base.garant.ru/804182 (дата обращения 08.11.2015)

Об интегрированном воспитании и обучении детей с отклонениями в развитии в дошкольных образовательных учреждениях» - Письмо Минобразования РФ от 16 января 2002 года N 03-51-5ин/23-03 [электронный ресурс]. https://base.garant.ru/ 804186 (дата обращения 08.11.2015)

 

Учебники, учебные пособия и монографии

Екжанова Е. А. Коррекционно-развивающее обучение и воспитание / Е. А. Екжанова, Е. А. Стребелева. – М., 2005

Зимняя, И.А. Воспитательная деятельность как объект анализа и оценивания / А.И. Зимняя. - М., 2003.

Ильин Е.П. Психология для педагогов: учеб. пособие для студентов вузов / Е.П. Ильин.-М., 2012.

Интегрированное обучение детей с ограниченными возможностями в обществе здоровых детей / Ф.Л. Ратнер, А.Ю. Юсупов. – М., 2006

Корепанова М.В. Основы педагогического мастерства: учеб. пособие для студентов вузов / М.В. Корепанова, О.В. Гончарова, И.А. Лавринец. - М., 2010.

Краевский В.В. Основы обучения: Дидактика и методика: учеб. пособие для студентов вузов / В.В. Краевский, А.В. Хуторской. - М., 2008.

Кукушин В.С. Введение в педагогическую деятельность / В.С. Кукушин.-М., 2010.

Левченко И.Ю., Приходько О.Г. Технологии обучения и воспитания детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата: учеб. пособие. - М., 2001

Лельчицкий И.Д. Школьное образование и образ учителя в России. Вторая половина XIX – начало ХХ века: учеб. пособие /И.Д. Лельчицкий, В.М. Лобзаров, Т.А. Журавлева, Н.С. Марков. – Тверь, 2014.

Леонгард Э.И., Самсонова Е.Г., Иванова Л.И. Нормализация условий воспитания и обучения детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях инклюзивного образования. Методическое пособие. Инклюзивное образование. Выпуск 7.- М., 2011.

Малофеев Н.Н. Особый ребенок – вчера, сегодня, завтра. Образование и психолого- педагогическая помощь детям с ограниченными возможностями здоровья в ХХ1 веке: учебное пособие. – М., 2007.

 

Малофеев Н.Н. Специальное образование в меняющемся мире. Европа. учеб. пособие для студентов пед. вузов. – М., 2009

Мардахаев Л.В. Социальная педагогика: основы курса: учебник для вузов и ссузов / Л.В. Мардахаев. М., 2014.

Обухова Л.Ф. Возрастная психология: учеб. для студентов вузов / Л.Ф. Обухова.-М., 2010.

Общая психология: учеб. пособие для студентов вузов / И.Г. Антипова и др.; под общ. ред. проф. Е.Н. Рогова. 3-е изд., испр. и доп.-М., 2008.

Панфилова А.П. Взаимодействие участников образовательного процесса: учебник для бакалавров / А.П. Панфилова. - М., 2014.

Панфилова А.П. Инновационные педагогические технологии. Активное обучение: учеб. пособие для студентов учреждений высшего профессионального образования / А.П. Панфилова. 2-е изд.-М., 2011.

Педагогика: учеб. для студентов вузов / П.И. Пидкасистый и др.; под ред. П.И. Пидкасистого.-М., 2010.

Подласый И.П. Педагогика. Теоретическая педагогика и практическая педагогика: учебник для бакалавров / И.П. Подласый.-М., 2012.

Подласый И.П. Педагогика. В 2 томах. Т.1 Теоретическая педагогика / Подласый И.П. М., 2013.

Педагогика: учеб. для студентов вузов /Под ред. В. Сластенина, Л. Подымовой М., 2012.

Попов В.А. История педагогики и образования: учеб. пособие для студентов вузов / В.А. Попов; под ред. В.А. Сластенина- М., 2010.

Реабилитация и образование особого ребенка: От прогрессивных законов к их реализации/ В. Бациев, Р. Дименштейн, В. Корнеев, И. Ларикова. – Издание2-е,исправленноеидополненное. – М., 2004.

Селиванов В.С. Основы общей педагогики: Теория и методика воспитания: учеб. пособие для студентов вузов / В.С. Селиванов; под ред. В.А. Сластенина.-М., 2004. (Высшее профессиональное образование)

Сластенин В.А. Педагогика: учеб. для студентов вузов / В.А. Сластенин, И.Ф. Исаев, Е.Н. Шиянов. 10-е изд., перераб. - М., 2011.

Специальная педагогика / Под. ред. Н.М.Назаровой. - М., 2000

Травина С.А. Возрастная и педагогическая психология / С.А. Травина. - Тверь, 2010.

Дополнительная литература

Давыдов, В.П. Методология и методика психолого-педагогического исследования: учеб. пос. / В.П. Давыдов, П.И. Образцов, А.И. Уман.-М., 2006.

Загвязинский, В. И. Педагогика / В. И. Загвязинский, И. Н.Емельянова.-М., 2011.

Загвязинский, В.И., Методология и методы психолого-педагогического исследования / В.И. Загвязинский, Р. Атаханов.-М., 2006.

Лельчицкий И.Д. Культурно-антропологическая идея профессионально-личностного становления преподавателя в классическом университете / И.Д. Лельчицкий, В.А. Ершов, С.Ю. Щербакова. – Тверь, 2010.

Мастюкова Е.М. Лечебная педагогика: Ранний и дошкольный возраст: Советы педагогами родителям по подготовке к обучению детей с особыми проблемами в развитии. – М., 1997.

Назарова Н.М. Закономерности развития интеграции как социального и педагогического феномена// Компенсирующее обучение: опыт, проблемы, перспективы.-М., 1996.

Назарова Н.М. Истоки интеграции: уроки для будущего // В сб.: «Ребенок в современном мире». - СПб., 2008.

Никольская О.С. Аффективная сфера человека. Взгляд сквозь призму раннего детского аутизма. – М., 2000.

Никольская О.С., Баенская Е.Р., Либлинг М.М. Аутичный ребенок. Пути помощи. — М., 1997.

Нормализация жизни в закрытых учреждениях для людей с интеллектуальными и другими функциональными нарушениями. Теоретические основы и практический опыт./ Под ред. К. Грюневальд.- СПб., 2003

Обучение детей с проблемами в развитии в разных странах мира: Хрестоматия /сост. Л.М.Шипицына. - СПб., 1997.

Организация развивающей личностно-ориентированной среды для детей дошкольного и младшего школьного возраста: научно-практические рекомендации/ под ред. А.А. Аксёнова. – Коломна, 2004.

Семаго М.М., Семаго Н.Я., Аверина И.Е. Определение образовательного маршрута ребенка с ОВЗ на психолого-медико-педагогической комиссии ресурсного центра по развитию инклюзивного образования// Психологическая наука и образование. - 2011. - №3. – C. 50-58

Хорошева Е.В. Личностные ресурсы родителя ребенка, посещающего инклюзивную группу ДОУ // Психологическая наука и образование. [Электронный ресурс] – 2011. №3. – C. 106-113. – URL: https://edu-open.ru/Default.aspx?tabid=181 (дата обращения01.08.2011).

Хуторской А.В. Педагогическая инноватика / В.А. Хуторской.-М., 2008.

Эмих Н.А. Современное российское образование: формирование ценностных приоритетов / Н.А. Эмих.-М., 2011.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2018-01-08 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: