Лаборешникова ОксанаИвановна, учитель русского языка и литературы МОУ «СОШ №2 г. Верхнеуральска» Челябинской области




Лингвистическая игра «Всякая всячина».

Внеклассное мероприятие по русскому языку для обучающихся 5 класса.

 

Лаборешникова ОксанаИвановна, учитель русского языка и литературы МОУ «СОШ №2 г. Верхнеуральска» Челябинской области

 

Лингвистическая игра "Всякая всячина"

Данное внеклассное мероприятие проводится в рамках предметной недели по русскому языку.

Цели:

Обучающие цели:

1. Обобщить изученный материал по основным разделам русского языка (фонетика, орфография, синтаксис, пунктуация).

2. Формировать умения применять полученные знания на практике.

3. Отрабатывать навыки использования раздаточного материала.

Развивающие цели:

1. Развивать логическое мышление, познавательный интерес, творческую активность учащихся.

2. Развивать культуру речи учащихся на внеклассных мероприятиях.

Воспитывающие цели:

1. Воспитывать умение работать в группах.

2. Воспитывать любовь к родному языку.

Оборудование:

1. Раздаточный материал.

2. Компьютерная презентация “Всякая всячина”.

3. Набор красных и зеленых карточек для оценки ответов учащихся.

Ход игры.

- Добрый день, добрый день, дорогие друзья! Здравствуйте! На волнах Южного Урала канал МОУ СОШ№ 2, в эфире игра “Всякая всячина” в первый и последний раз в этом сезоне.

Тема лингвистической игры – “Русский язык. Синтаксис и фонетика, орфография и пунктуация”.

Наши участники – самые любознательные, самые знающие команды – «Знатоки», «Всезнайки». Наши гости и жюри – ваши классные руководители. Итак, в путь.

Чтоб коленки не дрожали и вы как можно лучше отвечали, РАЗМИНОЧКА!

1.Разминка. (элементы “Слабого звена”)

Чтобы заработать максимальное количество баллов, каждая команда должна выстроить цепочку из семи правильных ответов. За каждый правильный ответ вы получаете 1 балл.

- Как называются звуки, состоящие только из голоса? (гласные)

- Есть ли буква “фэ”? (нет)

- Перед союзом а …..(продолжить фразу)

- Как каплю превратить в цаплю? (поменять 1ю букву)

- Прямая речь выделяется… (кавычками)

- Чем кончается день и ночь? (ь)

- Пунктирной линией подчёркивается (дополнение)

- Главные члены предложения – это (подлежащее и сказуемое)

- Какое окончание состоит из первой и последней букв алфавита? (ая)

- В конце вопросительного предложения ставится (?)

- Назовите последнюю букву алфавита (я)

- [ч`] – согласный, глухой,… (мягкий)

- Фонетика изучает… (звуки речи)

- Из главного и зависимого слова состоит… (словосочетание)

- Солнце яркое. Это предложение или словосочетание? (предложение)

- Сколько слогов в слове яма? (2)

- Гласных букв 10, а гласных звуков… (6)

- [г]: [к] = [д]: ([т])

- Назовите слово, в котором 6 согласных и одна гласная (всплеск)

- [ш] звонкий или глухой? (глухой)

- В начале слова буква я обозначает (2 звука - [й`а])

Слово жюри: В этом раунде “Знатоки ” получают …. баллов, “Всезнайки ” …

Дрожь в коленочках уняли вот и дальше побежали.

2. Перед вами слайд. На нём спряталось хорошо знакомое вам слово. Право ответа получает та команда, которая набрала больше очков. Называют первую букву или целое слово.

Задание. Какое слово состоит из 3-х слогов, а указывает на 33 буквы? (азбука)

Слово жюри: Общий счёт:

3.Самый внимательный.

Молодцы! А теперь посмотрим, хорошо ли вы знаете алфавит и насколько вы внимательны. Максимальное количество баллов – 5. Чтобы правильно ответить на вопрос, внимательно слушаем стихотворение Б. Заходера “Песенка-азбука”.


Тридцать три родных сестрицы,

Писаных красавицы,

На одной живут странице,

А повсюду славятся!

К вам они сейчас спешат,

Славные сестрицы, Очень просят всех ребят

С ними подружиться!

А, Бэ, Вэ, Гэ, Дэ, Е, Жэ –

Прикатили на еже.

Зэ, И, Ка, эЛь, эМ, эН, О –

Дружно вылезли в окно.

Пэ, эР, эС, Тэ, У, эФ, Ха –

Оседлали петуха.

Цэ, Че, Ша, Ща, Э, Ю, Я –

Все теперь мои друзья.

Пять сестрёнок опоздали –

Заигрались в прятки.

 


Вопрос. Какие буквы опоздали? (ё, й, ъ, ы, ь)

Слово жюри: В этом раунде команда … получает … Общий счёт:

4. “С чувством, с толком, с расстановкой”.

Алфавит вы знаете. Это хорошо. А вот как вы его прочитаете со знаками препинания?! (Оценивание по пятибальной системе (5, 4, 3) От каждой команды по одному представителю. Начинаем с лидера.

 

А! Б, В, Г, Д, Е: Ё, Ж, З. И? Й? К. Л. М. Н. О!! П!! Р? С? Т, У, Ф, Х!!! Ц, Ч, Ш – Щ. Ъ?! Ы, Ь! Э? Ю? Я!!!

Слово жюри: 5 баллов получает…, 4 -.., 3 - … Общий счёт:

5. Шифровка.

Русский язык – точная наука. Это каждый знает. И это сей предмет с математикой сближает.

 

- Перед вами небольшой текст. Зная порядковый номер каждой буквы (а алфавит у вас перед глазами), за 1 минуту расшифруйте закодированные предложения. Максимальное количество баллов 3. Время пошло.

 

17,18,10,23,16,5,10 12,16 14,15,6 3 4,16,19,20,10. 2,21,5,6,14 6,19,20,30 17,10,18,16,4. 14,1,26,1. (Приходи ко мне в гости. Будем есть пирог. Маша.)

 

- Одноклассники поссорились, не могут договориться, кто из них в списке первый. Вы видите 6 учеников с фамилией на “Ка”. Помогите им построиться в алфавитном порядке.

(Казаченко(1), Крылов(4), Кузьмич(6), Кузьмин(5), Крпштян(3), Кондратенко(2))

Слово жюри: В этом раунде 3 балла получает… Общий счёт:

6.Ясли.

Все мы когда-то были маленькими детьми. И понять нас могли только родители. Вспомним раннее детство. Ваша задача – угадать детские слова. Каждое угаданное слово 1б, максим. – 12 б.

Ваши слова: «Знатоки» и «Всезнайки»

Сюба (шуба) диси (часы) кулька(курица)

сяпка(шапка) иссё(ещё) каньтинька(картинка)

тани(штаны) сёська(щётка) мася(масло)

миська(мышка) колька(корка) пать(спать)

Слово жюри: Общий счёт:

7. Скороговорки.

С детскими трудностями вы справились. Справитесь ли со своими.

Напомните, что такое скороговорки и для чего они нужны.

- Верно. НО! Прежде чем произнести скороговорки, вы должны собрать их. Время пошло. У вас 1 минута.

1) Косарь Касьян косой косит сено. Не скосит Касьян-косарь покоса.

2) Вёз корабль карамель, наскочил корабль на мель. И матросы две недели карамель на мели ели.

Игра со зрителями.

- Среди болельщиков наверняка есть любители скороговорок. Я медленно читаю вам скороговорку, а вы уже быстро повторяете.

Хвала халве.

Легко? А все вместе?

Жутко жуку сидеть на суку.

От топота копыт пыль по полю летит.

Команды готовы. Что получилось?

1)Косарь Касьян косой косит сено. Не скосит Касьян-косарь покоса.

2)Вёз корабль карамель, наскочил корабль на мель. И матросы две недели карамель на мели ели.

Читаем. 1 человек от команды читает скороговорку соперника. Выбирает соперник.

По 1б. за сбор и 1б. тому, кто лучше прочтёт.

Слово жюри: Общий счёт:

8. Рисунок.

С трудными звуками разобрались, так что это задание покажется вам лёгким. На экране пять рисунков: кактус, коза, кастрюля, корова, кепка

Пятерых школьников попросили нарисовать предметы, названия которых начинаются со звука [к]. Кто не выполнил задание? (кепка [к`])

9. Составь слово.

Вы такие грамотеи, вот задание посложнее. Каждой команде выносят кубик со звуками: у, с, т, к, и.

Из этих звуков составьте как можно больше слов. Звуки повторяться в слове не могут. Каждое слово 1 балл. Не забудьте, что речь идёт о звуках, а не буквах. У вас 1 минута.

Игра со зрителями.

-Назовите слова, в которых есть 100 букв каких-либо.

(СТОг, СТОл, СТОн, СТОй, СТОя, СТОп, СТОк, СТОю)

-Называем слова, в которых несколько одинаковых гласных букв. Например, 3 о.

(дОлОтО, зОлОтО, мОлОкО, хОрОшО)

Команды готовы. Начинаем с пока проигрывающей команды. Выиграет та, у которой окажется больше слов. Слова не должны повторяться. Каждое слово 1б.

[ус], [тус], [сук], [икс], [стук], [сут], [иск], [куст]

Слово жюри: Команда … получает.. Общий счёт:

10. Чёрный ящик.

А теперь внимание – чёрный ящик.

Внимание вопрос. Какое слово принадлежит только тебе, а произносится чаще другими, чем тобой?

Что находится в ящике? (твоё имя)1балл.

Слово жюри: Общий счёт:

11. Запятая.

Фонетику вы знаете. Надеюсь, что так же хорошо вы знаете синтаксис.

Вы видите на листочках завещание правителя. Расставьте знаки препинания так, чтобы наследники не разорились.

(Перед смертью правитель оставил своим сыновьям завещание: “Поставьте на моей могиле статую золотую чашу держащую”.)

Слово жюри: 1 балл получает.. Общий счёт:

12. Чувства.

- Какие чувства может испытывать человек? Вот вам очень маленькое предложение. – Тихо.

Вы должны выразить чувства:

1 команда – радости.

2 команда – удивления.

По 1баллу.

А какая команда лучше выразит гнев? 1 балл.

Слово жюри: Общий счёт:

13. Загадки.

- Все мы любим отгадывать загадки. Ваша задача не просто отгадать, но и ответить на вопрос: какое синтаксическое явление иллюстрируют эти загадки?

Белые цветочки вечером расцветают, а утром увядают. (звёзды)

На дворе горой, а в избе водой (снег)

Зимой и летом одним цветом.(ель)

По 1б. за правильную разгадку, 1б. – за ответ

- Какое же синтаксическое явление иллюстрируют эти загадки? (однородные члены)

Слово жюри: Общий счёт:

14. Ступеньки.

И последний конкурс. Эстафета “ Ступеньки”.

6 ступенек. Вы должны подняться на 6 ступенек.

1)Найти словосочетание, в котором неправильно указано главное слово.

(ароматный цветок, верный друг, жить далеко, в нашем доме, составить гербарий)

2)Прочитать затранскрибированное слово.

([кат`онак])(котёнок)

3)Разобрать предложение.

(По небу медленно плыли пушистые облака.)

4)Вставить пропущенные буквы.

(б..гряный, уд..вительный, ед..ница, д..лина,ф..алка)

5) Расставь правильно ударение в словах:

Щавель, свекла, алфавит, фарфор, торты, банты.

6) Найти ошибку в названии букв.

(вечер – буквы: “вэ”, “е”, “ча”, “е”, “эр”)

Команда, первая поднявшаяся по ступенькам, получает 1 балл за скорость. Но! Самое главное – правильно выполнить задания. Если команда допускает ошибку на этапе, получает 0 баллов и переходит к следующей ступеньке.

Правильно выполненное задание – 1 балл. С вами идут мои помощники…. Начали.

Слово жюри: Счёт:

Молодцы, ребята! Порадовали себя и своих классных мам успехами.

Награждение команд.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-12-05 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: